Информационно-познавательный проект «Самые необычные музыкальные инструменты » Автор работы: Марков Владимир, 7а класс, Руководитель: Усатова Марина Владимировна, учитель музыки. Челябинск 2021 |
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………...……..….………………..3
1.1. Цель, задачи, актуальность.……………….………….……….…....….……….…3-4
2. Основная часть
-
Происхождение и история колесной лиры……….…….….……..…………5
-
Колесная лира в современном мире ……………..…………........................6
-
История происхождения терменвокса……….………………….….………8
-
Терменвокс в кино ……………..………..................................................... ..9
2.5.Терменвокс в современной музыке….................................................................10
2.6. Арфа Земли………………………….………….……….………....….…...……12
3. Заключение…………………………………………………….……………….……...14
4. Литература…………………..…………………………………..…………………..…15
1. Введение
Если б не было музыки, то жизнь человека была бы скучной и не интересной. Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностей. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом.
Цель проекта – познакомиться с необычными музыкальными инструментами.
Задачи: 1. Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.
-
Познакомиться со звучанием необычных музыкальных инструментов, описать их.
Актуальность - проект направлен на то, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир, что каждый музыкальный инструмент обладает своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Чтобы сформировать интерес к разнообразию музыкальных инструментов, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта.
2. Основная часть
Лучшие музыканты мира играют на лучших музыкальных инструментах, это ясно. Однако встречаются такие музыкальные инструменты, которые не похожи на привычные нам, знакомые с детства. Сразу неясно, как же на них можно играть. Самое интересное, что все они работают, поскольку созданы мастерами своего дела. Это уже не просто музыкальные инструменты, это предметы искусства, сочетающие в себе музыку, дизайн, необычную форму и удивительный звук. Мир полон самых разных, удивительных и необычных звуков. Сливаясь воедино, они превращаются в мелодию: умиротворяющую и бодрую, веселую и грустную, романтичную и тревожную. Вдохновляясь звуками природы, человек создал музыкальные инструменты, с помощью которых, получается воссоздать самые впечатляющие, душещипательные мелодии. И кроме известных всему миру инструментов, типа фортепьяно, гитары, барабана, саксофона, скрипки и прочих, существуют музыкальные инструменты, не менее интересные как по внешнему виду, так и по звучанию.
2.1. Происхождение и история колесной лиры
Колёсная ли́ра (она же харди-гарди) — очень древний струнный музыкальный инструмент. Встречается у многих народов, в том числе и у славян. Появилась в Европе в XII веке, представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который вращал ручку), тогда ее называли органиструмом. Инструмент находил применение в монастырях, на нём исполняли церковную музыку. В XIII веке появился облегчённый вариант колесной лиры. Исполнитель держит лиру на коленях. Одной рукой он вращает колесо, другой нажимает на клавиши. Колесо задевает сразу все струны инструмента, поэтому лира играет аккордами. Большая часть её струн звучат одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные струны издают монотонное гудение (так называемый бурдон). На западноевропейских инструментах имеется также струна, опирающаяся на неплотно закреплённую подставку и позволяющая воспроизводить ритмический аккомпанемент, изменяя скорость вращения колеса. Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленным.
В основном пользовалась популярностью у менестрелей, позже у нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, которые исполняли песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии. В России появилась в XVII веке. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые, исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи.
История колёсной лиры полна взлётов и падений. Древний органиструм пользовался уважением как младший собрат органа. На колёсной лире играли менестрели. Среди менестрелей встречались самые разные люди, от королей до бродяг. Но как сейчас, так и тысячу лет назад бродячим музыкантам подавали охотней, чем нищим. А играть на лире было несложно. Так постепенно она стала ассоциироваться с инструментом нищих и увечных…В XVIII веке она снова вошла в моду среди аристократов, потом отправилась обратно «вниз». В начале XX века лирников даже преследовали, потому что считали попрошайками.
Многие живописцы изображали лиру.
»Девочка с колёсной лирой», Жюль Ришом, 1879 г.
Т. Аксентович. «Лирник и девочка». 1900 г.
2.2. Колесная лира в современном мире
В современной музыке на какое-то время колёсная лира стала инструментом ансамблей народной музыки. С ней выходили на сцену знаменитые «Песняры». Но по сути это был инструмент – музейный экспонат, к ней не относились всерьёз. Оставалось совсем немного времени до нового взлёта.
Жестковатый протяжный звук колёсной лиры привлёк внимание рок-музыкантов. За лиру взялся Ричи Блэкмор – гитарист группы Deep Purple…
Также колёсная лира звучит и у «Металлики». Колёсную лиру (харди-гарди) использовали бывшие участники группы Led Zeppelin Джимми Пейдж и Роберт Плант в совместном проекте «No Quarter. Unledded». Использовалась при записи альбома «The Christmas Cornucopia» шотландской исполнительницы Энни Леннокс. Звучит в саундтреке к фильму «Холодная гора» «You Will Be My Ain True Love» в исполнении Alison Krauss и Стинга. Фолк-рок, фолк-метал и другие стили «раскрыли объятия» колёсной лире. Многие музыкальные фестивали собирают группы с участием исполнителей на колесной лире, наиболее известный такой фестиваль – фестиваль в Сан-Шартье, в центральной Франции в департаменте Индр, проводящийся около 14 июля. Профессионалы и виртуозы начали разрабатывать новые методы игры. Подчас кажется удивительным, что так может звучать древняя колёсная лира. Звук её напоминает то орган, то электрогитару. Монотонность, свойственная старой музыке для лиры, совсем исчезла.
2.3. История происхождения терменвокса
Терменвокс — один из первых электронных музыкальных инструментов, который по счастливой случайности изобрел наш соотечественник Лев Термен в 1920 году. В то далекое время, размышляя о музыке и музыкальных инструментах будущего, ученые стремились создавать уникальные устройства, которые превзойдут по своим характеристикам традиционные музыкальные инструменты. Терменвокс стал одним из культовых устройств, пронеся через век на своих плечах богатую историю и при этом сохранив свою актуальность и по сей день.
При первом взгляде и на терменвокс, и на играющего на нем человека создается впечатление, что перед глазами слушателя происходит какая-то магия. И это не удивительно, ведь при игре на терменвоксе не требуется никакого физического воздействия на инструмент. Влияние на инструмент происходит путем движений рук в электромагнитном поле на некотором расстоянии от терменвокса. Эти движения немного напоминают движения дирижера перед оркестром. Электромагнитное поле создают два генератора высокой частоты, которые встроены в инструмент. Один из генераторов имеет постоянную частоту, второй — переменную. Генератор с переменной частотой имеет антенну, которая реагирует на изменение расстояния между рукой музыканта и инструментом, и меняет частоту генератора. По итогу, из одной частоты вычитается вторая — и нашему слуху предстают чудесные звуки терменвокса.
Появился инструмент, практически случайно — при исследовании той области науки, которая к звуку и музыке отношения не имеет. Лев Термен в те годы трудился в Петрограде, в физико-техническом институте. Занимался разработкой способов измерения диэлектрической постоянной газов при различных температурах и давлениях. Тогда же, пытаясь увеличить чувствительность своей измерительной аппаратуры, Термен случайно обнаружил, что, когда разница между частотами двух генераторов попадает в звуковой диапазон — наблюдатель может слышать необычные звуки. Инструмент оказался очень чувствительным и реагировал на малейшие колебания магнитного поля. Вдохновленный своим открытием, Термен сконструировал небольшой музыкальный инструмент и назвал его «Этерон» (ether — «эфир»). Но сообщество ученых, которым Термен представил свой инструмент, окрестило его в честь изобретателя — «терменвокс» (vox – «голос» на латыни).
Не прошел данный инструмент и мимо внимания правительства. В скором времени терменвокс был представлен в Кремле. Кстати, на инструменте пробовал сыграть и вождь мирового пролетариата — В.И. Ленин. Ходят слухи, что Ленину, не обладая какими-либо навыками игры на терменвоксе, удалось почти точно воспроизвести «Жаворонка» композитора Глинки. Вскоре после этого терменвокс приобрел всемирную известность. Сам Термен со своим инструментом выступал в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и многих других городах и странах, находя там единомышленников и будущих учеников. В США Термен основал крупную музыкальную студию, которая внесла весомый вклад в популяризацию терменвокса.
2.4. Терменвокс в кино
Советский кинематограф начал использовать терменвокс в сороковых годах прошлого века. Одним из первых фильмов, где его можно было услышать, был «Комсомол — шеф электрификации». Исполнением партий на терменвоксе для советских фильмов занимался Константин Ковальский. Из более поздних фильмов этот инструмент хорошо узнаваем в «Иван Васильевич меняет профессию» — здесь терменвокс имитировал звуки работы машины времени.
Голливуд также не остался в стороне — моду на терменвокс ввел Хичкок, когда в 1945 году впервые использовал к своему фильму «Завороженный» саундтрек, исполненный с помощью этого необычного инструмента. К слову, за этот саундтрек фильм получил в свое время премию «Оскар». С этого момента звучание терменвокса стало ассоциироваться у зрителя с чем-то потусторонним, загадочным и космическим. Этими ассоциациями с успехом воспользовались создатели фильмов «День, когда остановилась Земля» и «Оно пришло из далекого космоса». Здесь терменвокс справился со своей задачей столь же отлично — создать мрачную или потустороннюю атмосферу для этого инструмента не составляло труда.
2.5. Терменвокс в современной музыке
Изначально терменвокс позиционировался самим Львом Терменом как инструмент для исполнения классической музыки. Но с развитием музыкальной культуры его стало можно услышать практически во всех жанрах и стилях.
В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где под аккомпанемент джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погрузил слушателя в космические глубины, которые на тот момент казались такими далекими. В будущем Нил Армстронг взял эту музыку с собой, в полет на Луну.
Не обошли стороной этот удивительный инструмент и всем известные Led Zeppelin — с его помощью они создавали для своих композиций неповторимую атмосферу.
Терменвокс и другие инструменты, сконструированные на его основе, хорошо вписались во многие направления музыки. Звуки, которые при должной сноровке можно было извлечь из терменвокса, использовались для создания различных эффектов а-ля «ангельское пение», пение птиц или даже ошеломляющего рева мотора.
Из представителей современной музыки можно привести в пример коллектив IWKC (I Will Kill Chita).
Неким апогеем популярности этого инструмента стало событие, которое произошло в 2001 году. Неутолимая жажда человечества познакомиться с себе подобными (или, может, совсем не подобными) формами жизни, не утихающая уже достаточно долгое время, заставила ученых отправить послание к далеким звездам с помощью мощного радиотелескопа, находящегося недалеко от города Евпатория. В одной из частей послания содержалась музыка, которая, по мнению ученых, способна передать эмоциональную составляющую жизни человечества. И музыка эта была исполнена с помощью того самого терменвокса! В путешествие отправился фрагмент из «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, романс в исполнении Е. Шашиной «Выхожу я на дорогу» на слова Лермонтова и другие композиции.
На сегодняшний день терменвокс тоже не забыт. Продолжает его популяризировать Петр Термен — правнук Льва Термена. Он же является руководителем школы терменвокса в России и одним из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире.
Терменвокс, обладая такой впечатляющей биографией, безусловно, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.
2.6. Арфа Земли
Создатель «арфы Земли» - художественный руководитель MASS Essemble и мультиинструменталист Билл Клоуз попросту хотел «превратить планету в музыкальный инструмент». Поэтому он спроектировал первую арфу, струны которой превышают длину в 300 метров — они крепятся к деревянной платформе с одной стороны и к хребту горы в Санта-Монике, Калифорния. Для игры на этом огромном инструменте используется пара человеческих рук — никаких специальных приспособлений. После того как концерты, которые давал Билл, стали очень популярны, несколько похожих арф было установлено в различных городах США. Струны некоторых из таких арф натянуты прямо над головой слушателей.
Сaмый бoльшой стpyнный музыкальный инструмент действительно поражает своими габаритами, но и звуки его приводят в восторг любителей музыки.
Арфа Земли – очень, очень большой музыкальный инструмент. Корпус Арфы находится на сцене, а струны тянутся через весь зал, над головами зрителей, и прикрепляются к дальней стене зала или конструкциям фестивальной площадки. Таким образом, само пространство становится музыкальным инструментом, резонатором. Звук у таких длинных струн – низкий, богатый обертонами, пронизывающий насквозь. По своему воздействию Арфа Земли похожа на церковный орган: она изумляет своей величественностью и настраивает на возвышенный лад. Арфа Земли – не щипковый инструмент, а фрикционный. Это значит, что звук образуется при помощи трения. Играют на ней в наканифоленных перчатках. Ее звучание чем-то напоминает голос гигантской виолончели в сводчатом храме с хорошей акустикой.
Может, это и неудобно – каждый раз заново собирать такой большой инструмент, но зато его можно установить где угодно. Самое удивительное место, где была установлена Арфа – это горы. Струны тянулись через долину и были закреплены на противоположном склоне при помощи скалолазного оборудования. Длина струн составила почти 300 метров! Помимо гор и концертных площадок, она устанавливалась на небоскребах, стадионах, монументах, снаружи и внутри храмов, в аэропортах, над каньонами и долинами, над озерами и морскими пляжами.
«Я всегда видел и слышал мир как музыкальный инструмент. Даже когда я просто слышу звуки природы, это меня вдохновляет», - признался создатель Арфы Земли. В 2014 году Арфа Земли попала в Книгу мировых рекордов Гиннеса как самый крупный музыкальный инструмент в мире.
3. Заключение
Мyзыкa в жизни челoвека игpает большую эстетическую и воспитательную роль, а извлекать звуки можно из весьма необычныx предметов. Играть на удивительных музыкальных инструментах порой очень сложно, так как представляют они из себя сложные технические конструкции. Музыка, украшение нашей жизни, а музыкальные инструменты, пусть и такие странные, позволяют, раскрыть весь ее потенциал и красоту.
Мое мнение: открывайте для себя мир! Человек создал такое множество необычных музыкальных инструментов, что в одной работе нельзя рассказать обо всех, но я представил самые необычные, на мой взгляд. Стремитесь к знаниям, никогда не ограничивайтесь тем, что уже узнали!
4. Литература
-
Банин А. А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. — Москва, 1997, 188 с.
-
Васильев Ю.А., Широков А.С. Колёсная лира // Рассказы о русских народных инструментах. — 2-е изд. — М.: Советский композитор, 1986. — С. 64—65. — 88 с.
-
Володихин Д. М. Музыка наших дней - М.: «Аванта+», 2002 г., 98 с.
-
Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с.
-
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1- 7 классов / сост. В.В. Фадин. – Волгоград: Учитель, 2005г., 99 с.
-
Первая энциклопедия музыки. Автор Эмма Дейнс – М., издательство «Махаон», 1993 г., 47 с.
-
Сапонов М. А. Органистр // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М., 2008. — С. 427
-
Термен Л. С. Электроника и музыка / Под общ. Ред. Э. Т. Кренкеля // Ежегодник радиолюбителя : Сборник. — М. : Энергия, 1968. — Вып. 675. — С. 48. — (Массовая радиобиблиотека).
-
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999, 432 с.
-
Я познаю мир. Музыка: энцикл. /С.В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, 456 с.
Интернет-ресурсы
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%B0
-
https://zen.yandex.ru/media/id/5adc9e5457906ae64534837d/kolesnaia-lira-5b2ead88b0e64500a89f6f74
-
https://musicoftheworld.livejournal.com/3192.html
-
https://www.liveinternet.ru/users/3370050/post235318685/
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%81
-
https://stereo.ru/to/kw7n-termenvoks-instrument-buduschego-rodom-iz-proshlogo
-
https://most-beauty.ru/drugoe/neobychnye-muzykalnye-instrumenty.html
-
https://news.mail.ru/society/40719098/
-
https://vk.com/wall-13599834_5187
-
https://www.bbc.com/russian/media-51632230
-
http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/175257-6-chrezmerno-bolshih-muzykalnyh-instrumentov