СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Тайны Варнавинской глины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепить из глины не так то просто! В работе рассказывается как ее готовят наши мастера, как с ней работают и многое другое...

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Тайны Варнавинской глины"»

Управление образования администрации Варнавинского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михаленинская основная школа


Областной конкурс исследовательских и проектных работ

«Природа и традиционная культура»


Номинация: Промыслы и ремесла (технология обработки природных материалов)



«ТАЙНЫ ВАРНАВИНСКОЙ ГЛИНЫ»


Автор работы:

Чернов Никита, 11 лет


Руководитель:

Сигаева Евгения Викторовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







д.Михаленино, 2016 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ:


  1. Введение «С чего всё началось…» ………………………………….. 4

  2. Основная часть «В варнавинском царстве…»………………………. 6

  3. Заключение «Это интересно!»………………………………………...11

  4. Источники, использованные при написании работы………………..12

  5. Приложение…………………………………………………………….13
























Для начала давайте познакомимся.

Зовут меня – Чернов Никита. Я учусь в 4-м классе Михаленинской основной школы. Каждый человек обязательно чем-нибудь увлекается. Одному нравится одно, второму – что-то другое, в общем, сколько людей столько и увлечений. Вот мне, например, всего лишь одиннадцать лет. А я уже занимаюсь спортом и не без успехов, есть грамоты и дипломы за призовые места в различных спортивных соревнованиях. Я, конечно, люблю рисовать, но рассказать всё же решил о своем другом увлечении, о том, о чем мне особенно нравится заниматься.







ВВЕДЕНИЕ

«С ЧЕГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ…»

А началось всё с того, что я очень люблю лепить. Дома я леплю солдатиков и машины из пластилина. А когда в школе появился кружок «Лепка из глины», то я сразу стал его посещать. С глиной мне понравилось работать: она кажется такой мягкой, теплой…

Дальше еще интереснее: я постоянно сталкивался с … глиной. Каким образом?

Ну, во-первых, отдыхая в школьном лагере летом, мы ходили на экскурсию в с.Лапшанга, где есть удивительный Центр ремесел.

(см. приложение 1.) Там я увидел, как работает с глиной мастер-гончар. Мне так хотелось тогда поработать на гончарном круге, но не успел. Опередили старшие ребята, а потом надо было возвращаться обратно в лагерь.

Во-вторых, на уроке по окружающему миру мы стали проходить полезные ископаемые России. Евгения Викторовна (это наша учительница) рассказала также о полезных ископаемых, которые есть в нашем районе. Самыми распространенными в нашем крае являются торф и … глина.

(см. приложение 2.)

На этом уроке нам всем в классе дали домашнее творческое задание – подготовить сообщение о каком-либо полезном ископаемом нашего района. Я сразу решил, что буду писать про глину. (см. приложение 3.)

Оказывается, как мало мы знаем про неё!

Знаете ли вы что:

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Благо, что глина в природе, можно сказать, прямо под ногами валяется. Бери и лепи себе на здоровье. Только вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать посуду на костре.

Это интересно:

На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей – горнов. В старину мастеров, работающих с глиной, называли горнчарами, но со временем буква «р», затрудняющая произношение, была утрачена.

Глиняная посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, фарфоровые чашки и тарелки – родственники закоптелых печных горшков, вылепленных из глины. Но посуда из фарфора и глины – не соперники, каждая хороша для своего назначения.

Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоровом чайнике, а молоко в глиняной кринке долго не скисает, самые вкусные зеленые щи можно приготовить лишь в глиняном горшке,  да еще и в русской печи.

В общем, вы уже догадались, что речь в моей исследовательской работе пойдет о глине.


Цель работы:

Знакомство с глиняным промыслом (гончарным и изготовление игрушек) нашего края.


Задачи:

1.Ознакомиться с технологией обработки глины в Центре ремесел с.Лапшанга

2. Ознакомиться с технологией обработки глины для изготовления игрушек.

3. Изучить свойства глины, с которой работают мастера.

4. Познакомить с итогами проделанной работы ребят-одноклассников.


Просто я думаю, что эта работа будет интересна не только мне, но и вам тоже.

Если вы думаете, что лепить из глины очень просто: взял глину в руки и всё, то ошибаетесь. В своей работе я расскажу, с какой глиной работают наши мастера, как они ее готовят к работе, а главное, как это увлекательно и сказочно интересно. Поэтому свой рассказ я постарался превратить в сказку…














«В ВАРНАВИНСКОМ ЦАРСТВЕ…»


Итак, моя глиняная сказка начинается.

В варнавинском царстве, в варнавинском государстве жили-были добрые волшебники с золотыми руками. Они были такие искусники и мастера, что могли любой кусочек глины превратить, во что только не пожелается. И у каждого мастера были свои секреты и тайны как превратить глину в чудо-изделие.


ТАЙНА ПЕРВАЯ

«Каждый мастер желает знать»

Глины различных месторождений бывают разного цвета. В нашей местности чаще встречаются окраски глин красного темно-серого (её у нас еще называют голубой) цвета.

Но глина различается не по своему натуральному цвету, а по тому, какой она становится после обжига, - обожженная глина меняет свою окраску. Например, если натуральная красная глина после обжига становится светло-красной, а голубая - оранжевой. Следует помнить, что сухая глина светлее сырой.


ТАЙНА ВТОРАЯ

«Как добывают глину»

Если круглый год работать с глиной, то ее потребуется много. А где взять столько глины? Единственный вариант – добыть глину в естественных условиях. Стоит только обследовать отвесные берега рядом протекающей речки, глубокие овраги, найти подходящее глиняное место и запасай, сколько тебе нужно. Единственный совет: при заготовке нужно из глины убирать ненужные примеси: мелкие камешки, веточки.


ТАЙНА ТРЕТЬЯ

«Как определить пригодность глины для работы»

Важно помнить, что не всякая глина подходит для работы, для этого она должна обладать достаточной пластичностью. Мастера так определяют пригодность глины: найденный кусок глины раскатывают в «колбаску» и складывают её пополам, внимательно осматривают место сгиба:

  • если глиняная «колбаска» сломалась на две половины, эта глина к работе не подходит;

  • если на месте сгиба немного трещин, то её можно использовать;

  • если трещин нет совсем, то эта глина идеальна для работы; но есть и у ней свои минусы – сделанная из такой глины посуда при обжиге сильно трескается.

Потому мастера выбирают глину, у которой на месте сгиба не должно появляться множественных трещин.


ТАЙНА ЧЕТВЁРТАЯ

«Как хранить глину»

Вариант первый.

Заготовленную глину складывают в большой ящик, изнутри обделанный плотной целлофановой пленкой. Сверху ящик накрывается такой же пленкой. (см. приложение 4.)

Вариант второй.

Заготовленную глину складывают в большие целлофановые пакеты.

И в том, и в другом случае заготовленная глина хранится в целлофане в подвальном помещении.

Целлофан сохраняет влагу в глине, не пропускает воздух, который может высушить глину. Так глина может храниться длительное время.


ТАЙНА ПЯТАЯ

«Подготовка глины к работе»

Глина для мастера – как палитра для художника, в которой должна быть целая гамма плотности и пластичности.

Например, в начале работы нужна более мягкая глина, в конце – более твердая, что позволяет отрабатывать мелкие детали изделия.

И тут у каждого мастера свои секреты.

Возьмем педагога, который должен изготовить на занятии одно изделие. Потому он берет небольшой кусок глины (ровно столько, сколько нужно) и при помощи рук в течение 7-10 минут разминает его. Этого будет достаточно.

А если взять гончара: ему для работы на день (в зависимости от заказов) потребуется 1-2 ведра глины. Чтобы придать глине нужную мягкость и эластичность, одних рук мало. Для этого он использует специальный станок – глиномялку. (см. приложение 5.) Через нее он пропускает глину 10 раз! При чем, для работы он заготавливает глину заранее, затем складывает её в определенном месте и «укутывает» опять же целлофаном. Когда надо, мастер может взять, глина-то готова.

А еще я заметил, что наши мастера говорят не «лепить из глины», а «работать с глиной»!

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Раскрыли мастера нам некоторые свои тайны, без которых не сотворить изделия.  Но чтобы изготовить их, одного только материала мало. Да и одними «золотыми руками» добрых мастеров здесь не обойтись. Ведь руки становятся золотыми только у настоящих мастеров своего дела. Что же делать?

Конечно, лучшим, незаменимым инструментом для работы с глиной являются руки. . (см. приложение 6.) Ими можно вылепить вчерне всё изделие. А вот их доработку, особенно с украшениями, приходится вести с помощью инструментов, так как пальцы рук все же толсты.

И тогда добрые мастера используют такие чудо-инструменты:



Для изготовления гончарных изделий

(см. приложение 7.)



Для изготовления глиняных игрушек

(см. приложение 9.)

Гончарный круг – основной «инструмент» при изготовлении посуды

(см. приложение 8.)

Стеки являются основным инструментом при лепке из глины. Концы стеков делаются самой разнообразной формы: плоской, треугольной, остроугольной, закругленной, круглой и т.д.

Нужны для срезания лишней глины, вырезки глубоких мест и т.д.


Деревянные палочки – для нанесения узора на изделие


Поролоновая губка - с помощью её убирается излишняя влага с изделия


Струна или тонкая проволока – с помощью которой готовое изделие срезается с круга



Маленькая резиновая груша – для нанесения узора из белой глины


Печь для обжига – с помощью печи обжигают готовые изделия

(см. приложение 10.)

 

Вот теперь настала пора рассказать, как добрые мастера превращают глину в чудо-изделия. (см. приложение 11, 12) Но при этом, они приговаривают:

       «Всегда помните, что глина – это не пластилин. Этот материал намного прочнее, и обращаться с ним нужно аккуратнее. Для того существуют определенные правила».


Чудо-правила о том, как нужно работать с глиной.


Первое правило: глина для работы всегда должна быть сырой. Поэтому после завершения работы укрывают массу влажной тряпкой, не давая засыхать.


Второе правило: в процессе работы над изделием всегда заглаживают появившиеся трещины с помощью воды или водно-глиняной массы.

Правило третье: создавая поделку из глины, начинать нужно с «вылепливания» более крупных частей, а впоследствии присоединять к ним те, что помельче. Нельзя закатывать в невысохшую глину посторонние детали, например, кусочки проволоки, металлические или деревянные ножки и т.д. Обычно для них делают углубления и сажают на клей после высушивания изделия.


Ох и нелегкая это работа – творить глиняные чудеса!. Сколько правил и заклинаний нужно знать, чтобы из какого-то кусочка глины сделать поделку.  Но ведь у наших мастеров глина не простая, а волшебная, поэтому без магии здесь не обойтись. Нужно запастись сказочным терпением, собрать всё своё сказочное старание и смело приступать к сотворению чуда, причем каждый будет делать своё.

Дело сделано!

« Ну, а что делать с изделием после того, как его сотворили?» - спросите вы. А дальше наши мастера стали творить настоящее волшебство.


ВОЛШЕБСТВО ПЕРВОЕ – СУШКА.

Всякое изделие из глины нужно высушить, прежде чем проводить с ним дальнейшую работу. Сушат его в течение 12-14 дней в естественных условиях, при комнатной температуре.

Чтобы определить, готово ли изделие, внимательно на него нужно посмотреть: сухое изделие из глины значительно светлее сырого и намного легче.

(см. приложение 13.)

ВОЛШЕБСТВО ВТОРОЕ – ОБЖИГ.

Чтобы изделие из глины было более прочным, его обжигают. В домашних условиях сделать это достаточно проблематично, но в нашем случае есть печь для обжига. У гончара она самодельная, сделана по всем правилам. У педагога небольшая печь, сделанная специально в заводских условиях. Обжиг происходит при температуре 400-450 градусов. Обжигаются изделия всегда равномерно, а от резких перепадов температуры глина трескается.

Это интересно:

Гончарные изделия обжигаются дважды. После первого обжига наносится специальная пищевая глазурь и после ставят в печь на второй обжиг. Изделие, покрытое глазурью, гладкое, даже блестит. Только такие изделия подходят для приготовления пищи.

Глиняные игрушки обжигаются только один раз. Для них этого достаточно.

ВОЛШЕБСТВО ТРЕТЬЕ – УКРАШЕНИЕ.

Гончар украшает свое изделие в процессе его изготовления. Когда оно уже готово, мастер наносит узор на изделие или белой глиной, или простой деревянной палочкой. Только после этого изделие снимают с круга. (см. приложение 14.)

Белой глины у нас в районе нет. Её закупают в небольшом количестве только для украшений изделий.

Глиняную игрушку можно раскрасить ярко. Прежде чем раскрасить её, нужно нанести на игрушку слой обычной белой водоэмульсионной краски. Она быстро сохнет и создает ровную основу для покраски.

Раскрашивать можно специальными красками, а можно добавить немного клея ПВА в обыкновенную гуашь.

По завершению покраски, на глиняную фигурку ровным слоем наносится бесцветный лак.

Когда лак засохнет, у вас на руках окажется красивое, блестящее и прочная глиняная игрушка! (см. приложение 15.)

Вот и вся сказка…

Но тут еще один вопрос у меня возник: почему мастера используют в своей работе голубую глину, а не обычную красную? Если не я не найду ответа, моя сказка получится не завершенной. Спросить у мастеров, честно скажу, я забыл.

Найти ответ помогла мне опять же моя учительница, которая посоветовала обратить внимание на свойства глины. Вместе с ней мы и провели ряд опытов, которые помогли мне понять эту простую истину.

(см. приложение 16.)
















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

По окончании выполнения работы, я считаю, что справился с поставленной целью – я изучил историю развития и возрождения глиняного производства в нашем крае.

Во время работы над выбранной темой, я узнал очень много нового об истории своей деревни, об истории развития гончарного ремесла, об интересных людях, которые сегодня связаны с глиняным промыслом. Постепенно, накапливая жизненный опыт в том, как можно использовать глину, наши предки научились творить глиняные чудеса. Передо мной по-новому раскрылась история моей деревни. Я узнал, что гончарством здесь стали заниматься давно, где-то с ХVII века. Об этом даже говорят фамилии коренных жителей: Горшковы, Гончаровы, Черепановы (см.приложение 17.). Горшки делали сначала для своего личного пользования в своих жилых избах во всякое время, кроме периода полевых работ. Только гораздо позднее стали делать массово артелью и выставлять на продажу в базарные дни в г. Варнавине.

Таким образом, можно сделать вывод, что варнавинский глиняный промысел, старинный и современный, не однообразен. При общих чертах, характерных для традиционных изделий гончаров, можно сразу и безошибочно определить, кому из местных мастеров принадлежит изделие, потому что у каждого мастера свой творческий подчерк, свои оригинальные особенности лепки.

Вот уже два года в школе работает кружок «Глиняная игрушка». На протяжении этих лет кружковцы занимаются изготовлением глиняной игрушки. Однако мне стало интересно, а как ее делают в Центре развития творчества. После посещения занятия я тоже сделал определенный вывод: нужно смело проявлять свою творческую фантазию. Ведь глиняные расписные фигурки – это не только украшение современного интерьера, это, прежде всего, средство эстетического воспитания, так как они развивают духовный мир человека, делают его тоньше, лучше, добрее. Здесь каждый образ ведет в свой мир, в свою неповторимую сказку. А сегодняшнему человеку нужны не только земные блага, нужны и сказки.

Но я не остановлюсь на достигнутом: на будущее для себя я наметил ещё изучение истории лозоплетения, ведь оно тоже связано с моей малой Родиной, северным лесным краем нашей Нижегородской области.





ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ

ДЛЯ НАПИСАНИЯ РАБОТЫ:



  1. Архивные материалы историко-краеведческого музея МБОУ Михаленинской ОШ.

  2. Интернет-ресурсы:

    • ceramicportal.ru

    • otvet.mail.ru

  3. Опрос мастеров, работающих с глиной в нашей местности

  4. О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин Окружающий мир, учебник для учащихся 4 кл., изд-во:Смоленск, Ассоциация ХХI век, 2015









































ПРИЛОЖЕНИЯ

14






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!