Тема: Проектная работа как средство развития способностей одарённых детей.
Учитель начальных классов: Водолагина Е.Ю.
27.02.2015 г
Выступление на семинаре.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Используемые понятия.
Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Творческие способности – оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов и задач.
Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.
Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.
Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.
При этом проблема одарѐнности в системе образования на организационном уровне обычно решается путѐм создания специальных школ для одарѐнных и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарѐнных. Это, безусловно, позитивное явление.
Но существует возможность и другого решения - не удалять одарѐнного ребѐнка из естественной для него микросреды.
1. Формы работы с одаренными детьми в начальной школе.
2. К ЛЮБОМУ РЕБЁНКУ НУЖНООТНОСИТЬСЯС НАДЕЖДОЙ И ОЖИДАНИЕМ.Н.С .ЛЕЙТЕС
4. Актуальность. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. ( Рабочая концепция одарённости)
5. Подходы: углубление (углубленное изучение учебных дисциплин) обогащение научно-(исследовательская и проектная деятельность)
6. Направления: Углубленное изучение предметов
Исследовательская и проектная деятельность (Математика, Русский язык, Литературное чтение, Естествознание)
7. Формы и виды работы с одаренными детьми
групповые занятия
1 слайд беседы,
Тематика таких бесед с одарёнными детьми направлена на выявление мотивационной сферы ребёнка в определённой области знаний.- почему тебе интересен данный предмет? – в каких жизненных ситуациях пригодятся эти знания?- Что необходимо сделать для того, чтобы совершенствовать свои знания и умения в данном предмете?
2. Практические работы,
Исходя из нейрофизиологических особенностей ребенка. Всегда помню о том, что интеллект находится на кончиках пальцев, а следовательно развиваем мелкую моторику рук на уроках технологии. Занимаясь проектами, дети учатся ставить цели и задачи, исходя из того , где это может пригодиться в жизни. Проект: «Пряники из солёного теста», «Конструирование моделей»
3. Интеллектуальные игры Очень часто на уроках мы используем проект «Своя игра» , «Брей ринг» на уроках истории окружающего мира, дети соревнуясь лучше усваивают материал, при этом мотивируясь тем, что своими знаниями они могут поделиться с друзьями, дома. Ведь чтобы быть настоящим человеком, необходимо знать историю. Такую игру мы играем на математике, русском языке.
4.Сообщения,
Часто дети хотят знать больше , чем предлагает школьная программа. Детям предлагается подготовить сообщения на различные темы:
Саша Зраев «Самородные материалы»- презетация
5. Исследовательская и проектная деятельность, «Математика в моей жизни», «Как спорт влияет на мою жизнь»- Тимошенко Виктор, для Вити стало открытием, что завоёвывая медали в плавании один, он обязан команде, без команды человек не сможет победить. , «Рекорды мира и мои рекорды» -сборка кубика Рубика (за 2 минуты собирает) Поухин Илья, «Почему шахматы называют игрой королей» - Ротко Марина
6. Участие в научно – практических конференциях
7.Участие в олимпиадах
В подготовке к олимпиадам разрабатываем план совместно, постепенно приучаю детей самостоятельно ставить перед собой необходимые задачи, для этого подходят всевозможные решебники, дети любят логические задачи, в сборнике Н.А. Зайцева «Математика для всех»
8. Методы обучения в группах
Чаще использую на уроках математики и русского языка
- мозговой штурм, Создается проблема, дети дают как можно больше ответов, затем стараются объяснить свой вариант ответа
- групповая дискуссия, В поиске решения задач
- метод вживания в ситуацию задачи на движение – представьте себя на месте участника движения, задаю жизненные вопросы, Данил Журавлёв управляет на минимотоциклом, за какое время он проедет путь в 15 км от дома до дачи, если его скорость будет составлять ….
Вывод: К ЛЮБОМУ РЕБЁНКУ НУЖНООТНОСИТЬСЯС НАДЕЖДОЙ И ОЖИДАНИЕМ.Н.С .ЛЕЙТЕС
2