СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по теме : «Шум вокруг нас». 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по теме : «Шум вокруг нас». 4 класс»



























Тема проекта:

«Шум вокруг нас».
















СОДЕРЖАНИЕ


Актуальность темы, цели и задачи 2

1. Что такое шум? 4

2. Как наш мозг слышит 5

3. Измерение уровня шума 6

4. Чем измеряют уровень шума 6

5. Шумовые показатели в школе 7

6. Мешает ли музыка учебе? 9

Итоги работы над проектом, выводы 10

Литература 11

Приложения 11




















Актуальность темы

Среда обитания человека – окружающая среда. Нас окружают объекты природы и объекты, сделанные руками человека, которые способны при определенных условиях оказывать воздействие на деятельность и здоровье человека. Одним из вредных взаимодействий на здоровье человека является шумовое загрязнение.

Уровень окружающего шума в мире ежегодно растет. В основном это связано с увеличением транспортного шума, использованием различных машин и механизмов, распространением стереосистем, нередко включаемых на большую мощность. Свыше 500 миллионов человек в мире страдают различными нарушениями слуха и их с каждым годом становится на 15 – 30% больше. На наш слух влияют острые и хронические заболевания, сильный шум, механические повреждения и травмы, приём некоторых лекарств. Снижению слуха подвержены не только пожилые люди, но и дети и люди трудоспособного возраста. Под действием интенсивного шума снижается работоспособность, сужаются периферические сосуды, нарушается сердечный ритм, появляются головные боли, раздражительность и нервно-психические расстройства. В настоящее время шум стал нашим постоянным спутником. Шум негативно влияет на организм школьника. Наносит вред здоровью и самочувствию ребенка. Шум на перемене, на дискотеке, на улице снижает слух, память, внимание, повышает давление.

По этой причине мы заинтересовались данным вопросом, ведь самочувствие и собственное здоровье волнует нас больше всего. Борьба с шумом - это борьба за здоровье людей. Выбранная нами тема является достаточно актуальной и перспективной в ее решении. В своей работе мы попробовали ее разрешить, получить ответы на волнующие нас вопросы.

Нам хочется привлечь внимание взрослых и своих ровесников к проблеме борьбы с шумом и попробовать отыскать те пути ее решения, которые под силу всем нам.

Цель: изучить влияние шума на учеников, составить «шумовую карту школы» и на её основе выявить источники самого сильного шума в школе.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Выяснить, что такое шум.

3.Узнать, как устроен орган слуха человека. 4. Познакомиться с прибором, измеряющим уровень шума.

5. Произвести замеры уровня шума на разных источниках школы. 6. Выяснить влияние шума на школьников. 7. Провести анкетирование учащихся и учителей школы.

8. Довести до сведения учеников школы информацию об отрицательном шумовом воздействии. Предложить здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.

Предмет: воздействие шума на организм человека.

Объект: шум как звуковое явление.

Гипотеза: шум негативно влияет на учебу школьника.

Методы: теоретический, социологический опрос, сравнительный, аналитический.

Оборудование и материалы: фотоаппарат, датчик шума приложение Noise Detector

План работы. Сроки реализации проекта.

Вид работы

Сроки реализации

1.

Анкетирование учащихся и учителей, обработка

1-день

2.

Подбор теоретического материала по теме проекта

2-3 дня

3.

Проведение эксперимента

2 дня

4.

Обработка данных эксперимента

1 день

5.

Оформление результатов работы

2 дня

6.

Подготовка здоровьесберегающих рекомендаций для учащихся.

1 день

7.

Представление проекта одноклассникам, ученикам школы.

1 день


1. Что такое шум?

Шумом называется сочетание множества звуков, продолжительность и характеристики которых беспорядочно изменяются. Шум-это звуковые колебания, не несущие полезной информации и причиняющие окружающим значительные неудобства. Шум может быть кратковременным (стук, хлопок, скрип и т.д.) и длительным, например, при работе различных машин и механизмов. Возникает он и в природных условиях, сопровождая различные атмосферные явления (ветер, гроза и пр.). Один и тот же звук, в зависимости от ситуации, может оказаться как шумом, так и информационным сигналом. Например, внезапно сработавшая сигнализация для владельца машины – полезная информация, а для остальных - шум. До наступления эры технического прогресса жизнь человечества тишиной не отличалась. Даже в Древнем Риме жители жаловались, что уличный шум не дает им спать по ночам, но с ХХ века шум стал опасен для здоровья людей.

Одним из вредных шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляется изменение функционального состояния центральной и нервной системы. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке в создаваемом шуме, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть – устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно усталыми. Как многие детские учреждения, наша школа страдает от внутреннего шумового загрязнения, что наносит большой вред.

2. Как наш мозг слышит.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Среднее и внутреннее ухо находятся внутри черепа. Звуковая волна попадает в слуховой проход и ударяется о барабанную перепонку. Звуковые волны с помощью барабанной перепонки превращаются в колебания и передаются на улитку, находящуюся во внутреннем ухе. Здесь колебания трансформируются в электрические нервные импульсы, которые воспринимаются головным мозгом. В среднем ухе есть механизмы, которые мешают проникновению сильных звуков во внутреннее ухо. Если звуковая волна не кратковременная, а сильная и долгая, среднему уху справиться с ней сложно, поэтому звуковая волна, не преобразованная в среднем ухе, буквально вламывается во внутреннее. В результате такого штурма могут погибнуть нервные клетки, передающие импульсы в головной мозг. В ушах может появиться шум, снизиться слух на высокие частоты. Нередко появляется тугоухость и на нижние частоты. Любой звук при большой силе и продолжительном воздействии способен нанести человеку акустическую травму. Внезапный громкий звук бьет по вегетативной нервной системе, которая регулирует просвет кровеносных сосудов. Резкий, неприятный звук вызывает сердцебиение, повышает кровяное давление и содержание адреналина в крови. Органы слуха – это тонко настроенный инструмент, позволяющий перерабатывать звуковые колебания в нервные импульсы. Одной из самых распространенных причин потери слуха является воздействие слишком громких звуков.

3. Измерение уровня шума.

Мы узнали, что сила звука измеряется в децибелах (дБ). Белл в переводе с английского означает «колокольчик», а «деци» значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. Но, оказывается, что был ученый по фамилии Белл. Он изобрел телефон. Благодаря этому люди научились передавать звуки на расстояния. В честь ученого Белла названа единица измерения силы звука.

Замечено, что мешающее действие шума растет с увеличением громкости, но зависит от настроения человека и от конкретной ситуации. Например, еле слышимый звук (тиканье часов, жужжание мухи, капание воды из-под крана) может раздражать, а громкая музыка духового оркестра доставлять удовольствие. Чем резче переход от тишины к шуму, тем неприятнее кажется звук. Мешающее действие шума связано и с информацией, которую он несет. Так, заснувшая мать может не отреагировать на раскаты грома за окном, а еле слышный плач ребенка ее разбудит.

4 . Чем измеряют уровень шума?

Дозиметр для измерения уровня звукового давления называется шумомером. Шумомер содержит микрофон, преобразующий звуковые колебания в электрические, которые усиливаются смонтированным в корпусе усилителем. При помощи индикатора- микроамперметра со шкалой, проградуированной в децибелах, фиксируется средняя мощность этих колебаний. Мы скачали в мобильный телефон приложение Noise Detector, шумомер для проведения собственных замеров по нашему плану. Для того, чтобы выяснить, насколько уровень шума соответствует допустимым нормам, мы познакомились с санитарными нормами.

Вид трудовой деятельности, рабочее место

дБА

Классные помещения, учебные кабинеты, учительские, аудитории школ и других учебных заведений, читальные залы библиотек.

50

Жилые помещения квартир, домов отдыха, спальные помещения детских дошкольных учреждений, школ-интернатов.

45-55

Залы кафе, ресторанов, столовых.

70

Территории, прилегающие к жилым домам, детским дошкольным учреждениям, школам и другим учебным заведениям.

60-70


5. Шумовые показатели в школе.

Мы поставили цель провести замеры шумового загрязнения в школе, для чего составили план измерений:

  1. Сопоставить уровень шума в утренние и дневные часы в школе.

  2. Произвести измерение уровня громкости в классных кабинетах во время уроков.

  3. Провести измерения уровня громкости в рекреациях на переменах.

  4. Провести сравнительный анализ уровня шума согласно полученным данным.

  5. Сравнить уровень звукового давления, производимого учениками младших, средних классов.

  6. Изучить вопрос об использовании наушников учениками школы.

  7. Исследовать, влияет ли прослушивание музыки во время приготовления уроков на успешность обучения.

  8. Провести разъяснительную работу о вредном влиянии шума на здоровье людей (представить проект одноклассникам, ученикам школы).

Нами проведены замеры уровня шума в различных местах школы.

Данные замеров занесены в таблицу.

Источники шума

дБ

1.

Шум на перемене в корпусе начальной школы.

76 - 98

2.

Шум на перемене в основной школе.

78 - 84

3.

Шум на уроке.

45-60

4.

Шум в школьной столовой.

75 - 83

5.

Шум в школьной библиотеке.

65-78

6.

Шум на уроке физкультуры.

75 - 82

7.

Шум на уроке музыки.

85-100

8.

Шум на уроке трудового обучения.

78-100

9.

Шум на территории школы.

48-56

Из данных в таблице видно, что больше всего шума на переменах в корпусе начального звена - 98дБ. Уровень шума на перемене в основной школе – 78 -84дБ равен уровню уличного шума или движению автомобиля (80-90 дБ). Даже в столовой во время принятия пищи шум не прекращается и составляет 75 – 83 дБ. На уроках трудового обучения и музыки уровень шума практически равен уровню шума интенсивному дорожному движению (110-120 дБ). Не удивительно, что очень часто школьники и учителя возвращаются домой утомлённые и нередко с плохим настроением.

Мы провели анкетирование среди учителей и учащихся нашей школы: «Влияние школьного шума на самочувствие и работоспособность учащихся и учителей».

В анкетировании приняли участие 8 учителей.

Вопрос

Да

Нет

1.

Влияет ли шум в школе на Ваше самочувствие в течение дня?

7

1

2.

Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей?

4

4

3.

Влияет ли шум на работоспособность ученика и учителя?

8

0

1. Если да, то как? а) появляется усталость – 3 человека; б) болит голова – 2 человека; в) появляется раздражительность – 2 человека.

4. Ваш совет ученикам, как повысить работоспособность:

Соблюдать режим дня; кушать витамины; заниматься физкультурой; быть внимательными, сосредоточенными к окружающим не шуметь и не перебивать собеседника; знать приёмы релаксации; уметь регулировать своё самочувствие.

В анкетировании приняли участие 38 учеников из 5,7,9 классов.

Вопрос

Да

Нет

1.

Раздражает ли вас посторонний шум на уроке?

23

15

2.

Беспокоит ли вас шум на перемене?

10

28

3.

Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке из-за посторонних шумов?

26

12

4.

Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

21

17

5.

Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

22

16

6.

Каким образом вы предпочитаете слушать музыку ?

28

10

Вывод: шум влияет на самочувствие учителей и учащихся, снижает работоспособность и мешает восприятию учебного материала. Школьники не до конца осознают вред и опасность, которые влекут за собой чрезмерные шумовые воздействия. Так большинство учащихся слушают музыку через наушники, шумно проводят перемены, не задумываясь о возможных последствиях для своего здоровья.

6. Влияет ли музыка в учебе?

Известно, что музыка может как благотворно влиять на психологическое и физическое состояние человека, так и приносить вред, о чем мы рассказали выше. А влияет ли прослушивание музыки на успеваемость? Мы провели анкету, и сравнили ее результаты с итоговой успеваемостью за первое полугодие 2015-2016 учебного года. Результаты данного исследования представлены ниже.

Полученные данные позволяют сказать, что среди опрошенных хорошистов только один слушает музыку и то иногда включает, а остальные делают уроки в тишине. Из учеников, обучающихся на «удовлетворительно», 48 % постоянно слушают музыку при подготовке домашнего задания и только 52% готовятся к урокам в тишине или иногда включают музыку. Можно сделать однозначный вывод: уроки лучше учить в тишине, поэтому музыкальные звуки в данном конкретном случае играют роль звуковых помех.

Заключение. Вывод.

Гипотеза: шум негативно влияет на учебу школьника полностью подтверждена проведёнными и описанными исследованиями. Мы изучили важнейший физический фактор среды - шум. Изучив результаты медицинских исследований, сделанных учеными, раскрыли вредное влияние шума на физическое и психическое здоровье человека. Узнали о существующих санитарных нормах шумового загрязнения. Узнали о том, как можно бороться с шумом. Провели практические исследование: «Уровень шума в школе». Провели социологическое исследование по теме: «Влияние школьного шума на самочувствие и работоспособность учащихся и учителей», «Мешает ли музыка учебе?». Научились определять среднюю частоту шума. Продолжили работу со справочной литературой и средствами Интернета.

Подготовили материал и презентацию к классному часу.

При повешенном уровне шума у школьников снижается внимание, ухудшается восприятие учебного материала, увеличивается время на приготовление домашнего задания. Тем самым шум снижает работоспособность. Часто излишне громкие звуки приводят к плохому самочувствию, утомлению, повышенной возбудимости.

Согласно медицинским данным, комфортным для человеческого уха является предел громкости звука до 60 децибел. Громкость более 85 децибел может способствовать снижению слуха и постепенно привести к глухоте. Проблемы со слухом у людей действительно помолодели. Чаще всего это вызвано регулярным прослушиванием через наушники музыки на предельно высокой громкости. Молодежь буквально живет в наушниках, ходит в них по улицам, сидит у компьютера, а нередко и засыпает. Такая нагрузка на слуховые каналы ведет к их ослаблению, способствует развитию тугоухости. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно–сосудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

«Школьный шум», под влияние которого находятся дети, изменяет функциональное состояние нервной системы. В школе уровень шума на переменах, в мастерских и столовой превышает допустимую норму. Самыми шумными оказались ученики начальных классов. Нормальный шумовой уровень на уроках, в библиотеке. Более половины опрошенных школьников часто или иногда подолгу слушают музыку через наушники, что отрицательно сказывается на их здоровье. Только 28% учащихся, получающих удовлетворительные оценки, готовят домашние задания в тишине, остальные слушают при этом музыку, которая становится звуковой нагрузкой и, согласно выводам нашего исследования, в данном случае отрицательно влияет на успеваемость. На уроках трудового обучения и музыки уровень громкости сравним с уровнем звука, создаваемого реактивным двигателем. Наблюдается превышение допустимых санитарных норм, что более всего влияет на здоровье учителей, которые находятся в зоне повышенного риска. В наших силах вести борьбу с шумом: использовать звукоизоляцию, индивидуальные средства защиты, вести себя достойно и спокойно, уважать покой окружающих.

Выводы: Мы считаем, что наша школа страдает от « школьного шума », который вредит здоровью и снижает успеваемость. Уровень шума на уроках и переменах полностью зависит от наших учеников. Наша задача – обезопасить себя и окружающих от такого небезопасного шума, ведь он сказывается отрицательно на самочувствии и учителей, и учеников, способствует быстрому утомлению. Поэтому каждому школьнику необходимо знать и соблюдать правила, которые помогут сохранить слух и быть здоровыми.

Наше здоровье – в наших руках! Берегите уши от сильного шума!

Литература.

1. «Физическая энциклопедия» гл.ред. А.М. Прохоров, том 2, Москва: Советская энциклопедия 1990г.

2. Клюкин, И. И.Удивительный мир звука / И. И. Клюкин. - 2-е изд. - Л.: Судостроение, 1986.

3. «Здоровье детей» № 47-48, 1995.

Источники информации интернет

1. http://www.epwr.ru/quotation/txt_375_4.php Берегите слух В разделе: ЗОЖ.

2. http://www.mosmedclinic.ru/

3. http://www.asosch1.narod.ru/tvorchestvo 29.html

4. http://www.myshared.ru/slide/1281/

Приложения.


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!