Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №119 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга
Проектная работа по теме:
Задачи практического содержания в ГИА по географии, математике и химии
Автор:
Парамонов Леонид Антонович
ГБОУ СОШ №119 9«В» класс
Научные руководители:
Орлова Светлана Евгеньевна и Коновалова Евгения Алексеевна
Санкт-Петербург
2019-2020
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2
Определение понятия координаты в математике и географии……………3
Определение понятия графика в математике, географии и биологии....…5
Определение понятия таблицы в математике и географии……………….7
Определение понятия диаграммы в математике и географии…………....9
Определение понятия пропорции в математике и химии………………..11
Определение понятия процента в математике, географии и химии……12
Подтверждение проблемы…………………………………………………13
Польза для меня от этой работы…………………………………………..14
Используемая литература………………………………………………….15
Введение
Проблема при выполнении заданий математического содержания, учащиеся сдающие экзамен по географии допускают много ошибок т.к. морально не готовы переключиться с предмета на предмет. Поэтому я считаю, что моя тема актуальна. Конечный продукт (карточки) учащиеся могут использовать при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Цель: выявить связь между заданиями в ОГЭ по математике и географии в 9-ом классе.
Задачи:
1. Научиться систематизировать полученную информацию.
2. Научиться работать в PowerPoint и Word.
3. Научиться находить, анализировать, обрабатывать информацию.
4. Повторить и решить задачи по географии и по математике из 5-6 классов.
5. Познакомиться с понятием меж предметной связи в процессе работы над проектом.
6. Выпустить карточки, способные помочь учащимся при подготовке к экзамену по обоим предметам.
Определение понятия координаты в математике и географии
Координата в математике - величина, определяющая положение точки на плоскости и в пространстве.
Координата в географии - величина, определяющая положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана (географическая широта и географическая долгота). Географические координаты определяют положение точки на земной поверхности.
Понятие, которое изучают ученики с 5-ого класса по географии и с 6-ого класса по математике.
№1
Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
№2
Определите по карте, в каком направлении от родника находится дом лесника.
Определение понятия графика в математике, географии и биологии
График в математике и в географии - это геометрическое место точек плоскости, абсциссы (x) и ординаты (y) которых связаны функцией или геометрическое изображение функциональной зависимости при помощи линии на плоскости.
№1
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
№2
На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
№3
Изучите график зависимости температуры тела больного малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у — температура тела больного (в °С)).
Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость для 13-го дня болезни?
1) резко падает, а затем медленно растёт
2) резко растёт, достигая пика, а потом плавно падает
3) медленно растёт, а потом медленно снижается
4) резко растёт, достигая пика, а потом также резко падает
№4
Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси x отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси y — количество использованного гликогена (в %)).
Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно отражает данную зависимость в интервале 10–15 мин.?
1) резко нарастает, а затем снижение происходит плавно
2) резко снижается, а затем снижение происходит плавно
3) плавно снижается
4) не изменяется
Определение понятия таблицы в математике и географии
Таблица в математике и в географии (из лат. tabula - доска) - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.
Ещё одно понятие в математике и географии - это таблица, с помощью которой мы можем отвечать на разные вопросы. Обычно таблица может представить статистические (цифровые) данные более компактно (в отличии от больших текстов). В КИМАХ по математике и географии встречаются задания на анализирование таблиц.
№1
Какое утверждение, характеризующее миграцию населения между РФ и странами СНГ в 2009−2010 гг., верно?
1) Число прибывших в Россию из Армении в 2009 г. превышало число прибывших в 2010г.
2) Число прибывших в Россию из Таджикистана в 2010 г. превышало число прибывших в 2009 г.
3) Число выбывших из России на Украину в 2009 г. превышало число выбывших в 2010 г.
4) Число выбывших из России в Азербайджан в 2010 г. превышало число выбывших в 2009 г.
№2
Используя данные таблицы, определите, на сколько человек увеличилась численность населения Белгородской области в 2011 г. Ответ запишите в виде числа.
Изменение численности населения некоторых областей России в 2011 г.
№3
Пользуясь таблицей «Расстояние, которое может пройти человек по пустыне» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы.
Температура, °C | Расстояние, км, при запасе воды |
0 л | 4 л | 10 л | |
26 | 70 | 110 | 160 | |
32 | 30 | 60 | 80 | |
49 | 10 | 20 | 30 | |
1) Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 26°C, а запас воды у путника — 10 л?
2) Часто в пустыне путники находят водоёмы с солёной водой. Почему потребление такой воды опасно для жизни человека?
Определение понятия диаграммы в математике и географии
Диаграмма в математике и в географии - графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
Наглядную информацию с различными сравнениями нескольких величин, представляют диаграммы разного вида.
№1
На диаграмме показан возрастной состав населения Японии. Определите по диаграмме, население какого возраста преобладает.
1) 0−14 лет
2) 15−50 лет
3) 51−64 лет
4) 65 лет и более
№2
В математические кружки города ходят школьники 5–8 классов. Распределение участников математических кружков представлено в круговой диаграмме.
Какое утверждение относительно участников кружков верно, если всего их посещают 354 школьника?
Какое утверждение относительно участников кружков верно, если всего их посещают 354 школьника?
1) в кружки не ходят пятиклассники
2) восьмиклассников ходит больше, чем семиклассников
3) больше половины участников кружков учатся не в седьмом классе
4) шестиклассников меньше 88 человек
№3
На диаграмме представлены некоторые из крупнейших по численности населения стран мира.
Численность населения какого государства примерно в 6 раз меньше численности населения Китая? В ответе напишите численность населения этого государства в млн.чел.
Определение понятия пропорция в математике и химии
Пропорция в математике и химии – это равенство отношений двух и более пар чисел.
Стоит учесть, что, задачи, решаемые пропорцией, встречаются не только в математике с химией, но и в задачах других предметов.
№1
Задача №2
Определите долю городского населения в % от общей численности населения Северо-Западного федерального округа, если известно, что численность его населения на 1 января 2013 г. составляла 13 718 994 человек, из которых горожан − 11 498 212. Полученный результат округлите до целого числа.
Пояснение:
Составляем пропорцию: (11 498 212 · 100):13 718 994 = 84%.
Ответ: 84.
Определение понятия процента в математике, географии и химии
Процент — сотая часть числа, используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому.
№ 1
Партию молока с жирностью 3,2% разбавили 30 л. обезжиренного молока. Сколько литров молока получили, если его жирность 2,8%?
Решение:
0,032х = 0,028(х+30)
х = 210
210 л молока было
210 + 30 = 240 (л) молока стало
Ответ: 240 л.
№2
Свежие фрукты содержат 80% воды, а высушенные — 28%. Сколько сухих фруктов получится из 288 кг свежих фруктов?
Решение:
Свежие фрукты содержат 20% питательного вещества, а высушенные — 72%. В 288 кг свежих фруктов содержится 0,2 · 288 = 57,6 кг питательного вещества. Такое количество
питательного вещества будет содержаться в 57,6 / 0,72 кг высушенных фруктов.
Ответ: 80 кг.
№3
Средняя солёность поверхностных вод Средиземного моря составляет 38‰. Определите, сколько граммов солей растворено в двух литрах его воды. Ответ запишите в виде числа.
Пояснение:
Соленость воды определяется в промилле — ‰ (тысячная доля числа).
38‰ — это значит, что в 1 литре воды содержится 38 грамм соли. В двух литрах: 38 · 2 = 76.
Ответ: 76.
Подтверждение проблемы
Таким образом, сформулированная проблема подтвердилась, я считаю, что чтобы подготовиться к экзаменам по географии и другим предметам, надо не только зазубрить материал, но и регулярно тренироваться в переключении с предмета на предмет.
Польза для меня от этой работы
1. Я научился хорошо работать в программах: Microsoft Word и Microsoft PowerPoint;
2. Я стал лучше находить, отбирать, анализировать. Систематизировать и редактировать полученную информацию из интернета и литературы.
Используемая литература
www.yandex.ru
rus-oge.sdamgia.ru
Учебник географии за 9 класс, издательство Просвещение
Учебно-методический комплект по геометрии для 7-9 классов: Л.С. Атанасян, и др.
Учебник по алгебре за 9 класс, Ю.Н. Макарычев и др., издательство Просвещение