СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа " Цвет в культовых сооружениях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа " Цвет в культовых сооружениях"»

Городской научно-практический марафон «Шаги в науку»








Цвет в культовых сооружениях



Выполнил:

ученик 4 "Б" класса

МОУ "ЛИЦЕЙ № 230"г.Заречного

Балыков Никита


Руководитель:

учитель начальных классов

МОУ "ЛИЦЕЙ № 230" г.Заречного

Арнаутова Елена Владимировна







г. Заречный, 2019


Содержание



Введение

С мамой мы часто ездим на экскурсии в разные города нашей страны Во время поездки мне нравится фотографировать. Однажды, фотографируя, в объектив моего фотоаппарата попали купола одной из церквей. После этого я стал обращать внимание на храмовые здания и понял, что они все абсолютно разные, неповторимые. Почему? Именно этот вопрос отправил меня к исследованию данной темы.

Россия возвращается к своим истокам и культурным традициям. Мы стараемся больше узнавать о нравственных и духовных ценностях, накопленных поколениями людей, об их взглядах на мир. В последнее время ведется много работ по реконструкции православных храмов. Каждый из них особенный и ему трудно найти подобный. В своей неповторимости заключен определенный символ. Проблема символики христианской архитектуры является актуальной, потому что в христианской церкви все имеет две природы - духовную и материальную. Материальное непосредственно доступно нашему восприятию, на духовное указывает символика. Поэтому любому человеку необходимо иметь о ней представление, чтобы владеть историей и культурой своего народа.

Самой важной частью любого храма является купол, который несёт в себе разную символику. Поэтому цель моей работы - выявить цветовую символику куполов православных храмов.

Гипотеза – в основе цвета куполов лежат традиции и символика русского христианского храма.

Для достижения этой цели необходимо решить задачи работы:

  • изучить материал об особенностях куполов;

  • систематизировать полученную информацию о символике куполов;

  • классифицировать купола по определенным признакам.

Предметом исследования - стали купола различных храмов.

Объект исследования – символика куполов.

Методы исследования:

    • изучение публицистической, научной литературы;

    • изучение фотоматериалов;

    • проведение натурных обследований храмовых сооружений;

    • анализ полученных материалов;

    • классификация храмов;

    • сравнение и обобщение.

Практическое применение.

Материалы данной работы можно использовать в качестве дополнительной литературы на уроках истории, МХК, изобразительного искусства, на уроках ОРСЭ, во внеклассной работе.






Глава 1. Символика куполов в православии.

    1. История появления куполов.

Купол (итал. Cupola – купола, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa - бочка) – пространственная, несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой.

Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

История куполов началась еще в доисторические времена. Купола стали строить во время римской архитектурной революции, когда их стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений. Считается, что самый древний купол, из ныне существующих, расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой.

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы и возводить купола. Русское искусство, начиная с Х в. и вплоть до конца ХV11 столетия неразрывно связано с Церковью и христианской верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев. Богослужение в великом православном храме Византии – храме Святой Софии города Константинополя повлияло на послов князя Киевского Владимира, чьё 1000-летие преставления отмечается в этом году.

«Не знаем, на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты…» Именно это переживание красоты как святости было положено в основу нового искусства на русской земле. Византийскими мастерами было возведено много храмов в традициях византийского зодчества.

1.2. Форма купола. Их символика.

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема. Шлемовидная форма – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Русь училась у Византийской империи строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем. (Приложение №2).

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на среднем Востоке. Форма луковицы – символ пламени свечи, победы светлых сил. Православный храм, символизирующий землю, с куполом - символом неба, осмысляется как модель мироздания, которое, согласно религиозным воззрениям, творение Божье. К небу, Богу верующие устремляют свои мысли. Поэтому «луковичная» форма купола выбрана не случайно. Она напоминает заостряющееся кверху пламя, горящую свечу, которую зажигают во время обращенной к Богу молитвы. Такая форма купола символизирует духовный подъём и стремление к совершенству. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру".

Русский философ, правовед, публицист, общественный деятель Евгений Николаевич Трубецкой писал: "Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся".

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов. (Приложение №3).

Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант андреа-ин-Виа-Фламида в 1553 году. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло. (Приложение №4).

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола. (Приложение №5).

Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-фьоре во Флоренции, возведенный Филиппо Брунеллески. (Приложение №6).

Шатер. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды. Новая страница в истории средневековой русской архитектуры Освобождение от ордынского ига стимулировало новый подъем в архитектуре. К этому времени сложился еще один национальный тип храма. Характерная для Византии купольная система преобразовалась в остроконечный верх башни. В этом чувствуется несомненное влияние оборонного зодчества, характерный пример которого дает Псков с его мощными башнями, лишенными каких-либо украшений и служившими защитой от нападений врагов. При особо очевидной мощи стен, кладки, узких бойниц, окон, гармоничность форм подчеркивает их стройность и изящество. Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери, Которой символически соответствуют числа 8 и 9. Постепенно шатровые покрытия запрещаются, но эта форма сохранилась в строительстве колоколен. И это не случайно. Шатер на колокольне сохраняется как символ благовеста и, разумеется, Благовещения Пресвятой Богородицы. Сооружались также колокольни ярусной конструкции (колокольня московского Новодевичьего монастыря). (Приложение №7).

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей. (Приложение №8).


1.3. Цвет купола.

Цвет куполов православных храмов также важен в символике храма и имеет символизируещее значение и духовную ценность. Это не только выражение художественной идеи, но и связь окраски и других конструкций с тем кому посвящено сооружение.

Золото - символ истины, небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. В этой кажущейся расточительности есть своя нерушимая логика. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото. Золотом на Руси покрывали главы главных храмов, а также храмов, посвященных Спасителю.

Использование в отделке церквей золотой фольги началось во времена Византийской империи, которая не жалела драгоценного металла для благолепия храмов. Впоследствии традиция украшения была перенята и крестившейся Русью. Церковь Покрова Богородицы на реке Нерль стала одной из первых, чей купол по приказу святого князя Андрея Боголюбского был покрыт сусальным золотом.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами

В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.

Встречаются совсем экзотические - например Собор Василия Блаженнго в Москве, храм Спас на Крови в Петербурге.