филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
основной общеобразовательной школы с. Николаевка основная общеобразовательная школа им. Н.Я. Киселёва с. Богородское
муниципального района Благовещенский район
Республики Башкортостан
Проектная работа
«Числа вокруг нас»
Выполнила:
Поликарпова Валерия,
ученица 2 класса
Руководитель:
Баширова Любовь Аркадьевна,
учитель начальных классов
апрель, 2022
Содержание
Введение _________________________________________________________ 3
Глава 1. История чисел _____________________________________________4
Глава 2. Числа в моей жизни_________________________________________5
Глава 3. Числа в моём селе __________________________________________6
Заключение ________________________________________________________8
Список литературы _________________________________________________8
Приложение ________________________________________________________9
ВВЕДЕНИЕ
Числа сопровождают человека в течение всей его жизни. Ребенок только появился на свет, как сразу измеряют его вес, рост, записывают время и дату рождения с помощью специальных значков – цифр. Мне захотелось узнать, как возникли цифры? Всегда ли числа обозначались современными цифрами? Какова роль чисел в моей жизни и жизни моего села?
Цель проекта:
собрать материал: «Моё село в числах» и книжку-малышку «История возникновения чисел».
Задачи проекта:
1. Изучить историю чисел.
2.Определить значение чисел в моей жизни.
3.Собрать материал «Моё село в числах».
4. Создать книжку-раскладушку «История возникновения чисел».
4.Представить историю «Моё село в числах» и книжку-раскладушку «История возникновения чисел» одноклассникам, родителям и ученикам школы.
Предмет исследования:
числа в повседневной жизни человека, в истории развития села Богородское.
Гипотеза:
без чисел невозможно представить себе жизнь современного человека и современного села.
ГЛАВА 1. История чисел.
История возникновения чисел очень глубокая и давняя.
Давным-давно во времена, когда у людей не было цифр и они не умели считать, как мы сейчас, у них возникало огромное количество поводов для счета. И самый простой вариант счета подсказала природа. Люди использовали пальцы рук, а при больших числах и ног, чтобы посчитать, например, количество голов скота в стаде. Это было достаточно неудобно.
Первое доказательство использования древними людьми счета — это волчья кость, на которой 30 тысяч лет назад сделали зарубки.
В Древности у разных народов существовали свои способы счета. Например, майа использовали только три обозначения: точку, линию и эллипс и записывали ими любые цифры. (Приложение №1)
В Древнем Египте около 5000 - 4000 лет до н.э. использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом, а сто тысяч — лягушкой. (Приложение №2)
А вот наши предки-славяне использовали самую сложную запись чисел. Они их записывали буквами, над которыми ставили специальный значок «титло», чтобы отличить, где написали буквы, а где цифры, и значков у них было аж 27. (Приложение №3)
Но человечество развивалось, усложнялись и подсчеты. Появилась потребность в записи чисел. Примерно в V веке до нашей эры появились первые цифры.
Говорят, что первые числа изобрели шумеры, Шумеры изобрели и так называемое клинописное письмо или клинопись. (Приложение №4)
500 лет до н.э. появились римские цифры. Римская система счисления была очень распространена в Европе, пока не придумали арабские цифры. (Приложение №5)
В пятом веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Это был набор из 9 цифр от 1 до 9.
Однако Индия была оторвана от других стран. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, и каждая цифра записывалась так, чтобы ей соответствовало количество углов. Например, в цифре 1— один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место. (Приложение №6)
Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра».
(Приложение №7)
Сейчас тоже используются разные числа. Некоторые страны, как например, арабские страны и Китай, пользуются своими особенными цифрами. Но, все-таки, наибольшее распространение получили арабские цифры, которые используют и понимают во всем мире. (Приложение №8)
ГЛАВА 2. Числа в моей жизни
Моя жизнь тоже связана с числами.
Я учусь во 2 классе, у нас 7 учеников, из них 3 девочки и 4 мальчика. Я родилась 04 июня 2015 года, в 09 часов. Мой вес был 3 кг 200 г, рост - 52 см. Когда мне было 6 месяцев, я стала сидеть. В 11 месяцев я начала ходить. В 9 месяцев у меня появился первый зуб. В 1 годик и 1 месяц я начал говорить и начала учить потихоньку счет. В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа везде:
на дверях моей и других домов;
на подъездах домов;
на зданиях;
на номерах машин;
на документах;
в магазине, на рынке – на ценниках;
в трамвае, автобусах – номера маршрутов и цифры на билетиках;
номер сиденья в театре и кино;
на страницах книг, журналов, календарей, на конвертах;
на вещах;
на деньгах;
на часах;
на дорожных знаках;
на игрушках, например, кубиках;
в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая);
в каждом дне рождения тоже есть число (1 год, 2 года, 11 лет мне, 43 года моей маме, 43 года папе);
на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники;
номера каналов в телевизоре, (1 канал, Россия 1, Россия 2,)
Также числа встречаются:
в пословицах, поговорках, загадках. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Как свои 5 пальцев. Семеро одного не ждут.
С хитрым носиком сестрица
Счет откроет…(единица).
2 кольца, 2 конца
Посередине гвоздик. )
в названиях сказок, фильмов, мультфильмов.: М. Михайлов «Два мороза»,
С Михалков «Три поросёнка»,
В. Катаев «Цветик - семицветик»,
Г. Остер «38 попугаев»,
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»,
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Мои друзья и одноклассники тоже часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись.
Таким образом, без чисел нам было бы очень трудно и неинтересно жить.
Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.
ГЛАВА 3. Числа в моем селе.
Село Богородское- Сергеево основал генерал Сергеев Пет Иванович в 1840 г
(по престольному Богородичному празднику первая половина названия, вторая половина – по его фамилии), сейчас называется село Богородское.
Дом помещика стоял на горке, где сейчас правление. В барском доме потом была школа.
18 крестьян выиграл Сергеев П.И. в карты у другого помещика, привёз и переселил сюда.
1850-х годах построили Казанско-Богородскую церковь.
1855 г была освещена Казанско-Богородская церковь.
6 колоколов было на колокольне.
В 1934 году церковь закрыли и разграбили.
С 9 декабря 1935 г по 1937 годы церковь передали под клуб.
Через 2-3 года Богородско-Сергеевская церковь была разобрана на кирпич для строительства Удельно- Дуванейской школы.
В 1938 г построили школу, но не учились в ней ни дня, она вскоре развалилась. 1 сентября 1938 г пришли школьники, сели за уроки, а стенка треснула; разломали школу и гараж построили.
Была 1 старинная столярка, там сначала был магазин Синцова Кузьмы Евдокимовича.
Повыше церкви стояла первая часовня, вторая часовня была на поле. Ходили к ней, пшеницу кропили, чтобы росла хорошо, чтобы дождик пошёл -молебствовали.
7 деревень ходили в церковь: Вишнёвка, Ягодка, Осиновый Ключ, Грунский, Малогрунский, Кирьяновский, Богородский (это дом помещика).
4 леса: Шиловский, Государственный, Мельничный ключ (мельница была), Белый ключ (родник).
1 гора высокая Шихан.
7 полян: Рожиха, Мокрая, Соловьиха, Илюшин овраг, Кирпичный дол, Сухой лог, Овраг убитого татарина.
6 улиц в селе, первая- -Калужская (все жители села- потомки переселенцев из Калужской губернии), вторая- Долгая или Пимашина, сейчас- Прудовая, третья и четвёртая- Барыкина и Осиновка, пятая- Комсомольская, ныне- Цветочная, шестая улица – Деревушка.
1 памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны
5 прудов: Большой, Поповский, Черновский. Акатьевский, Преловский.
В 1994 году начата запись богородско-сергеевских сторожилов.
Сейчас основная общеобразовательная школа носит имя Н.Я. Киселёва, в которой учится 51 ученик: из них 26 девочек и 25 мальчиков, всего 7 учителей., 5 классных руководителей, 9 кабинетов, 1 спортивный зал, 1 столовая,1 детский сад, 1 сельский совет,1 сельский дом культуры,1 правление СХПК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Числа присутствуют в нашей жизни с самого рождения. Ребенок только родился, а первые числа в его жизни уже звучат: рост, вес. Человек растет, и числа прочно входят в его жизнь, сопровождают его везде и всюду. Хоть числа произошли очень давно, их актуальность в современном мире приобретает все большее значение. Все современные технологии связаны с цифрами и называются цифровыми, вся информация и даже музыка хранится в цифровом формате.
В результате работы над проектом я узнала много нового и интересного о нашем селе. Эта информация будет полезна мне и моим одноклассникам на уроках математики и истории. Я собрала материал «Моё село в числах» и книжку-раскладушку «История возникновения чисел».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Волина, В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) / В.В. Волина. – М: Знание, 1993
Глейзер, Г.И. История математики в школе / Г.И. Глейзер. – М: Просвещение, 2004
Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – М: Художественная литература, 1989
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г. Круглов. – М: Просвещение, 1990
Петрушин, Д.С. Мир чисел. Занимательные рассказы о математике / Д.С. Петрушин. – С-Пб: МиМ-ЭКСПРЕСС, 2007
Морозан В.В. Река времени 2014г
-интернет-ресурсы
http:// ru.wikipedia.org
www.uchportal.ru
http://portfolio.1september.ru
http://animashky.ru
http://www.numbers.netai.ru
http://www.nummagic.info
http://www.megalink.ru
http://goldlara.narod.ru
http://school-collection.edu.ru
11