«Современные приемы в преподавании литературы» Описание: в данном пособии представлены дидактические приѐмы работы на уроках литературы. Материал полезен для учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, возможно использование приемов на некоторых и других дисциплинах. Цель: представить дидактические приѐмы для работы на уроках. Задачи: - представить дидактические приемы, разработанные и собранные студентами 5 курса факультета филологии и межкультурной коммуникации отделения русского языка и литературы Амурского государственного педагогического университета г. Комсомольска-на-Амуре; - продемонстрировать эффективные дидактические приемы работы на уроках литературы; - формировать представление о позитивном влиянии дидактических приѐмов на усвоение литературного материала учащимися, развитие нестандартного мышления школьников, на формирование интереса к художественной литературе и чтению. Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, побудить к чтению, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться. Вот и находится педагог в постоянном поиске методов и приѐмов работы. Совместно со студентами 5 курса тоже работали в этом направлении: знакомились с опытом коллег, читали разные методические пособия, экспериментировали. В данном пособии представляем вам небольшую методическую копилку дидактических приѐмов, которую удалось собрать и разработать самостоятельно. Многие приѐмы нам давно знакомы, но стоит им дать новое название и немного изменить форму – и действовать они начинают иначе. Дидактические приѐмы работы на уроках литературы Особенностью современных уроков литературы является сочетание традиционных и интерактивных методов преподавания. Одним из главных принципов работы, считаем отстаивание учениками собственной точки зрения. Таким образом, мы закладываем в учениках не только чувство собственного достоинства, но и развиваем речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать знания и навыки. Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это достигается путѐм индивидуального подхода в обучении, умением учителя заинтересовать учеников, раскрыть красоту не просто слова, а художественного слова путѐм использования разных приѐмов, умения создать атмосферу сотрудничества. На наш взгляд, литература – это тот школьный предмет, который формирует и развивает личность с позиции слова, поэтому следует научить школьников правильно пользоваться словом. Воспитание восприимчивости к слову – одна из главных предпосылок гармоничного развития личности, творческих, литературных, эстетических и эмоциональных переживаний. В своей книге «Сердце отдаю детям» В. Сухомлинский писал о том, что мальчиков и девочек необходимо научить образному мышлению, воспринимать не только то, о чѐм говорится, но и то, как говорится. Исходя из выше сказанного, в данном пособии 3 представлены разнообразные дидактические приѐмы творческого развивающего обучения. 1. Приѐм: «Сюжет в картинках». На доску выводятся иллюстрации, связанные с сюжетом произведения. Задача ученика – расположить иллюстрации по порядку (в хронологической последовательности) и осуществить пересказ. Такой способ проверки знания произведения позволяет ребѐнку наглядно представить полученную в процессе чтения информацию, что поможет ему при анализе произведения. Данный прием можно использовать на этапе проверки домашнего задания или актуализации знаний, полученных на прошлом уроке. Пример: Произведение А.И. Куприна «Белый пудель», 6 класс. Бродячая труппа артистов «Хочу! Собаку-у-у!» «Не всѐ… продаѐтся, что покупается» Арто украден. Спасение собаки 2. Приѐм: «Аукцион». Ученики заранее получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, поработать с дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона. Непосредственно на уроке, на этапе проверки домашнего задания (знакомство с автором), учитель предлагает лоты. А учащиеся по названию лота представляют подготовленную информацию, выкупая лоты. Наивысшие баллы получают те ученики, которые выкупили сразу несколько лотов. 4 Этот приѐм служит для лучшего усвоения биографии автора, развивает умение самостоятельного поиска информации, мотивирует на получение новых знаний. Данный прием может использоваться на этапе проверки домашнего задания, а так же на этапе рефлексии, на контрольном уроке по теме. Пример: При изучении биографии Л. Н. Толстого, предлагаем следующие «лоты»: Детские годы в Ясной Поляне; «Университеты» Толстого; Участие в Крымской войне; Начало творческой деятельности; Реформаторская деятельность в Ясной Поляне; Лучшие произведения Толстого; Мировоззрение Толстого, отношение к церкви, религии; Последние годы жизни. 3. Приѐм: «Карта пути». При изучении прозаического произведения ученикам дается задание: нарисовать или схематически изобразить путь литературного героя. Этот приѐм позволит учителю проверить знание произведения детьми, а ученикам – глубже погрузиться в мир произведения. Данный прием развивает творческие способности учащихся, активизирует интерес к изучению литературы. Рекомендуется использовать приѐм в 5-7 классах. Пример: М. Пришвин «Кладовая солнца». 6 класс. Карта «Путь Насти и Митраши» 4. Приѐм: «Реставратор». Приѐм заключается в том, что учитель представляет ученикам «повреждѐнный» фрагмент текста художественного произведения или определение литературного термина. Задача учеников – восстановить фрагмент. Приѐм может использоваться на этапе проверки домашнего задания, актуализации знаний или рефлексии. Помогает активизировать память учеников и проверить знание произведения или термина. Пример: Рассказ — жанр … рода литературы, малая еѐ форма, — небольшое художественное произведение, посвященное … в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события. 5 Комедия (от греч. komodia — весѐлое представление, песни) — один из видов … произведений, в котором отражается … в жизни, … какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера. 5. Приѐм: «Немое кино». Учащимся предлагается следующее задание: озвучить фрагмент художественного фильма по произведению. Рекомендации для учителя: желательно выбирать те фрагменты диалога или монолога, озвучивание которых поможет ученикам при анализе образов персонажей произведения. Этот приѐм позволяет ученикам настроиться на произведение, погрузиться в его атмосферу, почувствовать себя одним из героев. Приѐм возможно использовать на этапе открытия новых знаний. Пример: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Озвучивание монолога Печорина. «...Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!..» 6. Приѐм: «Переводчики». Приѐм заключается в том, что учащимся предлагается оригинальный текст древнерусской литературы. Их задача – осуществить перевод текста произведения, основываясь на своих знаниях и творческих способностях. Данный приѐм помогает развить интерес к изучению литературы, творческие способности учащихся, позволяет погрузить учащихся в мир литературного произведения. Реализуется приѐм на этапе первичного знакомства с произведением. Пример: Перевод плача Ярославны из «Слова о полку Игореве» На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ, зегзицею незнаема рано кычеть: "Полечю - рече - зегзицею по Дунаеви, омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле". Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: 6 "О ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши? Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли ти бяшетъ горе подъ облакы веяти, лелеючи корабли на сине море? Чему, господине, мое веселие по ковылию развея?" Ярославна рано плачеть Путивлю городу на забороле, аркучи: "О Днепре Словутицю! Ты пробилъ еси каменныя горы сквозе землю Половецкую. Ты лелеял еси на себе Святославли носады до плъку Кобякова. Възлелей, господине, мою ладу къ мне, а быхъ не слала къ нему слезъ на море рано". Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: "Светлое и тресветлое сълнце! Всемъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои? Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою имъ тули затче?" 7. Приѐм: «Угадай-ка». Приѐм заключается в том, что учитель представляет учащихся изучаемое произведение в другом жанре, возможно, изменяя имена героев и т.д. Основополагающими и неизменяемыми остаются сюжет и основная мысль произведения. Приѐм направлен на глубокое погружение в мир литературного произведения учащимися, на развитие их творческих способностей и развитие умения логически мыслить, анализировать и проводить параллели при анализе произведения. Приѐм применяется на этапе знакомства с произведением или как форма итогового контроля. Пример: «Недоросль», 7 класс. Учитель представляет пьесу в жанре классицистической оды, восхваляя Простакову, Митрофана и их невежество. Задача учащихся – угадать произведение и аргументировать свой выбор. 8. Приѐм: «Наедине со всеми». Данный прием представляет собой беседу журналиста и интервьюируемого поэта (писателя, критика), помогает отразить запомнившиеся и интересные моменты из биографии писателя, прочувствовать тесную связь между интервьюируемым и учениками. Работа в парах, групповая. Ученики заранее продумывают вопросы, выбирают интервьюера и интервьюируемого. Во время интервью ученики записывают информацию в тетрадь. Разбивают тетрадь на две колонки: "Что понравилось и запомнилось из интервью", "Что хотел бы узнать подробнее". 7 Приѐм подходит для учащихся 6-8 классов, а также 9-10 с учѐтом введения в учебный курс не пройденных ранее поэтов (писателей, критиков). Приѐм закрепляет умение выделять основную информацию. Пример: Тема: С.А.Есенин. Знакомство с писателем. Особенности творчества. Интервью с писателем: Преподаватель: Здравствуйте, уважаемый и всеми любимый Сергей Александрович. Мы очень рады, что вы согласились посетить нас. С.А.Есенин: Приветствую всех вас, дорогие ученики. Я знаю, что сейчас вы изучаете историю моей жизни, возможно, некоторые факты из моей биографии вам покажутся очень интересными, ведь кто как не я, сможет открыть вам свою жизненную историю . Что вас еще интересует? Отвечу на ваши любые вопросы. Преподаватель: Очень многое в жизни каждого человека зависит от того, где и как прошло его детство. Расскажите, как проходили ваши детские годы? С.А.Есенин: Детство моѐ прошло у родителей матери. Я рос в атмосфере народной поэзии. Бабка меня очень баловала, была набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей, с ними протекло почти всѐ моѐ детство. Трѐх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельѐ и, как щенка, бросал в воду. После, лет восьми, другому дяде я заменял охотничью собаку, плавал по озѐрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности еѐ не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом, и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе. Как вы сумели заметить, с самых ранних лет началось моѐ тесное общение с природой, словом, природа вошла в мою плоть и кровь : Изба крестьянская, Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий свет, Как хорошо, Что я сберег Все ощущенья детских лет. Преподаватель: Природа несомненно сыграла огромную роль в вашем творчестве. Скажите, в каком возрасте вы начали писать стихотворения? С.А.Есенин: Писать стихи начал с 8 лет, а сознательное моѐ творчество можно отнести к 16-17 годам. Преподаватель: Нам уже известно, что вы создали много произведений, скажите, какой период был для вас наиболее плодотворным, а какой самым непростым? С.А.Есенин: Сложно разделять свой творческий путь на периоды, но я могу сказать, что они определѐнно были, в разные годы я и проявлял себя по-разному, менялся мой стиль, манера писания, тематика и настроение лирики. Непростым периодом могу назвать самый первый, ранний период (1910–1912). В это время мною были написаны около 50 стихотворений. Я оканчиваю Спасо-Клепиковское училище в 1912 году и вместе с отцом приезжаю в Москву на заработки, потом вновь приезжаю через год, но никто не хочет видеть во мне поэта, редакции не принимают в печать, но я продолжаю писать, не падаю духом и в конце 1915 – начале 1917 годов стихи мои появляются на страницах многих столичных изданий. Очень сложным и 8 плодотворным был период с 1917–1923 г., много событий произошло. Я познакомился с Анатолием Мариенгофом, в мою жизнь вошла Айседора, с которой я отправился заграницу, долго не мог найти себя я в царстве мещанства и скуки, там я тосковал по Родине, был одинок. Преподаватель: А как менялись ваши взгляды на уклад в России, отношение к революции? С.А.Есенин: Я хотел видеть радикальные перемены в России, пережил крах своих революционных иллюзий. В 1920 году я сделал вывод о том,что реальный социализм, «без мечтаний», умерщвляет всѐ живое, в том числе и личность. Из моего творчества ушли утопии о религиозно-революционном преображении России, появились мотивы утекания, увядания жизни, отрешѐнности от современности, а в лирическом герое обозначилась внутренняя оппозиционность. Это можно увидеть в стихотворении «Я последний поэт деревни…» (1920) — прощальной обедни, панихиде по России-храму, уходящей Руси. Преподаватель: Сергей Александрович, ваша поэзия одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе. Скажите, так ли это? Действительно ли в ваших творениях раскрывается ваша жизнь? С.А.Есенин: Скажу больше, в них раскрывается не просто моя жизнь, а душа: "Восхищаться уж я не умею и пропасть не хотел бы в глуши, но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души". Я всегда искренен, поэтому все автобиографические сведения находятся в моих стихах. В стихотворения 1923–1925 гг. в гораздо большей, чем ранее, степени вы можете "увидеть" мою биографию, например, в стихотворении «Мой путь». Преподаватель: Вы прошли характерный для русского поэта путь – от крайностей, мятежности к гармонии, возвращались к прежним идеалам, но на более высоком уровне их воспринимали. Удалось ли вам преодолеть кризис души? С.А.Есенин: Думаю, что преодоление душевного кризиса завершается в последней моей поэме – ―Чѐрный человек‖. Написание этой поэмы – попытка проанализировать себя, но это не просто поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу, это те мысли, которые так долго мучили меня, некая чѐрная меланхолия. Преподаватель : Скажите, Сергей Александрович, как вам удавалось преодолевать столь депрессивные краски? И удавалось ли? С.А.Есенин: Конечно, в моѐм сознании всегда жила поэзия сельской природы, душевная чистота и цельность. Всѐ это помогало противостоять черному человеку, чѐрной меланхолии. Преподаватель: Сергей Александрович, любимый нами поэт, хотели ли вы пожелать что-нибудь молодому поколению? С.А.Есенин: Ребята, любите и храните мир земной красоты, Свою землю нужно любить и воспевать, поэтому, где бы вы ни были, не забывайте о родных местах, цените и любите жизнь. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. 9 Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. Преподаватель: Алексей Толстой (1882 - 1945 ) писал: "Фамилия Есенина - русская-коренная, в ней звучат языческие корни - Овсень, Таусень, Осень, Ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли с осенними праздниками... Сам Сергей Есенин, действительно деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом.... Есенину присущ этот стародавний, порожденный на берегах туманных, тихих рек, в зелѐном шуме лесов, в травяных просторах степей, этот певучий дар славянской души , мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы... Он весь растворѐн в природе, в живой, многоголосой прелести земли..." (О Есенине, 1922) И действительно, искренняя обнажѐнная русская душа поэта присутствует во всех стихотворениях Сергея Александровича Есенина. Творчество этого замечательного поэта неповторимо и глубоко. Поэзия Сергея Александровичапродолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к жизни, ко всему близкому и так дорогому сердцу. Преподаватель : Спасибо за столь прекрасное интервью Сергей Александрович, мы были рады видеть вас здесь. С.А.Есенин: Благодарю и вас, спасибо за то, что пригласили. Всегда ваш, Сергей Есенин. Данный приѐм повышает интерес к учебному материалу, позволяет проявить максимум активности, заинтересованности, творческого подхода к делу, по-новому взглянуть на биографию писателя, позволяет обобщить и систематизировать материал, изученный раннее, также познакомиться с новым материалом. 9. Приѐм: «Анкета писателя». Учащимся предлагается составить анкету писателя, поэта по представленному материалу. Для более четкой работы предлагается перечень вопросов (фактов жизни опрашиваемого писателя (поэта)), на которые нужно дать ответы. Данный приѐм позволяет близко познакомиться с биографией писателя. Форма такой работы знакома детям и проста в еѐ заполнении. Приѐм занимает на уроке мало времени за счѐт кратких формулировок, но при этом помогает провести нестандартно урок по биографии, мировоззрению писателя, а также закрепить знания, полученные раннее. Подходит для учащихся 6-10 классов. Пример: Тема: Творчество С.А.Есенина. Биография писателя. Учащиеся просматривают биографический видеоролик, фиксируют информацию в тетради, заполняя анкету писателя. Учащийся может оформить тетрадные листы, вклеив туда портрет писателя, фотографии, отражающие его жизнь и творчество. Анкета может быть представлена следующим образом: Имя: Сергей Отчество: Александрович Фамилия: Есенин Дата рождения: 03.10. 1895 Место рождения: Село Константиново, Рязанская губерния. Внешность: Рост 168 см, глаза голубые, волосы светлые. 10 Семья: Александр Никитич Есенин (1873-1931) и Татьяна Федоровна Есенина (Титова) (1865-1955). Федор Андреевич (1845-1927) и Наталья Евтихиевна (1847-1911) Титовы - дед и бабушка Есенина по матери. Сестры Екатерина Александровна (1905- 1977) и Александра Александровна (1911-1981). Образование: Закончил земское училище, церковно-учительскую школу. В 1913- 1914 годы поступил в Университет Шанявского, где пробыл 1,5 года. Профессия: поэт Литературное течение: Имажинизм Первые стихотворения: Первое стихотворение было написано в 8 лет. В 15 лет поэтическое творчество стало систематическим ("Наступление весны", "Поет зима - аукает", "К друзьям ", "Сыплет черемуха снегом"...) Первые печатные произведения: Сборник стихотворений "Радуница" (1917), «Голубень» (1918), «Сельский часослов» (1918), «Преображение» (1918). Основные темы творчества: судьба русской деревни, настоящее и будущее России, умиление природой, любовь к женщине и религия. Интересные факты: Во время Первой мировой войны Есенин служил санитаром в полевом военном поезде. Вместе с другими поэтами неоднократно выступал в Царском Селе перед членами императорской семьи. Помимо заполнения основных пунктов, учащиеся отмечают, какие факты из жизни и творчества писателя их удивили и показались интересными и что бы еще добавили в анкету. 10.Приѐм: «Портретная галерея». Приѐм приобщает учащихся к искусству, к творчеству, развивает мышление, логику. Помогает необычно представить личность писателя, раскрыть творческие способности детей, показать на примере тесную связь искусства и литературы, обратить внимание на эпоху, в которую творил писатель, на уклад его жизни. При изучении биографии писателя создаѐтся подборка портретов и фотографий, выполненных в разные периоды его жизни. Фотографии и портреты выстраиваются в ряд, ученики пытаются определить, чем занимался писатель или поэт, кем работал, чем увлекался, к какому сословию принадлежал... Беседу о портретах можно начать так: Как передан внешний облик писателя? В чѐм особенность изображения? Какова роль отдельных деталей (выражения глаз, о