СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Место образа Разумихина в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Место образа Разумихина в романе Ф.М. Достоевского "Преступление т наказание"

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Место образа Разумихина в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №1» Проектная работа Место образа Разумихина в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: ученица 11 «А» класса Шахова Алена Руководитель: Зоболева В.Е. г. Вилючинск Камчатский край 2016 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №1»

Проектная работа

Место образа Разумихина в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Выполнила:

ученица 11 «А» класса

Шахова Алена

Руководитель:

Зоболева В.Е.

г. Вилючинск

Камчатский край

2016 г.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.»  Библия

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.» Библия

Актуальность Проблема современного общества заключается в том, что люди все меньше интересуются культурным наследием своей страны, в частности литературой. Молодежь забывает, что книга – это хороший друг, наставник и учитель, и черпает суждения из интернета или читает произведения в кратком содержании. Все это порождает поверхностный взгляд на литературу.

Актуальность

Проблема современного общества заключается в том, что люди все меньше интересуются культурным наследием своей страны, в частности литературой. Молодежь забывает, что книга – это хороший друг, наставник и учитель, и черпает суждения из интернета или читает произведения в кратком содержании. Все это порождает поверхностный взгляд на литературу.

Практическая значимость исследовательской работы Формирование интереса и уважительного отношения к классической русской литературе. Создание презентации к урокам литературы по теме «Преступление и наказание».

Практическая значимость исследовательской работы

  • Формирование интереса и уважительного отношения к классической русской литературе.
  • Создание презентации к урокам литературы по теме «Преступление и наказание».
Новизна исследования заключается в субъективном понимании романа и светлых образов в нем. Эта работа – результат индивидуального читательского восприятия произведения. Таким образом, данная работа способствует формированию личного мнения, создает возможность дискуссии, переосмысления романа, заставляет задуматься и сформировать собственное независимое суждение.

Новизна исследования

заключается в субъективном понимании романа и светлых образов в нем. Эта работа – результат индивидуального читательского восприятия произведения. Таким образом, данная работа способствует формированию личного мнения, создает возможность дискуссии, переосмысления романа, заставляет задуматься и сформировать собственное независимое суждение.

Цель проекта Пробудить интерес к чтению романа «Преступление и наказание» Сформировать свой взгляд на теорию Раскольникова Задуматься о причинах возникновения подобных идей, о способах сохранения человеческой личности Дать представление о истинных жизненных ценностях

Цель проекта

  • Пробудить интерес к чтению романа «Преступление и наказание»
  • Сформировать свой взгляд на теорию Раскольникова
  • Задуматься о причинах возникновения подобных идей, о способах сохранения человеческой личности
  • Дать представление о истинных жизненных ценностях
Задачи Изучить систему образов романа «Преступление и наказание» Выяснить отношение автора к образу Разумихина Составить свое мнение об этом образе Создать презентацию к уроку литературы

Задачи

  • Изучить систему образов романа «Преступление и наказание»
  • Выяснить отношение автора к образу Разумихина
  • Составить свое мнение об этом образе
  • Создать презентацию к уроку литературы
Гипотеза В романе «Преступление и наказание» очень мало положительных образов. Можно предположить, что Достоевский таким образом говорит читателю, что людей, живущих поддаваясь соблазнам, текущих по течению, гораздо больше, чем людей, способных противостоять влиянию общества и обстоятельств. Быть положительным сложнее, но к этому следует стремиться. Нужно быть человеком, невзирая на обстоятельства. Жить по теории невозможно.

Гипотеза

  • В романе «Преступление и наказание» очень мало положительных образов. Можно предположить, что Достоевский таким образом говорит читателю, что людей, живущих поддаваясь соблазнам, текущих по течению, гораздо больше, чем людей, способных противостоять влиянию общества и обстоятельств. Быть положительным сложнее, но к этому следует стремиться. Нужно быть человеком, невзирая на обстоятельства.
  • Жить по теории невозможно.
Гипотеза Русская литература, а в особенности психологические романы, направлена на глубокое познание жизни. Такие произведения нужно читать вдумчиво, внимательно, формируя собственную точку зрения. Тогда чтение будет приносить пользу и питать духовный мир человека.

Гипотеза

  • Русская литература, а в особенности психологические романы, направлена на глубокое познание жизни. Такие произведения нужно читать вдумчиво, внимательно, формируя собственную точку зрения. Тогда чтение будет приносить пользу и питать духовный мир человека.
Метод исследования Анализ

Метод исследования

  • Анализ
Объект исследования – роман «Преступление и наказание» Предмет исследования – образ Разумихина
  • Объект исследования – роман «Преступление и наказание»
  • Предмет исследования – образ Разумихина
Образцом психологического романа можно считать, признанное во всем мире как величайшее философско-психологическое произведение - «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
  • Образцом психологического романа можно считать, признанное во всем мире как величайшее философско-психологическое произведение - «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
Чем может заинтересовать современного читателя роман «Преступление и наказание»?

Чем может заинтересовать современного читателя роман «Преступление и наказание»?

1.Многообразием жанров

1.Многообразием жанров

Жанры Детектив Психологический роман Любовный роман Религиозный роман Исторический роман Философский роман

Жанры

Детектив

Психологический роман

Любовный роман

Религиозный роман

Исторический роман

Философский роман

2. Актуальностью

2. Актуальностью

Несмотря на то, что с момента написания романа прошло уже много лет, его главные идеи до сих пор остаются весьма актуальными. Нельзя прийти к благу через претупление. Общество не должно терять своих нравственных ориентиров. Нет насилию!
  • Несмотря на то, что с момента написания романа прошло уже много лет, его главные идеи до сих пор остаются весьма актуальными.

Нельзя прийти к благу через претупление.

Общество не должно терять своих нравственных ориентиров.

Нет насилию!

Но у меня, как у читателя, возник вопрос: почему в романе, который пропагандирует светлые и правильные идеи, так мало положительных образов?
  • Но у меня, как у читателя, возник вопрос: почему в романе, который пропагандирует светлые и правильные идеи, так мало положительных образов?
Система образов в романе Положительные Условно положительные Отрицательные Дуня Раскольников Пульхерия Александровна Раскольникова Порфирий Петрович Дмитрий Разумихин Старуха-процентщица Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов Андрей Лебезятников И т.д. Родион Раскольников Соня Мармеладова Семен Захарович Мармеладов Катерина Ивановна Мармеладова

Система образов в романе

Положительные

Условно положительные

Отрицательные

  • Дуня Раскольников
  • Пульхерия Александровна Раскольникова
  • Порфирий Петрович
  • Дмитрий Разумихин
  • Старуха-процентщица
  • Петр Петрович Лужин
  • Аркадий Иванович Свидригайлов
  • Андрей Лебезятников
  • И т.д.
  • Родион Раскольников
  • Соня Мармеладова
  • Семен Захарович Мармеладов
  • Катерина Ивановна Мармеладова
Условно положительные герои

Условно положительные герои

Родион Раскольников называет себя подлецом, а Порфирий Петрович видит в нем мученика, еще не нашедшего Бога, за которого бы умереть. Соня Мармеладова – тоже мученица. Она продает себя, чтобы спасти семью. «Ты великая грешница, - говорит ей Раскольников, - пуще всего тем грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас!»

Родион Раскольников называет себя подлецом, а Порфирий Петрович видит в нем мученика, еще не нашедшего Бога, за которого бы умереть.

Соня Мармеладова – тоже мученица. Она продает себя, чтобы спасти семью.

«Ты великая грешница, - говорит ей Раскольников, - пуще всего тем грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас!»

 Условно положительные герои проходят через очищение ужасом и состраданием, ужасом перед тем, что произошло, перед пролитой кровью, перед неоправданными жертвами и состраданием к герою, падшему вследствие своей вины, вследствие своих роковых заблуждений.
  • Условно положительные герои проходят через очищение ужасом и состраданием, ужасом перед тем, что произошло, перед пролитой кровью, перед неоправданными жертвами и состраданием к герою, падшему вследствие своей вины, вследствие своих роковых заблуждений.
Положительные герои

Положительные герои

Сестра, Авдотья Романовна, и мать Раскольникова – олицетворение доброты и сострадания. Дуня, чтобы помочь брату, готова пойти на любые жертвы, и даже согласиться на брак с нелюбимым человеком. «Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости».
  • Сестра, Авдотья Романовна, и мать Раскольникова – олицетворение доброты и сострадания.
  • Дуня, чтобы помочь брату, готова пойти на любые жертвы, и даже согласиться на брак с нелюбимым человеком.

«Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости».

Почему Разумихин Дмитрий Прокофьевич один из самых положительных образов в романе?

Почему Разумихин Дмитрий Прокофьевич один из самых положительных образов в романе?

Кто такой Разумихин? Бывший студент; Товарищ Родиона Раскольникова; Дальний родственник Порфирия Петровича; В финале – муж Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Кто такой Разумихин?

  • Бывший студент;
  • Товарищ Родиона Раскольникова;
  • Дальний родственник Порфирия Петровича;
  • В финале – муж Авдотьи Романовны Раскольниковой.
«… Это был необыкновенно веселый и общительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этой простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват.»
  • «… Это был необыкновенно веселый и общительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этой простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват.»
« … Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача…» «Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить.»

« … Наружность его была выразительная – высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача…»

«Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить.»

Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова?

Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова?

Разумихин считает: чтобы иметь деньги нужно работать. Он не бросил, а временно покинул университет, чтобы поправить свои дела, т.е. подзаработать. И никогда ему не приходила в голову мысль об убийстве. «Разумихин был тем еще замечателен, что никакие неудачи его не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его.»
  • Разумихин считает: чтобы иметь деньги нужно работать. Он не бросил, а временно покинул университет, чтобы поправить свои дела, т.е. подзаработать. И никогда ему не приходила в голову мысль об убийстве.
  • «Разумихин был тем еще замечателен, что никакие неудачи его не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его.»
Почему Разумихин не разделяет теорию Раскольникова, и говорит, что она хуже, чем разрешение крови по закону?

Почему Разумихин не разделяет теорию Раскольникова, и говорит, что она хуже, чем разрешение крови по закону?

« Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…» Разумихин считает, что по совести – это получается каждый может пойти и убить неприятеля.
  • « Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…»
  • Разумихин считает, что по совести – это получается каждый может пойти и убить неприятеля.
Как Разумихин помог Раскольникову?

Как Разумихин помог Раскольникову?

После встречи товарищей в квартире Разумихина, Разумихин практически все время до конца романа будет находиться рядом с Раскольниковым. Он искренно предлагает свою помощь: ухаживает за Раскольниковым во время его странной болезни, приводит ему доктора, покупает одежду и т.д.; Всячески пытался поднять настроение Раскольникову, побороть его апатию.
  • После встречи товарищей в квартире Разумихина, Разумихин практически все время до конца романа будет находиться рядом с Раскольниковым.
  • Он искренно предлагает свою помощь: ухаживает за Раскольниковым во время его странной болезни, приводит ему доктора, покупает одежду и т.д.;
  • Всячески пытался поднять настроение Раскольникову, побороть его апатию.
Однако Раскольников пренебрежительно относиться к заботе Разумихина, пытающегося побороть его болезнь,ему хочется, чтобы его совсем не трогали. Но несмотря на это Раскольников уверен, что Разумихин надежный человек, и без сомнений оставляет свою мать и сестру ему на попечение.
  • Однако Раскольников пренебрежительно относиться к заботе Разумихина, пытающегося побороть его болезнь,ему хочется, чтобы его совсем не трогали.
  • Но несмотря на это Раскольников уверен, что Разумихин надежный человек, и без сомнений оставляет свою мать и сестру ему на попечение.
Говорящая фамилия «Разумихин».

Говорящая фамилия «Разумихин».

Без труда можно заметить аналогию этой фамилии со словом «разум». Разумихин искренне заботиться о своём друге Родионе, даёт ему мудрые советы. Дмитрий Прокофьевич личность сильная и рациональная.

Без труда можно заметить аналогию этой фамилии со словом «разум». Разумихин искренне заботиться о своём друге Родионе, даёт ему мудрые советы. Дмитрий Прокофьевич личность сильная и рациональная.

Мудрые цитаты Разумихина

Мудрые цитаты Разумихина

«… Помаленьку начнем, до большого дойдем…». «…вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются…». «…Человека не уважаете, себя обижаете…». «…честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест». «…Да разве помешанные не говорят со смыслом?...»
  • «… Помаленьку начнем, до большого дойдем…».
  • «…вранье всегда простить можно; вранье дело милое, потому что к правде ведет. Нет, то досадно, что врут, да еще собственному вранью поклоняются…».
  • «…Человека не уважаете, себя обижаете…».
  • «…честный и чувствительный человек откровенничает, а деловой человек слушает да ест, а потом и съест».
  • «…Да разве помешанные не говорят со смыслом?...»
Вывод: Когда человек читает вдумчиво, примеряя на себя различные ситуации, то, во-первых, это дает ему жизненный опыт, во-вторых, помогает избежать серьезных ошибок и ,в-третьих, обогащает его внутренний духовный мир.

Вывод:

Когда человек читает вдумчиво, примеряя на себя различные ситуации, то, во-первых, это дает ему жизненный опыт, во-вторых, помогает избежать серьезных ошибок и ,в-третьих, обогащает его внутренний духовный мир.

Использованная литература Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва «Детская литература» 1987 г. Корнеева Н.А. “Тварь ли я дрожащая или право имею?...” Теория Раскольникова и истоки его бунта. Тюнькин К.И. «Достоевский и его герои» изд. «Школьная библиотека» 1995 г.

Использованная литература

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва «Детская литература» 1987 г.

Корнеева Н.А. “Тварь ли я дрожащая или право имею?...” Теория Раскольникова и истоки его бунта.

Тюнькин К.И. «Достоевский и его герои» изд. «Школьная библиотека» 1995 г.