МБОУ "Белиджинская гимназия №1 им.А.Исрафилова"
Методическая разработка
"Проектная технология как эффективный способ мотивации детей к изучению английского языка"
Автор: учитель английского языка
Шахбанова М.Г.
п.Белиджи
2021
В век инновационных технологий, общество предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Они должны обладать определенным набором компетенций, которые помогут им в решение поставленных задач и проблемных вопросов в жизни. Соответственно учитель должен создать условия для овладения учениками таких навыков. Проектные технологии являются одним из эффективных инструментов, которые формируют у детей универсальные учебные действия, которые им пригодятся во взрослой жизни.
Метод проектов −один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ученик приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения проектов, которые постепенно усложняются.
Уже три года я применяю данный метод на своих уроках и заметила, что мотивация учащихся заметно повысилась, занятия стали красочнее и интереснее, что несомненно положительно отразилось на результатах обучения. Дети приходят на урок с большим желанием, чем прежде.
При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.
Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.
В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.
Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».
Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
критически мыслить.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
Проектная технология предполагает:
• наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
• практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельную деятельность ученика;
• структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
• использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
• владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
• уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.
• учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь.
Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.
Технология проекта – одно из перспективных направлений в деятельности школы, кроме того, это увлекательное и интересное занятие и для учащихся, и для учителя.
И поэтому необходимо понимать, что, решая вести такую работу в школе учитель, в первую очередь, доложен поставить перед собой ряд вопросов практического характера:
• Что такое “проект” и насколько эта деятельность будет интересной моим ученикам?
• Как правильно организовать деятельность учеников?
• Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом моим ученикам?
Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. оно личностно–ориентировано, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.
Данная технология развивает у учащихся самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, учит сотрудничеству и совместной трудовой деятельности, позволяет определить их интересы и потребности. Например, в 5м классе по итогам 1 раздела было задание: Write an e-mail or a letter to your imaginary pen friend about your summer. Illustrate it with pictures. (Напиши письмо воображаемому другу про свои летние каникулы, сделай иллюстрации) При обсуждении проектов выяснилось, что некоторые любят проводить лето в горах на природе, некоторые предпочитают большие города и даже есть дети, которым нравится проводить каникулы дома, никуда не выезжая, что и было отраженно в последствии в их работах.(фото)
Что же такое проект? Проект- это возможность учащихся выразить свои мысли и собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: создание коллажей, плакатов, объявлений, написание писем, исследование, подбора картинок на заданную тему и т.д. При этом ответственность за свое творение дети берут на себя. Учитель в данной ситуации становится источником информации, гидом, консультантом, поддерживающим непрерывную обратную связь. Т.к. я также являюсь классным руководителем я стараюсь использовать проектную технологию и в воспитательной работе.12 декабря ко дню конституции мы с детьми решили сделать проект на тему "Права человека". У детей возник вопрос: прав очень много, какие же нам выбрать? И мы с ними вместе выделили наиболее основные из них и создали вот такую поделку.(фото) Отдельным особняком в воспитательной работе стоит тема ВОВ. Проектов на данную тему довольно много. К примеру я со своим классом сделали книгу панораму городов героев. Также в качестве социального проекта собирали средства для помощи семье погорельцев. Также проходили экопроекты по посадке деревьев в парке и помощи при облагораживании парковой зоне в нашем поселке.
Выделяют несколько типов проектов в зависимости от содержания проекта, от времени выполнения, и от организационной формы. В начальной школе- это в основном индивидуальные проекты, на которые отводится до нескольких дней. Темы могут быть монопредметные, например "I can" (я могу), традиционные английские игрушки или одежда, и метапредметными , например домашние и дикие животные, любимая еда, веселый зоопарк, мое любимое животное, сказочные животные и т.д. На каникулы мои второклассники получили задание сделать алфавит своими руками и вот, что у них получилось.(видеоролик)
В средней и старшей школе вводится парная и групповая форма проектной работы, которая может занимать от нескольких минут на уроке до нескольких месяцев. Ученики сами распределяют роли в группе, определяя ответственность каждого. Работа над проектом проходит в несколько этапов от задумки до презентации и оценки готового продукта. Т.К. современные подростки много времени проводят в сети им можно предложить проекты в формате коротких видеороликов (Shorts) на ютубе, создание мемов, подборка картинок с подписями на заданную тему. Вариантов много, все зависит от фантазии самих учеников и учителя как помощника в данной деятельности. К примеру в 10м классе было предложено придумать мемы про английский язык. Я им дала ссылку на сайт (risovach.com), объяснила как он работает и вот, что у нас получилось.(фото).
Кроме письменных, творческих и электронных проектов можно проводить театрализованные представления, праздники (Хэллоуин), концерты и конкурсы. Это тоже вид проектов, требующий тщательной подготовки. Дети с удовольствием принимают участие в такой деятельности. (фото)
Часто случается так, что школьный проект выливается в целое исследование. К примеру в 9м классе ученики проходят неформальный язык и язык сокращений в английском языке. Одна из моих учениц заинтересовавшись этой темой написала поисково-исследовательский проект на тему "Аббревиатуры в современном английском языке". Также я заметила, что дети стали чаще выбирать исследовательские работы, связанные с английским языком. К примеру : Англицизмы в русском языке, Сленг современной молодежи, Язык Шекспира, Женщины, вошедшие в историю( на примере английской королевы).
Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Для младших школьников - темы животные, сказочные и мультяшные персонажи, любимая еда, игры и т.д. На среднем этапе обучения- город моей мечты, где бы я хотел жить, мои друзья, моя семья, экологические проблемы...
А в старшем звене темы более глубокие и осмысленные: как жить в гармонии с собой, каким должен быть друг, что важнее семья или друзья, религия и культура, связь традиций и культуры с наукой и т.д. В 10м классе, по итогам 1 раздела учебника было предложено учащимся сделать компьютерную презентацию на тему "В гармонии с собой". Были даны соответствующие рекомендации по созданию презентаций( стиль, шрифт, картинки, цвет и т.д). Один из примеров можно увидеть в моем блоге на сайте "мультиурок".
Обычно проектный метод используют на этапе обобщения учебного материала, но я считаю, что его можно применять и при введении и отработки грамматического материала( конструкции there is/there are), лексических единиц, например передать новые изученные слова картинками.
Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося, развиваются письменные навыки на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений. В итоге ученик приходит к осознанию того, как много он знает, и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке
Как я уже говорила, данная технология положительно отразилась на уровне успеваемости учащихся. Я заметила, что творческие проекты в 7м классе помогают отработать одно из заданий ВПР- описание фотографии. Дети смотрят на это задание с меньшим страхом и даже те, от которых не ожидаешь, довольно неплохо начинают выполнять это задание. Кроме того, мои выпускники стали чаще выбирать английский язык для сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Благодаря проектной технологии им легче выполнять задания из устной части экзамена. Кроме того, количество детей желающих принять участие в олимпиадах, как в школьных, районных, так и в формате онлайн растет с каждым годом.(таблицы, диаграммы)
Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.
Метод проектов активизирует обучение детей, так как делает его личностно - ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. И я чувствую удовлетворение, когда вижу положительные результаты своих учеников и плоды своего труда.
Проектное обучение – полезная альтернатива классно–урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, т.к. его следует использовать как дополнение к другим видам обучения.