29
Министерство образования и науки РД
Институт повышения квалификации педагогических кадров
Кафедра профессионального обучения и технологии
Проектная работа
на тему: На пути к профессии
Выполнила: преподаватель ГПОБУ «РИК»
Шевцова Татьяна Николаевна
Руководитель: Талибов Талим Абдуллаевич
Содержание
Введение 3
Цель и задачи 4
Формируемые компетенции 5
Актуальность темы 6
Глава 1. Основные этапы проекта 7
1.1.Знакомство с профессией бухгалтера. 8
1.2. Совершенствование профессиональной направленности студентов 8
1.3.Развитие профессиональных компетенций будущих бухгалтеров. 9
Глава 2. Методики проведения мероприятий по формированию у студентов позитивного отношения к получаемой профессии и развитии компетентности будущих бухгалтеров 10
2.1.Знакомство с профессией «Я б в бухгалтеры пошел» 10
2.2. Совершенствование профессиональной направленности «На пути к профессии» 20
2.3. Встреча со специалистами ведущих предприятий города «Круглый стол» 24
2.4. Развитие профессиональных компетенций «Лучший по специальности» 30
Заключение 35
Список используемых источников 36
Введение
Сегодня одной из актуальнейших задач системы образования является обеспечение отраслей экономики страны качественным кадровым потенциалом. Динамично развивающийся рынок труда предъявляет новые требования к рабочим и специалистам: современному производству необходим работник высокой квалификации с творческим подходом к производственной деятельности.
Начиная со школьной скамьи ученик должен быть социально адаптирован к современным социально-экономическим условиям и профессионально ориентирован. В школе чуть ли не с пятого класса учащиеся пишут сочинения на тему «Кем я хочу быть?», в которых пытаются объяснить, почему хочется быть инженером, бухгалтером, программистом. Как правило, ответы такие: мама, папа или кто-то из родственников работает по этой профессии, по математике и информатике в аттестате «5» и пр. Разве это не прямой путь в бухгалтеры?
С раннего возраста детей приобщают к размышлениям о будущей профессии. Мама мечтает о карьере врача своего ребенка, отец – о карьере бизнесмена. В дальнейшем, зачастую, сама профессия выбирается под давлением чисто внешних обстоятельств: мнение окружающих людей, вопрос престижности, экономические соображения, внешняя атрибутика специальности или другие обоснования, которые часто не имеют ничего общего с индивидуальными особенностями и склонностями человека. Нередко выбор профессии напрямую диктуется социальным заказом. Необходимо учитывать и тот момент, что выбор дальнейшего пути осуществляется в 14-16 лет, когда подростку необходимо принять решение, которое повлияет на всю его дальнейшую жизнь. И в этом случае подростку необходима квалификационная помощь.
В настоящее время работа по профессиональному самоопределению значительно активизировалась. Профориентация помогает молодому человеку найти свое место в развивающейся экономике.
На сегодняшний день существует проблема, заключающаяся в том, что почти треть выпускников средних специальных учебных заведений Дагестана не идут работать по профессии. Причины различны: «случайное», немотивированное поступление, разочарование и незаинтересованность студентов в своей профессии, осознание того, что получаемая им специальность не соответствует его склонностям и др. Анализ практики показывает, что на федеральном и региональных уровнях есть понимание важности решения данного вопроса. Государству невыгодно вкладывать бюджетные средства в обучение студента, который впоследствии не трудоустраивается по специальности. Все это говорит об актуальности профориентационной работы со студентами. Решить названные проблемы позволяет проект «На пути к профессии».
«На пути к профессии» - это содействие профессиональной ориентации студентов Республиканского инженерного колледжа, обеспечивающей успешное обучение профессионально заинтересованных и мотивированных студентов.
Цель проекта:
Формирование гражданской, профессиональной и коммуникативной культуры студентов, создание условий для саморазвития личности студента, привитие любви к избранной специальности.
Помощь студентам в осознании себя в профессиональном пространстве.
Активизация потребности студентов в грамотной профориентации.
Задачи проекта
1.Сформировать у студентов позитивное отношение к получаемой профессии;
2.Развить профессиональную компетентность будущих бухгалтеров;
3.Разработать комплекс эффективных мероприятий, направленных на формирование профессионально - значимых качеств личности
Формируемые компетенции
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Актуальность темы
Одним из самых важных вопросов, стоящих перед каждым человеком в жизни, является правильный выбор профессии. И от этого выбора во многом зависит дальнейшая судьба человека, положение в обществе, моральная и материальная удовлетворенность. Жизнь показывает, что привязанность и любовь к профессии не рождается сразу. Полюбить свое дело можно лишь тогда, когда оно понятно и когда им владеешь. Увлеченность своим делом, возросшее уважение к самому себе заставят дальше изучать специальность, открывать в ней новые тайны, становиться знатоком своего дела. Немецкий поэт и ученый И.В.Гете писал: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специальности». Поэтому каждый человек должен хорошо представлять себе будущую профессию и сознательно ее осваивать, и ему в этом необходимо помогать. Необходим комплекс мероприятий, направленных на формирование у студентов позитивного отношения к получаемой профессии, развитие профессиональной компетентности будущих бухгалтеров, усвоения ими определенной системы знаний, норм и ценностей выбранной профессии. «На пути к профессии» - это процесс усвоения студентами определенных знаний, норм и ценностей бухгалтерской деятельности, подкрепленный на практике через разноплановые мероприятия, которые направлены на достижение целей и задач проекта.
Главная цель проекта – создание благоприятных условий для активного, созидательного взаимодействия студентов и преподавателей по популяризации профессии бухгалтера и формированию профессионально-значимых качеств личности.
Проект направлен на формирование у студентов позитивного отношения к получаемой профессии, развитие компетентности будущих бухгалтеров, обеспечение активного участия студентов в решении вопросов трудоустройства на промышленные предприятия и в организации Республики Дагестан.
Целевая аудитория проекта
Студенты 1-3х курсов специальности «Экономика и бухгалтерский учет» преподаватели
Глава 1.Основные этапы проекта
1.1.Знакомство с профессией бухгалтера.
В период адаптации первокурсников к новым для них условиям обучения в нашем учебном заведении и расширении представления о выбранной ими профессии, проводится большое число внеаудиторных мероприятий с использованием различных приемов и методик приобщения студентов к выбранной профессии:
- психологические и развивающие тренинговые упражнения профессионального самоопределения, которые позволяют первокурсникам быстрее идентифицировать себя с ролью студента, с будущей профессией, осознать и принять требования и правила обучения;
- внеаудиторные мероприятия, такие как «День бухгалтера», «Я б в бухгалтеры пошел» и др., приобщают студентов к размышлениям о будущей профессии, степени понимания, значимости выбранной специальности, значение профессии бухгалтера в современной экономической жизни общества, позволяет активизировать творческую активность студентов и систематизировать имеющиеся знания и представления о выбранной ими профессии.
1.2.Совершенствование профессиональной направленности студентов.
Получив достаточно информации о будущей профессии, необходимо продолжить работу в направлении идентифицирования студенов с будущей профессией, понять, насколько близка им в действительности специальность.
На этом этапе студенты второго курса имеют возможность посетить
промышленные предприятия и организации г.Каспийска и Махачкалы с целью ознакомления с условиями и содержанием труда бухгалтеров различных сфер деятельности, а
проведение мероприятия «На пути к профессии» показать будущим специалистам реалистичность своих притязаний и способствовать формированию профессионально – значимых качеств личности.
1.3.Развитие профессиональных компетенций будущих бухгалтеров.
Целью этого этапа проекта является проверка уровня усвоения студентами учебных программ по специальным дисциплинам, адаптация к современным условиям рынка труда, формирование профессиональных умений и навыков по избранной специальности, создание условий для активного созидательного взаимодействия студентов и работодателей. Условием успешного формирования и развития общих и профессиональных компетенций является не только теоретическое и практическое обучение, проведение различных внеурочных мероприятий, но и тесное взаимодействие учебного заведения с потенциальными работодателями. «Круглый стол» - это одно из мероприятий, на котором будущие специалисты имеют возможность узнать какие конкретные требования предъявляются к выпускникам по данной специальности. А конкурс «Лучший по профессии» позволил студентам выпускного курса показать полученные знания и продемонстрировать приобретенные умения и навыки по избранной специальности, а также повысить свою самооценку.
2.Глава Методики проведения мероприятий по формированию у студентов позитивного отношения к получаемой профессии и развитие компетентности будущих бухгалтеров
2.1. .Знакомство с профессией «Я б в бухгалтеры пошел»
Целями проведения мероприятия являются:
- адаптация первокурсников к учебному процессу в колледже
- привитие обучающимся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» интереса к профессии бухгалтера
- активизация познавательной деятельности обучающихся в процессе подготовки и проведения мероприятия
- привитие навыков самостоятельной работы, в том числе с современными информационными системами
- развитие коммуникативных навыков взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой
- устранение психологического барьера и обучение навыкам выступления перед аудиторией
- развитие умения формулировать и излагать свое мнение
- воспитание культуры поведения в учебном заведении и в обществе.
Оснащение мероприятия:
- интерактивный комплекс
- слайды
- видеоматериал
- опросные листы.
Ход мероприятия
Вводное слово преподавателя
Исторические факты говорят, что человечество столкнулось с проблемой учёта хозяйственно-экономической деятельности около 6 тысяч лет тому назад.
Учет возник одновременно с появлением человеческой цивилизации. Развитие учета было вызвано потребностями жизни, и он стимулировал развитие таких наук как письменность и математика.
Как же эта проблема решалась в то время? Завязыванием узелков, зарубками на костях, на дереве. Древний Египет, который считается родоначальником бухгалтерии, применял с этими целями папирус и глину, специально обожжённую для бухгалтерских записей.
Появлению базового бухгалтерского учета современный человек обязан итальянскому монаху Фра Лука Бартоломео де Пачоли. Еще в 15 веке он издал книгу, в которой подробно описал самые обычные бухгалтерские операции – дебет, кредит и баланс. Позже появился термин «бухгалтер».
Слово «бухгалтер» в переводе с немецкого звучит как «книга» (buch) и «держать» (halten). Это название профессия получила потому, что подразумевала под собой записывание всех денежных операций в специально предназначенную книгу.
Буквально полвека назад бухгалтер считался весьма ограниченным человеком, не способным осилить какую-либо другую специальность. Это мнение в основном базировалось на том, что он был обычным счетоводом, делающим все по определенным инструкциям. Эта работа требовала лишь усидчивости, внимательности и аккуратности.
На сегодняшний день работа бухгалтера предприятия усложнилась и требует от специалиста знаний в области налогов, финансов, менеджмента и современных информационных технологий. Однако сфера деятельности бухгалтера не ограничивается предприятием, она намного шире - и это сделало данную профессию на рынке труда одной из самых востребованных.
В нашей стране День бухгалтера принято отмечать 21 ноября, т. к. в этот день в 1995 году первый президент России Б. Н. Ельцин подписал Закон «О бухгалтерском учете». Некоторые представители этой профессии утверждают, что праздник следует отмечать 25 ноября, когда был опубликован указанный Закон, другие празднуют его 28 числа этого же месяца. А интернациональный День бухгалтера отмечается 10 ноября.
Интересно, что бухгалтера, так любящие точность, не могут прийти к единому мнению по поводу своего профессионального праздника. Но это не важно: ясно одно - они достойны того, чтобы у них этот праздник был! Потому что бухгалтер - одна из самых древних и уважаемых профессий, без которой современное государство невозможно представить.
Наш классный час посвящен профессии бухгалтера и начинает неделю цикловой комиссии экономических дисциплин.
На экране демонстрируется видеоклип «Дети - о профессии бухгалтера»
Ведущий: В 15 - 16 летнем возрасте определиться с будущей профессией довольно сложно, ведь от этого решения зависит очень многое: статус в обществе, окружение, благосостояние семьи. Часто мы выбираем профессию по советам друзей, родителей или просто знакомых.
Взрослый сын к отцу пришел,
И спросил негромко:
- Что такое бухучет?
Бухгалтером быть плохо?
Рассмеялся тут отец, посмотрел на сына:
- Бухгалтерия, сынок – сложная машина...
История возникновения учета и профессии бухгалтера
Ведущий: Буквально полвека назад бухгалтер считался весьма ограниченным человеком, не способным осилить какую-либо другую специальность. Это мнение в основном базировалось на том, что он был обычным счетоводом, делающим все по определенным инструкциям. Эта работа требовала лишь усидчивости, внимательности и аккуратности.
О том, как возникла и развивалась так хорошо знакомая многим профессия бухгалтера, расскажет студентка 2-го курса
Опрос: почему я выбрал профессию бухгалтера?
Преподаватель: По данным приемной комиссии в этом году в Республиканский инженерный колледж поступили 190 человек и 55 из них выбрали профессию бухгалтера. Среди них был проведен опрос, результаты которого представлены ниже:
1. Почему вы выбрали профессию бухгалтера?
не знаю, просто так – 36%
потому что нравится и интересная - 28%
потому что нужная и востребованная – 22%
мне посоветовали –14%
2. Кто оказал влияние на ваш выбор?
никто – 47%
родители, родственники – 47%
обстоятельства – 6%
3. Работает ли кто-то из ваших знакомых или родственников бухгалтером?
да – 46% нет – 54%
4. Что вы знаете об этой профессии?
важная, престижная, развивает логическое мышление, самодисциплину – 28%
ответственная, нелегкая, кропотливая – 7%
связанная с налогами, документами, отчетами о зарплате – 7%
нудная, но денежная – 3%
обычная, скучная профессия – 3%
ничего – 52%
5. Какими качествами должен обладать бухгалтер?
точность, пунктуальность, внимательность, тактичность,
ответственность, серьезность, усидчивость, ум – 44%
знать и любить свое дело – 20%
честность – 12%
уверенность, самостоятельность – 6%
не знаю – 18%
Преподаватель: Из полученных ответов можно сделать следующие выводы:
- более половины опрошенных выбрали эту профессию самостоятельно или по совету родственников
- поступившие многое знают об избранной профессии и понимают, чем они будут заниматься после окончания колледжа
- почти все осознают важность и ответственность профессии.
Получение специального образования в нашем колледже – это первая ступень к успешной карьере бухгалтера.
Моя будущая профессия
Ведущий: Работа бухгалтера сложна и кропотлива. Внимательность и усидчивость, точность и аккуратность, ответственность и дисциплинированность, стрессоустойчивость и логическое мышление – вот основные качества, которыми обязательно должен обладать профессиональный бухгалтер. Первый шаг к получению этой профессии в нашем колледже сделали 55 человек, буквально вчера бывшие школьниками.
Как себе представляют свою будущую профессию и что о ней знают первокурсники? Узнаем это из докладов студентов группы первого курса
.
Ведущий: стихотворение, посвященное профессии бухгалтера:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он бухучет учить заставил,
И преподал он мне урок.
Сказал, что бухучет – наука,
С ним пропадет любая скука,
Ведь он научит управлять
И калькуляцию познать,
По всем налогам рассчитаться
И даже в прибыли остаться,
И средства грамотно вложить,
Чтобы доходы получить.
И с векселей и облигаций
Иметь всегда процентов 20.
Познать активы и пассивы,
И сальдо выстроить красиво,
Узнать контокоррентный счет,
Поставить НДС в зачет,
Зарплату в сроки выдавать,
Счета-фактуры оформлять,
С налоговой уметь дружить,
Чтоб пени - штрафы не платить,
И права норму соблюдать,
Чтобы отчетность смело сдать.
Всегда со знанием таким
Будешь ты незаменим!
Ведущий: После окончания колледжа выпускники будут устраиваться на работу. Шутливую сценку о приеме на работу бухгалтера разыграют студенты.
Сценка «Профессиональные качества бухгалтера»
Ведущий: Кому - то профессия бухгалтера кажется скучной и неинтересной. На самом деле это не так. Кто может стать бухгалтером? Человек ответственный и организованный - ведь бухгалтер просто не имеет права забывать или терять документы, а также не сдавать отчётность в срок. Эта работа будет интересна для тех, кто любит математику, цифры и порядок во всем. Работа бухгалтера связана с документами, отчётами – и это требует высокой концентрации внимания. Желательно также иметь хорошую память, развитое логическое мышление и … уметь держать рот на замке.
Вот как о профессиональных качествах современного бухгалтера рассказывают студенты группы П – 233:
Бесценные сотрудники, бойцы
Умные коллеги, удивительно утонченные личности
Хозяева учета, храбрецы при проверке налоговой
Грациозные счетоводы, гении проводок
Асы планирования, аккуратные при сдаче отчетности
Любящие свою работу, лучезарные в конце годовой отчетности
Терпеливые, транжиры (это не про нас)
Естественные, единственные и неповторимые
Решительные, респектабельные и роскошные
Сценка «Прием на работу бухгалтера»
Шеф: Нам надо нанять
принять на работу бухгалтера.
Зам шефа: За деньги будем
принимать или по блату?
Шеф: Нет, конечно, мы
проведем собеседование и
примем грамотного
специалиста.
Шеф: Скажите, сколько будет дважды два?
Претендентка: А сколько надо?
Шеф: Спасибо, мы вам позвоним.
Зам шефа: Такая клевая, почему ты не берешь ее на работу – будет делать все, что мы скажем.
Шеф: Слишком легко на все соглашается, нам такой бухгалтер не нужен.
Преподаватель: Начинающий бухгалтер должен понимать, что в соответствии с действующим законодательством бухгалтер наравне с руководителем организации (фирмы) несет ответственность за составление недостоверной бухгалтерской отчетности. Такая ответственность установлена Положением «О главных бухгалтерах», а также локальными (внутренними) нормативными актами предприятий. Эта ответственность может быть не только дисциплинарной, материальной, но и уголовной.
Ведущий: Мы прослушали содержательные доклады об истории учета и профессии бухгалтера, увидели сценки в исполнении студентов. Что нового узнали студенты - первокурсники о профессии бухгалтера, они расскажут в стихах:
Ведущий: Чтоб зарплату начислять про налоги нужно знать:
Подоходный, пенсионный, медицинский и соцстрах,
Надо ведомость заполнить, сумму вычислить в рублях.
В этом счет 70-ый нам с тобой поможет в срок,
Он расскажет, сколько каждый заработать денег смог
Ведущий: Сколько нужно сил, стараний, чтобы ты без запинаний
Смог ответить каждый счет, всю их сотню на «зачет».
А еще в учете есть субсчета - и их не счесть!
Так что слушай, да вникай и урок запоминай.
Ведущий: Вот проводку ты читаешь - в ней о многом ты узнаешь:
Если счет стоит в активе и размер в рублях велик,
Значит, много накопили, не зайдем мы с ним в тупик.
Если же стоит в пассиве - много функций у него:
Здесь идет в увеличенье, там - задолженность давно.
Мультфильм «Приключения бухгалтера»
Ведущий: Отчеты, комиссии, налоговые проверки – это будни бухгалтера. Им часто приходится работать в стрессовых ситуациях, поэтому они находчивы и изобретательны в любой ситуации.
Заключение
Сейчас престижность бухгалтерской профессии резко повысилась, о чем свидетельствует устойчивый спрос на квалифицированных бухгалтеров на рынке труда. Это связано с изменениями в экономике и тем, что ни одно предприятие не может обойтись без бухгалтера.
Бухгалтер предприятия выполняет довольно много работы. В обязанности данного специалиста входят ведение налогового и управленческого учета, начисление заработной платы сотрудникам компании или предприятия, проведение выплат по гражданским договорам, выполнение работ, направленных на сокращение расходов на налоговые отчисления, сдача налоговой отчетности. Однако это не вся работа, которая ложится на плечи бухгалтера. Кроме того, специалист принимает участие в проведении инвентаризации, активно взаимодействует с банками и кредитными организациями, занимается внешнеэкономической деятельностью.
А если Вы решите открыть свой бизнес, то знания, полученные на этой специальности, особенно пригодятся Вам для успешного процветания Вашего дела! Ведь студенты этой специальности изучают основы предпринимательской деятельности, как зарегистрировать предприятие, какую организационно-правовую форму выбрать, учатся составлять бизнес-план и т.д.
В связи с важными изменениями, происходящими в экономике, бухгалтера вынуждены лавировать между законами, которые часто отстают от быстрого развития рынка. Современная компьютеризация бухгалтерского учета и существенно облегчает работу в данной сфере. Сейчас специалисту не нужно заполнять большое количество различных документов, которое занимает много времени и сил. Компьютерные программы, например, на базе платформы 1С, разработаны так, что проведя любую финансовую операцию, все необходимые отчеты формируются автоматически.
Получение специального образования – это первая ступень в успешной карьере бухгалтера. Недаром Международная ассоциация бухгалтеров ставит на отдельную ступень «бухгалтера-профессионала». Сюда входит не только профессия главного бухгалтера, но и аудитора, налогового консультанта и финансового директора.
2.2. Совершенствование профессиональной направленности «На пути к профессии»
Цели и задачи данного мероприятия:
Формирование гражданской, профессиональной и коммуникативной культуры студентов, создание условий для саморазвития личности студента, привитие любви к избранной специальности, помощь студентам в осознании себя в профессиональном пространстве, активизация потребности студентов в грамотной профориентации.
воспитывать у студентов интерес, уважение и чувство гордости за профессию; развивать общую культуру студентов, нравственные, эстетические, профессиональные и деловые качества.
Оформление и оборудование:
1.Аудивизуальные средства.
2.Стенгазеты.
3.Книжная выставка.
В-1: Одним из самых важных вопросов, стоящих перед каждым человеком в жизни, является правильный выбор профессии. И от этого выбора во многом зависит дальнейшая судьба человека, положение в обществе, моральная и материальная удовлетворенность. Сегодняшнее мероприятие мы назвали : «На пути к профессии».(картинка и песня про бухгалтера)
В-2: Жизнь показывает, что привязанность и любовь к профессии не рождается сразу. Полюбить свое дело можно лишь тогда, когда оно понятно и когда им владеешь.
В-1: Увлеченность своим делом, возросшее уважение к самому себе заставят дальше изучать специальность, открывать в ней новые тайны, становиться знатоком своего дела.
В-2: Немецкий поэт и ученый И.В.Гете писал: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специальности». Поэтому каждый человек должен хорошо представлять себе будущую профессию и сознательно ее осваивать, и ему в этом необходимо помогать.
В-1: На рынке труда в 21 веке большой выбор профессий. Какую профессию выбрать? В какой сфере профессиональной деятельности я вижу себя? Какие профессии считаются самыми востребованными?
В-2: Рейтинг востребованных профессий меняется с каждым днем. Экономист, бухгалтер, менеджер – новыми профессиями их не назовешь, но именно они стали в последнее время модными и престижными среди молодежи.
В-1: Сегодня мы попробуем расширить и пополнить свои знания и представления о мире профессий.
В-2: И так начнем. Давайте поприветствуем участников, представителей разных направлений экономических специальностей: Бухгалтера, Менеджеры и Маркетологи.
В-1: Любая профессия предполагает, чтобы человек, избравший ее, обладал определенными, присущими только ей качествами. Например, музыкант должен обладать слухом, чувством ритма, художник - чувством цвета, художественным вкусом.
Каковы же основные профессиональные качества профессий бухгалтера, менеджера, маркетолога?
В-2: Начнем, пожалуй, с профессии бухгалтер. Слово команде, представляющей эту профессию. ( Сообщение команд по очереди)
В-1: Молодцы, вы достойно представили свои профессии. А, вообще, много ли вы знаете профессий? Это нам и предстоит сейчас выяснить. Попробуйте в течение 3 минут в три столбика записать профессии, начинающиеся на следующие буквы:
А, Б, В – команде «Бухгалтера»
Г, Д, К - команде «Менеджеры»
М, Н, С – команде «Маркетологи».
В-2: А, пока, команды работают, проведем разминку для болельщиков.
В-1: Давайте, посмотрим, что же получилось? ( зачитывают профессии)
В-1: Следующее задание – «Пантомима». Каждая команда должна изобразить особенности трех профессий. Одна команда показывает – две другие должны отгадать, о какой профессии идет речь.
Прошу команду «Маркетологи», затем «Менеджеры» и «Бухгалтера».
В-2: Ребята, вы знаете какие самые редкие профессии на земле? А, вы знаете о том, что самая редкая профессия – это переворачиватель пингвинов? Да-да, это не шутка, такая профессия действительно существует. Ею владеют всего 2 человека на планете, которые работают на полярных станциях в Антарктиде. После взлета или посадки самолета они ходят вокруг аэродрома и ставят на ноги бедных пингвинов, которых звуковой волной опрокидывает на спину. Дело в том, что из этого положения птица сама выбраться не может, и в природе не бывает таких ситуаций, чтобы случалась подобная неприятность. Действительно, переворачиватель пингвинов очень редкая, но очень добрая профессия. А какие вы знаете профессии? О редких, необычных и новомодных профессиях нам расскажут наши участники.
В-1: За последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Сейчас мы это и проверим. Внимание на экран! На нем будут появляться названия профессий с тремя возможными ответами, ваша задача – выбрать правильный вариант. (На экране демонстрируются записи с картинками.)
В-2: Следующий конкурс на внимание. Мы предлагаем вам посмотреть
отрывки из хорошо знакомых вам фильмов и назвать профессии, встречающиеся в них.
1.«Иван Васильевич меняет профессию», 2.«Кавказская пленница»
(1- режиссер, актриса, кинооператор, осветитель, ассистент режиссера, инженер. 2- прокурор, врач, водитель, этнограф)
В-1: Через некоторое время вы будете обладать дипломом о среднем специальном профессиональном образовании, в котором будет написано: «Присвоена специальность – бухгалтер». Всякий, кто по-настоящему занимался бухгалтерским учетом, знает, сколько в нем интересного. Бухгалтера можно сравнить со штурманом корабля или самолета, который должен наиболее коротким и экономичным путем прийти к намеченной цели.
В-2: Вот поэтому, нашей славной профессии мы и посвящаем этот конкурс, который мы назвали «Гимн профессии бухгалтер». Каждая команда представит свой, самостоятельно придуманный гимн профессии. Слушаем команды. (Команды по очереди исполняют песню или стихотворение, которые они сами сочинили).
В-1: Наше сегодняшнее знакомство с профессиями завершено. Через некоторое время перед вами возникнет сложная проблема выбора дальнейшего жизненного пути. Кто-то станет бухгалтером, кто-то менеджером, кто-то маркетологом, кто-то выберет совершено другую сферу деятельности, но вам как будущим специалистам, я хочу пожелать в повседневной и практической работе следовать советам поэта Бориса Пастернака.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поиска пути,
Сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Любите жизнь, любите людей, любите свою профессию.
2.3.Встреча со специалистами ведущих предприятий г.Каспийска
Целями проекта являются: содействие профессиональной ориентации будущих специалистов, создание условий для активной созидательного взаимодействия студентов и работодателей.
Оформление и оборудование :
Интерактивный комплекс
В-1. У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?
В-2. Это один из вечных вопросов, стоящих перед каждым молодым человеком в жизни. От правильного выбора профессии во многом зависит дальнейшая судьба человека, положение в обществе, моральная и материальная удовлетворенность.
В-1. Каждый человек должен хорошо представлять себе будущую профессию и сознательно ее осваивать, и ему в этом необходимо помогать.
В-2. Сегодня мы поговорим о древней, но и по сей день такой необходимой всему человечеству профессии - бухгалтер, а помогут нам в этом наши гости, люди, которые не мыслят себя вне этой профессии. Знакомьтесь:
Заместители главного бухгалтера завода «Дагдизель»: Абдулаев Ибрагим Рамазанович и Алиева Любовь Сергеевна, главный бухгалтер МУП «Водоканал» - Абдулаева Муминат Гусейновна и главный экономист этого же предприятия –Магомедова Эльмира Капиевна, бухгалтер КЗТМ – Мария Петровна Карасева
Ролик 1. О истории возникновения учета
В-1.Считается, что в настоящее время очень много «развелось» бухгалтеров, с «засильем» которых могут сравниться только юристы. Однако мало кто подозревает, что в ближайшем будущем финансовые знания будут нужны каждому гражданину так же, как лекарства, пища, коммунальные услуги. Поэтому в самом скором времени каждый вынужденно станет сам себе бухгалтером, надеемся не таким как в предлагаемом вам ролике
Ролик 2. Хозрасчет
В-2. Минфином России разработан проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
В-1. Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у них разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам.
В-2.Хотим обратиться к нашим гостям:
А) Достаточно ли экономически грамотны работники ваших предприятий?
Б) каких знаний им не хватает прежде всего?
В) Как вы считаете, необходим такой проект нашей стране ?
Г) Что на ваш взгляд необходимо сделать в рамках проекта для повышения финансовой грамотности населения?
В-1.Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый гражданин нашей страны должен будет пройти «краткий курс» финансовой грамотности и очевидно, что одной из важных составных частей будет объем знаний в области бухгалтерского учета.
В-2. В настоящее время профессия бухгалтера распространена и престижна. В 2013году в России насчитывалось около трех миллионов специалистов при населении 143 миллиона человек (около 2,1% жителей страны). Лица, получившие финансово-экономическое образование, востребованы на кадровом рынке. По прогнозам аналитиков, интерес к бухгалтерам со стороны работодателей не ослабеет и в перспективе.
Ролик 3.
В-1. Что же такого интересного и притягательного в этой профессии? Этот вопрос мы хотели бы задать нашим гостям? И еще: назовите плюсы и минусы вашей профессии.
(гости отвечают)
В-2.Как только раньше не называли людей, исполняющих роль бухгалтера:
- писцы (4тыс.лет до н.э. до 4в.н.э ) – Древний Египет
-полеты, аподекты, логисты, ревизоры-эвфины(древняя Греция)
- счетоводы, писцы, кассиры, скрибы, квестры (Рим)
В России в плоть до 1917г были в употреблении такие понятия как бухгалтер, фискал, ревизор, счетовод и др.
В-1.Слово бухгалтер появилось в средневековой Европе в 1498г, благодаря императору Максимилиану, который назначил первого бухгалтера Христофора Штехера
Чтец. Я бухгалтера славлю звание:
Труд, терпение, точность цифр,
Массы умных законов знание –
Пенсионка, соцстрах, ЕСН…
И балансов ночи бессонные,
Сводки, сверки, массы проблем…
И ряды помощников верные:
Калькулятор, компьютер, модем…
Славлю редкостное внимание
И уменье работать красиво,
Точность, четкость и понимание.
И за это вам всем спасибо!
В-1.Требования к бухгалтеру складывались веками. Список этих требований постоянно менялся и расширялся. Так в первобытном обществе счетоводу достаточно было уметь считать, колдовать, внушать, иметь коммуникативные навыки.
В-2. А к 4тыс.до н.э. в Междуречье уже требовалось не только уметь считать и внушать, но и писать, знать математику и юридические законы, владеть музыкальным инструментом, исполнять ритуалы.
В-1. А какие основные профессиональные требования к бухгалтеру существуют сегодня? На этот вопрос мы хотим услышать ответ наших гостей, которые уже много лет трудятся на этом поприще.( ответы гостей)
Ролик 4. Послушаем ответы ваших коллег.
В-2.Одним из многочисленных требований к бухгалтеру, выдвигаются требования к личностным характеристикам.
В-1.Понятно, что любая профессия предполагает, чтобы человек, избравший ее, обладал определенными, присущими только ей качествами. Например, музыкант должен обладать слухом, чувством ритма, художник – чувством цвета, художественным вкусом.
В-2. Каковы же основные личностные качества бухгалтера?
На этот вопрос будут отвечать все. Перед вами анкета «Я бухгалтер, а это значит…….», в которую вы должны вписать все качества необходимые бухгалтеру на ваш взгляд, и затем сравним, качества необходимые бухгалтеру по версии студентов с мнением наших гостей.
(Раздаем анкеты, звучит песня, после песни собираем ответы и зачитываем некоторые из них).
В-1. На основе выше услышанного предлагаем вам портрет бухгалтера по версии специалистов.
Ролик 5.
В-1. Образ образом, но каждый человек индивидуален и наши сегодняшние гости не исключение, но всех их объединяет одно – профессия. И нам всем здесь присутствующим интересно узнать, а как они оказались в этой профессии.
В-2. И у нас к ним есть ряд вопросов, на которые хотелось бы услышать ответ. Также хотелось бы услышать ответы и наших будущих специалистов, присутствующих студентов:
А) Как вы попали в профессию?
Б) Кем вы мечтали стать в детстве?
В) Если бы вам представилась возможность заново выбирать профессию, то какую вы бы выбрали?
Г) Какие значительные изменения произошли в вашей работе за последние 5-10 лет
Д) Хотели бы вы, что бы ваши дети, внуки были бухгалтерами?
Е) К чему могут привести ошибки в работе бухгалтера и были ли у вас такие случаи.
Ж) Как вы считаете, творческая ли это профессия – бухгалтер ?
В-1. А вот что по этому поводу думают ваши коллеги.
Ролик 6.
В-2. И еще один вопрос…. У Джанни Родари есть стихотворение «Чем пахнут ремесла»
Чтец. У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой
Мимо столярной идешь мастерской, -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате
Лекарством приятным
Рыхлой землею,
Полем и плугом
Пахнет крестьянин
Идущий за плугом
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
А вот бухгалтер пахнет как?
В-2. А действительно чем «пахнет» бухгалтер по вашему мнению?
В-2. Я думаю, что сегодняшний наш разговор придаст уверенности нашим студентам в том, что они не ошиблись с выбором профессии, ведь именно от бухгалтеров зависит экономика на отдельном предприятии, но и в стране.
В-1. И в заключении нашего разговора - ваши пожелания нашим студентам, вашим приемникам.
Ролик 7.
Чтец .Своею работой горжусь неспроста,
Бухгалтера должность сложна и важна.
И слово «бухгалтер» мне имя дает,
Бухгалтеру слава! Хвала и почет!
Чтец.Дебет и кредит, проводки, активы
Как с этим всем управляться смогли вы?
Движутся, вашим талантам послушны,
Деньги на нашей планете воздушной.
Скажем сегодня бухгалтеру «Браво»
Нашим финансовым гениям «Слава!»
В-2 Спасибо огромное хочется сказать нашим уважаемым гостям за интересный и такой нужный разговор о важности нашей нелегкой профессии.
В-1. Надеемся, что встречи наших выпускников с ведущими специалистами в нашем учебном заведении станут доброй традицией.
2.4. Развитие профессиональных компетенций «Лучший по специальности»
Большое значение в Республиканском инженерном колледже уделяется мероприятиям, которые способствуют закреплению у студентов интереса к избранной специальности.
Одним из таких мероприятий является конкурс «Лучший по специальности», который проводился в рамках недели цикловой комиссии экономических дисциплин.
Основные задачи конкурса:
- проверка уровня усвоения студентами учебных программ по специальным дисциплинам;
- воспитание уважения к труду;
- адаптация выпускников к современным условиям рынка труда, на котором востребованы профессионализм, компетентность и ответственность за принимаемые решения.
В конкурсное задание включены вопросы и задачи по дисциплинам, формирующим у студентов профессиональные умения и навыки по избранной специальности: «Бухгалтерский учет», «Экономика организации», «Налоги и налогообложение», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Цели конкурса:
- образовательная: знакомство с функциями своей будущей специальности на личном примере;
- воспитательная: мотивировать профессиональный интерес к будущей специальности, формировать осознание ответственности за принимаемое решение, что воспитывает критичность, внимательность, уважение к мнению других, сдержанность;
- развивающая: в процессе выполнения заданий развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.
Условия конкурса:
В конкурсе «Лучший по специальности» принимают участие все студенты выпускных курсов по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет». Конкурс проводится в четыре этапа:
1 этап – Теоретик.
2 этап – Решение профессиональных задач.
3 этап – Лучшее знание компьютерной бухгалтерии.
4 этап – финал конкурса.
Конкурс «Лучший по специальности» построен так, что к каждому следующему этапу допускаются участники, которые добились лучших результатов в предыдущих турах. Таким образом, количество участников каждого следующего этапа уменьшается, и в финал выходят 3-5 участников.
Результаты промежуточных конкурсов подводятся ведущими преподавателями специальных дисциплин. Для оценки заданий финального конкурса назначается компетентное жюри. Итоги заданий финального этапа подводятся в таблице .
Этапы проведения конкурса
Конкурс «Лучший по специальности» проводится в течение недели и включает 4 этапа.
1 этап: «Теоретик» - конкурс на лучшие теоретические знания.
В нем принимают участие все студенты (40 чел.).
Этот этап проводится в виде тестового контроля знаний на персональном компьютере. В задание включено 30 вопросов по специальным дисциплинам Критерий оценки: за правильный ответ – 1 балл.
Студенты, набравшие наибольшее количество баллов (15 человек и более), допускаются к участию во втором туре.
2 этап: «Решение профессиональных задач».
Задание для студентов состоит из пяти задач по специальным дисциплинам
Критерий оценки: за верно решенную задачу – 2-3 балла (в зависимости от сложности задания).
Студенты, набравшие наибольшее количество баллов (7-8 чел.), проходят в третий тур.
3 этап: «Лучшее знание компьютерной бухгалтерии».
На этом этапе участники конкурса выполняют задание на оформление бухгалтерской документации в программе «1С Бухгалтерия»
Критерий оценки: каждое задание в зависимости от сложности имеет разную «цену».
Студенты, наиболее успешно справившиеся с этим заданием, допускаются к финальному конкурсу (3-5 чел.).
Примечание: Финалисты получают два домашних задания, которые они должны подготовить к началу финала:
самопрезентация на тему: «Я и моя будущая профессия».
доклад по актуальной экономической проблеме на выбор участника
Финал конкурса «Лучший по специальности»
Финалисты конкурса
Задание №1. «Самопрезентация»
Каждый финалист представляет свою компьютерную презентацию, в которой рассказывает о себе и обосновывает выбор профессии. Время 3-4 мин.
Оценка: до 5 баллов.
Задание №2. «Доклады»
Студенты представляют подготовленные доклады по актуальным экономическим проблемам. Время доклада 5-7 минут.
По завершении доклада финалисты отвечают на вопросы жюри по теме доклада.
Оценка: до 5 баллов.
Задание №3. «Тест на внимательность»
Студентам предлагаются 40 пар многозначных чисел, среди которых нужно найти соответствующие пары без ошибок
Время выполнения задания 8-10 минут.
Оценка: 0,2 балла за каждую угаданную пару чисел, а за каждую неверно указанную пару чисел снимается по 0,1 балла.
Задание №4. «Тест на грамотность»
Участники получают карточки с заданиями
Время выполнения задания 10 минут.
Оценка: 0,3 балла за каждый правильный ответ.
Задание №5. «Выход из ситуации»
В этом задании участники должны показать свою способность принимать эффективные решения в предлагаемых ситуациях
Оценка: до 5 баллов.
Заключительное слово жюри конкурса.
Заключение
Не всегда граждане в 15-16-ти летнем возрасте делают выбор будущей профессии осознанно. Задача коллектива комиссии – в процессе обучения убедить студентов в том, что избранная ими специальность – самое интересное и нужное. Для этого преподавателями проводятся различные мероприятия, побуждающие интерес к выбранной специальности,
показать полученные знания в творческой демократичной обстановке и продемонстрировать приобретенные умения и навыки по избранной специальности, повышать свою самооценку самостоятельно находить нужную информацию в современных информационных системах многое другое.
Список используемых источников
Литература
Федеральный Закон от 21 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Трудовой кодекс РФ по состоянию на 25 апреля 2013 года. С учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 5 апреля 2013 года №58-ФЗ. 60-ФЗ
Электронныйресурс: http://cis.nprts.ru/files/sodeistvie_povysheniiu_urovnia_fin_gramotnosti
Бернар и Колли. Толковый экономический и финансовый словарь. М.:«Международные отношения», 1997, т. 1, с. 405
Электронный ресурс: Профессия бухгалтер http://vyborprofessia.narod.ru/buhgalter.htm
Электронный ресурс: Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki
Суть дела: Бухгалтерский учет [электронный ресурс]
http://www.dtkt.com.ua