Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №29»
Словари русского языка
Проектная работа
Выполнила
Нецветаева Лия,
ученица 5 класса «Б»
МАОУ « СОШ № 29»
Руководители:
Захарова Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ « СОШ № 29»
Северодвинск
2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………….5
Глава 1. Все о словарях…………………………………………………………5
История возникновения словарей……………….....................................5
Лексикография …………………………………………………………..6
Типы словарей русского языка………………………………………….7
Словари для школьников……………………………………………….7
Электронные словари и энциклопедии…………………………………9
Самые известные словари русского языка…………………………….10
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..11
2.1. Анкетирование ……………………………………………………………11
2.2. Рекомендации « Как пользоваться словарями» ………………………..12
Заключение……………………………………………………………………..13
Список информационных источников………………………………… ...… 14
ВВЕДЕНИЕ
На уроках русского языка при изучении разделов « Лексика» и « Фонетика», мы прибегаем к помощи словарей. Занятие это увлекательное. Мне всегда нравилось работать со словарями: находить в орфографическом словаре правильное написание слов, а в толковом - объяснение непонятных слов. Именно поэтому я и выбрала тему проекта « Словари русского языка». Мне захотелось узнать, какие существуют словари, когда и как они появились, кто был первым автором.
При работе над проектом я поставила перед собой цель: изучить материал по теме «Словари русского языка».
Для достижения цели мною были поставлены такие задачи:
выяснить значение термина «словарь»;
узнать, какие бывают словари по назначению и функциональной принадлежности;
выяснить, как востребованы современные словари русского языка;
Изучая материал о словарях, я
- пользовалась энциклопедиями, справочниками;
- искала литературу в Интернете;
- беседовала с родителями и с учителем русского языка
Вид проекта - исследовательский
Целевая аудитория – 10-12 лет
Продукт – рекомендации для одноклассников «Как работать со
словарями»
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный (1 месяц) - поиск информации; составление плана проекта;
2. Основной (5 дней) - оформление проектной работы
3.Завершающий - защита проекта на школьной конференции
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. ВСЕ О СЛОВАРЯХ
1.1. История возникновения словарей
В свободной энциклопедии «Википедия» [1] написано: « Слова́рь — книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
Самый ранний из дошедших до нас рукописных славянских словарей – это так называемый азбуковник. Он был создан в 1282 в качестве приложения к Кормчей книге и содержал толкования 174 слов. Ну а самый первый печатный словарь был издан в 1596 году. ( Фото1) В нем содержится перевод 1061 слова со старославянского языка на древнерусский.
Фото 1
На протяжении большей части истории своего существования, словари были литературой исключительно для профессионалов, и среди простых людей не пользовались особой популярностью, да и не были особенно доступны. В середине двадцатого века стало понятно, что словарь это не просто книга, в которой разъясняются непонятные слова, а в некотором роде проводник культуры.
Разные источники по-разному определяют понятие «словарь». Вот некоторые их них:
словарь — книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний и т. д.), расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т.п.
словарь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике;
словарь — сборник слов с толкованием или с переводом;
словарь — собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык;
словарь — собрание слов какого-либо языка азбучным порядком или по словопроизводству расположенных;
словарь — книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык;
словарь — книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например по алфавиту), с теми или иными объяснениями;
словарь — это справочник, в котором можно почерпнуть ту или иную информацию о единице языка или предмете (явлении) окружающей действительности.
Глава 1.2. Лексикография
Работа по собиранию и систематизации слов и фразеологических оборотов называется лексикографией (от греч. lexis — слово и grapho — пишу).
Лексикография — одна из прикладных (имеющих практическое назначение и применение) наук, входящих в современную лингвистику. Ее основное содержание — составление различных языковых словарей. Это наука о словарях, о том, как их наиболее разумно делать, это и сама практика составления словарей.
Понятно, что нельзя составлять словари, не понимая, что такое слово, как оно живет и как оно «работает» в нашей речи. Это задача лексикологии. В то же время составители словарей, вдумываясь в слова, их значения, их «поведение» в речи, обогащают науку о слове новыми наблюдениями и обобщениями. Отсюда – лексикология и лексикография теснейшим образом связаны между собой.
Глава 1.3. Типы словарей русского языка
Словари принято делить на два основных типа: энциклопедические и лингвистические. Объект описания лингвистических (языковых) словарей — языковые единицы (слова, словоформы, морфемы) Энциклопедические словари содержат информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, сведения по географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.
Глава 1.4. Словари для школьников
Особое внимание ученые уделяют словарям, адресованным школьникам. Такие словари составляются на основе тщательного отбора лексического материала. В них содержатся наиболее употребительные слова, а также слова, чаще других встречающиеся в речевой практике учащихся [2]
Сведения о значении, словообразовательной структуре, употреблении, происхождении слова подаются в простой и доступной форме; кроме того, эти сведения имеют целенаправленно обучающий характер.
Ниже представлен перечень словарей, которые можно найти в школьной библиотеке.
орфоэпический;
этимологический;
словарь общего типа;
словарь новых слов;
фразиологический;
орфографический;
словообразовательный;
словарь иностранных слов
Итак, дадим краткую характеристику каждому словарю.
Орфоэпический словарь дает сведения о произношении, ударении и образовании грамматических форм каждого слова. Орфоэпический словарь русского языка « Произношение, ударение, грамматические формы» (под ред. Р. И. Аванесова) является самым известным словарем этого типа. Он рассчитан на специалистов — филологов, преподавателей русского языка, дикторов радио и телевидения и др. Для всех остальных читателей словарь может быть надежным нормативным справочным пособием.
Этимологический словарь содержит справки о происхождении слов, языковых источниках поступления в нашу речь. Популярными этимологическими словарями русского языка являются «Этимологический словарь русского языка» Г. П. Цыганенко, «Краткий этимологический словарь русского языка» В. В. Иванова, Т. В. Шанской и Н. М. Шанского.
Словарь новых слов. Развитые языки активно пополняются новыми словами. В словарях неологизмов описываются слова, значения слов и словосочетаний, появившиеся в последние годы. Как показывают исследования, количество неологизмов, которые используются в речевой практике, исчисляется десятками тысяч. С появлением компьютерных технологий, позволяющих обрабатывать огромные массивы неструктурированной текстовой информации, в русском языке появилось много новых слов. В качестве примера можно указать «Толковый словарь русского языка начала XXI века: Актуальная лексика» под ред. Г. Н. Скляревской.
Фразиологический словарь – это словарь устойчивых словосочетаний (фразеологических оборотов), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно. К учебным словарям общего типа относятся «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова и А. В. Жукова
Орфографический словарь показывает нормативное написание слова, соответствующее правилам правописания. Один из первых словарей этого типа был издан в 1813 году под названием «Словарь российской орфографии или правописания». С тех пор издано множество разнообразных общих, отраслевых, школьных словарей этого типа. Наиболее полным словарем общего типа на сегодняшний день является «Русский орфографический словарь: около 180 тысяч слов, отв. ред. В. В. Лопатин.
Словообразовательный словарь содержит сведения о морфемном членении слова, его словообразовательной структуре. В таких справочниках представлена информация о структуре слова и тех элементах, из которых это слово состоит ( корень, приставка, суффикс, окончание)
Словарь иностранных слов является справочником по правописанию слов русского языка, заимствованных из других языков. В издание включено более 15000 слов и выражений, а также слов, образованных из иноязычных корней ( включая наиболее широко употребляемые научные, технические, политические и религиозные термины)
Глава 1.5. Электронные словари и энциклопедии
С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари, онлайн-словари. Они, как правило, являются электронными аналогами «бумажных» словарей. Поиск слов в таких словарях осуществляется во много раз быстрее, слова можно искать по всему текста словаря.
Электронный словарь — словарь в компьютере или другом электронном устройстве. Позволяет быстро найти нужное слово, часто с учётом морфологии и возможностью поиска словосочетаний (примеров употребления), а также с возможностью изменения направления перевода (например, англо-русский или русско-английский).
Фактически многие словари, которые сформировались в языковой атмосфере середины прошлого века, сильно устарели. Появляются новые отрасли производства, науки, бизнеса, культуры. В обычную разговорную речь приходят новые слова, термины, устойчивые словосочетания. В них не указаны современные значения старых слов, а многие новые слова просто отсутствуют, так как бумажные словари слишком долго готовятся. Электронные словари могут оперативно обновляться.
Онлайн-словарь — электронный словарь, размещённый в Интернете. Онлайн-словари быстро набирают популярность. Их размещают у себя многие поисковые порталы. В России есть 3 варианта онлайн-словарей: авторские словари, полностью соответствующие своим бумажным вариантам, пиратские словари, полученные путем сканирования авторских бумажных словарей, опубликованные без соблюдения авторских прав, и смешанные версии, когда в основе лежат как авторские, так и пиратские словари.
Энциклопедия – это научно-справочное пособие, в котором отражены все дисциплины, определения, тезисы, которые обозначены в форме словаря и выражены по алфавиту.
Самая большая энциклопедия, которая существует в электронном формате - это энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Википедия — это справочник (энциклопедия, толковый словарь) в Интернете, которую создают сами посетители. Википе́дия — свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия.
Таким образом, просматривая интернет, касаемо электронных словарей, можно сказать, что в наш современный мир компьютеризации, мы легко можем пополнить нашу базу знаний и не заглядывая в библиотеку.
Глава 1.6. Самые известные словари русского языка
Толковый словарь живого великорусского языка (Даль В. И.) — около 200000 слов.
Толковый словарь русского языка (Ушаков Д.Н. – около 170000 слов
Сводный словарь современной русской лексики — около 170 000 слов.
Русский орфографический словарь (Лопатин В.В.) — около 200 000 слов.
Словообразовательный словарь русского языка (Тихонов) — около 145 000 слов.
Словарь современного русского литературного языка (Большой академический словарь) — около 150 000 слов.
Большой толковый словарь русского языка (Кузнецов С. А.) — около 130 000 слов. [
«Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» (Ефремова Т. Ф..) — более 140 000 словарных статей, ок. 11 000 отсылочных значений, более 215 000 семантических единиц.
«Современный толковый словарь русского языка, в 3-х томах» (Ефремова Т. Ф.) — около 160 000 словарных статей и более 253 000 семантических единиц.
Словарь В.И. Даля безусловно самый знаменитый русский толковый словарь. Он парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров.
Словарь Д.Н. Ушакова восполняет существенный пробел в описании развития русского языка в ХХ веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий XIX—XX веков.
«Русский орфографический словарь» В.В. Лопатина — самый большой по объему из существующих орфографических словарей русского языка. Это академический словарь, отражающий русскую лексику в том её состоянии, которое сложилось к концу XX — началу XXI века.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 . Анкетирование
Изучив материал по теме [1-4], мне стало интересно узнать знания моих одноклассников о словарях. В рамках проекта я провела анкетирование среди учащихся 5 «Б». В анкетировании принимали участие 23 человека.
Таблица 1
№ | Вопросы | да | нет |
1 | Знаете ли вы что такое словарь? | 23 | 0 |
2 | Часто ли вы пользуетесь словарями? | 5 | 18 |
3 | Знаком ли вам словарь фразеологизмов? | 18 | 5 |
4. | Знаете ли вы про электронные словари? | 21 | 2 |
5 | Возникают ли у вас трудности при работе со словарем? | 15 | 8 |
6 | Какие словари вы знаете? | См. таблицу №1 |
7 | Где можно взять ( найти ) словарь? | См. таблицу №2 |
Таблица 2
№ | Какие словари вы знаете? | Ответы |
1 | Словаь синонимов | 20 чел. |
2 | Словарь антонимов | 15 чел. |
3 | Соварь паронимов | 14 чел |
3 | Толковый словарь | 9чел. |
4 | Орфографический словарь | 17 чел. |
5 | Орфоэпический словарь | 5чел. |
6 | Словарь омонимов | 15 чел. |
7 | Фразеологический словарь | 18 чел. |
8 | Англо-русский словарь | 10 чел. |
9 | Русско- английский словарь | 10 чел. |
Таблица 3
№ | Где можно взять ( найти ) словарь? | Ответы |
1 | В библиотеке | 18 |
2 | В интернете | 19 |
3 | Не знаю | 2 |
Выводы: Проводя анализ анкет, можно с уверенностью сказать, что большинство учащихся 5 « Б» класса работают со словарями, знают некоторые типы словарей. Но есть учащиеся, у которых возникают трудности при работе со словарями.
2.2 . Рекомендации « Как пользоваться словарями»
Изучив материал по теме «Словари русского языка», я решила составить памятку для своих одноклассников « Как пользоваться словарями». Эти советы я нашла в интернете [3], но, попробовав на практике, я поняла, что они все правильные и действенные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над проектом я научилась:
искать нужную информацию в интернете и энциклопедиях;
выяснила значение термина «словарь»;
узнала, какие бывают словари по назначению и функциональной принадлежности;
выяснила, как востребованы современные словари русского языка;
нашла рекомендации « Как пользоваться словарями», опробовала их и оформила как продукт проекта.
Работать над проектом мне очень понравилось. Я поняла, что словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Чем раньше учащиеся заведут дружбу с ними, научатся ими пользоваться, тем шире будет их кругозор. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают нашу речь, расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.
Известный писатель А. Франс писал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Действительно, если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя другие книги, нужно лишь извлечь их из него »
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рассказы о русских словарях. Книга для учащихся. М.- Русское слово, 2013
Тихонова М.А., Алексеев Ф.С., Фокмна А.С.: 5 школьных словарей русского языка в одной книге. Изд-во: АСТ, 2019
3. http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru › images ›
4. https://ru.wikipedia.org › wiki ›
Рекомендации « Как пользоваться словарями»
Прежде чем пользоваться словарем, попробуйте сами определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.
Подумайте, в каком словаре вы можете найти объяснение необходимого слова. Для выяснения смысла непонятного русского слова следует обратиться к толковому словарю (например, к «Словарю русского языка» Ожегова С. И. или 4 –томному «Толковому словарю русского языка» под ред. Ушакова Д. И.).
Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомните алфавит, т.к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
Помните, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит вам поиск нужного слова.
Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитайте их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное вам слово (в данном контексте).
Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
13