СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа " Словари русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проектной работе " Словари русского языка" ученица 5 класса  Нецветаева Лия  представила материал о словарях русского языка, провела анкетирование среди одноклассников и подготовилам памятку « Как пользоваться словарями»

 

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа " Словари русского языка"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №29»





Словари русского языка

Проектная работа



Выполнила

Нецветаева Лия,

ученица 5 класса «Б»

МАОУ « СОШ № 29»



Руководители:

Захарова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МАОУ « СОШ № 29»

















Северодвинск

2021г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………….5

Глава 1. Все о словарях…………………………………………………………5

    1. История возникновения словарей……………….....................................5

    2. Лексикография …………………………………………………………..6

    3. Типы словарей русского языка………………………………………….7

    4. Словари для школьников……………………………………………….7

    5. Электронные словари и энциклопедии…………………………………9

    6. Самые известные словари русского языка…………………………….10

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..11

2.1. Анкетирование ……………………………………………………………11

2.2. Рекомендации « Как пользоваться словарями» ………………………..12

Заключение……………………………………………………………………..13

Список информационных источников………………………………… ...… 14















ВВЕДЕНИЕ

На уроках русского языка при изучении разделов « Лексика» и « Фонетика», мы прибегаем к помощи словарей. Занятие это увлекательное. Мне всегда нравилось работать со словарями: находить в орфографическом словаре правильное написание слов, а в толковом - объяснение непонятных слов. Именно поэтому я и выбрала тему проекта « Словари русского языка». Мне захотелось узнать, какие существуют словари, когда и как они появились, кто был первым автором.

При работе над проектом я поставила перед собой цель: изучить материал по теме «Словари русского языка».

Для достижения цели мною были поставлены такие задачи:

  • выяснить значение термина «словарь»;

  • узнать, какие бывают словари по назначению и функциональной принадлежности;

  • выяснить, как востребованы современные словари русского языка;

Изучая материал о словарях, я

- пользовалась энциклопедиями, справочниками;

- искала литературу в Интернете;

- беседовала с родителями и с учителем русского языка

Вид проекта - исследовательский

Целевая аудитория – 10-12 лет

Продукт – рекомендации для одноклассников «Как работать со

словарями»





Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный (1 месяц) - поиск информации; составление плана проекта;

2. Основной (5 дней) - оформление проектной работы

3.Завершающий - защита проекта на школьной конференции



































ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ВСЕ О СЛОВАРЯХ

1.1. История возникновения словарей

В свободной энциклопедии «Википедия» [1] написано: « Слова́рь — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

Самый ранний из дошедших до нас рукописных славянских словарей – это так называемый азбуковник. Он был создан в 1282 в качестве приложения к Кормчей книге и содержал толкования 174 слов. Ну а самый первый печатный словарь был издан в 1596 году. ( Фото1) В нем содержится перевод 1061 слова со старославянского языка на древнерусский.

Фото 1

На протяжении большей части истории своего существования, словари были литературой исключительно для профессионалов, и среди простых людей не пользовались особой популярностью, да и не были особенно доступны. В середине двадцатого века стало понятно, что словарь это не просто книга, в которой разъясняются непонятные слова, а в некотором роде проводник культуры. 

Разные источники по-разному определяют понятие «словарь». Вот некоторые их них:

  • словарь — книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т.п.

  • словарь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике;

  • словарь — сборник слов с толкованием или с переводом;

  • словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык;

  • словарь — собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных;

  • словарь — книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;

  • словарь — книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями;

  • словарь — это справочник, в котором можно почерпнуть ту или иную информацию о единице языка или предмете (явлении) окружающей действительности.

Глава 1.2. Лексикография

Работа по собиранию и систематизации слов и фразеологических оборотов называется лексикографией (от греч. lexis — слово и grapho — пишу).

Лексикография — одна из прикладных (имеющих практическое назначение и применение) наук, входящих в современную лингвистику. Ее основное содержание — составление различных языковых словарей. Это наука о словарях, о том, как их наиболее разумно делать, это и сама практика составления словарей.

Понятно, что нельзя составлять словари, не понимая, что такое слово, как оно живет и как оно «работает» в нашей речи. Это задача лексикологии. В то же время составители словарей, вдумываясь в слова, их значения, их «поведение» в речи, обогащают науку о слове новыми наблюдениями и обобщениями. Отсюда – лексикология и лексикография теснейшим образом связаны между собой.

Глава 1.3. Типы словарей русского языка

Словари принято делить на два основных типа: энциклопедические и лингвистические. Объект описания лингвистических (языковых) словарей — языковые единицы (слова, словоформы, морфемы) Энциклопедические словари содержат информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, сведения по географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Глава 1.4. Словари для школьников

Особое внимание ученые уделяют словарям, адресованным школьникам. Такие словари составляются на основе тщательного отбора лексического материала. В них содержатся наиболее употребительные слова, а также слова, чаще других встречающиеся в речевой практике учащихся [2]

Сведения о значении, словообразовательной структуре, употреблении, происхождении слова подаются в простой и доступной форме; кроме того, эти сведения имеют целенаправленно обучающий характер.

Ниже представлен перечень словарей, которые можно найти в школьной библиотеке.

  • орфоэпический;

  • этимологический;

  • словарь общего типа;

  • словарь новых слов;

  • фразиологический;

  • орфографический;

  • словообразовательный;

  • словарь иностранных слов



Итак, дадим краткую характеристику каждому словарю.

  1. Орфоэпический словарь дает сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого слова. Орфоэпический словарь русского языка « Произношение, ударение, грамматические формы» (под ред. Р. И. Аванесова) является самым известным словарем этого типа. Он рассчитан на специалистов — филологов, преподавателей русского языка, дикторов радио и телевидения и др. Для всех остальных читателей словарь может быть надежным нормативным справочным пособием.

  2. Этимологический словарь содержит справки о происхождении слов, языковых источниках поступления в нашу речь. Популярными этимологическими словарями русского языка являются «Этимологический словарь русского языка» Г. П. Цыганенко, «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В. Шанской и Н. М. Шанского.

  3. Словарь новых слов. Развитые языки активно пополняются новыми словами. В словарях неологизмов описываются слова, значения слов и словосочетаний, появившиеся в последние годы. Как показывают исследования, количество неологизмов, которые используются в речевой практике, исчисляется десятками тысяч. С появлением компьютерных технологий, позволяющих обрабатывать огромные массивы неструктурированной текстовой информации, в русском языке появилось много новых слов. В качестве примера можно указать «Толковый словарь русского языка начала XXI века: Актуальная лексика» под ред. Г. Н. Скляревской.

  4. Фразиологический словарь – это словарь устойчивых словосочетаний   (фразеологических оборотов), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно. К учебным словарям общего типа относятся «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова и А. В. Жукова

  5. Орфографический словарь показывает нормативное написание слова, соответствующее правилам правописания. Один из первых словарей этого типа был издан в 1813 году под названием «Словарь российской орфографии или правописания». С тех пор издано множество разнообразных общих, отраслевых, школьных словарей этого типа. Наиболее полным словарем общего типа на сегодняшний день является «Русский орфографический словарь: около 180 тысяч слов, отв. ред. В. В. Лопатин.

  6. Словообразовательный словарь содержит сведения о морфемном членении слова, его словообразовательной структуре. В таких справочниках представлена информация о структуре слова и тех элементах, из которых это слово состоит ( корень, приставка, суффикс, окончание)

  7. Словарь иностранных слов является справочником по правописанию слов русского языка, заимствованных из других языков. В издание включено более 15000 слов и выражений, а также слов, образованных из иноязычных корней ( включая наиболее широко употребляемые научные, технические, политические и религиозные термины)



Глава 1.5. Электронные словари и энциклопедии

С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари, онлайн-словари. Они, как правило, являются электронными аналогами «бумажных» словарей. Поиск слов в таких словарях осуществляется во много раз быстрее, слова можно искать по всему текста словаря.

Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Позволяет быстро найти нужное слово, часто с учётом морфологии и возможностью поиска словосочетаний (примеров употребления), а также с возможностью изменения направления перевода (например, англо-русский или русско-английский).

Фактически многие словари, которые сформировались в язы­ковой атмосфере середины прошлого века, сильно устарели. Появ­ляются новые отрасли производства, науки, бизнеса, культуры. В обычную разговорную речь приходят новые слова, термины, ус­тойчивые словосочетания. В них не указаны современные значе­ния старых слов, а многие новые слова просто отсутствуют, так как бумажные словари слишком долго готовятся. Электронные словари могут оперативно обновляться.

Онлайн-словарь — электронный словарь, размещённый в Интернете. Онлайн-словари быстро набирают популярность. Их размещают у себя многие поисковые порталы. В России есть 3 варианта онлайн-словарей: авторские словари, полностью соответствующие своим бумажным вариантам, пиратские словари, полученные путем сканирования авторских бумажных словарей, опубликованные без соблюдения авторских прав, и смешанные версии, когда в основе лежат как авторские, так и пиратские словари.

Энциклопедия – это научно-справочное пособие, в котором отражены все дисциплины, определения, тезисы, которые обозначены в форме словаря и выражены по алфавиту.

Самая большая энциклопедия, которая существует в электронном формате - это энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Википедия — это справочник (энциклопедия, толковый словарь) в Интернете, которую создают сами посетители. Википе́дия — свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия.

Таким образом, просматривая интернет, касаемо электронных словарей, можно сказать, что в наш современный мир компьютеризации, мы легко можем пополнить нашу базу знаний и не заглядывая в библиотеку.



Глава 1.6. Самые известные словари русского языка

  • Толковый словарь живого великорусского языка (Даль В. И.) — около 200000 слов.

  • Толковый словарь русского языка (Ушаков Д.Н. – около 170000 слов

  • Сводный словарь современной русской лексики — около 170 000 слов.

  • Русский орфографический словарь (Лопатин В.В.) — около 200 000 слов.

  • Словообразовательный словарь русского языка (Тихонов) — около 145 000 слов.

  • Словарь современного русского литературного языка (Большой академический словарь) — около 150 000 слов.

  • Большой толковый словарь русского языка (Кузнецов С. А.) — около 130 000 слов. [

  • «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» (Ефремова Т. Ф..) — более 140 000 словарных статей, ок. 11 000 отсылочных значений, более 215 000 семантических единиц. 

  • «Современный толковый словарь русского языка, в 3-х томах» (Ефремова Т. Ф.) — около 160 000 словарных статей и более 253 000 семантических единиц.

Словарь В.И. Даля безусловно самый знаменитый русский толковый словарь. Он парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров.

Словарь Д.Н. Ушакова восполняет существенный пробел в описании развития русского языка в ХХ веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX—XX веков.

«Русский орфографический словарь» В.В. Лопатина — самый большой по объему из существующих орфографических словарей русского языка. Это академический словарь, отражающий русскую лексику в том её состоянии, которое сложилось к концу XX — началу XXI века.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 . Анкетирование

Изучив материал по теме [1-4], мне стало интересно узнать знания моих одноклассников о словарях. В рамках проекта я провела анкетирование среди учащихся 5 «Б». В анкетировании принимали участие 23 человека.


Таблица 1

Вопросы

да

нет

1

Знаете ли вы что такое словарь?

23

0

2

Часто ли вы пользуетесь словарями?

5

18

3

Знаком ли вам словарь фразеологизмов?

18

5

4.

Знаете ли вы про электронные словари?

21

2

5

Возникают ли у вас трудности при работе со словарем?

15

8

6

Какие словари вы знаете?

См. таблицу №1

7

Где можно взять ( найти ) словарь?

См. таблицу №2


Таблица 2

Какие словари вы знаете?

Ответы

1

Словаь синонимов

20 чел.

2

Словарь антонимов

15 чел.

3

Соварь паронимов

14 чел

3

Толковый словарь

9чел.

4

Орфографический словарь

17 чел.

5

Орфоэпический словарь

5чел.

6

Словарь омонимов

15 чел.

7

Фразеологический словарь

18 чел.

8

Англо-русский словарь

10 чел.

9

Русско- английский словарь

10 чел.




Таблица 3

Где можно взять ( найти ) словарь?

Ответы

1

В библиотеке

18

2

В интернете

19

3

Не знаю

2


Выводы: Проводя анализ анкет, можно с уверенностью сказать, что большинство учащихся 5 « Б» класса работают со словарями, знают некоторые типы словарей. Но есть учащиеся, у которых возникают трудности при работе со словарями.


2.2 . Рекомендации « Как пользоваться словарями»


Изучив материал по теме «Словари русского языка», я решила составить памятку для своих одноклассников « Как пользоваться словарями». Эти советы я нашла в интернете [3], но, попробовав на практике, я поняла, что они все правильные и действенные.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы над проектом я научилась:

  • искать нужную информацию в интернете и энциклопедиях;

  • выяснила значение термина «словарь»;

  • узнала, какие бывают словари по назначению и функциональной принадлежности;

  • выяснила, как востребованы современные словари русского языка;

  • нашла рекомендации « Как пользоваться словарями», опробовала их и оформила как продукт проекта.



Работать над проектом мне очень понравилось. Я поняла, что словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Чем раньше учащиеся заведут дружбу с ними, научатся ими пользоваться, тем шире будет их кругозор. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают нашу речь, расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Известный писатель А. Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя другие книги, нужно лишь извлечь их из него »






















СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Рассказы о русских словарях. Книга для учащихся. М.- Русское слово, 2013

  2. Тихонова М.А., Алексеев Ф.С., Фокмна А.С.: 5 школьных словарей русского языка в одной книге. Изд-во: АСТ, 2019

3. http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru › images ›

4. https://ru.wikipedia.org › wiki ›





























































Рекомендации « Как пользоваться словарями»


  • Прежде чем пользоваться словарем, попробуйте сами определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.


  • Подумайте, в каком словаре вы можете найти объяснение необходимого слова. Для выяснения смысла непонятного русского слова следует обратиться к толковому словарю (например, к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. или 4 –томному «Толковому словарю русского языка» под ред. Ушакова Д. И.).




  • Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомните алфавит, т.к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).


  • Помните, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит вам поиск нужного слова.




  • Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитайте их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное вам слово (в данном контексте).


  • Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.






13