«Вклад математиков в победу в Великой отечественной войне»
Выполнила Берсенева Анастасия,
10 класс МБОУ СОШ с. Карлыханово
Учитель: Калмакова Е.А.
2020 год
Цель исследования: изучение материала о роли и вкладе математики в победу русского народа в Великой Отечественной Войне, создание сборника математических задач.
Задачи исследования:
- выяснить, кто из ученых – математиков принимал участие в боевых действиях.
- изучить материал о роли научных изобретений для совершенствования оружия;
- Выяснить уровень знаний учащихся о ВОВ.
- Гипотеза: как использовались математические навыки ученых-математиков в годы ВОВ для приближения победы?
- Объект исследования: Великая Отечественная война.
- Предмет исследования: математики и математика в Великой Отечественной войне.
- Методы исследования: изучение теоретического материала книг и сайтов сети Интернет; анализ и систематизация материала, анкетирование учащихся.
Алексе́й Андре́евич Ляпуно́в
(1911 - 1973) -
советский математик, один из основоположников
кибернетики.
Ю́рий Влади́мирович Ли́нник
(1915 - 1972) —
советский математик в области теории вероятностей,
математической статистики и теории чисел.
Патриотический лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил главный смысл работы каждого нашего человека, каждого ученого, конструктора, инженера.
В годы ВеликойОтечественной войны усилия Академии наук были направлены на всемерное содействие укреплению обороноспособности страны. В трудных условиях военного времени ученые Академии работали над проблемами, связанными с созданием нового вооружения, развитием оборонного производства, изысканием новых ресурсов, разработкой методов лечения раненых и т.д.
Наука - артиллерии
Михаи́л Алексе́евич Лавре́нтьев
(1900 - 1980) —
советский математик и механик.
Изобрел авиационную бомбу кумулятивно-концентрированного (остронаправленного) действия.
Эта бомба предназначалась для борьбы с танками, поскольку под громадным давлением, возникающим в ней при взрыве, металлические частицы со скоростью порядка 10 км/с узкой струей пронизывали танковую броню подобно тому, как сильная струя воды проникает в мягкую глину.
Внезапность и массированность огня "Катюш” наносили большие потери противнику и настолько сильно действовали морально, что части противника обращались в паническое бегство. Вот как, например, выглядит рассказ одного пленного фашиста: "Сегодня в 8 часов утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий, минометов и "Катюш". Я никогда в жизни не испытывал такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение".
Его имя уже давно украшает Книгу рекордов Гиннеса. И не только как изобретателя, но и как конструктора-оружейника, которому при жизни установлено два памятника и создан музей.
Михаил Тимофеевич Калашников (1919-2013).
В октябре 1941 года получил тяжелое ранение и контузию. Уже в госпитале Калашников начал работать над созданием нового оружия
Наука - флоту
Размагничивание кораблей явилось одной из многих важных задач оборонного значения. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. Уже 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец "Гневный" и крейсер "Максим Горький".
Перед физиками и математиками была поставлена задача - создать
эффективный метод
защиты кораблей от
этих мин. Ее решение
было возложено на
Ленинградский
физико-технический
институт, а возглавил
работы
А.П. Александров.
Наука - авиации
Мстислав Всеволодович Келдыш
(1911-1978)
- советский учёный в области математики и механики. Учёные под руководством М. В. Келдыша: посвятили работы колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций; заложили основы методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера (внезапного разрушения самолета из-за появления интенсивных вибраций); разработали таблицы для штурманских расчетов.
8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.
Учёные под руководством
Павла Павловича Кобеко (1897-1954) выполнили математические расчеты с использованием теории упругости и решили задачу прочности ледового покрытия, изучили свойства ледяного покрова, его вязкость, грузоподъемность, условия
проломов и установили правила
движения автоколонн по льду.
Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101, а в последствии – «Дорога жизни».
Выводы
Вторая мировая война оказалась, прежде всего войной танков, соревнования моторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделали для восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческих условиях, наблюдался прогресс в теоретической математике.
Мы считаем, что тема нашей работы очень актуальна в наши дни, особенно для наших сверстников.
Во – первых, она приближает математику к истории нашей страны, к жизни. Показывает, что это не просто сухие цифры, это история, человеческие судьбы.
Во – вторых, эта работа помогает понять, что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!