Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Удмуртской Республики
«Образовательная школа №5 города Глазова»
Проектная работа
«ВОЛШЕБНОЕ ИСКУССТВО – ОРИГАМИ»
Выполнила:
ученица 11 класса
Аветисян Елизавета Александровна,
Руководитель:
Чернявская Людмила Викторовна
2020
г.Глазов
Аннотация.
Искусство оригами манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного листа бумаги. Оно доступно для всех. Всё, что нужно иметь – это бумага и желание. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами.
Содержание
Введение.
I. Что такое оригами?
II. Японский журавлик-символ счастья
III. Заключение
IV. Литература
Введение.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы научиться выполнять различные поделки своими руками. Практически перед всеми детьми часто встаёт вопрос: «Что подарить на праздник?» Красивое изделие, выполненное с душой, да ещё и своими руками, будет украшением и сохранится на долгую – долгую память.
Наш проект - это возможность узнать самим и рассказать ребятам об искусстве оригами.
Цель работы: определить значение оригами для человека.
Задачи:
• узнать, как появилось оригами;
• познакомиться с историей возникновения оригами;
• узнать, что дает занятия оригами для развития детей;
• ознакомиться с разными техниками оригами;
• применение оригами в повседневной жизни и создание поделок.
Метод исследования: поисково-исследовательский, работа с Интернетом.
Объект: оригами.
Предмет: искусство оригами и материалы для работы.
Гипотеза:
Занятия оригами развивают мыслительную деятельность и мелкую моторику рук.
Этапы работы над проектом:
1. Сбор информации в литературе и в сети Интернет об истории возникновения и распространения оригами, видах оригами.
2. Работа с различными источниками информации: Интернет, библиотечные ресурсы. А также проведение исследования бумаги для изготовления поделок, изготовление поделок в различных техниках.
3. Формулирование выводов, оформление проекта.
Что такое оригами?
Давно мы смотрим влюблёнными глазами
На древнее искусство- ОРИГАМИ.
Здесь не нужны волшебники и маги,
Здесь не зачем особенно мудрить,
А нужно просто взять листок бумаги
И постараться что-нибудь сложить.
Понятие об оригами.
Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» — спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.
В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции — бумажные модели…
Итак, оригами – это искусство складывания из бумаги.
История оригами.
Оригами – удивительное, загадочное слово. Орига́ми— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. «Ори» в переводе с японского - «складывать», «Ками» – бумага.
Родина оригами - Япония, хотя первую бумагу изобрели в Китае. Первые сложенные фигурки, появились сначала в монастырях. Ими украшали храмы. Слова «Бог» и «бумага» по-Японски звучат и пишутся одинаково.
Японское искусство оригами широко вошло в нашу жизнь. Нам захотелось узнать об этом интересном увлекательном и полезном искусстве.
Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. В Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и сейчас.
В Россию оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: «… научили меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям».
Азбука оригами.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.
Акира Ёсидзава изобрёл сотни новых фигур из бумаги. Он придумал Азбуку оригами. Сначала он делал несколько рисунков, где указывал, что и как надо складывать и сгибать. Потом по этим чертежам выполнял работу.
Условные знаки, обозначения, схемы (Приложение 1):
1. Сгиб обозначается пунктирной линией. Эта линия показывает, что часть листа бумаги, разграниченную ею, нужно сложить на себя или от себя.
2. Перегиб эта операция обозначается переломленной стрелкой. По сути, перегиб - это складка. Этот знак обозначает, что вам следует сначала согнуть лист строго по линии, а затем разогнуть его. Смысл операции заключается в нанесении этой складки.
3. Выгиб наружу. Этот сгиб обозначается длинными стрелками, которые показывают направление сгибания части изделия. Суть этой операции: угол изделия нужно загнуть наружу, придавая ему форму шапочки. Предварительно необходимо сделать перегиб.
4. Сгиб внутрь. Этот сгиб обозначается прерывистой стрелкой, которая указывает направление линии сгиба. Суть операции: необходимо раздвинуть края изделия и угол согнуть внутрь (между краями). Также нужно сделать предварительный перегиб.
5. Заворот знак этой операции включает в себя пунктирные линии и спиралевидную стрелку. Суть операции изделие нужно завернуть, соблюдая сгибы в местах пунктирных линий.
6. Равные части обозначаются значком с двойным штрихом на непрерывной линии. Части изделия, на которых проставлены эти значки, должны быть равными между собой.
7. Раскрытие. Обозначается также крупной стрелкой, но прямой. Этим знаком обозначают те участки, которые нужно раскрыть.
Виды и техника оригами.
Существует несколько разных техник оригами.
Самое древнее – это классическое оригами, в котором поделка складывается из квадратного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих мелких частей (модулей), каждый из которых складывается из листа бумаги.
Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы, в котором модули сшиваются или склеиваются.
Паттерн («развёртка») — один из видов оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели.
Существует так же мокрое складывание, оригами из денег, оригами из железных листов.
При выполнении поделок постоянно сталкиваешься с геометрическими фигурами и понятиями.
Значит оригами, действительно, способствует развитию математических качеств человека (наблюдательность, внимание, логическое и пространственное мышление, точность и аккуратность).
Оригами – это семейный досуг, который сближает всех членов семьи. Каждая фигура оригами – это своя история. Можно сделать вывод, что оригами помогает развивать творческие способности и мысленные процессы человека.
Модульное оригами. В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно
представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же - правильными многогранниками или их композициями (Приложение II).
Простое оригами. При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами — многие складки проводятся на глаз. Однако это не есть недостаток, так как в силу принципа минимального складывания, где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества. Складывание по развёртке. Один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развертке бывает удобен для описания сложной модели, когда обычная запись бывает слишком громоздкой. Более существенно, однако, то, что данный вид оригами стал использоваться при проектировании современных сверхсложных моделей.
Мокрое складывание. В данной технике можно складывать любые модели, хотя лучше всего подходят простые фигурки, особенно животных. Перед началом складывания мокрым способом желательно сложить модель обычным образом, чтобы хорошо изучить процесс складывания. Считается, что мокрое складывание сложнее сухого, и новичку может показаться весьма трудным. (Приложение III).
II. Японский журавлик-символ счастья.
Сейчас мы научимся складывать японского журавлика. Для японца журавль символизирует долголетие и процветание. А еще журавль символизирует – надежду и счастье.
Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.
Японский журавлик- символ счастья и долголетия.
Японская девочка Садако Сасаки пострадала от взрыва атомной бомбы в городе Хиросима в 1945 году. Ее лучший друг принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее в подарок журавля. По легенде, если сложить из бумаги 1000 журавликов, то сбудется любое желание. Но девочка сделала только 644 журавля и умерла. Её друзья закончили работу, и девочку похоронили вместе с 1000 журавликами.
В конце 1958 года в городе Хиросима был установлен памятник Садако с бумажным журавликом в руке. Этот памятник называется «Детский памятник Миру». Каждый год 6 августа, в день бомбардировки, этот монумент покрывается гирляндами из тысяч и тысяч бумажных журавликов.
В области оригами немало интересных рекордов. Некоторые из них попали в Книгу рекордов Гиннеса.
• Самый большой японский журавлик был сложен из квадрата со стороной 33 м.
• Самый маленький – из квадрата 1х1мм. Он был сделан с использованием микроскопа и игл.
Мы тоже делаем оригами «Журавлик». Надо сказать, что способов сборки различных журавликов существует множество.
Заключение.
Работая над этой темой, мы поняли, что этот вид искусства очень популярен в мире. Достоинств оригами много. Это искусство позволяет нам успокоиться, сосредоточиться, отвлечься от проблем. Это увлекательное занятие воспитывает аккуратность при выполнении работы и развивает воображение, наблюдательность, зрительную и слуховую память, уверенность в своих силах, терпение, фантазию, а также работает мелкая моторика рук. Можно сделать оригинальный подарок. Оригами может сделать каждый, у кого есть терпение.
Список литературы.
1. Зайцева А. А. «Модульное оригами: забавные объемные фигурки». – М.: Эксмо, 2012. – 64 с.: ил. – (Азбука рукоделия).
2. Модульное оригами: складываем объемные игрушки / Елена Образцова. – М.: Эксмо, 2014. – 64 с.: ил. – (Азбука рукоделия).
3. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Энциклопедия оригами. — СПб: ООО Издательский дом "Кристалл", 2000.
4. Интернет – источники:
http://www.webcity.su/makeitself/simple-origami-for-children.php
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.