СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Односоставные предложения в прозе И.Керимова" (работа ученика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Односоставные предложения в прозе И.Керимова" (работа ученика"»







Наименование конкурса: «Науки юношей питают»



Название работы: «Односоставные предложения

в прозе Ибрагима Керимова.»



Название предметного направления: Родной язык





Автор: Сулейманов Ахмед Гаджиевич, ученик 8 класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Доргелинская средняя общеобразовательная школа №1»

с. Доргели, Карабудахкентский район







Руководитель: Койчакаева Ажа Абдуллаевна, учитель родного языка и литературы



МБОУ «Доргелинская средняя общеобразовательная школа №1»



2020 г.

















Оглавление



Введение……………………………………………………………………….2- 4



Основная часть.


I. Общие сведения об односоставных предложениях.

I.1. Из истории изучения односоставных предложений………………………5


I.2.Классификация односоставных предложений……………………………6-7

I1.Выявление групп односоставных предложений по творчеству И.Керимова……………………………………………………………………8-11


Выводы…………………………………………………………………………12


Заключение…………………………………………………………………….13


Список литературы…………………………………………………………...14


Приложение……………………………………………………………………15





















Введение.



«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».

М. В.Ломоносов.



Эти слова известного ученого М. В.Ломоносова, одного из самых замечательных энциклопедистов наших современников, подчёркивают актуальность, которую приобретают сегодня проблемы языка и литературы.

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

А. М. Пешковский.

Чтобы подробно узнать об односоставных предложениях я окунулся в словесный мир: в мир односоставных предложений. Действительно, я хочу узнать, что же представляет этот мир предложений, в котором умолчание личных местоимений служит украшению и важности. Как эти предложения возникли, сколько видов таких предложений в речи, как это употребляют поэты и писатели в своих произведениях.

Исследованиями, которые посвящены поиску разных конструкций, как строились предложения, разные мнения ученых по видам односоставных предложений.

С помощью анализа произведений поэтов и писателей были открыты многие лингвистические факты.

Односоставные предложения – это особый семантико-структурный тип простого предложения, обладающий огромными выразительными возможностями. Односоставные предложения появились в языке одновременно с двусоставными, однако долгое время они не были объектом исследования лингвистов, а их специфика и грамматическая природа определялись по-разному.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный тип простого предложения не вызывает сомнения. Но до сих пор ведутся споры в вопросах определения круга односоставных предложений и деления их на группы. Структурные особенности односоставных предложений весьма разнообразны, а вопрос об их природе до сих пор является одним из самых трудных и наименее исследованных в синтаксисе.

Я обратился к теме «Односоставные предложения в прозе И.Керимова , так как я считаю, что исследование структурных особенностей и семантики односоставных предложений произведений кумыкского писателя Ибрагима Керимова позволит подтвердить мысль о том, что предложения данного типа – одно из важных средств выразительности.

Актуальность темы обусловлена тем, что родной язык обладает сложной системой односоставных предложений, которые широко используются в речи и художественной литературе. Вопрос об их структурных особенностях и выразительных возможностях остается недостаточно изученным и представляет собой богатый материал для творческого исследования.

Объект исследования – односоставные предложения в кумыкском языке.

Предмет исследования - выразительные возможности односоставных предложений в прозе Ибрагима Керимова.



Цель исследования:

  • Проанализировать выразительные возможности односоставных предложений в творчестве И.Керимова.

  • Составить дидактический материал по теме «Односоставные предложения» на основе собранного в ходе исследования материала.

В процессе работы мной были выдвинуты следующие задачи:

  • ознакомиться с научной литературой об односоставных предложениях;

  • выявить их основные характерные признаки;

  • ознакомиться с историей исследования односоставных предложений и их современной классификацией;

  • изучить прозу И.Керимова с точки зрения использования в ней односоставных предложений;

  • сделать выводы о роли односоставных предложений в творчестве И.Керимова.

В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в своей работе я использовал следующие методы:

изучение и обобщение,

лингвистическое описание.

Теоретическая значимость заключается в описании особенностей употребления односоставных предложений в прозе Ибрагима Керимова и их выразительных возможностей.

Практическая значимость в том, что собранные в ходе работы материалы по данной теме могут быть использованы на уроках родного языка при изучении темы «Синтаксис. Простое предложение. Культура речи»



Основная часть.

I. Общие сведения об односоставных предложениях.

I.1. Из истории изучения односоставных предложений.

В кумыкском языковедении понятие простого и сложного предложения впервые было дано профессором Ольмесовым Н.Х., Хангишиевым Ж.М., Гаджиахмедовым Н.Э., самим автором, ученым, профессором Керимовым И.К.

Ольмесов Н.Х. считал, что предложение стоит в центре внимания синтаксиса и является основной языковой единицей. Он выделил основные группы односоставных предложений. В своем труде «Методика кумыкского языка», изданном в 2000 г., он разработал подробную классификацию односоставных предложений, которая была принята лингвистами и легла в основу современной классификации.

Впоследствии концепция односоставного предложения была основательно доработана в трудах доктора филологических наук, профессора Гаджиахмедова Н.Э.

I.2.Классификация односоставных предложений.

В настоящее время выделение односоставных предложений в самостоятельный структурно-семантический тип простого предложения не вызывает сомнения.

Как считали ученые Н.Х.Ольмесов, Н.Э.Гаджиахмедов, при квалификации и анализе односоставных предложений следует учитывать все признаки, свойственные простому предложению: логический, структурный, семантический, грамматический. Одна из классификаций односоставных предложений, существующих в настоящее время, включает следующие структурно-семантические разновидности:

  1. определенно-личные,

  2. неопределенно-личные,

  3. обобщенно-личные

  4. безличные

  5. назывные (номинативные).

Определенно-личными предложениями называются односоставные предложения, главный член которых выражается личной формой глагола, указывающей на определенное лицо (глагол в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения).

Определенно-личные предложения по своему значению очень близки к двусоставным, в них легко можно восстановить по смыслу отсутствующее подлежащее, подставив местоимения 1-го или 2-го лица (я, мы, ты, вы).

М.В. Ломоносов считал, что «умолчание» личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов «украшению служит».

Неопределенно-личными предложениями называются предложения, главный член которых выражен глаголом в третьем лице множественного числа или в форме прошедшего времени и обозначает действие, совершаемое неопределенными или необозначенными лицами.

Обобщенно-личными называются предложения, главный член которых выражен глаголом в форме второго лица единственного числа настоящего и будущего времени, причем действующее лицо мыслится обобщенно: Обобщенно-личное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, действие которого потенциально относится к любому лицу.

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля.

Номинативные (назывные) предложения - это именные односоставные предложения с общим значением бытия предмета речи (мысли).


I1.Выявление групп односоставных предложений по творчеству И.Керимова.



1. В кумыкском языке в определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему:

Тангала эртенокъ гетме герекмен. (Завтра уеду)

Гетейим. (Поеду)

Чемоданыгъызны гётерейим. (Подниму ваш чемодан.)

Сизге гелтирейим. (Принесу вам.)

Яхшы, экини къурайыкъ. (Хорошо, построим две бригады.)


Для усиления действий главных героев, для выразительности произведения с глагольными формами автор использовал частицы, модальные слова, междометия.

Айт, гьали. Скажи- да)

Йибер дагъы. (Отправь-ка. Отправь, пожалуйста.)

Англат чы. ( Объясни-да)

Ба, къутлайман. (Ба, поздравляю.)

Яхари, англатайым. (Давай объясню.)

А также встретились такие конструкции, где определенно-личные предложения являются внутри сложных предложений.


Гече де сюребиз, гюн де сюребиз. (Днем и ночью пашем.)

Ярай буса, шону айтайым. (Если можно, скажу)

Тилеймен, шу юртну адаты булан гёмюгюз. (Прошу вас, по вашему адату похороните.)

Сюе бусагъыз, охуп къарагъыз. (Если хотите, прочитайте?)



В произведениях И.Керимова встречаются и вопросительные предложеиия, глагол в которых во 2 лице ед. и мн .числах. Это придает ……..


Патимат, билемисен? (Знаешь, Патимат?)

Алайса, токътажакъсан, къаражакъсан? (Подождешь тогда?)

Шеклик сама этмеймисен? (Не верите?)

Энни къайда ишлежексиз? (Где поработаете?)

Неге ачдынг къапуланы? (Почему открыл ворота?)

Энни шону да ахтарып не этесен? (Почему распрашиваете?)

Яраймы гирме? (Можно войти?)

Нечик чыкъдынг? (Как вышли?)

Кимге сорагъансан? (У кого спросил?)


Исследуя материал, выяснил еще, что в прозе у писателя встречаются и восклицательные предложения, глагол в которых в повелительном наклонении и образуют определенно-личные предложения:


Чыгъып тас болугъуз мени къабагъымдан! (Выходите из моих ворот!)


Чыгъып тас болугъуз! Гетигиз! (Выйдите отсюда! Уходите!)


Шу унну элтип ерине тёгерсен! (Отнесешь муку на свое место!)

Буссагьат элтип бережексен! Ал чараны! (Сейчас же отнесешь! Возьми миску!)…..

2. Сказуемое в неопределенно-личных предложениях выражается глаголом в форме 3 лица мн. числа в настоящем или будущем времени или в форме мн. числа в прошедшем времени.



Кагъызны, къолдан-къолгъа бере туруп, Гьажиге йибердилер.

(Письмо, передавая из рук в руки, отправили Гаджи.)


Патиматдан гелген биринчи кагъызны Гьажиге лап лекцияны вакътисинде тапшурдулар.


(Во время лекции поручили письмо Гаджи.)


Ахыры да шулай токъташдылар. (В конце так подтвердили.)


Бара! Бара! – деди. (Едет! Поедет.)

Тек къоймай. (Но не оставляют.)

Огъар къарап токътайлар. ( Ждут его…)

Арзыма яхшы кюйде тынглады. Послушали мою жалобу)



Если сравнить с русским языком: За рекой косили. Слушали товарища.

[Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва. «Просвещение», 1988 c.172-173]

Читая рассказы И.Керимова, я собрал в одну группу неопределенно-личные предложения, состоящие из одной глагольной формы в прошедшем времени глаголов множественного и единственного чисел:

Къакъмады. (Не постучали)

Чакъырмады. (Не позвали)

Тюшюргенлер.( Выгрузили.)

Йибердилер. (Отправили.)

Къутладылар. (Поздравили.)

Чачдылар. (Посеяли.)




Обобщенно-личные предложения по форме похожи на определенно-личные или неопределенно-личные. Такая группа предложений в творчестве известного писателя встречается редко.

Не чачсагъыз, шону аларсыз. (Что посеете, то и пожнете.)

«Что посеешь, то и пожнешь» [Русский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева c.173].

Аякълагъа гёре узат ювургъанынг.(По одеялу протяни ножки.)

«По одежке протягивают ножки» [Русский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева c.173]

Безличным предложениям присущ «оттенок пассивности, инертности».

Способы выражения главного члена:



Сказуемое в таких предложениях может быть выражено:

а) глаголом неопределенной формы и сочетанием слов + герек, тарыкъ:

Огъар англатма герек. (Ему надо объяснить.)

Чачагъан кюйню билме тарыкъ. (Надо узнать о правилах посева…)

б) личным глаголом в безличном значении (например, при обозначении природного явления или изменения времени суток):

Къашкъарала туруп. (Когда вечерело.)

Сыгъанакълай туруп.(Когда моросит)

в) словом нет + частица дагъы, экен:

Ёкъ чу дагъы. Ёкъ экен. Тюгюл экен.



г) глаголами прошедшего и настоящего времени.

Битди. Тегюлдю. Бузлата.

Бажарылмай. Ишленмей.

д) форма неуверенности действий:

Хыйлы арек чыкъгъандыр.

Балики, къуруп къалгъандыр.

Номинативные (назывные) предложения.

Главный член номинативных предложений может быть выражен следующими частями речи, имеющими форму именительного падежа:

а) существительным: Ноябрни баш гюнлери.

Бир гюн эртен.

Ахшам чакъ.

б) местоимением: Муна бизбиз!

в) числительным: Алтынчы кагъыз.

1942 –нчи йыл.

Распределяя собранный материал по группам, выяснил, что назывные предложения могут быть нераспространёнными и состоять только из одного слова – подлежащего, либо распространенными, включающими другие члены предложения. В качестве второстепенных членов в назывных предложениях используются согласованные и несогласованные определения:

Алаша булут. Боп-бош авлакъ. (Пустое поле.)

Тамаша тирлик. (Удивительный злак.)

Къыш. (Зима.) Бузлав. (Мороз.)


Выводы.

В процессе исследования использовал различные методы анализа предложений.При отборе предложений не задумывался над их характеристикой и составом. Отбирал предложения, на которых останавливался взгляд. Таким образом, первоначально выбрал 30 предложений, но уже в процессе анализа установил, что 27 из них - определенно-личные, что 13 из них -неопределенно-личные, что 15 из них - безличные, что из них 2 - обобщенно-личные, что 11 из них - назывные.


Материал, который был исследован, представлен в приложении. Исследование односоставных предложений в разных произведениях писателя показало, что синтаксис простого предложения, именно односоставных предложений богат и разнообразен. Анализ предложений показал:

1. В прозе Ибрагима Керимова большинство предложений по цели высказывания повествовательные – 84 %, вопросительные предложения используются в диалоге - 14 %.

2. Восклицательная интонация встречается только при обращении – 2%.

3. Среди односоставных предложений преобладают определённо – личные – 58 %, безличные – 19 %, неопределённо – личные – 20 %, обобщённо – личные и назывные предложения встречаются мало - 3 %,


Чаще всего используются определенно-личные предложения, они содержатся в 58 % исследованных предложений.



Всё вышесказанное позволяет мне сделать главный вывод: почему так важно и нужно изучить односоставные предложения. Таким образом, синтаксис простого предложения: односоставных предложений в произведениях Ибрагима Керимова, несмотря на простоту конструкций предложений, богат и разнообразен:

-  содержит различные виды односоставных предложений

- с помощью художественных средств, используемых в грамматической основе предложения, изображается выразительная картина бытописания

- осложняющие конструкции помогают расширить представления о героях, событиях, описанных в произведения И. Керимова.

Думаю, что мое исследование поможет понять, почему необходимо изучать односоставные предложения, особенно в произведениях поэтов и писателей. Много еще надо изучить, исследовать не только в области синтаксиса, но и в других разделах языка.

Заключение

Моя исследовательская работа выдвигает проблему и её решение, основываясь на проработке данных анализов предложений из художественных произведений, письменных и литературных источников. Большую помощь в моей работе оказали специалисты – учителя родных языков и литератур Койчакаевой А.А., Атаевой С.У. Под руководством научного руководителя Койчакаевой А.А. я ознакомился с работами по теме «Синтаксис», с научными трудами ученых Н.Х.Ольмесова, Н.Э.Гаджиахмедова.

Закончив исследование выбранных предложений, решил проверить, как мной усвоен синтаксис простого: односоставного предложения. Способом проверки стали тесты по синтаксису односоставного предложения.

Список литературы

1.Ольмесов Н.Х. «Методика кумыкского языка», 2000 г.

2.Учебник 10-11 кл «Родной язык», Н.Х.Ольмесов, Н.Э. Гаджиахмедов, Махачкала, 2001г.

3.Учебник 8-9 кл «Родной язык», И.Керимов , Н.Э. Гаджиахмедов, Махачкала,2000 г.

4. Руссский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва. «Просвещение», 1988г.



Приложение.



Тангала эртенокъ гетме герекмен. (Завтра уеду)

Гетейим. (Поеду)

Чемоданыгъызны гётерейим. (Подниму ваш чемодан.)

Сизге гелтирейим. ( Принесу вам.)

Яхшы, экини къурайыкъ. (Хорошо, построим две бригады.)

Айт, гьали. Скажи- да)

Йибер дагъы. (Отправь-ка. Отправь, пожалуйста.)

Англат чы. ( Объясни-да)

Ба, къутлайман. (Ба, поздравляю.)

Яхари, англатайым. (Давай объясню.)

Гече де сюребиз, гюн де сюребиз. (Днем и ночью пашем.)

Ярай буса, шону айтайым. (Если можно, скажу)

Тилеймен, шу юртну адаты булан гёмюгюз. (Прошу вас, по вашему адату похороните.)

Сюе бусагъыз, охуп къарагъыз. (Если хотите, прочитайте?)


Патимат, билемисен? (Знаешь, Патимат?)

Алайса, токътажакъсан, къаражакъсан? (Подождешь тогда?)

Шеклик сама этмеймисен? (Не верите?)

Энни къайда ишлежексиз? (Где поработаете?)

Неге ачдынг къапуланы? (Почему открыл ворота?)

Энни шону да ахтарып не этесен? (Почему распрашиваете?)

Яраймы гирме? (Можно войти?)

Нечик чыкъдынг? (Как вышли?)

Кимге сорагъансан? (У кого спросил?)


Чыгъып тас болугъуз мени къабагъымдан! (Выходите из моих ворот!)


Чыгъып тас болугъуз! Гетигиз! (Выйдите отсюда! Уходите!)


Шу унну элтип ерине тёгерсен! (Отнесешь муку на свое место!)

Буссагьат элтип бережексен! Ал чараны! (Сейчас же отнесешь! Возьми миску!)



Кагъызны, къолдан-къолгъа бере туруп, Гьажиге йибердилер.

(Письмо, передавая из рук в руки, отправили Гаджи.)


Патиматдан гелген биринчи кагъызны Гьажиге лап лекцияны вакътисинде тапшурдулар.


(Во время лекции поручили письмо Гаджи.)


Ахыры да шулай токъташдылар. (В конце так подтвердили.)


Бара! Бара! – деди. (Идет! Идет!------Едет! Поедет.)

Тек къоймай. (Но не оставляют.)

Огъар къарап токътайлар. ( Ждут его…)

Арзыма яхшы кюйде тынглады. Послушали мою жалобу)


Къакъмады. (Не постучали)

Чакъырмады. (Не позвали)

Тюшюргенлер.( Выгрузили.)

Йибердилер. (Отправили.)

Къутладылар. (Поздравили.)

Чачдылар. (Посеяли.)



Обобщенно-личные



Не чачсагъыз, шону аларсыз. (Что посеете, то и пожнете.)

Аякълагъа гёре узат ювургъанынг.(По одеялу протяни ножки.)



Безличные

Йыламагъа болмайсан, гьалеклендире.

Огъар англатма герек. (Ему надо объяснить.)

Чачагъан кюйню билме тарыкъ. (Надо узнать о правилах посева…)

Къашкъарала туруп. (Когда вечерело.)

Сыгъанакълай туруп.(Когда моросит)

в) словом нет + частица дагъы, экен:

Ёкъ чу дагъы. Ёкъ экен. Тюгюл экен.

Битди. Тегюлдю. Бузлата.

Бажарылмай. Ишленмей.

д) форма неуверенности действий:

Хыйлы арек чыкъгъандыр.

Балики, къуруп къалгъандыр.



Номинативные (назывные) предложения

Ноябрни баш гюнлери.

Бир гюн эртен.

Ахшам чакъ.

Муна бизбиз!

Алтынчы кагъыз.

1942 –нчи йыл

Алаша булут. Боп-бош авлакъ. (Пустое поле.)

Тамаша тирлик. (Удивительный злак.)

Къыш. (Зима.) Бузлав. (Мороз.)







Думаю, что мое исследование поможет понять, почему необходимо изучать односоставные предложения, особенно в произведениях поэтов и писателей.

Заключение

Моя исследовательская работа выдвигает проблему и её решение, основываясь на проработке данных анализов предложений из художественных произведений

, письменных и литературных источников. Большую помощь в нашей работе оказали специалисты краеведческого музея района. Под руководством научного руководителя Исаевой Э.Х. я ознакомился с работами по теме «Синтаксис», с научными трудами ученых

Актуальность и проблема исследования.


Синтаксическая и пунктуационная грамотность учащихся по теме «Простое предложение» низкая.  В письменных работах ученики допускают много ошибок: неправильно строят предложения, расставляют знаки препинания, разбирают предложения по членам, определяют осложняющие конструкции (обособленные приложения, определения, обстоятельства). Ошибки являются причиной плохих оценок, а самое главное, ученик не может успешно развивать интеллект и лингвистические навыки, потому что ему не хватает знаний. Очень часто ученики знают правила, но не умеют применять их, т.е. они не владеют навыками правильного построения предложений, постановки знаков препинания. На уроках такая работа постоянно выполняется, но времени для полного усвоения материала мало.

Хорошо известно, что овладеть нормами языка помогают литературные произведения. Поэтому для исследования я выбрал несколько произведений Ибрагима Керимова.

Во-первых, мы читаем произведения Ибрагима Керимова «После трех лет, «В одном селе», «Хитрость мельника», «Братья», «День рождения героя» и другие. На уроках обращалось внимание, что в прозе И.Керимова преобладают сложные предложения. Было решено, обратить внимание на простые предложения в произведениях известного писателя, так как именно синтаксис простого предложения вызывал затруднения. Интерес к теме объясняется несколькими причинами:


1. Исследование синтаксиса простого предложения поможет преодолеть затруднения при изучении тем на уроках родного языка.

2. Исследование поможет использовать в речи синтаксические средства выразительности.

3. Интерес к исследованию как способу проверки собственных сил.