18
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Проектная работа
Выполнил:
ученик 4 А класса
Чешков Савелий Олегович
Руководитель:
Захарова Татьяна Владимировна
г. Северодвинск
2020 год
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………..………………..……3
2.Здоровый образ жизни……………... .................................................................................4
2.1. Правильное питание …………………………………………………………………...5
2.2. Двигательная активность…………………………………………………………….....6
2.3. Личная гигиена………………………………………………………………………….6
2.4. Закаливание……………………………………………………………………………..7
2.5. Вредные привычки, их влияние на подрастающий организм………………………. 8
3. Практическая часть………………………………………………………………………..9
3. 1.Анкетирование………………………………………………………………………….9
3.2.Памятка «Здоровье - это твой личный ответственный выбор»……………………….10
4. Заключение………………………………………………………………………………..12
11.Список использованной литературы…………………………………………………...14
Приложения………………………………………………………………………….........14-16
1.ВВЕДЕНИЕ
Тема здорового образа жизни для школьников очень актуальна, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем. Многие ребята имеют вредные привычки, а это плохо сказывается на их физическом состоянии и здоровье. Я хочу быть здоровым, поэтому меня заинтересовала тема здорового образа жизни. Мне захотелось узнать, что же такое ЗОЖ
При работе над проектом я поставил перед собой цель: сформировать у учащихся 4 « А» представление о здоровом образе жизни.
Для достижения цели мною были поставлены такие задачи:
Раскрыть понятие здорового образа жизни;
Узнать, что такое вредные привычки;
Узнать, что такое правильный режим питания;
Выяснить, является ли спорт частью здорового образа жизни;
Узнать, что способствует сохранению и укреплению здоровья.
Изучая материал по ЗОЖ, я
- пользовался энциклопедиями, справочниками;
- искал литературу в Интернете;
- беседовал с родителями и одноклассниками
Вид проекта - исследовательский
Целевая аудитория – 7-12 лет.
Продукт – памятка «Здоровье - это твой личный ответственный выбор»
2. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги!
Притча.
В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, послушными, трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – дети часто болели.
Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: “Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?”
Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: “Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту”.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это целый комплекс условий, обеспечивающий и поддерживающий здоровье человека на высоком уровне режима труда, отдыха, питания.
ЗОЖ – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепления здоровья. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
В литературе я прочитал, что главные составляющие здорового образа жизни :
Правильный образ жизни способствует не только общему улучшению состояния организма, но и хорошему внешнему виду человека.
2.1. Правильное питание
Что такое правильное питание? Правильное питание – это основа здорового образа жизни. Это питание разнообразное, богатое овощами и фруктами, регулярное, без спешки. Всем, кто хочет быть здоров, необходимо знать, что:
Есть продукты, которые обеспечивают организм энергией, чтобы можно было двигаться и заниматься активной мыслительной деятельностью.
Есть продукты, которые обеспечивают организм витаминами и минеральными соединениями.
Не надо есть, если вы не голодны.
Лучше есть свежеприготовленную пищу.
Еда, которая несколько дней простояла в холодильнике, теряет полезные свойства.
Для правильного питания обязательно нужно употреблять витаминные комплексы, т.к. из пищи организм не получает достаточное количество витаминов и микроэлементов.
Необходимо как можно больше есть свежих овощей и фруктов. Они содержат необходимые организму витамины, минеральные соли, органические кислоты, клетчатку и другие полезные вещества. Улучшают пищеварение, нормализуют обмен веществ и кислотно-щелочное равновесие организма.
Соблюдать питьевой режим. Пить не меньше 2-2,5л воды в сутки. Более полезна некипяченая вода, очищенная с помощью фильтра, 1-2 стакана воды идут в организм натощак, т.е. первыми. Именно так мы пробуждаем тело и улучшаем метаболизм.
Если хочешь быть здоров, то необходимо соблюдать правильный режим питания:
1. Принимать пищу в одно и тоже время.
2. Питаться 4-5 раз в день.
3. Интервалы в приеме пищи должны составлять не менее 3-х и не более 5 часов.
4. Интервал между ужином и началом сна должен составлять 3-4 часа.
2.2.Двигательная активность
Движение – это одна из важнейших биологических потребностей человека, особенно в детском и юношеском возрасте. Для нормального развития и поддержания здоровья каждый человек должен вести активный образ жизни: заниматься физическим трудом. Двигательная активность способствует:
Положительному развитию нервной системы;
росту и укреплению костной и мышечной ткани;
повышает устойчивость к заболеваниям;
повышает выносливость организма.
Люди с достаточным уровнем физической подготовки реже страдают хроническими заболеваниями. Люди, которые ведут сидячий образ жизни, склонны к ожирению и приобретению многих заболеваний.
Доктора говорят, что полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению врачей - каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни, 70 ступенек сжигают 28 калорий.
2.3. Личная гигиена
Гигиена – это очень важная часть жизни человека. Ежедневное поддержание личной гигиены поможет оставаться здоровым и бодрым весь день. Следить за своей гигиеной нужно уже с детства. Очень важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно справлялся с соблюдением гигиены. Это поможет привить ему здоровое отношение к чистоте. Кроме того, повысит самостоятельность.
Правила, которые должен соблюдать каждый человек:
1. Каждое утро стоит начинать с чистки зубов и умывания теплой водой.
2. После сна обязательно проветривать комнату.
3. Перед каждым приёмом пищи необходимо мыть руки.
4. Мальчикам и девочкам обязательно надо иметь личную расчёску, не давать её одноклассникам во избежание педикулёза (вшей).
5. Ногти , как на руках, так и на ногах надо стричь раз в неделю.
6. День надо заканчивать вечерней чисткой зубов и водными процедурами.
7. Несколько раз в неделю надо мыться с мочалкой. После каждого купания нужно надевать чистое нижнее бельё.
2.4. Закаливание
Закаливание организма – это процедуры, задачей которых является укрепление иммунной системы организма и его подготовка к неблагоприятным условиям (жара, холод, сырость.)
С помощью закаливания можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Закаленный человек редко болеет, а если такое случается, то болезнь протекает легко и быстро заканчивается. Начинать закаливание можно в любое время года, но лучше это сделать в теплое время.
Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:
1. Нужно избавиться от «микробного гнезда» в организме в виде больных зубов, воспаленных миндалин и т. д.
2. Закаливание организма надо проводить сознательно. Успех закаливающих процедур во многом зависит от наличия интереса к ним, положительного психологического настроя. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции.
3. Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. 4. При закаливании организма важна последовательность в проведении процедур. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.
5. При закаливании организма необходимо учитывать индивидуальные особенности и состояние здоровья. Закаливание оказывает сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу.
6. Закаливание организма надо проводить с использованием разнообразных вспомогательных средств. Физические упражнения, игры и спорт прекрасно сочетаются с различными видами закаливания (закаливание воздухом, ходьба босиком, закаливание солнцем)
2.5. Вредные привычки, их влияние на организм человека
Привычка - образ действий, поведение, склонность, которые стали для человека в жизни обычными, постоянными.
Можно разделить привычки на плохие и хорошие. Вредные привычки – это привычки, которые наносят вред здоровью человека или вызывают брезгливое отношение окружающих людей.
К вредным привычкам можно отнести следующие действия: [6]
- алкоголизм;
- наркомания;
- курение;
- игровая зависимость;
- интернет- зависимость
Вредные привычки у младших школьников возникают из – за подвижной нервной системы. Вредные привычки возникают у тех детей, которым уделяют мало внимания. Многие дети из-за этого, когда приходят в школу, начинают грызть ручки и карандаши. Иногда бывает, что привычка со временем превращается в черту характера. Если вовремя не избавиться от вредной привычки, то она может нанести большой вред организму.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1.Анкетирование
Чтобы узнать, что ребята 4«А» класса знают про ЗОЖ я провел анкету. В ней учас твовало 23 человека.
№ | Вопросы | да | нет |
1. | Знаете ли Вы, что такое ЗОЖ? | 23 | - |
2. | Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом? | 23 | - |
3. | Знаете ли Вы, что такое средства личной гигиены? | 23 | - |
4. | Какими предметами личной гигиены из списка не стоит делиться даже с лучшим другом? | См. таблицу №2 |
5. | Сколько раз в день нужно чистить зубы? | См. таблицу №3 |
6. | Как часто Вы принимаете душ? | См. таблицу №4 |
7. | Сколько раз в день Вы едите? | См. таблицу №5 |
Таблица 1
№ | Средства личной гигиены гигиены | Можно | Нельзя |
1. | Мыло | 23 | - |
2. | Зубная щётка | 23 | - |
3. | Мочалка | 19 | 4 |
4. | Зубная паста | 23 | - |
5. | Полотенце | 18 | 5 |
6. | Тапочки | 15 | 8 |
7. | Шампунь | 23 | - |
Таблица 2
1. | Только утром | 2 |
2. | Вечером | 1 |
3. | Утром и вечером | 20 |
4. | После каждого приема пищи | 2 |
Таблица 3
1. | Ежедневно | 12 |
2. | Через день | 4 |
3. | 1раз в неделю | 8 |
Таблица 4
1. | 2 раза в день | 3 |
2. | 3раза в день | 17 |
3. | Каждые 2-3 часа | 3 |
Таблица 5
Анкетирование показало, что не все ребята 3А знают о личной гигиене и о правильном питании, о физкультуре и спорте. Я понял, что ребята не все знают про ЗОЖ и им надо об этом рассказать, а еще я решил сделать всем памятки «Здоровье - это твой личный ответственный выбор»
3.2. Памятка
После того, как я внимательно изучил тему ЗОЖ, мною была разработана памятка «Здоровье - это твой личный ответственный выбор». Я думаю, что она поможет моим одноклассникам избежать проблем со здоровьем.
Дорогие одноклассники, я рекомендую Вам заботиться о своем здоровье!
1.Соблюдайте режим дня.
2.Делайте ежедневно зарядку, занимайтесь спортом.
3.Закаляйтесь и дружите с водой.
4. Питайтесь 3раза в день, не голодайте и не переедайте.
5.Не ешьте много сладкого.
6.Одеавайтесь по погоде, ежедневно делайте прогулки на свежем воздухе.
7. Вовремя лечите зубы.
8. Ешьте витамины.
9 .Вовремя ложитесь спать.
10 .Доброжелательно относитесь к людям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни – это оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная длительная активность. Соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие пагубных привычек и положительное восприятие жизни.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Это подтверждает известная поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!
В результате работы над проектом я научился:
искать нужную информацию в интернете и энциклопедиях;
узнал, что такое ЗОЖ;
узнал, что такое правильный режим питания и вредные привычки
подготовил материал для одноклассников по ЗОЖ
разработал памятку для одноклассников
Мне было интересно работать над проектом. Я буду рекламировать здоровый образ жизни и постараюсь соблюдать правила ЗОЖ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С.
Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6