СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа на тему: Художественная деталь в литературе. Зеркало в произведениях русской и зарубежной литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Художественная деталь в литературе. Зеркало в произведениях русской и зарубежной литературы

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: Художественная деталь в литературе. Зеркало в произведениях русской и зарубежной литературы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобязательная школа №97»

















Проектная работа на тему:

Художественная деталь в литературе.

Зеркало в произведениях русской и зарубежной литературы.











Выполнила: Баркова София Николаевна, ученица 10 «А» класса

Научный руководитель: Гуськова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы











Оглавление



  1. Введение

  2. Основная часть

2.1 Художественная деталь в литературе

2.2 Зеркало в устном народном творчестве

2.3 Зеркало в произведениях русских писателей

2.4 Зеркало в зарубежной литературе

3. Заключение

4. Список используемой литературы





































Введение

Среди всех предметов повседневного быта едва найдется вещь более противоречивая и загадочная, чем зеркало. Зеркало играет важную роль в нашей повседневной жизни, оно прочно вошло в наш быт и стало элементом культуры.

На первый взгляд, зеркало – предмет интерьера, к которому мы давно привыкли. Утром и вечером мы приводим себя в порядок перед зеркалом, оно помогает нам увидеть себя со стороны.

Зеркало - волшебный и загадочный предмет. Оно всегда притягивало интерес людей, порождая суеверия и приметы. С зеркалом связаны очень много преданий и поверий, а это веками наработанная народная мудрость.

Зеркало - это граница между мирами: нашими, привычными – и зазеркальными, где всё наоборот. В зеркало смотрятся, от него ждут правды и попадают в самообман. Кривые зеркала смеются над людьми – и люди разбивают их на мелкие кусочки, чтобы никогда не слышать смеха зеркал. Зеркала дают возможность встретиться с собой как с другом. Они знают будущее и всегда живут рядом с человеком. Люди часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, что в зеркале отражена душа человека.

В классических произведениях зеркало часто является символом «иного мира». Зеркало - это вечность, поскольку в нем есть все, что было, что есть сейчас, все, что будет.

Для того, чтобы определить значение зеркала как детали в художественном произведении, я взяла самые интересные, на мой взгляд, произведения, где зеркала - неотъемлемая часть сюжета. Мне пришлось найти ответы на многие вопросы.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что зеркала в произведениях русской и зарубежной литературы несут определенную смысловую нагрузку, помогают лучше разобрать содержание произведения, идею, раскрывают образы героев, а также выстраивают сюжетную линию, являются важной деталью произведения.


Проблемный вопрос

Какова роль зеркала в произведениях литературы? Каковы свойства зеркал? Как они раскрывают идею произведения? Какую смысловую нагрузку несут в раскрытии образа?

Цель работы -  разобрать значения и свойства зеркал на примере нескольких произведений русской и зарубежной литературы.


Для достижения поставленной цели мною были решены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с понятием «художественная деталь» в тексте;

  2. Подобрать художественные произведения, где зеркало – часть сюжета;

  3. Провести исследования на основе анализа литературных текстов;

  4. Сделать выводы;

  5. Подготовить презентацию своей работы.

Объектом исследования являются литературные произведения русских и зарубежных писателей, предметом - зеркало как художественная деталь и ее роль в понимании основной идеи произведения.

В своей работе я использовала следующие методы исследования:

  1. Литературный обзор.

  2. Анализ текста художественного произведения.

  3. Сравнение, сопоставление и обобщение.

  4. Обработка информации.

В своём исследовании я прошла следующие этапы:

  1. Обзор художественной литературы по теме исследования.

  2. Работа с основными понятиями.

  3. Установление причинно-следственных связей в развитии сюжета

  4. Выяснение мотивов поведения действующих лиц

  5. Выяснение идейной направленности детали

  6. Прочтение и сопоставительный анализ литературных произведений

  7. Анализ и обработка собранных данных.

Практическая значимость работы:

- материал может быть использован на уроках литературы, во внеклассной работе по предмету.









































1. Основная часть

1.1 Художественная деталь в литературе.

Все мы знаем, как одна небольшая художественная деталь может преобразить литературное произведение, придать ему особое обаяние. Входят в реальность нашего времени такие детали, как осетрина «второй свежести» Булгакова, бутылочное горлышко под луной у Чехова, диван Об-ломова у Гончарова.

Детализация — это особый художественный прием, который не­обходим для создания максимально полного образа. Через деталь можно показать какую-либо комическую ситуацию, обозначить что-то типическое в героях или, напротив, подчеркнуть индивидуальные черты. Прием детализации используется, как правило, в эпических произведениях.

Литературное произведение – совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Достаточно проанализировать одну деталь текста, и она поможет раскрыть смысл художественного произведения.

Слово «деталь» как научный термин литературоведения и как изобразительное средство было упомянуто еще В. Белинским. Однако о «детали» заговорили только в двадцатом столетии. Её определение впервые появилось в книге Г. Поспелова «Теория литературы», слово «detael» обозначает - часть, частицу, подробность, мелкую часть. В качестве художественного средства деталь выполняет важные функции в литературном произведении.

Исследуя особенности детали, литературоведы признают её важность в произведении. Так, В. Щеглов в работе «Верность деталей» говорит, что «художественная деталь» имеет идейный, психологический, эстетический вес в текстах.

И. Роднянская пишет, что «художественная деталь» необходима, чтобы «читатель всегда держался начеку». Ю. Борев подчеркивает, что «благодаря художественной детали в тексте возникает возможность усмотрения дополнительного смысла».

Ряд литературоведов определяют в художественной детали две стороны. Так, Н. Сахарный за внешнюю сторону детали принимает описание образа внешности или природы, а за внутреннюю - какое-либо душевное состояние.

М. Березняк утверждает, что «деталь порождает чувственный образ».



Таким образом, художественная деталь - компонент предметной выразительности, выразительная подробность в литературном произведении, имеющая значительную смысловую эмоциональную нагрузку. Попробуем это доказать на примерах художественных произведений.







1.2 Зеркало в устном народном творчестве.

Помощник или враг, друг или нечистая сила?

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Благочестивые люди его избегали. Церковный собор 1666 года запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала. Возможно, поэтому столько суеверий, связанных с зеркалами в России. В разных областях традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях - болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало - к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом… похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

Русская легенда

В работе Александра Терещенко «Быт русского народа» мы знакомимся с легендой о происхождении зеркала, которое якобы придумал сам черт. По легенде монах решил проверить действенность слов Евангелия «просите и дастся вам» и решил пойти к царю просить руки его дочери. Дочь царя дала согласие, но поставила условие: сначала он должен принести ей некий предмет, в котором она бы видела саму себя. Монах долго думал и скитался по разным местам, а потом наткнулся на заточенного в кувшине дьявола. Дьявол попросил его выпустить и обещал служить ему. Монах выпустил дьявола, а нечистый принес ему за это зеркало. Зеркало монах отнес царской дочке, но жениться передумал. Потрясенный встречей с чертом, он начал бояться наказания за то, что выпустил нечистого в мир. Монах вернулся в скит и остаток дней провел в молитве. А дьявольская выдумка – зеркало так и осталось в мире.

Считается, что от этой легенды появилось поверие, что днем в зеркало смотрится человек, а по ночам на него из зеркала глядит нечистый. А раз смотрит, значит, может и сглазить, расстроить планы или совратить.



Русское предание

На Руси считали, что спящий человек беззащитен перед нечистой силой. Поэтому спать напротив зеркала запрещалось. Говорили, что из зеркала может выскочить покойник или черт, похитить душу или наслать беду. Здесь можно провести параллель с разбитым зеркалом — отражение умирает, душа разбита вдребезги. Из зеркала за человеком мог подсматривать дьявол, способный оказывать негативное воздействие, насылать кошмарные сны, подвергать соблазнам, вредить человеку. Потому, опасаясь таких событий, зеркала на Руси старались вешать или ставить как можно дальше от спального места.

Таким образом, в фольклорных текстах зеркало:

- открывают ворота в потусторонние миры, где прячется самая разная нечисть, обитают души умерших. Именно они дают ответы при ворожбе и гадании;

- зеркало с его блестящей гладкой поверхностью используется нечестью для того, чтобы подглядывать за людьми, злые духи через зеркало могут украсть душу человека

































1.3. Зеркало сказках и балладах

В балладе «Светлана» (1812) Жуковского рассказывается история о молодой девушке, которая пытается заглянуть в своё будущее:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистые зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой…


В структуре произведения зеркало занимает весьма значительное место. В нем Светлана видит своего жениха мёртвым. Он пытается увлечь её в царство теней. Но страшное видения оказывается всего лишь сном.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье».

Сцена гадания – является сюжетной завязкой в балладе. Именно она становится отправной точкой всего дальнейшего действия, так как впечатления от загадочного гадания заставляют Светлану увидеть сон, который и лежит в основе повествования. Эта сцена создает неповторимую атмосферу – атмосферу мистическую и страшную, но невероятно притягательную.

Зеркало – своеобразный проводник из «того» мира в этот. Всё это придаёт отрывку таинственное, загадочное и напряженное настроение.
   Но страх сменяется радостью. В конце отрывка появляются свадебные образы (церковь, венчальная песня, свадебные санки), которые показывают, как ночь и страх уходят, а на смену им идёт счастье. 

Таким образом, зеркало является не только проводником в «тот» мир, но и создаёт атмосферу страха и мистики.


В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833) А. С. Пушкина царица считала, что главное в ней — красота. В зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, и это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни.

Зеркало показывает нам царицу не только внешне, но и внутренне. Она была гордой, своенравной, ревнивой, жестокой и завистливой.

Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с зеркалом ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи...

Но с появлением соперницы обращение другое:

Ах ты, мерзкое стекло!

А.С. Пушкин создал образ справедливого зеркала, которое не встречалось раньше. Зеркало является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица, оно помогает увидеть ее эгоизм, проявляющийся в разговорах с ним.

Зеркало является полноправным персонажем сказки, говорит только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой.

Зеркало – волшебный предмет, помогающий раскрыть внутренний мир персонажа.

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» - зеркало не только всевидящее око, но ещё и символ вечной истины.

В произведении А. Чехова – «Зеркало» (1885) - зеркало ключевой элемент сюжета.

«Подновогодний вечер. Нелли, молодая и хорошенькая дочь помещика-генерала, день и ночь мечтающая о замужестве, сидит у себя в комнате и утомленными, полузакрытыми глазами глядит в зеркало. Она бледна, напряжена и неподвижна, как зеркало.» - так начинается рассказ великого классика.

Девушка гадает на суженого. «Суженый для Нелли составляет всё: смысл жизни, личное счастье, карьеру, судьбу. Вне его, как и на сером фоне, мрак, пустота, бессмыслица».

В зеркале отражается вся будущая жизнь Нелли: На сером фоне мелькают картина за картиной:

Вот видит Нелли, как она в холодную зимнюю ночь стучится к уездному врачу Степану Лукичу - муж серьезно болен.

К пяти часам утра замученные лошади въезжают во двор. Нелли, к великому своему ужасу, видит, что у доктора такой же бред, как и у ее мужа. Что делать?

… опять потемки, резкий, холодный ветер, мерзлые кочки - Нелли едет за другим доктором – нуждаются в помощи уже двое. Страдает она и душою, и телом…

Видит далее она на сером фоне, как муж ее каждую весну ищет денег, чтобы уплатить проценты в банк, где заложено имение. Не спит он, не спит она, и оба до боли в мозгу думают, как бы избежать визита судебного пристава.

Видит она детей. Тут вечный страх перед простудой, скарлатиной, дифтеритом, разлукой. Из пяти-шести карапузов, наверное, умрет один.

Серый фон не свободен от смертей. Оно и понятно. Муж и жена не могут умереть в одно время. Один из двух, во что бы то ни стало, должен пережить похороны другого. И Нелли видит, как умирает ее муж. Это страшное несчастие представляется ей во всех своих подробностях. Она видит гроб, свечи, дьячка и даже следы, которые оставил в передней гробовщик

«- К чему это? Для чего? — спрашивает она, тупо глядя в лицо мертвого мужа. И вся предыдущая жизнь с мужем кажется ей только глупым, ненужным предисловием к этой смерти.»

Что-то падает из рук Нелли и стучит о пол. Она вздрагивает, вскакивает и широко раскрывает глаза. Одно зеркало, видит она, лежит у ее ног, другое стоит по-прежнему на столе. Она смотрится в зеркало и видит бледное, заплаканное лицо. Серого фона уже нет. «Я, кажется, уснула...» — думает она, легко вздыхая.

Зеркало, обладающее магическими свойствами, показывает будущую жизнь Нелли. Эта жизнь наполнена болью, страданиями, потерями. Она лишена радости и счастья. Супружеская жизнь – глупое предисловие к смерти. Зеркало показывает абсолютную правду, реальную жизнь замужней женщин. Проснувшись, Нелли легко вздыхает, и мы понимаем, что суженый, некогда составлявший всё: личное счастье, карьеру, судьбу, - теперь не является смыслом её жизни.

Таким образом, зеркало в данном произведении, с одной стороны, - символ жизненной правды, с другой, – способ показать слабость человека и неспособность его принять сложные жизненные обстоятельства.

Зеркало как деталь в данном произведении помогает Че­хову-художнику перейти от сурового вос­создания действительности к тонкому, сдержанному лиризму, к легкой, едва уловимой иронии.

В рассказе Набокова «Облако, озеро, башня» (1937) есть образ зеркала, но он скрыт.

Рассказ повествует об увеселительной поездке героя на природу. Выигранная на благотворительном балу путёвка сразу становится проблемой. Герой не хочет ехать, но решается на путешествие, волнуется, даже надеется на приключение.

Предвкушение счастья не оправдывается. С момента встречи с группой Василий Иванович испытывает всё большее разочарование. Он тяготится восемью попутчиками, которые принуждают его оставить чтение томика Тютчева и присоединиться к компании. Подробно описаны три дня и две ночи пятидневной поездки. Ненависть к «инакомыслящему» у коллектива развивается постепенно. Сначала Василий Иванович вынужден петь хором, так что в хоровом пении «он уже не смел выпасть». Следующий этап издевательств – коллективная еда. Никто не принимает во внимание его вкусы. Герою вместо любимых им трёх яиц достаётся часть общей колбасы, причём доля меньшая, чем у других.

Следующее испытание – внимание со стороны общества: героя заставляют играть, тормошат, занимаются им «сперва добродушно, а потом с угрозой».

Все «добрые дела» общества по отношению к личности учитывают только желания коллектива.

Простая фраза: «Нам с вами больше не по пути. Я дальше не еду. Никуда не еду!» - вызывает бешенство у группы. Василий Иванович понимает, что не может ничего решить в собственной судьбе, не может остаться там, где желает.

Герой будто попадает в придуманную кем-то игру, проживает чужую жизнь.

Это конфликт между личностью и обществом; индивидуальным, задавленным большинством, и толпой. Конфликт начинается как моральное давление и перерастает в физическое воздействие. Набоков поднимает традиционную в русской литературе проблему маленького человека. Кульминационный третий день - день встречи героя со счастьем:

Это было чистое, синее озеро с необыкновенным выражением воды. Посередине отражалось полностью большое облако. На той стороне, на холме, высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня - это было чем-то таким единственным, и родным, и давно обещанным.

Василий Иванович решил остаться в этом месте и снять комнату, с красным полом, с ромашками, намалеванными на белых стенах, и небольшим зеркалом, наполовину полным ромашкового настоя,- но из окошка было ясно видно озеро с облаком и башней, в неподвижном и совершенном сочетании счастья. Василий Иванович понял, что здесь, в этой комнатке с прелестным до слез видом в окне, наконец-то так пойдет жизнь, как он всегда этого желал.

Таким образом, озеро – это зеркало души главного героя, отражение его желаний, стремлений, это символ уединённой независимой жизни, которой он оказывается лишён. Данная деталь помогает раскрыть внутренний мир героя, его мечты и потаенные мысли.

В произведении Ганаго – «Зеркало» мы знакомимся с маленькой девочкой Надей. Она любила наряжаться и вертеться перед зеркалом, примерять то мамины, то бабушкины вещи. Крутясь пред ним, она заметила, что «…как две капли воды была похожа на свою бабулю».

Однажды вместе они стали рассматривать семейный альбом.

«Каких там только не было лиц. И каких лиц! И каждое было по-своему красиво. Покой, достоинство и тепло, излучаемые ими, притягивали взгляд. Надя заметила, что все они – маленькие дети и седые старики, юные дамы и подтянутые военные – были чем-то похожи друг на друга… И на неё.»

Рассказ заканчивается вопросом: «А ты знаешь историю своих дедов, прадедов, историю своего рода? Может быть, эта история и есть твоё зеркало?»

Зеркало помогает маленькой девочке сделать открытие: она – отражение своего рода, его продолжение. Пройдет время, и в этом альбоме появятся ее фотографии, потом фотографии ее детей и так далее. Зеркало – это отражение истории семьи, преемственность поколений.



Самое зеркальное произведение русской литературы – стихотворение Блока – «Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912).

Рубеж XIX и XX веков был своего рода “смутным временем”. Неопределенность политической власти, две революции 1905 года – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха.

Стихотворение является переломным в творчестве поэта. Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды. Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.

Ранее его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное. Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии.

Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека…” является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно.

Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека.

Анализируемое стихотворение - это размышления лирического героя о человеческой жизни. Его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. Особенность кольцевой композиции – зеркальность, почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Таким образом, зеркальная композиция используется в литературе как авторский приём для более глубокого раскрытия замысла, убеждающего в многогранности и непредсказуемости жизни.





1.4

В произведении Бредбери «Зеркало» два главных героя как одно целое - двойняшки Корал и Джулия Уичерли.

«Бог свидетель, об этих двух дамах можно много чего порассказать. Девчонками, когда они еще бегали в желтых платьицах, им достаточно было стать друг против друга - и можно было прихорашиваться без зеркала. Если верно, что жизнь - это швейцарские часы, то этих девочек можно было уподобить прелестным птичкам, которые выскакивали одновременно, секунда в секунду, каждая из своей дверцы. Обе моргали, даже если великий волшебник, притаившийся за кулисами, дергал только за одну веревочку. Они носили туфельки одинакового фасона, наклоняли головы всегда в одну и ту же сторону и одинаково размахивали при ходьбе руками, словно белыми ленточками»,- так начинается наш рассказ.

Двойняшки - так они и плыли по великой реке времени, словно две маргаритки, брошенные в воду.

Все им пророчили скорую свадьбу. Но они двадцать лет просидели у себя на веранде, сделались такой же неотъемлемой частью городского парка, как лебеди в пруду.

«У нас дома все в двух экземплярах: кровати, обувь, шезлонги, темные очки; будет просто чудо, если мы найдем близнецов, под стать нам самим, потому что никто, кроме близнецов, не понимает, что значит быть самостоятельной личностью и в то же время зеркальным отражением...»

Старшая родилась на девять минут раньше младшей, и в ее жилах по праву первородства текла кровь гордой королевы. «Сестра, сделай то, сестра, сделай это, сестра, пойди туда — не знаю, куда».

«- Я - зеркало, - сказала Джулия, младшая сестра, когда им стукнуло двадцать девять. - Да-да, я всегда это понимала. Все лучшее досталось Корал: ум, красноречие, способности, цвет лица... а я стою в сторонке, как зеркало, и копирую ее поступки и внешность, но при этом все время помню, что я — как бы невсамделишная…»

Когда сестрам исполнилось сорок, в тот день как будто лопнула тугая струна.

Поутру, встав с постели, Джулия Уичерли не стала расчесывать волосы.

В тот же день лопнула следующая струна.

Джулия появилась на улице в одиночку.

Далее события развивались стремительно: за первым взрывом последовал второй, потом еще один, потом еще и еще, настоящая канонада, целая череда взрывов, будто кто-то поджигал петарды. Джулия приобретала мягкие шляпки с цветами, Джулия пользовалась духами, Джулия прибавляла в весе, Джулия седела, Джулия уходила гулять по ночам.

Через месяц Джулия упаковала вещи и уплыла по морю летнего дня, как большая белая яхта. Вскоре Корал получила приглашение на свадьбу.

На свадьбе, проходя мимо старшей сестры, Джулия остановилась, подняла глаза, после этого, словно прихорашиваясь перед зеркалом, поправила фату, освежила помаду на губах, без намека на суетливость. Наконец она сказала этому зеркалу:

— Я — Джулия, а ты кто такая?

Таким образом, зеркало в данном тексте выполняет несколько функций:

  1. Бредбери показывает, что жизнь двойняшек сложна и может быть даже трагична, потому что кто-то может стать зеркальным отражением другого и потерять свою индивидуальность.

  2. Деталь является средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть внутренний мир персонажей.



















Заключение

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:

  1. Зеркала в легендах и приданиях открывают ворота в потусторонние миры, где прячется самая разная нечисть, обитают души умерших; зеркало с его блестящей гладкой поверхностью используется нечестью для того, чтобы подглядывать за людьми, злые духи через зеркало могут украсть душу человека; также зеркала дают ответы на вопросы при ворожбе и гадании.

  2. Зеркало в балладах является не только проводником в «тот» мир, но и создаёт атмосферу страха и мистики.

3. Зеркало в сказках – волшебный предмет, помогающий раскрыть внутренний мир сказочного героя. Зеркало не только всевидящее око, но ещё и символ вечной истины.

4. Зеркало в рассказе А.П. Чехова, с одной стороны, - символ жизненной правды, с другой, – способ показать слабость человека и неспособность его принять сложные жизненные обстоятельства. Зеркало как деталь в данном произведении помогает Че­хову-художнику перейти от сурового вос­создания действительности к тонкому, сдержанному лиризму, к легкой, едва уловимой иронии.

  1. Зеркало в рассказе В.В.Набокова дано через образ озера. Озеро – это зеркало души главного героя, его мечты, желания, стремления, это символ уединённой независимой жизни, которой он оказывается лишён. Зеркало показывает самые сокровенные желания человека.

  2. Зеркало в рассказе Б.А. Ганаго – это отражение истории семьи, преемственность поколений.

  3. Зеркало в рассказе Р Бредбери показывает, что жизнь двойняшек сложна и может быть даже трагична, потому что кто-то может стать зеркальным отражением другого и потерять свою индивидуальность. Деталь является средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть внутренний мир персонажей.

  4. Зеркальная композиция в стихотворении А.А. Блока используется в литературе как авторский приём для более глубокого раскрытия замысла, убеждающего в многогранности и непредсказуемости жизни.

Итак, свойство зеркала - видеть невидимое, находить ненайденное, обозначать необозначенное, зеркало имеет идейный, психологический, эстетический и композиционный вес в текстах.

Закончить хотелось бы стихотворными строками Надежды Бурцевой:

О, не пугайтесь таинства зеркал!..
В них Муза щедро дарит вдохновенье:
Глаза в глаза...
... И стройных строчек пенье
влечёт — в ещё неведомый астрал...
Там глубина, непознанность сознанья...
Полёт души — в иное мирозданье...
Вы не пугайтесь таинства зеркал!..
В них свод пути в иное измеренье... 
Начало всех, для нас — иных начал...
А, может — бесконечность воплощенья?..
О, не пугайтесь таинства зеркал!..



















Список литературы.

  1. Калачева С. Деталь как сущность изображаемого характера /Калачева, М.: Дрофа, 1993

  2. «Ночь, аптека, улица, фонарь». А.А. Блок. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти томах. Том III. М.: "Наука", 1997.

  3. Колодина Н. «Деталь как средство текстопостроения», 1997, М.: Дрофа

  4. Александр Терещенко. «Быт русского народа». Издательство: «Бином. Лаборатория знаний / Олма», 2020 г.

  5. Поспелов, Геннадий Николаевич (1899-1992). Теория литературы [Текст]: [Учебник для филол. спец. ун-тов]. - Москва: Высш. школа, 1978.

  6. Щеглов, Марк Александрович «На полдороге: Верность деталей»

  7. Пушкин, А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Серия: Русские классики - детям Издательство: М.: Дрофа Плюс

  8. «Зеркало». Рей Бредбери. Издательство: «Эксмо», 2004 г.

  9. «Зеркало». Ганаго. Издательство Белорусского Экзархата, 2000 г.

  10. Баллада Жуковского «Светлана», 2014 автор Сергей Григорьев.

  11. Народный фольклор «Разбитое зеркало» корейская сказка

  12. «Сюжет и действительность. Искусство детали» Добин Е. Издательство «Советский писатель», 1981 г

  13. «Евгений Онегин». А.С.Пушкин, Издательство «Эксмо», 2017 г.

  14. «Зеркало» А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 4. М., "Наука", 1984

  15. «Облако, озеро, башня». В.В. Набоков. Издательство: «Московский рабочий», 1989 г.

  16. «Словарь славянской мифологии». Елена Грушко, Юрий Медведев. Издательство: Русский купец, Братья славяне, 1995 г.



Кемерово 2022


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!