СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по русскому языку «Учимся, играя: развитие словообразования»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На логопедических занятиях с учащимися с ОВЗ 5,6,7 классов мы работали над совместным проектом. Работа была посвящена разработке эффективной помощи в развитии словообразования. На уроках русского языка учащиеся познакомились с темой «Состав слова». Эта тема сложна и интересна одновременно. Существует несколько различных способов образования слов. Учащиеся часто допускали ошибки при попытке образовать новое слово. Вместе мы разработали и апробировали дидактическую игру «Преврати существительное в прилагательное».

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по русскому языку «Учимся, играя: развитие словообразования»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»  (Средняя школа № 19)  Проектная работа  «Русский язык.  Учимся, играя: развитие словообразования» Состав проектной группы: Обучающиеся с ОВЗ 5,6,7 классов Руководитель: Петливанная О.В.,  учитель- дефектолог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

(Средняя школа № 19)

Проектная работа «Русский язык. Учимся, играя: развитие словообразования»

Состав проектной группы:

Обучающиеся с ОВЗ 5,6,7 классов

Руководитель: Петливанная О.В.,

учитель- дефектолог

Суффикс – важная часть слова.

Суффикс – важная часть слова.

При помощи суффикса из существительного можно образовать другое существительное. ДОМ ДОМ- ОВ -ой

При помощи суффикса из существительного можно образовать другое существительное.

ДОМ

ДОМ- ОВ -ой

При помощи суффикса из существительного можно образовать прилагательное. ДОМ ДОМ-А-ШН-ИЕ (ТАПОЧКИ)

При помощи суффикса из существительного можно образовать прилагательное.

ДОМ

ДОМ-А-ШН-ИЕ (ТАПОЧКИ)

На логопедических занятиях  мы выполняем задания по словообразованию.

На логопедических занятиях мы выполняем задания по словообразованию.

ОШИБКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Например: Варенье из сливы - СЛИВОЧНОЕ. Правильно говорить - СЛИВОВОЕ.

ОШИБКИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Например:

Варенье из сливы -

СЛИВОЧНОЕ.

Правильно говорить -

СЛИВОВОЕ.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: изучение способов образования прилагательных от существительных с помощью суффиксов, грамотного использования и применения прилагательных в устной и письменной речи.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • изучение способов образования прилагательных от существительных с помощью суффиксов, грамотного использования и применения прилагательных в устной и письменной речи.
 Задачи проекта:   Провести исследование по выявлению наиболее часто встречающихся ошибок словообразования. (Провести и проанализировать анкетирование среди одногруппников). Разработать дидактическую игру «Преврати существительное в прилагательное» с целью обучения детей правильному словообразованию и презентовать ее одноклассникам. Доказать, что разработанная игра способствует навыкам правильного словообразования. Вызвать интерес к грамотной речи у одноклассников. Провести опрос среди одноклассников насколько игра была им интересна, полезна, хотели ли они принять участие в дальнейшем улучшении и пополнении игры. Подвести итог и сделать выводы.

Задачи проекта:

  • Провести исследование по выявлению наиболее часто встречающихся ошибок словообразования. (Провести и проанализировать анкетирование среди одногруппников).
  • Разработать дидактическую игру «Преврати существительное в прилагательное» с целью обучения детей правильному словообразованию и презентовать ее одноклассникам.
  • Доказать, что разработанная игра способствует навыкам правильного словообразования.
  • Вызвать интерес к грамотной речи у одноклассников. Провести опрос среди одноклассников насколько игра была им интересна, полезна, хотели ли они принять участие в дальнейшем улучшении и пополнении игры.
  • Подвести итог и сделать выводы.
Анкета 1 этап 27.01.- 31.01.2025г.: актуализация проблемы, разработка содержания анкеты. Уважаемые участники опроса. Напишите, пожалуйста, ответ по образцу: Образец: Лист из бумаги – бумажный лист 1) шляпка из соломы -______________________________________________ 2) кисель из клюквы -______________________________________________ 3) горка изо льда -_________________________________________________ 4) салат из моркови -_______________________________________________ 5) варенье из вишни - ______________________________________________ 6) суп из грибов -__________________________________________________ 7) варенье из яблок - _______________________________________________ 8) лист дуба - _____________________________________________________ 9) варенье из сливы - ______________________________________________ 10) лист осины - __________________________________________________  Образец: жара день (какой?) - жаркий 1) мороз - ___________________________________________________ 2) солнце - ___________________________________________________ 4) ветер - ____________________________________________________ 5) дождь - _____________________________________________________ 3) снег - ___________________________________________________

Анкета

1 этап 27.01.- 31.01.2025г.: актуализация проблемы, разработка содержания анкеты.

Уважаемые участники опроса. Напишите, пожалуйста, ответ по образцу: Образец: Лист из бумаги – бумажный лист

1) шляпка из соломы -______________________________________________

2) кисель из клюквы -______________________________________________

3) горка изо льда -_________________________________________________

4) салат из моркови -_______________________________________________

5) варенье из вишни - ______________________________________________

6) суп из грибов -__________________________________________________

7) варенье из яблок - _______________________________________________

8) лист дуба - _____________________________________________________

9) варенье из сливы - ______________________________________________

10) лист осины - __________________________________________________

Образец: жара день (какой?) - жаркий

1) мороз - ___________________________________________________

2) солнце - ___________________________________________________

4) ветер - ____________________________________________________

5) дождь - _____________________________________________________

3) снег - ___________________________________________________

2 этап 03.02-07.02.2025г.: опрос учащихся, обработка результатов анкеты.

2 этап 03.02-07.02.2025г.: опрос учащихся, обработка результатов анкеты.

Результаты опроса

Результаты опроса

3 этап 10.02.-14.02.2025г.: обсуждение путей решения проблемы, обсуждение вариантов игры, выбор словесного материала для игры. У нас получились наборы слов и суффиксов ( 43 пары ).

3 этап 10.02.-14.02.2025г.: обсуждение путей решения проблемы, обсуждение вариантов игры, выбор словесного материала для игры.

У нас получились наборы слов и суффиксов ( 43 пары ).

4 этап 17.02-21.02.2025г.: изготовление игровых карточек, прописывание правил игры.   Подобрали к существительным картинки. Раскрасили их цветными карандашами.

4 этап 17.02-21.02.2025г.: изготовление игровых карточек, прописывание правил игры.

  • Подобрали к существительным картинки.
  • Раскрасили их цветными карандашами.
Подготовили для карточек прямоугольники из картона. Что бы карточки связать между собой, с обратной стороны каждой пары (карточки-предмета и карточки-суффикса) мы приклеили одинаковую по цвету фигуру (квадрат, треугольник).
  • Подготовили для карточек прямоугольники из картона.
  • Что бы карточки связать между собой, с обратной стороны каждой пары (карточки-предмета и карточки-суффикса) мы приклеили одинаковую по цвету фигуру (квадрат, треугольник).
Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса –ОВ- (14 карточек) Образованное слово Сливовый Малиновый Черёмуховый Рябиновый Калиновый Облепиховый Смородиновый Медовый Дубовый Осиновый Кленовый Сосновый Еловый Ледовый

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса –ОВ- (14 карточек)

Образованное слово

Сливовый

Малиновый

Черёмуховый

Рябиновый

Калиновый

Облепиховый

Смородиновый

Медовый

Дубовый

Осиновый

Кленовый

Сосновый

Еловый

Ледовый

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЕВ - , - ЁВ -(3 карточки) Вишнёвый Черешневый Дождевой

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЕВ - , - ЁВ -(3 карточки)

Вишнёвый

Черешневый

Дождевой

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЯН -, - АН - (6 карточек) Травяной Нефтяной Водяной Масляный Песчаный

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЯН -, - АН - (6 карточек)

Травяной

Нефтяной

Водяной

Масляный

Песчаный

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса – Н -( 9 карточек) Солнечный Снежный Морозный Морковный Яблочный Грибной Сонный Водный Песочный

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса – Н -( 9 карточек)

Солнечный

Снежный

Морозный

Морковный

Яблочный

Грибной

Сонный

Водный

Песочный

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЕН - , - ЕНН -(5 карточек) Соломенный Клюквенный Крыжовенный Ветреный Масленый

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ЕН - , - ЕНН -(5 карточек)

Соломенный

Клюквенный

Крыжовенный

Ветреный

Масленый

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ИЧ - Н -(4 карточки) Брусничный Черничный Ежевичный Голубичный

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффиксов – ИЧ - Н -(4 карточки)

Брусничный

Черничный

Ежевичный

Голубичный

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса – ЛИВ -(2карточки) Сонливый Дождливый

Карточки с существительными, образующими прилагательные с помощью суффикса – ЛИВ -(2карточки)

Сонливый

Дождливый

Двойные карточки Когда мы составляли список слов, то обратили внимание, что есть существительные, от которых образуются прилагательные разные по смыслу и написанию: Сон – сон н ый – сон лив ый; Дождь – дожд ев ой – дожд лив ый; Масло – масл ян ый – масл ен ый; Вода – вод н ый – вод ян ой; Песок – песч ан ый – песоч н ый; Лёд – лед ян ой – лед ов ый.

Двойные карточки

Когда мы составляли список слов, то обратили внимание, что есть существительные, от которых образуются прилагательные разные по смыслу и написанию:

  • Сон – сон н ый – сон лив ый;
  • Дождь – дожд ев ой – дожд лив ый;
  • Масло – масл ян ый – масл ен ый;
  • Вода – вод н ый – вод ян ой;
  • Песок – песч ан ый – песоч н ый;
  • Лёд – лед ян ой – лед ов ый.
Каточки-подсказки  «А знаете ли Вы?»

Каточки-подсказки «А знаете ли Вы?»

«А знаете ли Вы?»

«А знаете ли Вы?»

«А знаете ли Вы?»

«А знаете ли Вы?»

Мы вместе придумали название игры, сформулировали и записали «Правила игры».     Игра «Веселый суффикс»  Правила (в сокращении). Карточки кладут посередине стола. Первый ученик берет карточку-предмет, определяет окончание, корень, суффикс; образует от существительного прилагательное (какой?). В новом слове определяет окончание, корень, суффикс. Выбирает карточку-суффикс, переворачивает карточки, если цвет и фигура совпадают, значит ученик образовал новое слово верно. Теперь его задача придумать словосочетание с этим словом.

Мы вместе придумали название игры, сформулировали и записали «Правила игры».  

  • Игра «Веселый суффикс» Правила (в сокращении).
  • Карточки кладут посередине стола.
  • Первый ученик берет карточку-предмет, определяет окончание, корень, суффикс;
  • образует от существительного прилагательное (какой?).
  • В новом слове определяет окончание, корень, суффикс.
  • Выбирает карточку-суффикс,
  • переворачивает карточки, если цвет и фигура совпадают, значит ученик образовал новое слово верно.
  • Теперь его задача придумать словосочетание с этим словом.
5 этап 24.02-28.02.2025г.: апробация, опрос участников игры. Мы предложили по 5-ти бальной шкале оценить игру по следующим вопросам: Вопрос Насколько понравилась Вам игра «Веселый суффикс»? Средний балл Насколько игра была для вас полезной? 4,5 Насколько вы заинтересованы в том, что бы в дальнейшем самому принять участие в доработке этой игры или создании новой? 4,2 4,3

5 этап 24.02-28.02.2025г.: апробация, опрос участников игры.

Мы предложили по 5-ти бальной шкале оценить игру по следующим вопросам:

Вопрос

Насколько понравилась Вам игра «Веселый суффикс»?

Средний балл

Насколько игра была для вас полезной?

4,5

Насколько вы заинтересованы в том, что бы в дальнейшем самому принять участие в доработке этой игры или создании новой?

4,2

4,3

Результаты: Разработанная нами игра понравилась большинству одноклассников, они посчитали ее полезной, проявили желание дополнить игру.

Результаты:

  • Разработанная нами игра понравилась большинству одноклассников, они посчитали ее полезной, проявили желание дополнить игру.
 Выводы:   Мы выполнили поставленные перед нами задачи; расширили свои знания о словообразовании; нашли способ интересного и эффективного закрепления навыка правильного написания слов; разработали интересную и эффективную игру; заинтересовали своих одноклассников в разработке обучающих игр. Проект разработки собственной игры оказался успешен и востребован. Мы можем в дальнейшем создавать свои игры и по другим темам русского языка.

Выводы:

  • Мы выполнили поставленные перед нами задачи; расширили свои знания о словообразовании; нашли способ интересного и эффективного закрепления навыка правильного написания слов; разработали интересную и эффективную игру; заинтересовали своих одноклассников в разработке обучающих игр.
  • Проект разработки собственной игры оказался успешен и востребован. Мы можем в дальнейшем создавать свои игры и по другим темам русского языка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!