СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа: "Воздействие политической пропаганды на общественное сознание в предвоенный период (на примере Краткого курса Истории ВКП(б)".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа: "Воздействие политической пропаганды на общественное сознание в предвоенный период (на примере Краткого курса Истории ВКП(б)".

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа: "Воздействие политической пропаганды на общественное сознание в предвоенный период (на примере Краткого курса Истории ВКП(б)".»

__________________________________

__________________




Индивидуальный итоговый проект


Тема: «Воздействие политической пропаганды на общественное сознание в предвоенный период (на примере текста учебника «Краткий курс истории ВКП (б)» 1938 г.)».




Предмет: история






Выполнил:

Руководитель:

учитель истории и обществознания

Оценка: __________________________________

Члены комиссии: _________________________

_________________________

_________________________







_______________


______ г.

Содержание:


Введение…………………………………………………………………….…....…3

Глава 1. Понятие политической пропаганды……………………..….................5

Глава 2. Черты политической пропаганды в тоталитарном обществе …….…7

Глава 3. «Краткий курс истории ВКП (б)», как средство воздействия на общественное сознание………………………………………………………….….9

Заключение…………………………………………………………………...........11 Список источников и литературы……………………………………………...12






















Введение.


В XX веке вопросы идеологии и общественного сознания имели особое значение в жизни России. В советском обществе идеология сыграла важную роль на всех этапах существования социалистической системы, особенно в 20-30-е годы. Придя к власти, большевики были вынуждены решать не только социально-экономические и политические проблемы, но и создать государственную идеологию, объясняющую принципиально новую стратегию власти.

В период становления сталинского режима проявились наиболее яркие черты командно-административной системы. Одной из характерных черт, которой является наличие единой идеологии, направленной на достижение главной цели - осуществление тотальной социальной революции, способной изменить общество и человека по определенному, задуманному плану. На протяжении ряда лет в стране создавалась и оформлялась единая, обоснованная идеология, подтверждающая легитимность власти и проводимые ее культурные, социальные, экономические и политические преобразования в стране.

Апогеем сталинской идеологии и вездесущего контроля за обществом стал выпуск сталинской энциклопедии марксизма-ленинизма «История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Эта книга выпушена не случайно. Она явилась завершающим этапом становления командно-административной системы в целом и власти Сталина в частности.

Актуальность темы исследования. Тоталитаризм является одним из тех политических явлений XX в., которые продолжают существенно влиять на современные политические процессы. Это объясняется ключевой ролью противоборства демократии и тоталитаризма в системе политических взаимодействий на глобальном уровне. Тоталитаризм создает всеобъемлющий контроль политического режима над всеми сферами и проявлениями общественной жизни. Он устанавливает единую государственную идеологию и обеспечивает ее принудительное внедрение в общественное сознание.

Научная новизна состоит в том, совокупность взглядов политологов, социологов, историков и других ученых на сущность пропаганды в тоталитарном обществе представляет собой общее поле, позволяющее осмыслить вариативность этого явления, соответствующего определенному периоду исторического развития ряда стран и мировой цивилизации в целом и свести отдельные стороны изучаемого явления в определенную целостность.

Объект исследования: СССР в эпоху правления И. В. Сталина.

Предмет исследования: Воздействие политической пропаганды на общественное сознание.

Хронологические рамки: 1930 – е гг. XX в.

Цель исследования понять, каким образом политическая пропаганда влияла на общественное сознание в предвоенный период.

Задачи:

- Выявить сущность политической пропаганды.

- Определить черты политической пропаганды в тоталитарном обществе.

- Изучить «Краткий курс истории ВКП (б).

- Сопоставить изученный материал.

- Сделать выводы.

Методологической основой работы является историзм, объективность, анализ изучаемых событий и фактов, с использованием сравнительно-исторического и проблемно-хронологического методов.

Теоретическая значимость. Данные исследования можно будет использовать на факультативных занятиях, на элективных предметах, а так же, как дополнительный материал на уроках истории.





Глава 1. Понятие политической пропаганды.


Метод пропаганды использовался в течение всей человеческой истории, но наряду с этим, навыки пропагандистской деятельности не применялись долгое время. Также в течение разных временных промежутков в ряде государств роль информации ставилась на довольно-таки высокий уровень. А пропаганда как вид манипуляции развивалась в основном в военной сфере. Основываясь на различных источниках, можно сказать, что как пропаганда, так и психологическая война не были известны, но вместе с этим, на подсознательном уровне применялись нередко.

Для того чтобы лучше представить роль пропаганды вообще и вместе с этим роль политической пропаганды, необходимо для начала определить понятия пропаганды и средств массовой информации. Определение данных понятий поможет нам раскрыть сущность политической пропаганды и показать степень ее воздействия на массовое сознание. Оба данных понятий имеют прямое отношение к теории коммуникаций, так как они являются одними из объектов изучения данной области наук. С целью составить целостную картину данных понятий, необходимо рассмотреть несколько определений.

Система средств массовой информации – это «социальный институт, который обеспечивает сбор, обработку и распределение информации в массовом масштабе, на основе тех закономерностей, которые господствуют в данном обществе. Эффективность СМИ – это соотношение между целью, их пропагандистской программой и фактическим ее достижением».

Пропаганда – (лат. propaganda – подлежащее распространению) – «деятельность, устная или с помощью средств массовой информации, осуществляющая популяризацию и распространение идей в общественном сознании».1

Политическая пропаганда является отдельным подразделом пропаганды, целью которой является намеренное распространение и внедрение в общественное сознание тех или иных политических взглядов, идей, оценок и суждений. Она формирует у масс определенное мировоззрение и стимулирует соответствующие практические действия.

В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение понятию пропаганда: пропаганда – (лат. propago – распространяю) – в широком смысле слова, «особый вид социальной деятельности, основная функция которой – распространение знаний, суждений, ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, оказания влияния на поведение людей. В более узком смысле слова, пропаганда – это деятельность по распространению в массах идеологии и политики определенных классов, партий и государств».2 

Как мы видим, узкое определение отмеченного нами понятия и есть политическая пропаганда.















Глава 2. Черты политической пропаганды в тоталитарном обществе.


Тоталитарная пропаганда отличается от пропаганды демократического государства. Тоталитарное общество с его унитарной идеологией, жесткой иерархической системой управления, господством одной единственной партии и наличием репрессивного аппарата создает принципиально иные условия для функционирования пропагандистской машины.

В тоталитарном обществе существует только один, избавленный от конкурентов субъект пропаганды – партийно-государственный аппарат и дополняющая его система массовых организаций. Ее объектом является обычно все общество. Главное отличие тоталитарной пропаганды заключается в монополии режима на все средства пропаганды. Власть в подобном обществе получает небывалые возможности для безальтернативного транслирования своих ценностей. Подобная ситуация была возможна только в первой половине-середине ХХ в., когда средства массовой информации лишь начали свое развитие. Большое значение в те годы имела только пресса, которую тоталитарным движениям предстояло подчинить своим целям. Радио, кино и телевидение лишь начинали развиваться, и именно тоталитарные режимы, распознав в них новые перспективные каналы трансляции информации, сразу же поставили их под свой полный контроль. Характерными примерами являются использование радио нацистским режимом, а художественного кино ‒ советским.

Специфика тоталитарной пропаганды заключается также в поставленных перед нею целях и тех функциях, которые она выполняет в обществе. В тоталитарном обществе пропаганда, по определению К. А. Говорухиной, является не просто «распространением идей, взглядов и мнений», а «разновидностью политической деятельности, направленной на распространение господствующей идеологии и официальной точки зрения в интересах правящего режима».3 Эта деятельность направлена на формирование или быстрое изменение в заданном направлении позиций и поведения индивидов. Тоталитарная пропаганда моноидеологична, тотальна, жестка и антигуманна. Главные черты – это тотальность и синкретичность. Тотальность проявляется сразу в нескольких позициях: во-первых, тоталитарная пропаганда охватывает все общество, автономных, свободных от воздействия групп внутри него не остается. Во-вторых, тоталитарная пропаганда является перманентной. Она не прекращается ни на миг и в каждый конкретный момент времени присутствует в жизни общества. И, в-третьих, тоталитарная пропаганда имеет единую, четкую организационную структуру и действует как единый механизм.

В тоталитарном обществе пропаганда выполняет ряд особых функций, основными из которых являются: политическое информирование населения, политическое мифотворчество, легитимизация политической власти, мобилизация масс и политический контроль.

Таким образом, пропаганда в рамках тоталитарного общества получает небывалые возможности для своего развития и успешного выполнения своих функций. Поэтому пропаганда неслучайно считается одним из признаков существования тоталитарного режима в паре с унитарной идеологией. И во многом успех или неудача внедрения с помощью пропаганды тех или иных идеологических штампов определяет, станет ли режим тоталитарным или останется авторитарной диктатурой.4






Глава 3. «Краткий курс истории ВКП (б)», как средство воздействия на общественное сознание.


Краткий курс» стал логическим завершением утверждения сталинской концепции истории партии.

Методы управления обществом в области идеологии, проводимые по указаниям высшего партийно-государственного руководства во главе с И.В. Сталиным, через систему отделов пропаганды и агитации ВКП (б) по своей сути не отличались от используемых в других сферах методов управления обществом.

С помощью этих методов, постулаты «Краткого курса» были прочно закреплены в сознании большинства советских людей.5

Разобрав функции политической пропаганды в тоталитарном обществе, мы обратимся к функции мобилизации масс. Реализуем ее с помощью двух пропагандистских приемов – создание «образа врага» и «образа друга».

Первый прием создание «образа врага»: «Они приводили в бешенство подголоски разбитых классов - жалкие остатки бухаринцев и троцкистов. На 17 съезде выступили троцкисты - Зиновьев и Каменев, бичуя себя сверх меры за свои ошибки и славословя партию - тоже сверх меры - за её движения. Но съезд не мог не видеть, что как тошнотворное самобичевание, так и слащаво - приторное восхваление партии представляют обратную сторону нечистой и неспокойной совести этих господ».6

Или следующий пример: «Советская власть твёрдой рукой карает этих выродков человеческого рода и беспощадно расправляется с ними, как с врагами народа и изменниками родины».7

Еще один пример: «Судебные процессы показали, что эти подонки человеческого рода вместе с врагами народа - Троцким, Зиновьевым и Каменевым - состояли в заговоре против Ленина, против партии, против Советского государства уже с первых дней социалистической революции».8

Это лишь немногие примеры, создающие негативный образ оппозиции вождю. Используя грубые и резкие речевые формы, в действительности создается «образ врага». Так как уровень образования граждан в данный период только начинал расти, мы можем с уверенностью сказать, что данный прием действовал. У читающего текст учебника, складывалось отрицательное отношение ко всем, кто был против Сталина.

«Судебные процессы выяснили, что троцкистско - бухаринские изверги, выполняя волю своих хозяев - иностранных буржуазных разведок, ставили своей целью разрушение партии и советского государства, подрыв обороны страны, облегчение иностранный военной интервенции, подготовку поражения Красной армии, расчленение СССР, отдачу японцам советского Приморья, отдачу полякам советской Белоруссии, отдачу немцам советской Украины, уничтожение завоеваний рабочих и колхозников, восстановление капиталистического рабства в СССР. Советский суд приговорил бухаринско - троцкистских извергов к расстрелу».9

Исходя из вышесказанного, Сталин видит врагов не только в своем ближайшем окружении, но западных странах. Читающий текст понимает, что враги повсюду, и только верность вождю ведет к спасению. Здесь и проявляется второй прием, создание «образа друга»: «Отца народа». Народ доверяет ему, и не подозревает, что сам Сталин был причастен к перечисленным событиям.

Таким образом, проанализировав всего одну функцию политической пропаганды в тоталитарном обществе, мы показали воздействие этой пропаганды на общественное сознание в целом.



Заключение.


Целью моего исследования было понять, каким же образом политическая пропаганда влияла на общественное сознание.

Выявив сущность политической пропаганды, определив ее черты в тоталитарном обществе, изучив «Краткий курс истории ВКП (б), и сопоставив весь изученный материал, я сделала следующий вывод.

Идеологическая пропаганда сталинской концепции развития государства, отраженной в «Кратком курсе истории ВКП (б)», сделала свое дело. Люди приняли общие цели как свои собственные, навязанные извне идеи стали внутренним убеждением каждого человека, личной верой в возможность строительства светлого будущего, благодаря которой, каждый индивид стал действовать без всякого насильственного принуждения в «запланированном» Сталиным направлении.


















Список источников литературы.

Источники:

1. Краткий курс Истории ВКП(б). М.: Госполитиздат, 1952 г.

Литература:

1. Говорухина К. А. Политическая пропаганда в тоталитарном обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Краснодар, 2002.

2. Гусева А. В. "Краткий курс истории ВКП(б)": история создания и воздействие на общественное сознание, автореферат дис. к.и.н.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/kratkii-kurs-istorii-vkpb-istoriya-sozdaniya-i-vozdeistvie-na-obshchestvennoe-soznanie.

3. Свечникова С.В. Тоталитарная пропаганда: сущностные черты: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Istoria/2_106440.doc.htm.

Словари:

1. Политология. Энциклопедический словарь // под общ. ред. и сост. Аверьянов Ю.И. - М.: Изд-во Московского Коммерческого Университета,1993.

2. Философский энциклопедический словарь // под ред. Прохорова А.М. – М.: Советская Энциклопедия,1983.






1 Политология. Энциклопедический словарь // под общ. ред. и сост. Аверьянов Ю.И. - М.: Изд-во Московского Коммерческого Университета,1993 – С.320.

2 Философский энциклопедический словарь // под ред. Прохорова А.М. – М.: Советская Энциклопедия,1983 – С.576.

3 Говорухина К. А. Политическая пропаганда в тоталитарном обществе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Краснодар, 2002. С. 7.

4 Свечникова С.В. Тоталитарная пропаганда: сущностные черты: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Istoria/2_106440.doc.htm. (Дата обращения: 28. 05. 2019.).

5 Гусева А. В. "Краткий курс истории ВКП(б)": история создания и воздействие на общественное сознание, автореферат дис. к.и.н.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/kratkii-kurs-istorii-vkpb-istoriya-sozdaniya-i-vozdeistvie-na-obshchestvennoe-soznanie. (Дата обращения: 28. 05. 2019.).

6 Краткий курс Истории ВКП(б). М.: Госполитиздат, 1952 г., С. 310.

7 Там же. С. 315.

8 Там же. С. 331.

9 Там же. С. 332.