Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №100»
Индустриального района г. Перми
Проектная работа:
«Повышение интереса к занятиям физической культуры
и спорта учащихся 8-10-х классов посредствам игры в волейбол»
Работу выполнили:
Ученицы 10 класса
Шевчук Ольга
Дылдина Дарья
Пепеляева Ольга
Руководитель:
Учитель физической культуры
Пепеляева Татьяна Роальдовна
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3 стр.
Актуальность, цель работы…………………………………………….. 3 стр.
Задачи, методы………………………………………………………….. 4 стр.
Теоретическая часть………………………………………………….. 5-9 стр.
Практическая часть………………………………………………………7 стр.
Социологический опрос………………………………………………..10 стр.
Заключение……………………………………………………………...11 стр.
Литература……………………………………………………………....12 стр.
Положение, протокол………………………………………………13-17 стр.
10)Фотоотчёт……………………………………………………………18-23 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура – уникальная учебная дисциплина, обладающая особыми средствами воздействия на рост и развитие ребёнка: физическое, нравственное и умственное. Успех любой деятельности в значительной мере зависит от её мотивации. Исследования, проведенные среди обучающихся нашей школы, показывают, что падает устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом, увеличивается количество детей с очень низкой мотивацией к учению, которые не верят в свои физические возможности. Большое влияние на выработку мотивации у подростка оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития, а именно: практическое овладение игрой в волейбол. Иными словами, уроки физической культуры - активный процесс, стимулирующий широкое использование волейбола для физического и нравственного воспитания обучающихся, воспитания здорового образа жизни. Они дают большие возможности для сохранения здоровья за период обучения в школе; позволяют сформировать у обучающихся знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Волейбол не только увлекателен и интересен, но и невероятно полезен. В него можно играть не только в спортивном зале, но и на пляже, на природе.
Актуальность исследования:
Мы считаем, что занятие волейболом - это наиболее оптимальный вариант для повышения интереса учащихся к урокам физической культуры и развития физической работоспособности, т.к. волейбол является одним из самых доступных и популярных видов спорта.
Организаторы мероприятий: девушки (волейболистки) 10-го класса
Участники проекта: школьники 8-10 –х классов МАОУ СОШ №100.
Цель исследования: влияние занятий волейбола на физическую работоспособность обучающихся и повышение интереса учащихся к урокам физкультуры .
Продукт проекта: соревнования между классами.
Методические задачи:
1. Формирование средствами волейбола жизненно важных двигательных навыков и умений.
2.выявить влияние волейбола на здоровье школьников.
3.обосновать влияние занятий волейболом, как средство повышения интереса к занитиям физичечкой культуры и спорта.
Задачи исследования:
1.Разработать анкету и провести анкетирование среди обучающихся.
2. Провести степ – тест среди групп, занимающихся волейболом и не занимающихся спортом.
3. Изучить и сравнить показатели физической работоспособности обучающихся разных групп.
4. Провести анкетирование интереса к урокам до соревнований по волейболу и после.
5. Подготовить сообщение по результатам исследования и выступить с ним перед учащимися школы.
Методы исследования:
- поиск информации;
- отбор информации;
- анкетирование, проведение опроса и степ – теста;
-проведение соревнований;
- обработка результатов.
Этапы проекта:
Изучение литературы по теме исследования;
Разработка анкеты, проведение анкетирования;
Проведение исследования (степ-тест);
Обработка результатов исследования;
Оформление результатов исследования;
Проведение соревнований по волейболу.
Практическая значимость заключается в том, что проведение исследования позволит учащимся школы рекомендовать заниматься волейболом в качестве повышения физической работоспособности и здоровья.
Теоретическая часть
1.1. Влияние волейбола на здоровье человека
Волейбол — один из самых популярных и доступных массовых видов спорта. Для того, чтобы поиграть в волейбол, не требуются большие финансовые затраты и серьезная физическая подготовка. Мяч, подходящая площадка и несколько человек, желающих поиграть — это все, что нужно для того, чтобы весело и с пользой для здоровья провести время. При отсутствии специальной волейбольной площадки с сеткой, можно просто играть, встав в круг, как это делается летом на многих пляжах нашей страны. Волейбол характеризуется большим многообразием игровых ситуаций, необходимостью быстрого реагирования на них, многочисленными прыжковыми движениями, постоянной изменчивостью интенсивности физических и эмоциональных нагрузок. Все это оказывает положительное влияние на организм человека и способствует укреплению здоровья и долголетию. Вместе с тем, волейбол — травмоопасный вид спорта, поэтому перед началом игры необходимо разминаться, а интенсивность и продолжительность игры должна зависеть от возраста, физического состояния и особенностей человека.
Польза волейбола:
Занятия волейболом развивают такие качества как трудолюбие, смелость, упорство, настойчивость, и умение быстро реагировать на изменение ситуации.
Польза волейбола для детей:
Вышеперечисленное воздействие волейбола относится и к влиянию на детский организм. Кроме этого, эта игра обучает необходимым двигательным навыкам, воспитывает морально-волевые качества, способствует правильному физическому и психологическому развитию ребенка.
2.1.Определение и оценка общей физической работоспособности
Физическая работоспособность проявляется в различных формах мышечной деятельности. Она зависит от физической «формы» или готовности человека, его пригодности к физической работе, к спортивной деятельности. В понятие «физическая работоспособность», а иногда просто «работоспособность» вкладывается очень разное по своему объему или смыслу содержание. Так употребляют выражения «работоспособность как способность к физическому труду», «функциональная способность», «физическая выносливость», «способность к труду вообще» и т.д. Термином «физическая работоспособность» (англ. phisical working capacity) в настоящее время принято обозначать потенциальную или реальную способность человека к выполнению максимальных физических усилий в динамической, статической или смешанной работе. В узком смысле физическую работоспособность понимают как функциональное состояние кардиореспираторной системы. Такой подход оправдан двумя практическими аспектами. С одной стороны, в повседневной жизни интенсивность физической нагрузки невысокая и она имеет выраженный аэробный характер, поэтому обычную повседневную работу лимитирует именно система транспорта кислорода. С другой стороны, увеличение распространения гипертензии, коронарной болезни, инфаркта миокарда, нарушений кровообращения головного мозга заставляет сосредоточить внимание опять - таки на кардиоваскулярном аспекте здоровья. Поэтому при массовых и выборочных исследованиях часто ограничиваются определением максимума аэробной мощности организма, которая вполне обоснованно считается главным фактором работоспособности. Показатели общей физической работоспособности в значительной мере зависят от общей выносливости организма и тесно связаны с аэробными возможностями организма, т.е. продуктивностью системы транспорта кислорода. В настоящее время определение общей физической работоспособности является обязательным в процессе физической реабилитации для выбора реабилитационной программы, оценки ее эффективности и пр.
Практическая часть
Гарвардский степ-тест
Принцип теста основывается на следующих нюансах. При нормальных условиях, когда человек занимается обычной повседневной активностью, его сердце сокращается от 60 до 80 ударов в минуту. При этом по всем сосудам организма разносится тот объем крови, которого достаточно для снабжения органов и скелетных мышц кислородом. Если же физическая активность возрастает, то увеличивается и частота сокращений сердца. Это необходимо для того, чтобы увеличился приток крови к скелетной мускулатуре, выполняющей большую работу во время физической нагрузки.
У хорошо тренированного, работоспособного человека со здоровым сердцем ЧСС (пульс) возрастает, но спустя определенное время приходит к нормальным значениям. Как правило, время восстановительного периода составляет от нескольких минут до получаса (в зависимости от личных особенностей и тренированности) .
Основываясь на этом, а также на знаниях и таблицах по нормальным значениям ЧСС, врачи в 1942 году вывели формулу для измерения индекса, позволяющего оценить тренированность организма. Этот тест был изобретен в Гарварде для оценки работоспособности молодых мужчин, призываемых на службу в морскую пехоту.
Вывод: Мы попытались выяснить, какое место занимает спорт в жизни учащихся 8-10-х классов и влияет ли на их физическую работоспособность занятие спортом.
Этапы реализации проекта
1. Нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 100 человек. Это анкета позволила нам выяснить следующее.
Сколько человек увлекается волейболом?
Количество учащихся, которые не занимаются спортом?
Кто занимается в другой спортивной секцией кроме волейбола?
Так же, благодаря, анкетирования мы выделили 2 группы учащихся. К первой группе относятся ребята, которые занимаются в спортивных секциях и секции волейболом, а ко второй группе, которые не занимаются спортом.
Итоги опроса:
Из 100 опрошенных учащихся: 22 посещают секцию волейбол в школе и спортивной школе; 61 человек не занимаются, не каким видом спорта; 27 человек посещают иную спортивную секцию. По результатам видно, что этой игрой увлекаются небольшое количество опрошенных. (22%)
2. Метод оценивания физической работоспособности:
Чтобы определить физическую работоспособность обоих групп учащихся, мы провели следующий степ – тест:
Выполнить 20 приседаний, затем подождать 1 минуту. После этого посчитать пульс в течении 60 секунд и оценить свою физическую работоспособность. Тест проходили учащиеся, не имеющие отклонений в здоровье. Оценка физической работоспособности Если пульс равен:
Таким образом, подводя итоги исследования, мы видим, что группа которая занимается волейболом имеет более устойчивое повышение физической работоспособности в сравнении с группой не занимающихся ребят. Следовательно, можно сделать вывод, что занятия таким видом спорта как волейбол оказывает влияние на повышение физической работоспособности и на здоровье в целом.
3.1. Использование игрового и соревновательного методов для повышения интереса к уроками физической культуры.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми, и на уроке они должны строго выполнять все требования, выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Они часто забывают, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, независимо от того возраста, в котором они находятся. В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры. Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления. Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод. Основная определяющая черта соревновательного метода - сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологический фон, которые усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Соревновательный метод также характеризуется наличием правил ведения состязаний, что помогает избежать отрицательных эмоций при подведении итога. В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.
Мы провели анкетирование учащихся до проведения и после проведения соревнований по волейболу.
3.2. Анкета для исследования уровня удовлетворенности учащихся уроками физической культуры
Баллы | Варианты ответов |
7 | Очень доволен |
6 | Доволен |
5 | Скорее доволен, чем не доволен |
4 | Не знаю |
3 | Скорее не доволен, чем доволен |
2 | Не доволен |
1 | Совсем не доволен. |
Социологический опрос
Диаграмма до соревнований
Диаграмма после соревнований
Заключение
Интерес к игре обусловлен тем, что волейбол доступен людям различных возрастно-половых групп и типов телосложения, он, что немаловажно, бесконтактен, и существует в различных вариантах: с ограничением в счете, на уменьшенной площадке, с не полными составами, на открытой площадке, и на песке, и на снегу, и даже волейбол без рук (ногейбол, сепактакроу).
Волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессионального образования. Это объясняется тем, что во время этой игры создаются благоприятные возможности для проявления ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости, волевых качеств, смекалки, взаимопомощи и других личностных качеств.
Волейбол способствуют устойчивому повышению физической работоспособности обучающихся. В результате нашего исследования, несомненно, можно сказать что, волейбол является популярным видом спорта на параллели 8-10-х классов. Учащиеся 8-10-й параллели любят заниматься волейболом, и этот вид спорта является доступным для них. А это, безусловно, очень важно.
Так же после опроса учащихся с помощью анкеты, мы сделали вывод, что многих интересует спорт: кто-то мечтает им заняться, а кто-то уже занимается. Большинство ребят ведут здоровый образ жизни, без вредных привычек.
Как видно из цветовой диаграммы настроение учащихся заметно улучшилось после проведения соревнований. На следующие уроки учащиеся пошли уже с приподнятым настроением, с желанием получать только положительные оценки. У них пропали все негативные эмоции. А это самое главное!
Существуют различные виды спорта, в зависимости от своих предпочтений и возможностей, мы можем выбрать любой из них. Закончить нашу работу хотелось бы словами Владимира Владимировича Путина: «Детский и молодежный спорт – фундамент здоровья страны».
Литература
Учебник по физической культуре М.Я. Виленского (2014 г.)
Справочник «Проектная работа в деятельности учителя физкультуры» А.С. Бусырева, С.П. Байгулова, И.П. Голяков (2019 г.)
Ресурсы Интернета.
«Утверждаю»
Директор МАОУ «СОШ № 100»
Н.Р.Трушина
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведение турнира по волейболу
Среди 8-10 классов МАОУ «СОШ №100» г.Перми
Цели и задачи:
В целях укрепления здоровья, привлечения учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом
-развитие массового физкультурно-спортивного движения школьников
-выявление сильнейших команд
-пропаганда здорового образа жизни, формирование позитивных установок подрастающего поколения,
- популяризация волейбола
Время и место проведения
Соревнования проводятся в МАОУ «СОШ №100» 15-16 марта 2019г.
10 А- 10 Б 15.03.19 в 14.00
1ур. 8а -8б 4ур. 9м -9б
2ур. 8б -8в 5ур. 9б -9в
3ур. 8в -8а 6ур. 9в – 9м
Руководство организацией и проведением соревнований
Непосредственное руководство проведением соревнования возлагается на учителей Физической Культуры – Пепеляеву Т.Р., Судейство:. Ученицы 10 класса
Участники соревнований
Сборная команда класса (не менее 1 девочки), допущенных врачом. Состав : 6 чел на площадке 4 запасных
Условия проведения
Игры проводятся из 3-х партий до двух побед. 1-2 партия фиксированная до 15 очков, 3 партия разрыв 2 очка.
Определение победителей
Место команде определяется по наибольшей сумме очков, набранных в играх. За победу 2 очка, за проигрыш 1очко.
Награждение:
Команды-участники награждаются дипломами и призами.
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА 8 классы
класс | 8А | 8Б | 8В | место |
8А | | 2:1 | 2:1 | 1 |
8Б | 1:2 | | 0:2 | 3 |
8В | 1:2 | 2:0 | | 2 |
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА 9 классы
класс | 9М | 9Б | 9В | место |
9М | | 1:2 | 2:0 | 2 |
9Б | 2:1 | | 2:0 | 1 |
9В | 0:2 | 0:2 | | 3 |
10 А/ 10 Б 2:0
Фотоотчёт
25