ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение экономики и управления образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов «Совершенствование профессиональных компетенций учителей изобразительного искусства и технологии в условиях реализации ФГОС ОО».
Тема проекта:
«Профориентация школьника на уроках технологии»
Авторы проекта: Биттова Людмила Ивановна
Учитель технологии
МБОУ «Шуманская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
Научный руководитель: Сафин А.А.
Куратор: Потапов А.С .
Проект допущен к защите:
«2 »декабря 2021г
Казань, 2021г
Оглавление.
Введение ____________________________________________________стр3
Актуальность проекта__________________________________________ стр5
Цель проекта___________________________________________________стр6
Задачи проекта________________________________________________ стр 6
Ожидаемые результаты работы__________________________________стр7
Принципы педагогической деятельности___________________________стр8
Формы реализации проекта______________________________________стр9
План работы по профориентации________________________________стр9
Ресурсы_______________________________________________________стр12
Заключение___________________________________________________стр12
Приложение___________________________________________________стр13
Рабочая программа Элективного курса___________________________стр 13
Введение
«Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».К.Д. Ушинский.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 14 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной. Старшие подростки стремятся разобраться в себе, оценить свои возможности в современном мире, в том числе и в профессиональном.
Следовательно, профессиональная ориентация учащихся – это действительно актуальная, серьезная проблема, которую необходимо решать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном, самоопределении призвана профессиональная ориентация.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии помогает ему организовать учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), сохраняет его психическое здоровье и дает уверенность в завтрашнем дне.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед
страной. Профориентационная работа должна занимать важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Актуальность проекта
Актуальность профориентации подростков очевидна, в ней заинтересованы и родители, мечтающие видеть своих детей успешными, состоявшимися людьми, и работодатели, желающие нанимать в качестве своих сотрудников образованных специалистов, мотивированных на успешную самореализацию в избранной сфере деятельности.
Каждый из нас знает, насколько важно найти свое место в жизни, заниматься делом, которое по душе, самоутвердиться. Мы часто задавались вопросами - многие ли из нас сделали выбор профессии осознанно? Многие ли из нас получив образование, продолжают работать по специальности? И как сегодня подростки принимают решение о выборе будущей профессии – рекомендация родителей, друзей, учителей или «мода» на определенные профессии? Как сделать правильный выбор?
Данная проблема стояла перед подростками всегда, но в настоящее время в связи с новыми социально-экономическими условиями и быстро изменяющимся рынком труда становится особенно актуальной. Молодёжь практически не владеет информацией о множестве новых профессий в районе, да и традиционные претерпевают изменения, что требует умения быстро перестроиться, мобилизоваться, чтобы оказаться нужным и востребованным.
Однако в 15-17 лет, т.е. когда остро стоит проблема выбора, молодые люди имеют смутные представления о себе, они еще мало, в чем успели себя попробовать. Так же мало подростки знают и о разных специальностях, чаще всего их представления поверхностные.
Это и послужило основанием для формирования системы профориентации на базе учреждения в рамках данного проекта.
Мы должны воспитать в наших детях любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудится в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.
Цель проекта:
Основной целью нашего проекта является формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей. Практически, это означает, что подросткам нужно дать знания о профессиях вообще и о выбираемой в частности, помочь в формировании их интересов и склонностей, в осознании ими своих способностей и наиболее разумном их применении. И здесь не играет роли, какую профессию – умственную или физического труда – выбирает подросток: и в том и в другом случае он нуждается в профориентационной помощи.
Задачи проекта:
изучить потребности рынка труда района и профессиональные предпочтения подростков;
расширить представления участников проекта о современном «рынке профессий» в родном крае;
диагностика профессиональных интересов и склонностей участников;
организация профессиональных проб участников через тренинги по профессиям для самоопределения в выборе будущей профессии;
сформировать положительное отношение подростков к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
вдохновить подростков идеями для реализации личных способностей в поисках своей профессии;
сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми будущей профессией;
раскрытие личностных качеств и реализация творческих способностей участников;
формирование круга комфортного общения подростков;
обеспечение сотрудничества с партнёрами по проекту, заинтересованными в успешном решении данной проблемы.
Возраст учащихся: 14 – 15 лет.9класс
Срок освоения программы: с сентября 2021 года по май 2022 года.
Ожидаемые результаты работы.
достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;
сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;
сформированность у учащихся уверенности в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);
наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);
сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.
Принципы педагогической деятельности.
1). Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с 1 по 9 классы.
2). Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3). Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4). Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, предприятий поселения, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5). Связь профориентации с жизнью (изучение рынка труда нашего региона).
Посещение профориентационных предприятий и образовательных учреждений.
Экскурсии:
- на почту с.Шуман
- пожарную часть с.Шуман
- в магазин С.Шуман
- в ПСХК «Красная Заря»
-в сельскую библиотеку
Участники проекта.
В реализации проекта задействованы специалисты образовательного учреждения, администрация школы, учителя школы, библиотекарь школы, родители учащихся. Их совместная деятельность направлена на достижение общей цели – формирование профессиональной готовности подростков, оказание помощи в выборе профессии с учётом интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и потребностей.
Формы реализации проекта
Проект реализуется путём применения в работе различных форм учебной и внеклассной работы:
Проведение тестирования и анкетирования учащихся;
Сбор материалов о современном рынке профессий;
Проведение классных/воспитательных часов и бесед;
Проведение круглого стола;
Проведение экскурсий по объектам села
Посещение профориентационных предприятий и образовательных учреждений;
Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
Проведение родительских собраний;
Проведение устного журнала, глоссария, мастер класса;
Проведение деловой игры;
Проведение библиотечных часов;
Проведение выставки стенгазет.
Проведение занятий элективного курса по профессиональному самоопределению
Работа на уроках по технологии по профориентации учащихся.
Просмотр видеоуроков «Проектория»
План работы по профориентации школьников 9 классов на 2021-22 уч. год
Мероприятия | Сроки |
Круглый стол «Куда пойти учиться?» Родительское собрание «Особенности выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся». Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации Просмотр видеоуроков «Проектория» | Сентябрь |
Тестирование и анкетирование уч-ся с целью выявления профнаправленности Экскурсия в сельскую библиотеку Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации | Октябрь |
Устный журнал «Моя будущая профессия» Экскурсия в пожарную часть Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации | Ноябрь |
Глоссарий новых профессий «Новый век - новые профессии» Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации | Декабрь |
Беседа «Этикет и профессия» Тренинг. Анкетирование «Профессиональное будущее и положение в обществе» Экскурсия в ПСХК «Красная Заря» Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации | Январь |
Открытый воспитательный час «Ярмарка профессий» Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации Мастер-класс по парикмахерскому искусству и ногтевому дизайну Комментированный просмотр видеоролика «Ты и твоя будущая профессия» Экскурсия в магазин Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации | Февраль |
Информационно-практический проект «Деловые бумаги» Воспитательный час «Путешествие в страну этикета» Конкурс стенгазет «Моё хобби» Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации Экскурсия на почту Тестирование профпринадлежности. Просмотр видеоуроков «Проектория» | Март |
Просмотр видеоуроков «Проектория» Компьютерная презентация «Я в рабочие пойду» Экскурсия в машинно-тракторный парк Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации | Апрель-май |
Беседа с представителями районного центра занятости Деловая игра «Как подростку устроиться на работу?» Виртуальные экскурсии по учебным заведениям РТ. Проведение занятий по элективному курсу Работа на уроках технологии по профориентации Просмотр видеоуроков «Проектория» | Май |
Ресурсы
1. Учебники или учебные пособия по профессиональному самоопределению
2.Художественная, познавательная литература о людях разных профессий
3.Кинофильмы, презентации, видеоролики о профессиях.
4.Профессиограммы по разным профессиям тесты, анкеты для выявления интересов, способностей учащихся
2.Веб-сайты «Проектория», «Билет в будущее»
Заключение
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов.
Таким образом, поставленные в начал задачи, я считаю, выполненными в полном объёме,
Профессиональная ориентация в общеобразовательном учреждении представляет собой научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности и формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Успех, благополучие, достойная жизнь и уважение окружающих - как много зависит от правильного решения в выборе профессии!
Таким образом, можно сделать вывод, что профориентационная работа действительно помогает определиться с выбором будущей профессии, подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и профессиональным ожиданиям, соотнести свои желания и способности сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Приложение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса « Все работы хороши – выбирай на вкус» для 9 класса
МБОУ «Шуманская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» на 2021– 2022 учебный год
учителя технологии I категории
Биттовой Людмилы Ивановны.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование выбора курса
Ступень 9 класса – особо ответственная пора в жизни юношей и девушек. Одни, закончив 9 классов, продолжают обучение в общеобразовательной школе, другие – поступают в средние специальные учебные заведения. Это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший профессиональный рост и карьеру. Для подготовки учащихся к выбору профессии в 9 классе введен элективный курс «Все работы хороши-выбирай на вкус». На изучение курса выделяется 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Первый раздел курса «Сферы профессиональной деятельности» дает информацию о существующих в современном мире профессиях – от индустриальных до артистических. Изучение технологий основных сфер профессиональной деятельности даст учащимся возможность охватить практически весь спектр профессий, расширит круг знаний о специальностях, которые будут избраны. Получив представление обо всем профессиональном многообразии, легче сориентировать себя в нем с учетом личных интересов и склонностей, мотивов и способностей, особенностей мышления, темперамента, характера и состояния здоровья. С технологиями профессионального выбора, основными приемами самоопределения, проектирования жизненных планов учащиеся знакомятся, изучая второй раздел «Профессиональное самоопределение».
Цели курса: сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи курса:
Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
Воспитывать уважение к рабочему человеку.
Целевая аудитория .
Элективный курс по выбору профессии рассчитан на учащихся 9класса.
2.Содержание элективного курса
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
Классификацию профессий.
Уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии.
Значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Пути получения профессионального образования и правила приема в учебные заведения.
Учащиеся должны уметь:
Осуществлять самоанализ развития личности;
Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Находить информацию об учебном заведении и контактные данные.
Использовать сайты учебных заведений для получения необходимой информации
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Наименование темы, раздела | Краткое содержание темы | Количество часов |
| | | |
| Раздел 1. Сферы профессиональной деятельности | | 10 |
1 | Цели и задачи курса | Цели и задачи курса. Правила выбора профессии | 1 |
2 | Профессия и карьера | Цели и задачи профессиональной деятельности. Понятие карьеры | 1 |
3 | Технологии индустриального производства | Сущность технологий индустриального производства. Профессии индустриального производства | 1 |
4 | Технологии агропромышленного производства | Сферы и технологии агропромышленного комплекса ,профессии в сфере агропромышленного комплекса. | 1 |
5 | Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности | Отрасли легкой промышленности. профессии в сфере легкой пищевой промышленности | 1 |
6 | Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании | Предприятия торговли и общественного питания. Профессии в сфере торговли и общественного питания. | 1 |
7 | арттехнологии | Профессии в сфере арттехнологий | 1 |
8 | Универсальные перспективные технологии | Универсальные перспективные технологии. Основные сферы применения технологий. | 1 |
9 | Профессиональная деятельность в социальной сфере | Структура и профессии социальной сферы | 1 |
10 | Предпринимательство и технология управленческой деятельности | Формы и цели предпринимательской деятельности . Профессии. | 1 |
| Раздел 2. Профессиональное самоопределение. | | 24 |
1 | Основы профессионального самоопределения | Пути освоения профессии. Ситуация выбора профессии | 1 |
2 | Классификация профессий. | Классификация профессий по Климову. Классификационные признаки профессий. | 1 |
3 | Формула профессий | Определение предмета , цели, орудий, условий труда. | 1 |
4 | Профессиограмма и психограмма профессии | Профессиограмма и психограмма профессии | 1 |
5 | Внутренний мир человека и система представлений о себе | Я -Концепция. Формы проявления Я – Концепции при выборе профессии. Самооценка | 2 |
6 | Профессиональные интересы и склонности | Суть понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Различия в проявлении интересов и склонностей. | 2 |
7 | Способности, условия их проявления и развития | Понятия «задатки», «способности». Условия развития способностей. Влияние способностей на выбор профессии | 2 |
8 | Природные свойства нервной системы | Влияние темперамента и характера на выбор профессии. | 2 |
9 | Особенности психических процессов и выбор профессии | Ощущения, восприятие, память, мышление их характерные особенности и роль в профессиональном выборе. | 2 |
10 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профсамооопределении | Классификация мотивов. Значение мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении. | 2 |
11 | Здоровье и выбор профессии | Взаимосвязь здоровья и выбора профессии. Координация движений, глазомер. Важнейшие характеристики здоровья. Группы специальностей по своему влиянию на здоровье человека. | 2 |
12 | Профессиональная проба | Понятие профессиональной пробы. Определение профессиональной готовности | 1 |
13 | Пути получения профессионального образования. Знакомство с учебными заведениями г. Казани и РТ. | Условия и правила приема в средние специальные учебные заведения. | 3 |
14 | Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление | Этапы проекта. Изучение содержания будущей профессии, выбор места обучения. | 1 |
15 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | Защита проекта | 1 |
| Итого: | | 34 |
3..Календарно –тематическое планирование
№п\п | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки по плану | Календарные сроки фактические | примечание |
| Раздел 1: сферы профессиональной деятельности 10 часов | |
1 | Цели и задачи курса | 1 | 2.09 | | |
2 | Профессия и карьера | 1 | 9.09 | | |
3 | Технологии индустриального производства | 1 | 16.09 | | |
4 | Технологии агропромышленного производства | 1 | 23.09 | | |
5 | Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности | 1 | 30.09 | | |
6 | Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании | 1 | 7.10 | | |
7 | Арттехнологии | 1 1 | 14.10 | | |
8 | Универсальные перспективные технологии | 21.10 | | |
9 | Профессиональная деятельность в социальной сфере | 1 | 28.10 | | |
10 | Предпринимательство и технология управленческой деятельности | 1 | 11.11 | | |
| Раздел 2:профессиональное самоопределение 24 часа | |
11 | Основы профессионального самоопределения | 1 | 18.11 | | |
12 | Классификация профессий. | 1 | 25.11 | | |
13 | Формула профессий | 1 | 2.12 | | |
14 | Профессиограмма и психограмма профессии | 1 | 9.12 | | |
15 16 | Внутренний мир человека и система представлений о себе | 2 | 16.12 23.12 | | |
17 18 | Профессиональные интересы и склонности | 2 | 13.01 20.01 | | |
19 20 | Способности, условия их проявления и развития | 2 | 27.01 3.02 | | |
21 22 | Природные свойства нервной системы | 2 | 10.02 17.02 | | |
23 24 | Особенности психических процессов и выбор профессии | 2 | 24.02 2.03 | | |
25 26 | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профсамооопределении | 2 | 9.03 16.03 | | |
27 28 | Здоровье и выбор профессии | 2 | 6.04 13.04 | | |
29 | Профессиональная проба | 1 | 20.04 | | |
30 31 32 | Пути получения профессионального образования. Знакомство с учебными заведениями г. Казани и РТ. | 3 | 27.04 4.05 11.05 | | |
33 | Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление | 1 | 18.05 | | |
34 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | 1 | 25.05 | | |
4. Используемая литература и интернет – ресурсы:
Профориентация в школе. Научно- методическое пособие для педагогов, психологов, социальных работников школ.- Казань , 2005.
Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005.
Технология .Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф.2011.
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» под ред. В.Д.Симоненко. – Волгоград: Учитель, 2007
Профессиональное самоопределение. Образовательная область технология. Учебно-методическое пособие. Ю.Н. Гобанов, Л.Н. Нугуманова. Казань .РИЦ «Школа»2003г.
Интернет-ресурсы
1. https://nsportal.ru/- социальная сеть работников образования
2. http://www.poranarabotu.ru/- все о выборе профессии
3. https://infourok.ru/- статья о выборе профессии «Правильный выбор профессии»
4. https://edunews.ru/- абитуриенту: куда пойти учиться после 9 класса