Проектная работа по финансовой грамотности "Формирование предпосылок финансовой грамотности у обучающихся в начальной школе.""

Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Младшим школьникам оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Результат проекта может быть использован другими педагогами.Достигнут результат- конечный продукт деятельности (оформлен методический материал).

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по финансовой грамотности "Формирование предпосылок финансовой грамотности у обучающихся в начальной школе.""»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Березовчанская основная общеобразовательная школа"

Советского района Курской области










Конкурс методических и проектных разработок по финансовой грамотности в рамках региональной образовательной акции

"Финансы в нашей жизни"




Номинация:

Проектная разработка по финансовой грамотности























Учитель истории и обществознания

Стебакова Нина Михайловна



2019 год





Паспорт проекта по финансовой грамотности


Наименование проекта и его образовательная область

"Формирование предпосылок финансовой грамотности у обучающихся в начальной школе."

Образовательная область:

социально -коммуникативное развитие

Руководитель проекта

Стебакова Нина Михайловна,

учитель истории и обществознания

заместитель директора по УВР

Участники проекта

Учащиеся 1-4 классов, родители, педагоги

Описание проекта

Основание для инициации проекта

В ходе анализа учебного процесса и анкетирования обучающихся начальной школы были выявлены слабые знания по финансовой грамотности. Региональная программа Курской области "Повышения уровня финансовой грамотности населения Курской области", на 2018-2023 годы, приказ комитета образования и науки Курской области, программа развития школы предусматривают повышение финансовой грамотности обучающихся. Это явилось основным фактором написания данного проекта. Проект посвящен анализу  своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.

Цель проекта

Повышение уровня финансовой грамотности учащихся, педагогических работников, родителей обучающихся, формирование ответственного отношения к личным финансам и эффективного финансового поведения.

Создать условия для формирования экономического кругозора детей.

Задачи проекта

- Разработать модель повышения финансовой грамотности обучающихся начальной школы;

  • - Сформировать базовые навыки финансовой грамотности и принятия финансовых решений;

  • - Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

  • - Научить распознавать случаи финансового мошенничества (свершившихся и потенциальных) и дать рекомендации к противодействию им, защиты своих интересов на правовой основе;

  • - Создать методическую копилку для учащихся начальных классов, их родителей и педагогов по основам финансовой грамотности.

Период реализации

сентябрь 2018 – май 2023

Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный,
по профилю - межпредметный;
по содержанию – финансовая грамотность;
по типу объекта проектирования: практико-ориентированный.

1 этап – организационный. Проведение стартовой диагностики учащихся; Анкетирование учащихся начальной школы, родителей и учителей начальных классов.

Формулировка задач поиска, изучения, подготовки, систематизации, хранения необходимых материалов (1.09.2018-30.09.2018 г.).

2 этап – поисковый. Сбор и оформление информации, необходимой для реализации проекта (1.10.2018 – 31.10.2019 г.).

3 этап – организационно-практичекий. Создание творческих групп, составление плана мероприятий по финансово-правовой грамотности.(1.11.2019 – 30.12.2019).

4 этап – заключительный. Проведение мероприятий в соответствии с планом школы по финансово-правовой грамотности. Создание методической копилки для учащихся, родителей и педагогов. Анкетирование, анализ успехов/ошибок, подготовка письменного и фото- отчетов. (02.09.2019 – 31.05.2023).

Результат (результаты) проекта

Проектная разработка по финансовой грамотности способствовала формированию у учащихся, педагогических работников, родителей обучающихся финансовых компетенций, обеспечивающих повышение уровня финансовой грамотности. Предполагаем, что это позволит принимать эффективные решения в использовании и управлении личными финансами, понимании и оценке возможных финансовых последствий, что в свою очередь способствует улучшению финансового благополучия человека и являются важными факторами его успешной социализации в обществе.

В результате проекта повысилась мотивация учащихся, их родителей к изучению вопросов управления личными финансами. Разработанная модель повышения финансовой грамотности обучающихся обеспечила возможность создания в школе системы экономического воспитания; повысила профессиональную компетентность педагогов, родителей обучающихся в области финансовой грамотности.

Дети приобрели первичный финансовый опыт, научились устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

В школе разработан тематический план и создан методический материал по формированию основ экономической культуры у детей, их родителей адаптированной к условиям учреждения. Введено новое направление в образовательной деятельности, интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в вариативную часть программы, формируемую участниками образовательных отношений тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность. .
Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Учащиеся активно включаются в различные виды мероприятий, проявляли инициативу и самостоятельность в осуществлении продуктивных видов творческой деятельности; возросла включенность родителей в образовательный процесс. Доля учащихся в ответе на вопрос: Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? по итогам анкетирования возросла на 47,1% от 14,5% до 61,6%).

Критерии успеха проекта

Проект осуществляется в нормативные сроки, в рамках запланированного бюджета, в полном соответствии с Программой развития школы.

Личное участие и заинтересованность руководства., заместителем директора разработан план мероприятий и методическая копилка по финансово-правовой грамотности в помощь учителям начальных классов, родителям и обучающимся.

Работа над проектом осуществляется, и уже есть успехи, на переменах дети делятся тем, доверяют им делать мелкие покупки, рассчитывать сдачу, некоторые уже участвовали в планировании крупных покупок для семьи.

Удовлетворенность родителей /законных представителей качеством образовательных услуг по финансовой грамотности по итогам анкетирования повысилась на 45 %.

Однако стало ясно, что добиться поставленной цели (то есть, повышения уровня финансовой грамотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы незнакомы даже взрослым и изучение в школьной программе финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Участники проекта получили удовольствие от совместной деятельности.

Результат проекта может быть использован другими педагогами.

Достигнут результат- конечный продукт деятельности (оформлен методический материал).



Реализация проекта

Введение

  • «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в начальной школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

Оценки внедрения финансового образования в российские школы, основанные на изучении опыта других стран, свидетельствуют, что распространение финансовых знаний посредством системы образования является ключевым источником роста финансовой грамотности населения страны.

Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Младшим школьникам оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений.

От выпускников образовательных организаций ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Формирование финансовой грамотности личности необходимо рассматривать как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата.

Сегодня возникает необходимость специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе проводить занятия по основам финансовой грамотности.

Таким образом, учитывая актуальность данной темы в жизнедеятельности современного человека, мною принято решение разработать и реализовать проект, посвященный повышению уровня финансовой грамотности подрастающего поколения, а также создать методическую копилку по основам финансовой грамотности для использования в работе педагогическими работниками школы.

Мною было проведено анкетирование среди родителей, с целью выяснить уровень финансовой грамотности самих родителей, а также их заинтересованность в том, чтобы их ребенок получил знания в области финансов.

Все опрошенные единогласно ответили, что готовы вместе с детьми принять участие в данном проекте.

Проект посвящен повышению начальных знаний ребенка о финансовой стороне его жизни, знакомству с денежными знаками, валютами, операциями с ними, анализу  своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике.

Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный.
по профилю - межпредметный;
по содержанию – финансовая грамотность;
по типу объекта проектирования: практико-ориентированный.

Целевая группа: ученики 1-4 классов (7-10 лет), родители.

Продолжительность проекта: 4 учебных года

 Обоснование проекта: В условиях современной России школьники часто сталкиваются с невозможностью получить желаемое: у родителей не хватает средств для приобретения всех товаров, которые нужны их детям. Поэтому необходимо научить учеников ведению бюджета и планированию  покупок.

Актуальность проекта: отсутствие опыта и компетенций финансово грамотного поведения у обучающихся, низкий уровень финансовой грамотности населения в целом, родителей и педагогических работников, в частности.

Цель проекта:  повышение уровня финансовой грамотности учащихся, педагогических работников, родителей обучающихся, формирование ответственного отношения к личным финансам и эффективного финансового поведения.

Основные задачи проекта

  - Разработать модель повышения финансовой грамотности обучающихся начальной школы;

- Сформировать базовые навыки финансовой грамотности и принятия финансовых решений;

- Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

- Научить распознавать случаи финансового мошенничества (свершившихся и потенциальных) и дать рекомендации к противодействию им, защиты своих интересов на правовой основе;

- Создать методическую копилку для учащихся начальных классов, их родителей и педагогов по основам финансовой грамотности.

Планируемые результаты        

Личностные:

- готовность ученика к саморазвитию;

- сформированность мотивации к целенаправленной деятельности;

- способность ставить цели и строить жизненные планы.

Предметные:

- понимание основных принципов экономической жизни общества:

-представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи,

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;

- простых финансовых расчётов.

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:

- знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет.

Метапредметные:

Познавательные: 

умение поставить перед собой учебную задачу,

умение выбрать способы и найти информацию для её решения и

структурировать полученные знания;

устанавливать причинно-следственные связи,

умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

Регулятивные:

планирование —составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата

— внесение необходимых коррекция дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата;

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные: 

умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей,  доказывать свои суждения.

Объект исследования: финансовая грамотность населения.

Предмет исследования: финансовая грамотность учащихся школы и их родителей.

Гипотеза: повысив финансовую грамотность обучающихся можно повысить финансовую грамотность их родителей.

Риски проекта:

отсутствие достаточного финансирования;

недостаточное количество необходимых специалистов в ОУ;

отсутствие социальных партнеров.

Основная часть

Участниками проекта являются учащиеся начальной школы, поэтому описание желаемой и реальной ситуации, выявление противоречий, анализ проблемы, постановка цели, анализ способов достижения цели и планирование шагов проекта проводится под руководством учителя. Кроме того, в выполнении проекта необходима помощь родителей.

Мною были выделены главные темы и задачи, решаемые с учащимися по годам обучения в начальной школе.

класс

Тема

Основные задачи

1 класс

« Я в мире денег»

(Сл

На начальном этапе, будет проводиться формирование у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности

2

класс

«Мой бюджет»

На этом этапе ребята, выяснит, что такое карманные деньги и как их правильно тратить.

Найти способы, как быть бережливее и экономнее.

3

класс

« Как научится экономить»

На этом этапе ребята,  выяснят, как ребенок может участвовать в семейном бюджете и может ли он, будучи школьником, помочь семье сэкономить деньги и время.

Для того чтобы раскрыть цель, ставят перед собой следующие задачи:

Узнать, что такое «бюджет», как образуется «семейный бюджет».

Исследовать бюджет нашей семьи.

Изучить участие детей в бюджете своей семьи.

Привлечь внимание одноклассников к проблеме экономии в семье.

4

« Знакомство с банковской системой»

На более серьезном этапе учащиеся познакомятся с понятием банк, историей возникновения банков, их  видами  и  основными функциями; сформировать понятие о структуре банковской системы в Российской Федерации;

По окончанию проекта, выпускник 4 класса будет четко знать такие понятия как, «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия», научиться вести учет  доходов и расходов  в процессе самостоятельного составления элементарного  бюджета, а так же будет бережно относится и правильно распоряжаться своим бюджетом, что не мало важно для подрастающего поколения.

На данный момент работа над проектом уже осуществляется.

Вашему вниманию представлен более подробный план мероприятий, проводимых в начальной школе с сентября по май текущего года.

Сроки

Мероприятие


сентябрь

Внеклассное мероприятие «Деньги. История их возникновения."


  1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;

  2. Познакомить с историей возникновения денег;

  3. Учить работать с энциклопедиями.

октябрь

Экскурсия в супермаркет «Пятерочка»

познакомить детей со стоимостью товаров ежедневного пользования, таких как хлеб, молоко, мясо и прочие. Это необходимо для того, чтобы ребенок понимал, что для нормальной жизни каждый день требуется минимальная сумма денежных средств.


ноябрь

Заочное путешествие:«Наши потребности»

  1. Дать понятие потребности;

  2. Уточнить от чего зависят потребности человека;

  3. Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

декабрь

Урок окружающего мира «Что такое семейный бюджет?». Планируем вместе.

Цели: 1)в игровой форме дать понятие о деньгах и их значении;

2)развивать навыки работы в паре;

3)учить договариваться

4)учить правильно расходовать деньги;

5)формировать умение учитывать важность и необходимость покупки;

6)формировать финансовую грамотность обучающихся.

Задание для совместной работы детей и их родителей:

познавательный маршрут: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 100 рублей

январь

Деловая игра

«Лесная ярмарка»

  1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров;

  2. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями;

  3. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

февраль

Игра.« Путешествие в страну Экономика»

1. Дать детям элементарные  экономические представления о современной жизни.

2. Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный)

3. Уточнить знания детей о некоторых составляющих семейного бюджета.

4. Дать детям возможность практически осуществить процесс создания о работе художника-оформителя.

5. Развивать речевое творчество в процессе изготовления рекламной продукции; мышление, воображение, память.

6. Воспитывать интерес к экономике

Ярмарка поделок (совместно родителей и детей). Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене.

март

Классный час«Все профессии важны»

  1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);

  2. Учить выделять последовательность трудовых действий;

  3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;

  4. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

апрель

Деловая игра

«Финансовая безопасность»

  1. Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.

  2. Задание для совместной работы детей и их родителей.

  3. 1. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить, откуда берутся деньги на карточке и как безопасно сныть их скарточки)

май

Квест – игра «Финансовая школа»

В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.

     Предполагаемые результаты

 По завершению проектных мероприятий дети могут:

- активно использовать в повседневной деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

- школьники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

- школа будет иметь опыт по финансовой грамотности и обобщить его на районном уровне;

- педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей в форме методического материала. (Приложение 1).

Работа над проектом как видите осуществляется, и уже есть успехи, на переменах дети делятся тем, доверяют им делать мелкие покупки, рассчитывать сдачу, некоторые уже участвовали в планировании крупных покупок для семьи. Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы незнакомы даже взрослым и изучение в школьной программе финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Заключение

До участия в проекте всё, что связано с деньгами, школьникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, смогут ли учащиеся выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Мы с вами знаем, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

        До участия в проекте всё, что связано с деньгами, школьникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, смогут ли учащиеся выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.



Литература:

1. Законопроект Об образовании в Российской Федерации Глава 1. Общие положения. Статья 2. Основные понятия.
2. А.А. Смоленцева. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику; Учебно-методическое пособие. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 176 с..

3.Чумаченко В. В., Горяев А. П. «Основы Финансовой грамотности». Рабочая тет-радь. Учебное пособие

4. Липсиц И. Удивительные приключения в стране Экономика. - М.: Вита-Пресс,

2011.

5.Смолнцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» Учебно-методическое пособие.

6.Черкай С. «Обучаем детей финансовой грамотности».

7. Чернер С. Л., Нагумнова И. И., Чуйкова М. Н. Азбука экономики.





































 


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас