Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа п. В. Фиагдон
Проектная работа: «Легенды о Баделе»
Выполнила:
Кубатиева Амина Казбековна, ученица
7 класса
МКОУ СОШ п. В. Фиагдон
Руководитель:
Учитель осетинского языка и
литературы Баразгова Марина
Михайловна.
2017 год
Цель: Знать историю своих предков.
Задачи:
Легенды о Баделе.
История моих далеких предков представляется тайной за «семью печатями»: происхождение баделиатского сословия, появление основателя сословия Бадела на дигорской земле, факты его жизни, судьбы его потомков в среде осетин и других народов Северного Кавказа скрыты от нас временем. Для объективной оценки прошлого осетинских сословий недостаточно исторического материала, но тем интереснее эта задача для любознательных, пытливых умов, тем ценнее ее результаты для исследователя.
Существует три легенды о происхождении Баделаты от предка Баделы.
И сегодня я вам их представлю.
Вариант 1. Записан в 1903 г. От Саулоха Базиева в сел. Махческ. (3 слайд)
Бадел появился в Дигории примерно в 1550 г. Он был венгр и пришел из Маджар. Их было два брата: Басиат - старший, Бадила - младший. Басиат (4 слайд) ехал верхом на лошади, Бадел на муле (5слайд)
Как младший, он ехал по левую руку от Басиата. Подъезжая к одному дигорскому селению, Бадел сказал Басиату: «Тут дорога опасная, тропа узкая, мул лучше идёт в горах, чем лошадь, которая в любой момент может сорваться в пропасть. Пересядь лучше на моего мула. Для тебя так будет безопаснее». Басиат пересел на мула. Когда они подъехали к селению, дигорцы первыми подошли к Баделу и оказали ему почести знатного гостя, а Басиата приняли за простого спутника
Басиат обиделся и уехал в соседнее балкарское ущелье, где он стал родоначальником сословия «Басиат». А Бадел остался в Дигории. (6 слайд) У Бадели было кремневое оружие(7 слайд), и это было первое огнестрельное оружие в Дигории. Бадел остановился в сел. Даллагкау, которое враждавало с соседним селом Уаллагкау. Уаллагкау, видимо, было сильнее, так как оно часто нападало на Даллагкау и похищало у них главным образом девиц. Как-то утром Бадели был разбужен отчаянными криками сельчан, приютивших его. На вопрос, что случилось, ему объяснили, что молодцы из Уаллагкома напали на них, ворвались в селение и похитили несколько девушек. Бадел поспешил пересечь дорогу похитителям. Вскоре послышался топот копыт лошадей, и похитители поравнялись с Баделом, который лежал за скалой с поставленным на рогатки ружьем. Бадел приложил к поле ружья горящую головешку, раздался оглушительный выстрел, котрый дигорцы приняли за небесный гром. (8 слайд) Один из похитителей упал, сраженный пулей, остальные побросали добычу (украденных девушек), бежали, а дигорцы, оказавшиеся поблизости, стали исполнять цоппай – обряд, совершавшийся на месте поражения молнией. Отсюда затем произошел «ӕлдары цоппай» т.е цоппай в честь алдара.
По словам Базиева, слово Бадел затем трансформировалось в Бадели, на самом же деле Бадели значит Бадга Елиа, т.е. сидящий Елиа (Елиа – покровитель грома). (9 слайд) После этого случая жители Даллагкау упросили Бадела не покидать их и охранять от нападения врагов, за что они в начале отвели ему небольшой участок покоса около селения Махческ, который до последнего времения назывался «Баделийы угӕрдан
Бадели был женат два раза. Первая жена была из рода Уанита из Алагирского ущелья, от нее у него родился старший сын Абисал. (10 слайд )От второй жены карачаевки родились Туган и Кубады. Бадел, настоящее имя которого никто не знал, укрепил свою власть в Тапан – Дигории, ввел строгое сословное разделение, а затем ушел неизвестно куда… От него произошли фамилии: Абисаловы, Кубатиевы, Тугановы.
Вариант 2. (11 слайд) Записан со слов 80 – летнего Джанхота Туганова в сел. Дур – Дур в 1907 г. Бадел пришел в Дигорию из Маджар. На родине своей он был опекуном малолетнего престолонаследника и играл видную роль. Но он захотел стать самовластным правителем Маджара. Это ему не удалось. Противники подняли против него народ, он должен был спасаться бегством в дигорские горы. С ним был его брат Басиат. Бадели остался в Дигории, а Басиат ушел в Балкарию.
(12 слайд) От первого в Дигории произошли Баделиата, а от второго в Балкарии Басиата. Бадели не есть настоящее имя. Это прозвище дали ему дигорцы, благодаря тому, что он первый пришел в Дигорию с ружьем. Выстрелы его ружья и гром уподобились в представлении дигорцев небесному огню Елиа, и они прозвали его «Бадгӕ Елиа», что трансформировалось в Бадели. Бадели был в союзе с фамилиями Алагирского ущелья, которые ему покровительствовали все время. Он даже был их зятем: его первая жена была из фамилии Уанита, от которой имел старшего сына Абисала. Вторая жена его была из фамилии Крымшамхаловых, карачаевцев, от которой имел сыновей Тугана и Кубады. Когда сыновья возмужали и поженились, он собрал всю родню и дигорцев и объявил им: «Я ухожу от вас искать свои «давтарта» (права, по – персидски давтар – запись, список), но всем приказываю держаться строгого порядка, который я создал среди вас». Затем он уехал из Дигории и больше не вернулся.
Порядок же, о котором он говорил, был следующий. (13 слайд)В главных комнатах и башне он поселил своих сыновей: Абисала, Тугана, Кубады. Рядом с ними своих дочерей с зятьями Караджаем и Битуем, объявив их назваными братьями своих сыновей. За стеной башни он поселил тех дигорцев, которые являлись наиболее преданными ему.У подножия скалы, на которой стояла башня, он расселил фӕрсаг адӕм (сторонние), которые должны были участвовать с Бадели в походах, войнах и поездках к соседним племенам и народам. Фарсаг адам, хотя и платили некоторую дань, но никто не имел права покушаться на их свободу, жилища, имущество. В случае, если фарсаг лаг попадал в плен, то это считалось оскорблением и для Бадели , и для его сыновей, и для всего народа. Выкуп его был делом чести всех, и все принимали в нем участие. Коренные старые дигорские фамилии составляли фарсаг адам. В самом низу, по склонам гор, поселены «цагъайрӕгта», «хъумайӕгтӕ», «гурдзиагтӕ». Это был элемент, попадающий в Дигорию путем купли и пропажи и как военная добыча (военнопленные), главным образом, из Грузии, а также из Кабарды, Чечни, Дагестана. Куда, в свою очередь, рабы попадали со всех концов света: Аравии, Турции, Персии… Они были лишены всяких прав и приравнены к рабочей скотине. Всякий фарсаг лаг и баделиат имели право купить, продать и обменять принадлежащего ему цагъайрага по своему усмотрению. Обычай «Будургъа», применявшийся только к рабскому сословию со стороны баделиат, состоял в том, что баделиат посылал с кем – нибудь свою трость во двор провинившегося раба, она втыкалась согласно приказу в любое место, преимущественно на пороге дома или у ворот. С того момента жизнь в доме замирала. Кого где заставал «Будургъа», там он должен был быть до его снятия. Бывшие во дворе не имели права войти в дом, и наоборот, сидевшие в доме не имели права выйти.
Вариант 3. Записан со слов З. Едзиева в сел. Ход Алагирского ущелья 1912 г.
(14 слайд) Бадели впервые пришел из Маджар в Алагирское ущелье, где его приютила фамилия Кайтуковых. Но Кайтук Кайтуков заметил, что тот властолюбив, и начал опасаться его. «С этим гостем, - говорил Кайтук, - мы наживем много бед».Кайтуковы, чтобы избавиться от Бадели, постарались спровадить его в Дигорское ущелье, куда он первым принес оружие и где укрепился при поддержки алагирцев. Бадели женился на девице из фамилии Уанита, от которой имел детей. С того времени между фамилиями Алагирского ущелья и потомством Бадели существовали самые хорошие отношения.
(15слайд) Примечание: все эти три легенды были извлечены из домашнего архива Махарбека Туганова в 1987 г. Цараем Майрамович Тугановым
Елкан Курманович Кубатиев рассказывал сложную по содержанию легенду. Он утверждал, что на старости лет, якобы, Бадели стал дервишем (нищенствующим монахом) и ушел вместе с войском Тамерлана или еще кого – то из татаро – монгольских войск. На вопрос, кто он был по национальности, на каком языке разговаривал с дигорцами, Елкан всегда отвечал, что он был алайнаг. Общался на дигорском языке с дигорцами, владел кабардинским, балкарским языками. На следующий вопрос – почему его называют пришельцем из Венгрии – венгером, он отвечал, что это выдумки.
(16 слайд) Легенда о Бадели, записанная ученым – этнографом В. Миллером . В. Миллер, владея осетинским языком, неоднократно приезжал в Осетию для изучения быта и жизни осетинского общества. В Камунта он записал легенду о Бадели следующего содержания: (17,18 слайд) «Родоначальник баделиат пришел в дигорию из Мадзар и стал гостем у дигорцев. (19 слайд) До его прихода не знали ружья и пороха, а бились саадаками. (20 слайд) Бадила принес с собой ружье и стал отбивать отгоняемый соседями дигорский скот. Своим ружьем он защищал дигорцев лучше, нежели они сами себя луком. (21 слайд) За это дигорцы подарили ему столько земли, сколько нужно, чтобы накашивать травы для его коня. (22 слайд)Это место лежит близ аула Махческ и до сих пор называется Баделайы хоскарст (Бадилов покос).
Бадила женился на дочери лезгорского жителя Уанита и имел трех сыновей: Тугана, Кубати, Абисала, от них происходят баделятские фамилии: Тугановых, Кубатиевых, Абисаловых.
Сегодня я познакомила вас с тремя легендами происхождении баделиат от предка Бадела.
Ставлю перед собой цель, как можно больше узнать и представить вам о своей родословной в своих будущих работах.
А закончу я свою работу словами Николая Михайловича Карамзина История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество.
Н. М. Карамзин.