СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа «Безработица как социальное явление» по учебному предмету «Обществознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «Безработица как социальное явление» по учебному предмету «Обществознание»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 13












Проектная работа

«Безработица как социальное явление»

по учебному предмету «Обществознание»








Выполнила: Анастасия Акатьева,

ученица 12 А класса

Научный руководитель: З.Б. Кираманова,

учитель истории и обществознания









Уфа, 2023 год




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Занятость и безработица………………………………………......6

1.1. Безработные и занятые в России……………………………………..6

1.2. Виды безработицы…………………………………………………….10

1.3. Причины и последствия безработицы................................................. 15

ГЛАВА II. Безработица среди молодежи в РФ………………………….......19

2.1. Социологический опрос среди обучающихся и выпускников школы- интернат № 13…………………………………………………………………19

2.2. Анализ социологического опроса…………….................................... 24

2.3. Рекомендации для старшеклассников «Выбор профессионального пути».................................................................................................................... 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….36

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 37
















ВВЕДЕНИЕ

Современная ситуация в социально-экономической жизни Российской Федерации заставляют задуматься не только ученых, но и простых граждан о том, что же такое безработица, каковы её причины и можно ли ее избежать?

Безработица представляет собой экономическую проблему, которая оказывает прямое воздействие на каждого человека. Безработица оказывает влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в государстве. Данная ситуация остается в центре внимания и населения страны и научной общественности.

У современной молодежи отсутствует мотивация к получению рабочих профессий и специальностей. В службу занятости обращаются в основном те безработные, которые, как правило, владеют одной специальностью, длительное время не повышают свою квалификацию, не знают основ рыночной экономики и рынка труда, новых профессиональных требований, не коммуникативные. Что касается молодежи, то здесь добавляется отсутствие опыта и низкий профессионализм.

Лицо безработицы многообразно. Для того, чтобы адекватно преодолевать ее негативные последствия, снижать ее уровень, необходимо точно знать, с каким видом безработицы мы имеем дело, какова ее специфика и причины возникновения, и какие нужно принять меры, чтобы оздоровить рынок рабочей силы.

Данная проектная работа посвящена безработице и занятости населения, её причинам, видам и последствиям. В настоящее время эта тема актуальна, потому что проблема занятости и безработицы стала одной из важных социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. И, к сожалению, в начале нового XXI века эта проблема не исчезла. Можно даже сказать, что она приобрела новую окраску и стала более выраженной.

Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.1

Цель работы: изучение уровня профессионального самоопределения старшеклассников и выпускников школы - интернат № 13.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по теме исследования;

2. Изучить понятия «безработные» и «занятые»;

3. Рассмотреть виды безработицы;

4. Определить причины и последствия безработицы;

5. Провести социологический опрос среди старшеклассников и выпускников школы - интернат № 13;

6. Разработать рекомендации для старшеклассников «Выбор профессионального пути».

Гипотеза проектной работы состоит в предположении, что уровень безработицы зависит от низкого уровня профессионального самоопределения старшеклассников.

Объект исследования проектной работы – старшеклассники и выпускники школы - интернат № 13.

Предмет исследования – безработица молодёжи.

Методы исследования: работа со справочной литературой, социологический опрос в форме анкетирования, сравнение, графический анализ, сопоставление полученных данных.

Срок работы над проектом: сентябрь 2022 год – март 2023 год

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Структура проектной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.



Глава. 1.Занятость и безработица

    1. Безработные и занятые в России


Занятость населения - это распределение населения на базе общественного разделения труда согласно различным отраслям общественно полезной деятельности, как в материальном производстве, так и индивидуальном хозяйстве (в бытовом или подсобном). Иными словами, это степень участия трудоспособного населения в общенародном хозяйстве, которая гарантирует потребности населения в работе или рабочих местах, то есть в труде как в источнике средств существования.

С экономической точки зрения занятость населения - это деятельность, которая направлена на удовлетворение собственных и общественных потребностей и, как правило, приносящая доход в виде заработной платы, содержания, дополнительных пособий, натуральных выплат.

Различают полную, неполную, частичную первичную и вторичную занятость.

Полная занятость - это деятельность в течение полного рабочего дня (недели, сезона), приносящая доход в нормальных для рассматриваемого региона размерах.

Неполная занятость - это занятость конкретного лица в течение неполного рабочего времени, или с неполной оплатой, либо с неполной эффективностью.

Выделяют видимую и невидимую формы неполной занятости.

Видимая неполная занятость - это в основном статистическое понятие, которое можно непосредственно измерить с помощью данных о заработной плате, отработанном времени или путем специальных выборочных исследований.

Невидимая полная занятость преимущественно аналитическое понятие, отражающее основательное нарушение равновесия среди рабочей силой и другими производственными факторами. Характерными признаками невидимой (скрытой) неполной занятости могут являться низкие доходы, неполное использование профессиональной компетентности или же низкая производительность труда рабочих.

Частичная занятость добровольная неполная занятость.

Первичная занятость это занятость по основному месту работы или учебы, соответственно вторичная занятость это занятость, связанная с совместительством2.

К занятым в экономике принадлежат лица, которые в отчетном периоде исполняли работу по найму за вознаграждение, а кроме того приносящую доход работе не по найму, работу в семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, с целью которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по всевозможным обстоятельствам (ежегодный отпуск, академический отпуск, заболевание, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Люди пенсионного возраста, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, в случае если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в муниципальной и сельской местности, по уровню образования, по наличию навыка трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, завершение срока временной или сезонной работы, по своему желанию, другим причинам)3.

Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (ежемесячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные сведений малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по вопросам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.

Как же можно измерить безработицу? Как правило, она измеряется не по ее отдельным видам, а в целом, как явление. Для этого используется такой показатель, как уровень (норма) безработицы.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором доля трудоспособного населения не находит применения собственному труду, не получает работу, причиной считается превышения количества стремящихся отыскать работу над числом имеющихся рабочих мест4.

Итак, к безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.

Следует иметь в виду то, что безработица является естественной и неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Для ее характеристики обычно используют два основных показателя, которые могут показать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда:

- уровень безработицы — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;

- продолжительность безработицы – промежуток времени, в течение которого лицо не имеет работы.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших прежнюю работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.



    1. Виды безработицы

Безработица, по определению Международной организации труда, это  «наличие в стране контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих работу в рассматриваемый период».5

По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.          

 Следует иметь ввиду, что безработица является естественной и неотъемлемой частью рыночного хозяйства. Для ее характеристики обычно используют два основных показателя, которые могут показать объективную картину экономической нестабиль­ности на рынке труда6:  

 Уровень безработицы – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения; ·       

 Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течение, которого лицо не имеет работы. Для решения проблемы безработицы важно определить тип безработицы и ее действительные размеры.

 Существует множество классификаций безработицы. Это разнообразие объясняется неодинаковостью подходов к исследованию безработицы. Например, при исследовании причин безработицы может использоваться одна классификация, а при выявлении методов ее сокращения – другая. 

Виды безработицы:

Фрикционная безработица порождается непрерывным перемещением населения с одного региона (города, поселка) в другой, сменой профессии, этапов жизни (обучение, деятельность, а также рождение ребенка и забота за ним). Безработица, образующаяся согласно этим мотивам, рассматривается как добровольная, так как люди самостоятельно меняют место жительство, работу, профессию, принимают решение учиться, либо заводить детей по своему желанию7.

Фрикционная безработица существует всегда, она неизбежна, но и недостаточно длительная. Значительной особенностью такой безработицы является то, что люди, разыскивающие работу, владеют нужной квалификацией, профессиональной подготовкой и умениями. В их возможности существует спрос со стороны компаний. Добровольная безработица возникает в том случае, если человек не хочет работать в этой компании за низкую заработную плату, по неудобному графику, если никак не сформировались хорошие взаимоотношения в коллективе, либо с начальством, или работа находится далеко от дома.

Структурная безработица возникает вследствие несовпадения спроса на рабочую силу и предложения труда, связанного с изменениями в технологии, технике и структуре производства, структуре потребительского спроса.

Действие этих факторов порождает и структурные изменения в спросе на рабочую силу (как известно из курса микроэкономики, спрос на труд имеет производный характер), в результате структура рабочих мест никак не соответствует профессионально-квалификационной структуре рабочей силы.

Под влиянием технологических изменений спрос на определенные виды специальностей стремительно падает, и работодатели ищут профессионалов с новыми специальностями. К примеру, в нынешних обстоятельствах ни одному человеку не нужны услуги секретаря-машиниста, так как появились компьютеры. И с целью этого, чтобы секретарь - машинист снова стал востребованным, ему нужно переквалифицироваться в программиста, то есть освоить новейшие умения использования компьютера. Помимо этого, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, также вызванные сдвигами в структуре экономики регионов и неравномерностью экономического развития территорий. В результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население. Иногда такую безработицу называют территориальной. Структурная безработица обладает наиболее продолжительный характер. Фрикционные безработные, как правило, имеют вероятность получить работу без дополнительной переподготовки, так как спрос в их профессии сохраняется, а структурным безработным требуется не только переподготовка, но порой и смена места жительства.

Циклическая безработица — это изменения численности безработных в зависимости от экономических подъёмов (оживлений) и спадов (рецессий). В период рецессий безработица увеличивается, а в период экономических оживлений спадает.

Таким образом, причиной циклической безработицы считается спад производства из-за рецессии падает спрос на продукцию, за этим понижается спрос на труд и зарплата также имеет тенденцию к понижению. Экономика и политика считаются инструментами для предотвращения/смягчения последствий (в том числе и безработицы) во время рецессий.

Сезонная безработица данный тип безработицы незначительно схож с циклической. В некоторых видах деятельности существуют периоды регресса деловой активности, что приводит к временным увольнениям (например: в сельскохозяйственной деятельности или в отраслях, связанных с туризмом). Но это не считается проблематичным, т. к. общество в подобных профессиях зачастую к этому подготовлены и знают, что получат работу по истечении какого-то определённого срока (как например, с началом туристического сезона) нерегистрируемый тип часть активного населения, которая идет работу, но не обращается в центр занятости.

Так же существует формы безработицы.

Открытая безработица — это полная потеря работы, а также прибыли. Например, уволенный с работы работник не способен найти новое место и встает на учет по безработице. Открытая безработица делится на два типа: регистрируемый тип часть населения, которая обратилась за помощью в поиске работы к социальным фондам, встала на учет в центр занятости и получает ежемесячное социальное пособие и не регистрируемый;

Скрытая безработица явление, при котором личность официально не является безработным, но не может найти работу на полный день. В последствии он, к примеру, работает неполный день за минимальную зарплату.

Текучая безработица — это временная безработица, которая связана с неравномерным развитием различных отраслей производства и регионов из-за экономических циклов.

Застойная или долгосрочная безработица — это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы.

Она приводит к тяжелым последствиям с точки зрения материальных возможностей и эмоционального состояния безработных. При застойной безработице людям нужна помощь с переквалификацией или переездом в другой регион, где конкретное направление деятельности более востребовано8.

Таким образом, безработица представляет собой социально-экономическое явление, в соответствии с которым часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Безработные граждане наряду с занятыми образуют рабочую силу государства. В реальной экономике безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Высокий уровень фрикционной или структурной безработицы может иметь место даже в тех случаях, когда вес рынок труда находится в равновесии. Циклическая же безработица образуется в периоды спадов, когда занятость сокращается вследствие неравновесия между совокупным спросом и совокупным предложением


    1. Причины и последствия безработицы


Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни. Безработица ставит людей в нестандартные ситуации, она не только деформирует сложившийся экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести привычный образ жизни. Она качественно изменяет восприятие самих себя как личностей, разрушает необходимый уровень социальной стабильности. Безработица стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, она представлена в таблице 1.

Таблица 1- наиболее значимые социальные последствия безработицы.


Отрицательные

Положительные

Обострение криминогенной ситуации

Повышение социальной ценности рабочего места

Усиление социальной напряженности

Увеличение личного свободного времени

Рост количества физических и душевных заболеваний

Возрастание свободы выбора места работы

Увеличение социальной дифференциации

Увеличение социальной значимости и ценности труда

Снижение трудовой активности

-


Из таблицы следует, что кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

  • Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

  • Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоидентификации), затронувшей группы и занятой и незанятой части населения.

Важное место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые образовывают особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство (или государство, приближающееся к этому эталону) должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

Безработица – опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые массовые в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили)

Экономические последствия


Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Уже к началу 90-х годов более миллиона граждан, потеряв работу, лишились единственного источника дохода и оказались за чертой бедности. Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников9.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 2- наиболее значимых экономических последствий безработицы



Отрицательные

Положительные

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня

-


Из таблицы следует, что одно из значимых отрицательных последствий безработицы - нерабочее положение трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. В случае, когда экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется возможная вероятность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта10.

Увеличение, либо сокращение экономической активности являются главными факторами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости, и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

Таким образом, важнейшей задачей сейчас является поиск путей преодоления безработицы в экономике России. Возможно, начинать такой поиск следует с выявления причин возникновения безработицы.




Глава II. Безработица среди молодежи в Российской Федерации.

2.1. Социологический опрос среди обучающихся и выпускников школы - интернат 13

Для того, чтобы определить основные причины безработицы среди молодежи, мы решили провести социологический опрос среди обучающихся и выпускников школы - интернат № 13. Для опроса мы использовали тестовые задания, которые мы разработали отдельно для старшеклассников и отдельно для выпускников школы-интернат № 13.


Опросник для старшеклассников (9-12 классы)

1.Есть ли у Вас планы относительно будущей профессии?

1.Да, я уже выбрал(а) профессию и буду стараться овладеть ею;

2.Да, у меня есть соображения относительно будущей профессии, но я еще твердо не решил(а);

3.Да, но я не уверен(а), что смогу добиться своей цели;

4.Нет, я еще не решил(а).

2.Хорошо ли Вы знаете, какие возможности устроиться на работу, или поступить учиться имеются в вашем городе (селе)?

1.Да, знаю очень хорошо;

2.В общем-то, знаю;

3.Знаю плохо;

4.Нет, пока не знаю.

3. Какое образование Вы планируете получить?

1.Ограничиться школьным образованием;

2.Дополнительно к среднему образованию закончить курсы;

3.Закончить техникум (колледж);

4.Получить высшее образование в ВУЗе.

4.В будущем Вы хотели бы?

1.Работать на производстве;

2.Работать в государственном учреждении;

3.Работать на частном предприятии или в негосударственном учреждении;

4.Открыть собственное дело;

5.Быть домохозяйкой, рантье;

6.Другой ответ_____________________________________________________

5. Готовы ли Ваши родители платить за углубленное изучение некоторых предметов или изучение дополнительных предметов?

1. Нет, на это у них нет денег;

2. Думаю, что готовы платить некоторую сумму;

3. Думаю, что готовы платить любые деньги;

4. Я не собираюсь изучать дополнительные предметы сверх обязательной программы.


Опросник для выпускников школы-интернат № 13.

1. Ваши планы по окончании колледжа/вуза?

а) пойду работать;

б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);

в) собираюсь получить образование в вузе;

г) пойду служить в армию;

д) свой вариант____________.

2.Работаете ли Вы сейчас?

а) да

б) нет

3.Что из нижеперечисленного больше всего ассоциируется у Вас с безработицей?

а) стыд

б) свобода

в) шанс начать новую жизнь

г) другое (укажите)

4.Чем лично Вас не устраивает безработица?

а) понижение социального статуса;

б) отсутствие денег;

в) узкий круг общения;

г) невозможность реализовать себя;

д) материальная зависимость от родителей;

е) ничем;

ж) другое____________.

5.Есть ли в Вашей семье безработные?

а) да

б) нет

6. Какие из указанных условий, по Вашему мнению, гарантируют получение работы?

а) престижность оконченного вуза

б) активность, «пробивные» способности

в) высокий уровень образования

г) наличие «связей»

д) опыт работы

е) личное обаяние

ж) желание работать, стремиться к улучшению работы

7.Что привлекает Вас в выбранной профессии? (Отметьте не более 3-х позиций):

  1. социальная престижность;

  2. зарплата;

  3. возможность иметь свободное время;

  4. возможность сделать карьеру;

  5. возможность развить свои способности;

  6. интеллектуальный характер профессии;

  7. возможность командовать другими;

  8. творческий характер профессии;

  9. возможность приносить людям пользу;      

  10. возможность общения с людьми;

  11. сложность профессии;

Опросник состоит из пяти и семи вопросов и суждений. На каждое из суждений предложено несколько альтернативных вариантов ответов. Данный опросник может быть рекомендован к использованию в работе со школьниками 9 - 12-х классов, выпускников и студентов для определения уровня сформированности профессиональной позиции. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. Опросник могут проводить старшеклассники, педагоги, воспитатели. Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомен­дуемое время на проведение - 20 минут. Опросник разработан на основе следующих принципов.

1.Принцип доступности информации, содержания ценностей, вопросов и заданий для восприятия и понимания ребят определённого возраста.

2.Выделение для опроса возрастных групп учащихся: старшеклассники общеобразовательной организации и студенты;

3. Посильность опросника по времени работы с ним: не более 20 минут.

В процессе исследования нами разработаны четыре уровня сформированности понятий о профессиях у школьников и студентов: высокой, средней, удовлетворительный, низкий.

Высокий уровень. У учащихся сформированы понятия о профессиях. В тестах показы знания об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии. Высок интерес учащихся к учебной и трудовой деятельности. Учащиеся отразили свое желание овладеть определенной профессией и сумели обосновать свой выбор. Они активно участвуют в трудовой деятельности, проявляют трудовые навыки на уроках. У них развиты чувство ответственности, активность, желание помочь одноклассникам в трудовом процессе.

Средний уровень. Учащиеся имеют понятия и представления о профессиях. В тестах обнаружены знания ими профессий, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к учебной и трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют требования учителя по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.

Удовлетворительный уровень. Представления учащихся о трудовой деятельности человека недостаточно полные. Названные в тестах профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Учащиеся не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только под надзором учителя.

Низкий уровень. Учащиеся не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы тестов ими проявлена несформированность понятий о профессиях.













2.2. Анализ социологического опроса

При исследовании опроса среди обучающихся 9-12 классов были получены следующие результаты:

Рис.1. Результаты опроса по вопросу «Есть ли у Вас планы относительно будущей профессии?»

Результаты опроса по первому вопросу показали, что 30% опрошенных детей определились с выбором будущей профессии. 70 % обучающихся согласно опросу сомневаются и еще не определились с выбором будущей профессии.

Рис.2. Результаты опроса по вопросу «Какое образование Вы планируете получить?»

Согласно результатам опроса по второму вопросу 53,3 % обучающихся планируют обучение в высшем учебном заведении, а 30 % опрошенных планируют закончить техникум (колледж). Ограничиться школьным образованием желают 4 % опрошенных.

Рис.3. Результаты опроса по вопросу «Хорошо ли вы знаете, какие возможности устроиться на работу, или поступить учиться имеются в вашем городе (селе)?».

По результатам опроса по третьему вопросу мы видим, что 64% опрошенных не знают о возможных вакансиях и специальностях в университетах своего города.


Рис.4. Результаты опроса по вопросу «В будущем Вы хотели бы?»

Результаты опроса по четвертому вопросу показали, что 33% опрошенных в будущем желают открыть своё дело, 30% планируют работать в негосударственных учреждениях.

Рис.5. Результаты опроса по вопросу «Готовы ли Ваши родители платить за углубленное изучение некоторых предметов или изучение дополнительных предметов?»

Результаты опроса по данному вопросу показывают нам, что 46% опрошенных не планируют изучать дополнительные предметы сверх обязательной программы и не готовы оплачивать курсы для углубленного изучения предмета.

Таким образом, в результате эксперимента было выявлено, что в основном старшеклассники коррекционной школы владеют простыми теоретическими знаниями об образовательных учреждениях села, города и региона, владеют элементарными терминами; но не в полной мере определились выбором учебного заведения. Испытывают трудности в выборе будущей профессии. У некоторых детей экспериментальной группы нет желания продолжать обучение после окончания школы.


При исследовании опроса среди студентов были получены следующие результаты:

1.Ваши планы по окончании колледжа/ВУЗа?

Рис.1. Результаты опроса по вопросу «Ваши планы по окончании колледжа/ВУЗа?»

По результатам опроса по первому вопросу, мы видим, что большинство студентов, а именно 68,2 % собираются работать, а 18,2 % планируют повышать свои знания дальше.

2.Работаете ли Вы?

Рис.2. Результаты опроса по вопросу «Работаете ли Вы сейчас?»

Результаты опроса по данному вопросу показывают нам, что из 22 двух студентов, которые участвовали в опросе 54,5% не работают во время учебы, а занимаются только образовательной деятельностью.

3. Что из нижеперечисленного больше всего ассоциируется у Вас с безработицей?

Рис.3. Результаты опроса по вопросу «Что из нижеперечисленного больше всего ассоциируется у Вас с безработицей?»


Результаты опроса по данному вопросу показывают нам, что у 36% опрошенных безработица ассоциируется со стыдом, у 18% со свободой, у 32 % со свободой.

4. Чем лично Вас не устраивает безработица?

Рис.4. Результаты опроса по вопросу «Чем лично Вас не устраивает безработица?»


Согласно результатам опроса по третьему вопросу, для 78 % студентов безработица не устраивает по причине отсутствия денег и материальной зависимости от родителей.

5. Есть ли в Вашей семье безработные?

Рис.5. Результаты опроса по вопросу «Есть ли в Вашей семье безработные?»


По результатам опроса по пятому вопросу, можно сделать вывод, что 32% в семьях, опрошенных нами студентов, есть родители, которые не работают.

6. Какие из указанных условий, по Вашему мнению, гарантируют получение работы?

Рис.6. Результаты опроса по вопросу «Какие из указанных условий, по Вашему мнению, гарантируют получение работы?»


По результатам опроса по шестому вопросу высокий уровень гарантированности получения работы для многих студентов - является желания работать, стремиться к улучшению работы.

7.Что привлекает Вас в выбранной профессии?

Рис.7. Результаты опроса по вопросу «Что привлекает Вас в выбранной профессии?»


По результатам опроса данного вопроса, мы видим, что большинство студентов в профессии привлекает зарплата, возможность приносить людям пользу и возможность развивать свои способности.

Таким образом, в результате эксперимента было выявлено, что в основном студенты владеют теоретическими знаниями; определились выбором будущей профессии. Опрошенные планируют работать после окончания учебных заведений.

2.3. Рекомендации для старшеклассников

«Выбор профессионального пути».


Некоторые старшеклассники уже знают, какая профессия им нравится, чем конкретно в будущем планируют заниматься, хотя не исключено, что в дальнейшем не раз поменяют свои планы - многое зависит от того, было их решение обдуманным или они действовали под влиянием настроения.

Большинство старшеклассников оказываются в весьма сложной ситуации. Нравится сразу несколько предметов, часто взаимоисключающих с точки зрения выбора профессии, скажем, математика и история одновременно. Некоторые школьники теряются от степени ответственности и запутанности обстоятельств, которые они обязаны принять во внимание.

Недостаточная информированность будущих выпускников о современном рынке труда; о профессиях, которые будут востребованы через определенное время. Выбирая профессию, студенты не задумываются, а будет ли данная профессия востребована через 5 или даже 10 лет?! Современный рынок труда меняется под воздействием научно-технического прогресса, появляются новые виды профессий, которые заменяют старые и требуют новых знаний и определенной квалификации.

Многие профессии, полученные молодыми специалистами, часто оказываются невостребованными на современном рынке труда. Так, например, образовательным организациям рекомендуется уменьшить набор студентов по таким направлениям как юриспруденция и экономика. Специалистов в данной области достаточно много, тогда как в IT-технологиях недостаток таких кадров.

Большинство выпускники не ознакомлены со способами грамотного поиска рабочего места, способами успешного представления себя и своих сил на собеседовании.

Мы считаем необходимым, что, находясь на этапе обучения, у старшеклассника должны быть определенные знания, касающиеся вопросов поиска работы, поведения на собеседовании, то есть те вопросы, которые непосредственно связаны с трудоустройством.

Мы разработали рекомендации для старшеклассников. Наши рекомендации не избавят старшеклассника от сложного выбора, но все же, начальная ориентировка в этом деле нужна. 

1. Разобраться в своих интересах.

Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать какой ты и, что именно ты любишь делать. Начать нужно с круга интересов. На этом этапе можно обратиться к специалисту по профориентации, который сможет подобрать для старшеклассника нужные тесты, направленные на их выявление.

2. Определиться, какие профессии соответствуют твоим интересам.

Найди справочник с профессиями, посоветоваться с близкими людьми, определяя, какие именно профессии подходят вам.

3. Разобраться, какие нужные качества у вас есть. 

Каждая профессия предъявляет свои собственные требования к человеку. Попробуйте понять, что потребует от вас ваша будущая профессия. Разберитесь, какие из этих необходимых качеств у вас есть. А если нет, хватит ли у вас желание и воли это развить в себе.

4. Куда пойти учиться?

Посмотрите в сети Интернет, какие учебные заведения готовят по вашей будущей профессии и когда в них проходят «Дни открытых дверей».

 Подготовьте вопросы, посетите несколько учебных заведений, посмотрите, где вам больше нравится климат (психологический, эстетический и т.д.), обратите внимание на то, сколько времени занимает дорога до учебного заведения, представьте в перспективе, что вам придется ездить туда каждый день по утрам.

5. Принимать участие в мероприятиях, направленных на профориентацию.

Профессиональная ориентация (выбор профессии) - система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии (с учетом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Но какие же мероприятия входят в профориентацию? К основным мероприятиям по профориентации относят:

  • Профессиональное консультирование подростков по вопросам построения их дальнейших планов;

  • Тестирования и анкетирования подростков, с целью выявления профнаправленности;

  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

  • Экскурсии в учебные заведения и на предприятия;

  • Встречи с профессиональными специалистами по конкретным профессиям;

  • Просветительские и познавательные лекции на тему проблем самоопределения;

  • Профессиональные занятия в школах;

  • Обучающие фильмы;

  • «Ярмарки» профессий.

Также, при выборе будущей профессии нельзя допускать следующих ошибок:

  • Выбор профессии «за компанию»;

  • Выбор профессии по внешнему представлению о ней;

  • Перенос отношения к человеку на саму профессию;

  • Отождествление учебного предмета с профессией;

  • Выбор исключительно по признаку престижности;

  • Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо;

  • Недостаточный учёт своих способностей;

  • Ориентация на мнение случайных людей;

  • Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков и/или игнорирование медицинских противопоказаний;

  • Ориентация на мнение родителей и близких людей;

  • Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства;

  • Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному;

  • Низкий уровень критического отношения к себе.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключение данной проектной работы можно подвести некоторые итоги. Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития. С точки зрения продолжительности безработица может иметь исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий есть увеличение смертности от болезней сердца, увеличение смертности, количество пациентов в психиатрических лечебных учреждениях, ухудшение семейных отношений, увеличение преступности и т.д., потому что люди остро испытывают не востребованность своих знаний.

В данной работе была достигнута поставленная цель и решен ряд задач:

- была изучена литература по теме исследования;

- даны определения понятиям «безработица» и «занятость населения»;

- выяснили, какие есть виды и формы безработицы;

-произведен социологический опрос среди обучающихся и выпускников школы-интернат №13;

- в работе разработаны рекомендации для старшеклассников «Выбор профессионального пути».

В результате анализа социологического опроса можно сделать вывод, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов. Предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.


























Список использованной литературы

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007. – 224с.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд.перераб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

  3. Информационно – справочное издание для поступающих в вузы «Абитуриент Сибири-2010- 2013», Новосиб., 2005- 2013.

  4. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся старших классов. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986 – 223с.

  5. Козловский О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. – 800с.

  6. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации – Ростов н/Дону: «Феникс», 2005. – 288с.

Интернет - ресурсы:

    1. http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm

    2. http://www.zarplata.ru/Article/id49/article.html

    3. http://rabota.dpt.ustu.ru/publication/worker/professn/articles.asp







Приложение1


Анкета для старшеклассников (9-12 классы)

1.Есть ли у Вас планы относительно будущей профессии?

1.Да, я уже выбрал(а) профессию и буду стараться овладеть ею;

2.Да, у меня есть соображения относительно будущей профессии, но я еще твердо не решил(а);

3.Да, но я не уверен(а), что смогу добиться своей цели;

4.Нет, я еще не решил(а).


2.Хорошо ли Вы знаете, какие возможности устроиться на работу, или поступить учиться имеются в вашем городе (селе)?

1.Да, знаю очень хорошо;

2.В общем-то, знаю;

3.Знаю плохо;

4.Нет, пока не знаю.


3. Какое образование Вы планируете получить?

1.Ограничиться школьным образованием;

2.Дополнительно к среднему образованию закончить курсы;

3.Закончить техникум (колледж);

4.Получить высшее образование в ВУЗе.


4.В будущем Вы хотели бы?

1.Работать на производстве;

2.Работать в государственном учреждении;

3.Работать на частном предприятии или в негосударственном учреждении;

4.Открыть собственное дело;

5.Быть домохозяйкой, рантье;

6.Другой ответ_____________________________________________________

5. Готовы ли Ваши родители платить за углубленное изучение некоторых предметов или изучение дополнительных предметов?

1. Нет, на это у них нет денег;

2. Думаю, что готовы платить некоторую сумму;

3. Думаю, что готовы платить любые деньги;

4. Я не собираюсь изучать дополнительные предметы сверх обязательной программы.


Ссылка на опрос старшеклассников школы-интернат № 13

https://forms.gle/uz6LUxwoF5cUGHV8A






Приложение 2


Анкета для студентов.


1. Ваши планы по окончании колледжа/вуза?

а) пойду работать;

б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);

в) собираюсь получить образование в вузе;

г) пойду служить в армию;

д) свой вариант____________.


2.Работаете ли Вы сейчас?

а) да

б) нет


3.Что из нижеперечисленного больше всего ассоциируется у Вас с безработицей?

а) стыд

б) свобода

в) шанс начать новую жизнь

г) другое (укажите)


4.Чем лично Вас не устраивает безработица?

а) понижение социального статуса;

б) отсутствие денег;

в) узкий круг общения;

г) невозможность реализовать себя;

д) материальная зависимость от родителей;

е) ничем;

ж) другое____________.


5.Есть ли в Вашей семье безработные?

а) да

б) нет


6. Какие из указанных условий, по Вашему мнению, гарантируют получение работы?

а) престижность оконченного вуза

б) активность, «пробивные» способности

в) высокий уровень образования

г) наличие «связей»

д) опыт работы

е) личное обаяние

ж) желание работать, стремиться к улучшению работы


7.Что привлекает Вас в выбранной профессии? (Отметьте не более 3-х позиций):

  1. социальная престижность;

  2. зарплата;

  3. возможность иметь свободное время;

  4. возможность сделать карьеру;

  5. возможность развить свои способности;

  6. интеллектуальный характер профессии;

  7. возможность командовать другими;

  8. творческий характер профессии;

  9. возможность приносить людям пользу;      

  10. возможность общения с людьми;

  11. сложность профессии;


Ссылка на опрос выпускников школы-интернат № 13

https://forms.gle/mRgWfrTehTZwvFXV7


1 Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.] 

2 Никифорова А.С. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991. С. 23.

3 Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М., 2012. С.56

4 Безработица. Ее причины, формы и последствия. URL: http://www.textreferat.- com/referat-2255-4.html (дата обращения: 05.03.2016).

5 Устав Международной организации труда (принят в 1919 г.) (с изм. и доп. 1972 г.) Глава I. Организация.

6 Никифорова А.С. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991. С. 23.

7 Долгова А.В. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны // Человек и труд. 2007. №8. С. 38.

8 Жулина Е.Г. Экономика труда: Учебное пособие. М., 2010. С. 208.

9 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 25.02.2016).

10 Безработица в России: молодежь в группе риска. URL: http://pan.md/news/Bezrabotitsa-v-Rossii-molodeji-v-gruppe-riska/33536 (дата обращения: 06.03.2016).