СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по теме "Права детей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по теме "Права детей"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа 10 г. Бор











ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ

«Права детей»







Выполнила:

МАОУ СШ № 10 г. Бор

Руководитель проекта:

Учитель обществознания







2021 год

Оглавление

Актуальность проекта 3

Глава 1. Виды прав ребенка 4

Глава 2. Конвенция ООН. 5

Глава 3. Права ребёнка в школе. 6

Поступление в школу 7

Права детей в школе 7

Обязанности ребёнка 7

Защита прав ребенка в области образования и воспитания 7

Дисциплина в школе 8

Школа и религия 8

Труд в школе. 8

Глава 4. Права подростка в семье 9

Право знать своих родителей 9

Право на заботу родителей 9

Право на воспитание своими родителями 9

Право выражать свое мнение 10

Право на имя, отчество и фамилию 10

Имущественные права 10

Глава 5. Трудовые права подростка. 10

Глава 6. Безопасность ребёнка. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Список используемой литературы 15











Актуальность проекта

С давних пор люди понимали, что самое ценное – это дети. От того, как дети будут воспитываться и жить, будет зависеть, как будет жить в будущем страна, государство и мир в целом. Поведение, взгляды, жизненные позиции формируются у каждого человека в детские годы. И от того, как дети будут понимать права, и как они будут относиться к правам другого, зависит и поведение взрослого человека. Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы ими оперировать в любой жизненной ситуации.

Цель проекта:

Собрать и изучить материал по теме: «Ребёнок и его права».

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- ознакомиться с документами защищающими права детей;

- ознакомиться с основными положениями Конвенции о правах ребенка;

- выявить нарушаются ли права ребёнка в современном обществе.

Методы исследования

Теоретические:

-сбор информации;

-анализ информации;

-систематизация и классификация собранных материалов;

-прогнозирование (индукция).

Практические:

- сбор материала (чтение книг, журналов);

- поиск подходящей информации в Интернете;

- отбор конкретного материала.

Глава 1. Виды прав ребенка

К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет.

Законодательства нашей страны устанавливает широкий перечень прав детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста. [3,5]

Основные права ребенка:

Возможность жизни и развития здоровой личностью.

Проживать с матерью и отцом.

Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.

Свободу религии и выражения собственного мнения.

Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.

Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.

Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.

Получение медицинской и социальной помощи.

Использовать родной язык и религию родителей.

10) Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.

11) Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.

12) Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.

13) Защиту от жестокого обращения и наказания.

14) Защиты от незаконного перемещения за рубеж.

15) Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.

16) Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.

17) Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.

18) Образование. Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку. [2,26]

Всего выделяют 7 видов прав ребенка. Ими являются:

1.Гражданские (личные) права.

Пример: право на личную неприкосновенность ч.1 ст. 8 КОПР

2. Политические права.

Пример: право на самовыражение ч.1 ст. 12 и 13 КОПР

3. экономические права

Пример право на труд и заработную плату КОПР

4. социальные права

Пример право на жилище ч.1 ст. 27 КОПР

5. культурные

Пример право на участие в культурной жизни ч. 1 ст.15, 31 КОПР

6. семейные

Пример право жить и воспитываться в семье ст. 54 с.к. Р.ф. [2,18]

Глава 2. Конвенция ООН.

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное

внимание международного сообщества. Еще 1925 году Лига Нации

приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в общем контексте мер, которые

необходимо было принять в отношении рабства, детского труда,

торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой

были провозглашены социальные и правовые принципы,

касающиеся защиты и благополучия детей. В Декларации прав ребенка 1959 года всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для правительств государств, его подписавших. Самая главная рекомендация содержится в тексте

статьи 6. В ней сказано следующее: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности, нуждается в любви и понимании. Он должен, как это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности...».

В период с 1979 г. по 1989 г. Комиссия по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. « Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания-ратификации и присоединения резолюцией 44/45 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г. Конвенция о правах ребенка 1989 г. - документ большой, в нем 54 статьи. В отличие от декларации это не рекомендация. Если государство подписало Конвенцию, то оно обязано выполнять все записанные в ней нормы.

Конвенцией ООН гарантируются следующие права:

  • право на жизнь – рождение, проживание и доступные медицинские услуги;

  • право на развитие – образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;

  • право на защиту – забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;

  • право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести.

Глава 3. Права ребёнка в школе.

Ребёнок имеет право поступить в школу (причем не позже 8 лет) при

отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению

родителей (законных представителей) его могут принять в школу в

более раннем возрасте.

Поступление в школу.

Правила приема в школу закреплены в Законе РФ «Об образовании», а

также в Уставе школы. Школа обеспечивает

которые проживают на территории микрорайона школы и достигли

возраста поступления в школу.

При приеме в школу ребёнок и его родители имеют право

ознакомиться с Уставом школы и другими документами,

регламентирующими организацию образовательного процесса.

Права детей в школе.

Ребёнок имеет право:

- получить образование бесплатно;

- выбрать школу, в которой он будет учиться, а также форму получения

образования. Он может получать знания в школе, а может обучаться

дома, самостоятельно осваивая учебные дисциплины, что не исключает

необходимости сдать экзамены в школе;

- обучаться по общей учебной программе, а если ребёнок имеет

возможность досрочно выучить какой- либо предмет - возможно

обучение по ускоренному курсу. Порядок обучения по индивидуальной

программе определяется Уставом школы;

- бесплатно пользоваться библиотекой;

- участвовать в управлении школы, каким образом ребёнок может

участвовать в управлении школы он может узнать, прочитав Устав

своей школы;

- на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести,

информации, на свободное выражение своих мнений и убеждений;

Обязанности ребёнка.

Ребёнок обязан:

- соблюдать Устав общеобразовательного учреждения (из этого следует,

что каждый ученик должен быть ознакомлен с этим документом);

- добросовестно учиться;

- бережно относиться к имуществу школы;

- уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

- выполнять требования работников школы по соблюдению правил

внутреннего распорядка.

Защита прав ребенка в области образования и воспитания.

1. В школах не должны ущемляться права ребенка.

2. По достижении 8 лет он вправе участвовать в созданных в школе

общественных объединениях и организациях (кроме политических и

религиозных общественных организаций).

3. Школьники во внеучебное время могут проводить собрания и

митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав; порядок их

проведения определяется Уставом школы. Не допускается при этом нарушение общественного порядка. Собрания не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

4. Школа должна предоставить участникам образовательного

процесса возможность ознакомиться с Уставом школы, правилами

внутреннего распорядка школы, а также информацией об органах

государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за

соблюдением и защитой прав ребенка.

Дисциплина в школе.

В школе ученик должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое

достоинство других учеников. Если кто-либо из учеников нарушает

дисциплину, к нему могут быть применены меры воздействия. Виды мер

воздействия определены в Уставе школе. Недопустимо применение методов физического и психического насилия по отношению к школьникам. Использование таких методов является основанием для привлечения педагога или другого работника образовательного учреждения к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность

за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по

воспитанию несовершеннолетнего педагогом или другим работником

образовательного учреждения, если это деяние соединено с жестоким

обращением с несовершеннолетним (статья 156 УК РФ).

Школа и религия.

Российская Федерация является светским государством. В школе не

допустимо религиозное или атеистическое воспитание. Образование в

школе носит светский характер. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, религиозной организации может быть предоставлена возможность обучать детей религии, но данное обучение может проходить только в рамках факультатива, вне рамок образовательной программы.

Труд в школе.

В школе запрещается привлекать учащихся к труду, не

предусмотренному общеобразовательными программами, учебным

планом и Уставом школы, без их согласия и согласия родителей (лиц их

заменяющих). То есть различные дежурства по уборке класса, организованные субботники и другие подобные мероприятия возможны лишь при согласии учеников.

Родители (законные представители) обучающихся несовершеннолетних

детей имеют определенные права и обязанности, подробно изложенные в

Федеральном законе от 10 июля 1992 года «Об образовании».



Глава 4. Права подростка в семье.

Одним из самых важных прав ребенка в нашей стране признается право жить и воспитываться в семье (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации).

Это значит, что ребёнок имеет право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому воспрепятствовать.

Права ребёнка в семье:

право знать своих родителей.

Рождение ребенка – важное событие в жизни мужчины и женщины, давших ребенку жизнь. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. Не решен вопрос законодательно и о том, имеет ли ребенок право знать своих биологических родителей в случае, если он усыновлен (удочерен) другими людьми.


Право на заботу родителей.

Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально - бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д., то есть в обеспечении разнообразных интересов детей.


Право на воспитание своими родителями.

Для полноценного воспитания ребенка, родители должны создать в семье условия, обеспечивающие достоинство ребенка, его уверенность в себе, научить

его активно участвовать в жизни общества, всесторонне обеспечить его интересы.

Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Нахождение родителей в разводе или их раздельное проживание не является препятствием для того, чтобы воспользоваться правом на общение.

Ребенок имеет право общаться с родственниками обоих родителей, включая дедушку и бабушку, как со стороны отца, так и со стороны матери. Другие родственники - это люди, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя) и т.д.


Право выражать свое мнение.

Это значит, что ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.


Право на имя, отчество и фамилию.

Такое право появляется у ребенка с момента рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении.

Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество ребенку присваивается по имени отца (если отцовство не установлено, то отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка). Фамилия определяется фамилией родителей. Если у родителей разные фамилии, то ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то изменить имя и фамилию можно только с его согласия. А с 14 лет ребенок вправе самостоятельно подать заявление об изменении имени и фамилии.


Имущественные права.

- право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;

- право собственности на полученные ребенком доходы;

- право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании (по взаимному согласию ребенка и родителей).



Глава 5. Трудовые права подростка.

Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию. Вступая в какие-либо трудовые отношения, подросток приобретает статус работника, и, следовательно, наделяется соответствующими правами и обязанностями. По общему правилу ребёнок не может быть принят на работу до достижения возраста 16 лет.

Но из всех правил есть свои исключения. Так, если подростку:

- 15 и он учится в школе или в ином учебном заведении, то может выполнять легкий труд, если он не вредит его здоровью и не мешает его обучению в школе или в ином учебном заведении.

- 14, то он также может выполнять легкий труд, но только с согласия родителей (попечителей) и органов опеки и попечительства.

Если ему нет еще 14, но очень хочется работать, то единственное место, где он может устроиться (с согласия родителей (опекунов), органов опеки и попечительства и если данная работа не будет наносить ущерба его здоровью и нравственному развитию) – в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Кроме того, трудовой договор (документ, в котором указаны все его права и обязанности, в связи с выполняемой работой) будут подписывать его родители (опекуны).

Кроме того, чтобы он был принят на работу, необходимо пройти обязательный предварительный медицинский осмотр.

Если подростку от 14 до 18 лет, и он очень хочет устроиться на работу, то государство может предоставить ему услуги по организации его временного трудоустройства в свободное от учебы время. Для этого необходимо обратиться в государственную службу занятости населения.



Настал день и подросток вступил в трудовые отношения (т.е. заключил трудовой договор). Какими дополнительными правами и льготами он может быть наделен как несовершеннолетний?

Итак:

1. по общему правилу при заключении трудового договора может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе, но так как он несовершеннолетний, то испытательный срок не может быть установлен.

2. продолжительность рабочего дня, если ему от 15 до 16 лет не может быть больше 5 часов в день, если подросток старше 16 лет, то 7 часов в день, если он учится и совмещает работу и учебу, то в возрасте от 14 до 16 - 2,5 часа в день, а от 16 до 18 - 4 часа в день. Кроме того, нельзя забывать, что продолжительность рабочего времени в неделю в возрасте до 16 лет - не может быть более 24 часов, а от 16 до 18 лет - 35 часов.

3. оплата труда будет проводиться с учетом продолжительности рабочего дня, но если он будет хорошо работать, и работодатель это заметит, то он может за счет собственных средств произвести доплату.

4. по общему правилу ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы, но так как подросток несовершеннолетний, то ему могут предоставить отпуск по его заявлению и до истечения 6 месяцев.

5. Если вдруг работодатель скажет, что подросток не соответствует каким-либо требованиям, он не может его уволить без согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.




Кроме того, его не могут заставить работать на:

- тяжелых работах;

- подземных работах;

- работах с вредными условиями труда;

- работах в ночное время;

- сверхурочных работах;

- работах, выполняемых вахтовым методом.

 

Если его работа связана с подъемом и перемещением тяжестей вручную, то для работодателя существуют определенные правила о количестве груза, который подросток может поднимать, в зависимости от его возраста.


Работа (труд) занимает в жизни человека важное место, для некоторых, возможно, второе после семьи, независимо от того, где человек трудится. Поэтому для каждого из нас важно знать, какими правами и обязанностями подросток наделяется при поступлении на работу. 

Как гражданин, подросток может вступать в различные имущественные отношения, но для этого должен обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается смертью, а вот дееспособность ограничена возрастом и возникает в полном объеме с 18 лет, за исключением двух случаев:

1. эмансипация (если ему уже 16, и он работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью, то, с согласия своих родителей и органа опеки и попечительства получает полную дееспособность, т.е. может вступать в любые, не запрещенные законом имущественные отношения);

2. подросток вступает в брак до достижения 18 лет (например, в Ростовской области можно вступить в брак с 14 лет).

Если эти варианты досрочного достижения полной дееспособности ему не подходят, то придется довольствоваться тем, что закреплено в законодательстве.

Итак:
1. до 6 лет всеми его действиями руководят родители (опекуны);

2. от 6 до 14 лет, он наделяется некоторыми возможностями:

а) он может совершать так называемые мелкие бытовые сделки (например, купить хлеб, молоко или книгу, т.е. совершить покупки, направленные на удовлетворение своих потребностей в еде, одежде, и не связанные с большой тратой денег).

б) он может совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если говорить проще, то он может получать подарки от дедушки, бабушки, родителей (опекунов) по договору дарения.

в) родители могут передать подростку деньги, чтобы он расплатился, например, за коммунальные платежи, за ремонт обуви, т.е. он может распоряжаться деньгами только по поручению родителей (законных представителей).

Имущественную ответственность за его действия или за вред, причиненный им (например, если он разбил окно в школе) несут его родители (законные представители) либо, если ему не исполнилось 14 лет, работники образовательного учреждения.

3. от 14 до 18 лет подросток может делать то же самое, что и до 14, а также:

а) распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

б) получать вознаграждение за авторство произведений науки, литературы, искусства;

в) вносить вклады в банки и распоряжаться ими;

г) по достижению 16 лет, он может стать членом кооператива.

Имущественную ответственность за свои действия он несёт самостоятельно. А если он будет расходовать свои деньги не правильно (например, тратить в игровых автоматах), его родители (законные представители) через суд могут ограничить или даже лишить его права распоряжаться своими доходами.

Итак, деньги можно тратить на различные товары, но есть еще и другой способ распоряжения ими - положить их в банк по договору банковского вклада, под проценты, в результате чего, положенная сумма увеличится.

Договор банковского вклада может быть заключен только в письменной форме. Она считается соблюденной, когда на руки подростку выдадут сберегательную книжку или депозитный сертификат. Эти документы могут быть выданы как на имя определенного лица, либо на предъявителя.

Для того чтобы сделать вклад в банк, необходимо:

1. иметь при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт).

2. внести определенную денежную сумму;

3. достичь 14 лет.

Если подросток не достиг этого возраста, то может заключить договор банковского вклада только с письменного согласия родителей, либо при личном присутствии родителей в банке. Если родители разведены, то согласие дает тот, с кем он вместе проживает.

Кроме того, сами родители (опекуны, попечители) могут открыть вклад на имя, и, например, указать возраст, с которого он сможет распоряжаться деньгами по этому вкладу.

В банках могут предложить различные виды вкладов, в которых подросток может запутаться, поэтому, если он решил сделать вклад, можно обратиться к сотрудникам банка с просьбой о консультации по всем вопросам, связанным с вкладом, процентной ставкой по вкладу и т.п.

Глава 6. Безопасность ребёнка.

Чего стоит бояться? Безопасность во многом зависит от себя самого. В первую очередь, нужно быть хорошо информированным о существующих опасностях.

Если знаешь, что может угрожать, можно постараться избежать опасности.

Для жизни и здоровья, для счастья и успеха потенциальную угрозу несут: насилие, наркотики, тяжелые заболевания.

Если на тебя напали.

Конечно, по - возможности, нужно исключить вероятность нападения. Нужно постараться запомнить следующие правила:

- не появляться одному в позднее время суток в безлюдных местах, в незнакомых компаниях;
- не иди на контакт с незнакомыми людьми, которые обращаются с какой - либо просьбой, предложением (например: «Проводи меня, пожалуйста, до ближайшего терминала», «Пойдем, я покажу тебе классный новый диск»);

- постараться не входить в подъезд, в лифт с незнакомыми людьми;

- уходя из дома, предупредить об этом взрослых и сказать, где ты будешь находиться;

- если возвращаешься домой поздно, лучше вызвать такси, заказав машину по телефону к месту своего нахождения;

- если ты дома один, то не открывать дверь всем, кто об этом попросит.

Если все же на тебя напали, постарайся привлечь внимание окружающих любыми возможными способами (громким криком, шумом). Если не получилось обратиться за помощью к друзьям, близким, окружающим людям, полиции, знай, ты имеешь право защищать себя сам. При необходимой обороне помни, что посягательство на тебя действительно должно быть реальным и опасным. То есть оно должно быть действительным, а не существовать в твоем воображении.

Необходимая оборона – это предусмотренная и разрешенная Законом защита от нападения путем причинения вреда нападающему (необходимая оборона предусмотрена статьей 37 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Необходимая оборона и нападение должны совпадать по времени. Недопустима оборона от посягательства, которое может ожидаться в будущем.

Существует такое понятие, как превышение пределов необходимой обороны – это умышленное совершение действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства на него (например, человеку угрожают словесно, а он в ответ наносит удар ножом).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права человека в целом, и права детей в частности в последнее время находятся в центре внимания многих стран мира. Сегодня в мире обозначена взаимосвязь прав человека, демократии и развития. Права человека, которые рассматриваются с точки зрения универсального подхода, ставят человечество лицом к лицу с вечным и серьёзным диалектическим конфликтом - конфликтом между личностью и обществом. Никто не может злоупотреблять соответствующими правами для того, чтобы нарушить права других. Права человека не дарованы индивиду государством или социальной группой, они являются неотъемлемой частью самой природы человека.

Права ребёнка тесно взаимосвязаны с отношением к ним со стороны государства, с уровнем политического режима и социальной жизни государства. Права ребёнка должны быть обеспечены эффективными механизмами и процедурами, которые гарантируют и защищают их, предусматривают санкции в результате их нарушения. Эти права ничего не стоят без соответствующего механизма и структур, которые обеспечивают их реализацию.

Права ребёнка вытекают из общепризнанных прав человека и означают прежде всего осознанную ответственность взрослых за детей. Сегодняшние дети - это граждане завтрашнего мира, и их полноценная жизнь является обязательным условием развития человечества в будущем.





Список используемой литературы:

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!