СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектная технология на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Предназначена она для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учащимся.

Просмотр содержимого документа
«"Проектная технология на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"»












Проектная технология на уроках русского языка, литературы

и во внеурочной деятельности






































Содержание



  1. Вступление…………………………………………………………………..3


  1. Основная часть

    1. Из истории возникновения и развития метода учебных проектов

    2. Определение термина «проект»

    3. Цели и задачи проектной деятельности

    4. Характерные особенности проектного метода обучения

    5. Умения и навыки учащихся, необходимые при проектировании

    6. Требования к проектной деятельности

    7. Разновидности учебных проектов

    8. Возрастные особенности при выборе проектов

    9. Этапы работы над проектом

    10. Методический паспорт учебного проекта

    11. Критерии оценивания работ учащихся

    12. Проектная деятельность (из опыта работы)

  2. Заключение













Вступление.

В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью. Ведь в этом и заключается идея стандарта второго поколения – разными путями активизировать ученика в роли субъекта. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Существенно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:

  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.

  • Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

  • Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

  • Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

  • Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Эти высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Именно в этом и заключается актуальность данной темы.

«...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения обучения, взаимоотношения между учителем и учеником»1

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые.
В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной.

Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам школы.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта. Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Предназначена она для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.

В чем положительные особенности проектной технологии?

  • Это – конструктивистский подход к обучению.

  • Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.

  • Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.

  • В центре обучения – ученик, учитель – фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию2.

  • Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.

  • В то время как проекты МОГУТ включать решение проблем, они не всегда сфокусированы на проблеме.

  • Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом, – те, что востребованы сегодня работодателями:


–способность работать с другими,

–принимать продуманные решения,

–проявлять инициативу,

–решать комплексные проблемы. А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Не это ли еще одна актуальная задача современного образования.

Проектная методика - благо для ученика:

–возрастает мотивация,

–повышается результаты в учёбе,

–развивается мышление высокого уровня,

–расширяется сотрудничество,

–растёт уровень самоконтроля.

2. Основная часть.

2.1.Из истории возникновения и развития метода учебных проектов

Метод проектов возник еще в 20-е годы XX столетия в США. Его назы­вали также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными аме­риканским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через це­лесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.

Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и че­рез проектную деятельность показать практическое применение получен­ных знаний. Другими словами, от теории к практике.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX ве­ка. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога СТ. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,

пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедрять­ся в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Правда, элементы этого метода использовались и используются многими педагогами и сей­час. Выпуск стенгазет, бюллетеней, под­готовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллектив­ной или индивидуальной деятельности учащихся - это, по сути дела, тоже проектная деятельность.

В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изыска­ниях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Ива­нова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.).

Вопросу методике проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля посвящена практико-ориентированная монография Якушевского В.Н., Рождественской О.А., Вольской Н.В. /Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-116 с.

2.2. А что же такое проект? «Проект»3 - (от лат. projectus - брошенный вперед)

1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) предварительный текст какого-либо документа.

3) замысел, план.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем


или иным образом4; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. 

    1. Цели и задачи проектной деятельности

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

Задачи проектной деятельности:

- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

- повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

2.4. Характерные особенности проектного метода обучения

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения.

Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. 
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. 
Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. 

Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы.

Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. 
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения. 
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. 

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. 

Отличительной собенностью проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. «Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний».5 И с точки зрения де­тей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодоле­ли их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла.

2.5. Умения и навыки учащихся, необходимые при проектировании.

На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. В контексте метода проектов они называются специфическими (в отличие от житейских, общешкольных или предметных). Это проблематизации, целеполаганию, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

В работе над проектом проявляется максимальная самостоятель­ность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необхо­димой информации, анализе, структурировании и синтезе, иссле­довании и принятии решения, организации собственной деятель­ности и взаимодействия с партнерами. От ученика требуется са­мостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рас­сказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора пер­вого шага, хода и даже цели проекта.

Идя к этой цели, он стал­кивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необхо­димые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сде­лать.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования. Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.

При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.



  2.6.    Проектная деятельность должна отвечать следующим требованиям:

1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле­мы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2.   Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, ориги­нальной (если проблема не оригинальна, то должно быть ориги­нальным ее решение).

3.   В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4.   Использование исследовательских методов.

5.   Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания ав­тором (авторами) избранной области исследования.

6.   Работа должна соответствовать установленным формальным кри­териям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

2.7. Разновидности учебных проектов.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов6, которые возможно использовать на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности:

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач». 

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне». 

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов. 

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни». Продуктом реализации проекта могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Проектная деятельность по русскому языку включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Проекты распределяются и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.
Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»).

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).

Годичные проекты по русскому языку, литературе могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей - на городских научно-практических конференциях.

В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку по проектной деятельности становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Перечень возможных выходов про­ектной деятельности:

  • Web-сайт;

  • Анализ данных социологического опроса;

- Атлас;

  • Видеофильм;

  • Видеоклип;

  • Выставка;

- Газета;

- Журнал;

- Игра;

- Карта;

- Мультимедийный продукт;

- Оформление кабинета;

- Пакет рекомендаций;

- Письмо в ... ;

- Публикация;

- Сказка;

- Справочник.

2.8. Возрастные особенности при выборе проектов

Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классы любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе.

Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты. 

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

2.9.  Работа над проектом проходит через следующие этапы:

1. Подготовительных этап:

     - определение темы и целей проекта;

     - формирование групп для работы над проектом;

     - планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

      - планирование работы;

      - исследование;

      - оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

      - самооценка;

      - оценка других групп;

      - оценка учителя;

      - оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

      - Что мы  делали?

      - Как мы делали?

      - Каковы результаты?

      - Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Н. Ю. Пахомова, заведующая лабораторией методики и информационной поддержки развития столичного образования МИОО, кандидат педагогических наук, говорит о том, что проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь характеристики, определяющие место и время его использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.7


2.10. Методический паспорт учебного проекта

Адресация (кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта)

  1. Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов

  2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие

  3. Задача учебно-педагогическая (на класс, группу, каждого учащегося)

  4. Возраст учащихся (класс)

  5. Время работы над проектом

  6. Режим работы

Обеспечение

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение

  2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)

  3. ЗУН и обще учебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы

  4. Мотивация к познанию, работе

Предполагаемые приращения

  1. Новое содержание по каждой теме.

  2. Новые практические приемы.

  3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.

  4. Развитие навыков:

    • самостоятельной работы с:

-источником информации,

-инструментами и технологиями,

-самостоятельное принятие решения;

  • коммуникативности в:

-информационном обмене,

-в ролевом взаимодействии;

  • мыслительной деятельности при:

-проектировании,

-планировании,

-анализе,

-синтезе,

-структурировании и др.,

-самоанализа и рефлексии;

5. Воспитание толерантности.

6. Расширение кругозора.

Статус учебного проекта

  1. Автор-разработчик

  2. Опыт использования (апробация)

  3. Степень распространения: какие школы.

2.11. Критерии оценивания работ учащихся

1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов ра­боты над проектом.

2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполне­ния отведённой роли;

3.    Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;                                                                                         

4.    Количество новой информации, использованной для выпол­нения проекта;

5.    Степень осмысления использованной информации;

6.    Уровень сложности и степень владения использованными ме­тодиками;

7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообще­ния, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10.  Владение рефлексией;

11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.

2.12. В своей педагогической деятельности использую метод проектов в разных возрастных группах от 5 до 11 класса. Это информационные, ролевые, практико-ориентированные и исследовательские проекты. Начинаем с исследовательских проектов, выполняемых в рамках работы учащихся в научном обществе школы.

В данное время работаю в среднем и старшем звене, поэтому проекты по длительности краткосрочные и долгосрочные. Применяя в 5-11 классах метод проектов, обучаю детей самим ставить цели к заданиям и определять конечный результат, уметь его формулировать.

Предлагая такие задания, как подобрать пословицы на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, подготовить иллюстрации к ним; составить словарик фразеологизмов; составить презентации на темы: какие источники пополнения лексики русского языка вы знаете; возможно ли открытие нового источника пополнения лексики русского языка; каковы перспективы развития русского языка на 2016-2030годы (что же будет с нашим языком, сохранятся ли к 2030 году исконно русские слова, старославянизмы; каких слов будет больше; что мы можем сделать сейчас для сохранения исконно русских слов) даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении отчётных работ, в защите своей работы и работ одноклассников.

Примером такого типа проектов может быть алгоритм работы учащихся 9 класса над учебным проектом по теме «Жизнь, оборванная пулей (жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова)»

Тип проекта: творческий, исследовательский.

Проблема

Есть ли в биографии М.Ю.Лермонтова еще не изученные страницы?

Обоснование

Как отразились события, пережитые поэтом, в его произведениях? Недостаточно сведений о том, как погиб М.Ю.Лермонтов. Версии причин дуэли. Как трактуют гибель писателя его современники?

Что делать?

Собрать, изучить и систематизировать все имеющиеся сведения о гибели писателя, его отношения с Пушкиным, сравнить их жизненный и творческий путь; рассмотреть основные темы творчества. Очень интересным показалось введение в проект темы дуэли и смерти поэта (учащиеся подробно изучили дуэль, даже выяснили, куда попала пуля…).

Создать качественную, красочную презентацию.

Как?

С использованием ИКТ, материалов библиотек

Что получить? (результат)

Презентации учащихся о тайнах жизни и гибели М.Лермонтова.

Устное выступление перед классом на данную тему (защита проекта).

Формировать исследовательские, творческие качества личности; коммуникативную, информационную компетентность, общеучебные навыки, исследовательские умения.

  Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Проект в 8 классе в рамках подготовки к олимпиадам (во внеурочное время) «В.И.Даль. Хождение за словом. «Толковый словарь живого великорусского языка» дает возможность использовать данные исследований на уроках русского языка и литературы.

Цель образовательная: учить использовать данные словаря в решении лингвистических задач; применять знания как на уроке, так и во внеурочное время;

Цель воспитательная: воспитывать активную творческую позицию на основе эстетического восприятия материала, воспитывать творческую индивидуальность; возбудить интерес к истории языка.

Цель развивающая: развивать способность внимательно относиться к значению слов.

Планируемый результат: качественная презентация

Предварительная работа: учащимся даны задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (задания подготовлены по материалам Т.В.Егоровой. «Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку. Задачи и ответы»//Русский язык. Издательский дом «Первое сентября».-№11,2013); «Материалы для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку»//Русский язык,2013) http://metodikarl.blogspot.ru/

Задание дано по группам:

1 группа – Словарь В.И.Даля зафиксировал значительное количество слов иноязычного происхождения. В качестве синонимов к ним автор, руководствуясь пуристическими установками, нередко предлагает исконно русское слово. Назовите слово с латинским корнем, поясняя значение которого В.И.Даль пишет: «Почетъ хорошо отвhчаетъ этому слову. Что у вас почету съ листа?»

2 группа – Непаханная земля, по словарю В.И.Даля, называлась в русских народных говорах лешая земля. С чем связано это название? Что значит упоминаемое в этом же словаре выражение лешие яблоки?;

3 группа – В словаре В.И.Даля читаем: «Смиренъ топоръ, да веретено бодливо, о мужикh и бабh».Какой вид переносного значения слов топор и веретено здесь представлен?

Ход занятия:

Первичная проверка понимания.

- сначала предлагаю ученикам прочитать одну из статей словаря (заинтересовать учащихся): Рукобитье ср. битье по рукам отцов жениха и невесты, обычно покрыв руки полами кафтанов, в знак конечного согласия; конец сватовства и начало свадебных обрядов: помолвка, сговор, благословенье, обрученье, зарученье, большой пропой; местами (ярс.) рукобитье бывает у отца жениха, где они ломают пирог; но более в доме отца невесты, и тогда затем еще через неделю бывает другой сговор; в таком случае на рукобитии определяют кладку или столовые деньги, от отца жениха, и приданое невесты, а на сговоре благословляют со священником и венчальными свечами; сама невеста потчует, раздает дары, девки величают гостей, и плачу нет. Через день пир у жениха: смотрят дом или двор, через день пирушка у невесты, гости идут с гостинцами; затем девичник, где жених остается не долго, а уходит домой пировать с товарищами. На рукобитье или на сговор едут поездом: дьякон с дружкой, священник с женихом. там поезжане, а последнею сваха с большим пряником.

(В статье о слове «рукобитье»[7] объясняется сложный свадебный обряд и целый ряд связанных с ним обычаев, характерных для свадьбы в старом крестьянском быту).

- Вспомним, что мы знаем о В.И.Дале?( материал можно использовать в качестве 2-3 слайдов презентации)

- Знаком ли нам словарь В.И.Даля? Чем он отличается от словаря Ожегова?

- Как строится статья в данном словаре?(тоже можно использовать в презентации)

(обращаемся к названию словаря, учащиеся объясняют значение выражения «хождение за словом»);

- просмотр одной словарной статьи (оригинальная орфография).

- Работа с заданиями (задания разобрали, обратили внимания на буквы,на лексическое значение некоторых слов-«пуристический», «бодливо»; затем работают в группах, предлагают варианты решения);

- Выступление групп (зачитывают ответы, группы оценивают);

(Задания и ответы отображают в презентации).

- Обобщение и систематизация:

Коллективная работа над планом презентации:

  1. подумайте, ЧТО вы хотите показать в презентации;

  2. какова главная МЫСЛЬ вашей работы;

  3. какие ЧУВСТВА хотите вызвать у одноклассников, учителя;

  4. какие аудио-,фото- средства будете использовать.

  5. Как словарь может помочь в подготовке к олимпиадам?

Учащиеся обсуждают и дают в группах варианты содержания слайдов («Жизнь и творчество В.И.Даля», «История создания «Толкового словаря живого великорусского языка», «Оригинальные страницы словаря», «Интересные словарные статьи», «Словарь В.И.Даля в современном искусстве», «Словарь В.И.Даля в интернете», «Лингвистические задачи и словарь», «Как мне может помочь словарь в подготовке к олимпиадам» и т.д.)

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, работать с ИКТ на пользу учению, и в решении этой задачи помогают такие формы, как презентации.

Обязательные условия при этом – рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты.

Преподаватель может не только оценить эти проектные работы, но и устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе самых интересных «выходов» проектных работ можно составить богатейший дидактический материал для работы на уроках, что может стать одной из наград для авторов-учащихся.

С 5 класса мы с учащимися начинаем вести универсальный словарик, который пополняем до 11 класса. Таким образом решается задача подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, к олимпиадам.


Учебный проект «Создание универсального словаря»

 Тип проекта: практико-ориентированный (прикладной).

Цель проекта:

  • организовать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, формируется языковедческая компетенция.

    Задачи проекта:

  • формировать общеучебные умения и навыки словарной работы;

  • учить взаимодействию при работе в группе;

  • повысить познавательный интерес к изучению языковых явлений;

  • способствовать подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку; к олимпиадам;

    Основополагающий вопрос:


Трудно ли запомнить правила русского языка?


Проблемный вопрос:


Как мы можем облегчить задачу: запоминание правил, теоретических сведений, схемы анализа, алгоритмы разбора?


Вопросы проекта:

  • какие словари существуют?

  • в чем необходимость разработки универсального словаря?

  • достаточно ли у вас знаний и навыков для выполнения проекта?

  • зачем создавать еще один словарь?

  • что нового мы узнаем в процессе проектной деятельности?

Аннотация: создание универсального словаря способствует сознательному усвоению лингвистических и речеведческих знаний и их применению в устной и письменной речи учащихся, а также общему развитию учащихся, обучению их на более высоком уровне трудности; развитию творческого мышления. Ключевой психологический элемент – целостный личностный рост ребенка, самосознание, направленное на самосовершенствование.


    Этапы работы над проектом


 Этап I. Вводный инструктаж.

  • Знакомство с планом предстоящей работы.

  • Знакомство с особенностями ведения словаря (использование схем, таблиц, опорного плана, алгоритмов работы).

  • Рассказ о значении такого вида работы.

Этап II. Технологический.

  • Работа со структурой словаря (используем общую тетрадь, альбом, готовим цветовое оформление и т.п.).

  • Изучение видов таблиц, схем, планов.

  • Записываем по образцу 1 таблицу: «Части речи».

Этап III. Создание словаря (проект долгосрочный).

Этап IV. Защита проекта в рамках внеклассного мероприятия (в конце каждого учебного года. Мотивированные ученики могут выполнить проект в электронном формате).


Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:


  • ученик – субъект собственной деятельности, исследователь  и творец;

  • учитель – партнер и координатор личной творческой деятельности учащегося;

  • родитель – помощник, поддерживающий мотивацию и обеспечивающий самостоятельность ребенка при выполнении проектной деятельности;

  • библиотекарь – консультант  и эксперт.

   

Ребенок не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью - мотивом, потребностью, интересом. Для этого необходимо, чтобы учащиеся приняли внутренне те задачи, которые ставятся в процессе обучения; чтобы они были самостоятельны в выборе средств для достижения поставленной цели8.

Русский язык  как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать учебные задачи.

С учащимися 6 класса был разработан проект по теме:

«Энциклопедия одного слова».

Актуальность проекта. Мы редко задумываемся над тем, что СЛОВО появляется в языке не просто так - оно заключает в себе определенное видение человеком мира. В понимании, например, Осипа Мандельштама «любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку», «слова, как тяжелые гири верны». А по ощущению Николая Заболоцкого, «под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла».

Такой скорлупой оказывается звуковая оболочка слова, которая, фиксируясь языковым сознанием, «может до известной степени, как лава, затвердевать и сковывать собою смысл», который все же «под ее поверхностью клокочет и сохраняет свой пламень» (Г.Г.Шпет).

Мы решили рассмотреть этот «шевелящийся пучок смыслов», чтобы научиться видеть и чувствовать слово, пользоваться языком небездумно, ведь, по словам Л.Н. Толстого, «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Проблема проекта – какие тайны раскроет нам слово?

Цель работы: составить энциклопедию одного слова, то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке: значениях и функционировании.

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться с различными типами словарей и их структурой.

  2. Определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем.

  3. Составить комплексное представление слова.

  4. Формирование УУД проектной методики

Поскольку каждый ученик 6 класса работал с одним словом из тематической группы, которую мы сами же и выбрали, то необходимо было прийти к единой структуре работы. Для этого мы определились с этапами работы: выбор тематической группы и слова из нее, знакомство с разными типами словарей, составление перечня словарей для работы со своим словом, исследование жизни слова в литературе и искусстве, оформление результатов индивидуальной деятельности, подведение общих итогов, формулирование вывода.

    1. Ожидаемые результаты проекта- овладение навыками проектно-исследовательской работы, составление энциклопедии одного слова.

    2. Сроки разработки и реализации проекта

мероприятие

декабрь

январь

    1. Выбор тематической группы и слова от группы

+


    1. Знакомство с различными видами словарей. Анализ слова

+


    1. Исследование жизни слова в литературе и искусстве

+


  1. Оформление результатов. Подведение итогов


+



    1. Ресурсы проекта – информационные порталы интернета, электронная библиотека, различные виды словарей, энциклопедии.

Уже на этапе знакомства со словарями нас ждало удивление: их оказалось великое множество: кроме известных нам толкового, орфографического, мы узнали о существовании словарей синонимов, антонимов, орфоэпических, лингвистических терминов, устаревших слов, эпитетов, цитат и многих других.

Среди них оказались и совсем экзотические словари: словарь сокращений, обратный словарь (там слова расположены по алфавиту, начиная с последней буквы в слове), словарь компьютерного сленга, словарь уникальных морфем русского языка, экспрессивный словарь диалектной личности, словарь современного детского языка, словарь перифраз, русских созвучий, фразеологических синонимов, устойчивых сравнений, словарь языка автора (Пушкина, например), толковый словарь названий женщин! Экзотические они не только по названию – еще и потому, что их сложно рассмотреть: многих нет в библиотеке и интернете.

Когда мы поработали со словарями, то поняли, что для каждого слова придется составлять свой набор словарей-источников (например, для слова подснежник пришлось искать экономический и жаргонный словарь). И все же примерный план нашей работы выглядел так, только отступлений у каждого получилось много.

Представление о проекте раскроем на примере слова ДОЖДЬ. (работала с ним Тихонова Анастасия, ученица 6 класса ). Дождь как природное и языковое явление привлекает и завораживает людей с древности и по сей день. С древних времён дождь имел огромное значение в жизни природы и людей. Дождь, как нечто  за гранью понимания, быстро оброс в сознании древнего человека всевозможными легендами и поверьями. При невозможности объяснить природу дождя, люди нередко приписывали ему  магические свойства. Они были уверены: их жизнь во многом зависит от дождя .   Естественно, дождь нашел своё отражение и в фольклоре, и в литературе, и в культуре народов мира.

Частота употребления слова «дождь» составляет 16 818 раз на ≈ 300 млн. слов.

Объект исследования: лексика, слово дождь

Предмет исследования: лингвистика

Методы  исследования: работа с научной и художественной литературой, словарями, поисковый и сравнительный анализ, обобщение.

Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что, изучив слово «дождь» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, мы создадим «Энциклопедию слова «дождь».

Практическая значимость состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к  дождю как природному явлению, призвать бережно относиться к природе, прививать учащимся интерес к предмету «Русский язык» посредством исследовательской деятельности. Привлечь внимание к «жизни» слова «дождь» в устном народном творчестве, в литературе и искусстве. Полученный исследовательский продукт «Энциклопедия слова «дождь» можно использовать на уроках русского языка в 5, 6  классах в виде презентации при изучении раздела «Лексика. Этимология», на внеклассных мероприятиях, а также как пример для создания других исследовательских проектов.

1)получить полное представление о происхождении и значении слова «дождь» и его жизни в языке.

2) передать эти знания другим ребятам

3) использовать полученные знания на уроках русского языка и литературы.

4) Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету.

         Основополагающий вопрос, на который мы хотим найти ответ: какие тайны несет слово? Что значит выражение «почтительное уважение к слову»? Мы хотим выяснить, справедливо ли утверждение  И.И.Срезневского, что каждое слово может открыть нам многие тайны? Может ли обычное слово привести в далекое историческое прошлое?

Можно ли создать энциклопедию одного слова? Можно ли описать слово «дождь»? Что делает нашу речь яркой, образной, выразительной?  Какие словари могут открыть если не все, то многие тайны слова? Есть ли у слова друзья и враги?   Как чувствует себя слово среди других слов?

Что у нас получилось?

Толкование слова. Из толкования слова, данного В. И.Далем и Ожеговым, мы узнали, что слово дождь обладает, кроме прямого, переносным значением и именно в этом значении его используют чаще .

(Ожегов: 1) Дождь - Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй

2) Дождь - О чем-нибудь падающем во множестве.

В.И.Даль: дождь - дождик, дожж, дожжик, дозжик м. вода в каплях или струями из облаков. (Древнее дежгь; дежгем, дождем; дежгевый, дождевой; дежгити, одождить). Ситничек, самый мелкий дождь; ливень, проливной, самый сильный; косохлест, подстега, косой.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой, 2012: 1) Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.

2)а) перен. Множество, большое количество чего-л. падающего, сыплющегося.

б) Непрерывный поток, обилие чего-л.

3) Длинные нити из цветного металла для украшения новогодней елки.)

Этимология слова. Слово «дождь» – типичное для славянских языков. Поскольку оно образовано на основе индоевропейского слова со значением «распыляться в воздухе», слова с той же основой имеются в языках других родственных славянской групп. Например, норвежском, шведском. (Относительно происхождения этого слова имеется несколько версий. Одну из Рассмотрели этимологические словари Крылова и Фасмера: слово «дождь» родственно норвежскому слову «моросить» (dysja), норвежским и шведским «мелкий дождь» (соответственно dusk-regn и regn-dusk), древнеисландскому «пыль» (dust). Считается, что образовано оно на основе одного из индоевропейских корней dheus, значение которого – «распыляться в воздухе». Есть и другая версия: «дождь» – это видоизмененное «даждь» (др.-слав. «дай»), обращение к самому могущественному древнеславянскому божеству, Даждь-богу, позже благополучно перекочевавшее в молитву «Отче наш». Учитывая то, насколько люди в древние времена зависели от погодных условий, какой трагедией для наших предков мог обернуться засушливый и, как результат, неурожайный год, это объяснение выглядит вполне правдоподобным.)


Словообразование. На основе работы со словообразовательным словарем делаем вывод, что слово не обладает большим количеством родственников, возможно, потому, что называет конкретное атмосферное явление.

Эпитеты. Если учесть, что в жизни русичей, издревле занимающихся земледелием, дождь играет одну из важных ролей, то нас не удивило, что эпитетов для его описания множество, причем большинство – с положительной окраской (звонкий,долгожданный,бисерный,всепроницающий,добрый,дружный,радужный)

Синонимы и антонимы. Если при подборе синонима к слову дождь затруднений не возникает обычно (ливень, поток, сивень, примочки, морось, сеногной, дряпня), то антонимы к нему мы найти не надеялись. К нашему удивлению, он есть: вёдро – на данный момент известен в основном в сельской местности.

Фразеология. Все указанные фразеологизмы к слову дождь связаны с понятием обилия, богатства. Наверное, это опять не случайно, так как с обильными осадками (но не чрезмерными) всегда связывался хороший урожай, а значит – богатство (После дождичка в четверг; золотой дождь; грибной дождь;)

Пословицы и поговорки, как и ожидалось, тоже присутствуют в изобилии. Здесь мы представляем лишь часть их.

 Тут дождя просят, а он идет, где косят.

 Тут дождя ждут, а он идет, где жнут.

 От дождя уйдешь, а от беды не уйдешь.

 Без тучи нет дождя, без печали нет слез.

 Быть бы ненастью, да дождь помешал.

 Мокрый дождя не боится.

 Рыбаку дождь не помеха.

 Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.

 Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

 По капле дождь, по росинке роса.

 Дождик вымочит, а красное солнышко высушит.

 После грозы дождь, после вёдра ненастье.

 Дождь не дубина, не убьет; беда не смерть, в гроб не уберет.

 Дождь не потеря, а находка.)

Рифмы. Как это ни странно, но подобрать рифмы к слову дождь оказалось очень сложно. Если не использовать глагольную рифму, то набор слов будет совсем скудный. Даже в мультфильме «Рифма к слову дождь» подобрать созвучие оказалось сложнее, чем друга приобрести. (Вождь, похож)

Мифология. Из мифологического словаря мы узнали, что основным мифом славянской мифологии является миф о поединке бога грозы Перуна с его демоническим противником Велесом, обитающим на земле и имеющим змеевидную природу. Победа Перуна знаменуется дождем, обеспечивающим плодородие земли. Дождь —объект почитания и магического воздействия. Удивило, что власть над дождем приписывают покойникам, в частности – утопленникам.

Фольклор. Поскольку дождь всегда почитается среди народов, живущих земледелием, то в фольклоре большое количество песен, закличек, обрядов, связанных с дождем. Особо любим жанр загадки. Эту же традицию перенимает литература: и в поэтических, и в прозаических текстах слово с успехом функционирует и по сей день.

Приметы. Их также множество, ведь дождь – явление, за которым наблюдать может каждый. А из большого количества наблюдений рано или поздно возникает примета (Например, считается, что если в день бракосочетания пошел дождь, то молодоженам очень повезло. Это означает, что сами небеса благословили такой союз, и он будет долгим и крепким. Как правило, отношения между молодоженами в таких случаях строятся не только на взаимной любви, но еще на доверии и уважении)

Искусство. В процессе иллюстрации слайдов вы могли наблюдать большое количество художественных работ разного рода (живопись, рисунок, графика, фотография, компьютерный дизайн…). Существуют музыкальные произведения с таким названием. Как мы установили, есть даже канал «Дождь ТВ». И понятие, и само явление востребованы в искусстве, если нужно выразить грусть, задумчивость…

( Слово «дождь» в произведениях русских классиков. Богатейшая палитра словесных оттенков применительно к слову «дождь» обнаруживается в произведениях русских классиков. Сопровождаемый заунывным ветром, он сердито, яростно бьется в окно в поэме А. Пушкина «Медный всадник», рассыпается крупными бриллиантами в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», звенит и шепчет в рассказах и повестях К. Паустовского. В его же повести «Далекие годы» дождь – мягкий и ласковый, и в его ясных «дождевых лучах» блестит свет месяца. В «Анне Карениной» дождь из принесенных весенним ветром на пасхальной неделе туч льет трое суток, бурный и теплый, как будто поддерживая всеобщее ликование. Дождь в одном из «Уральских рассказов» Д. Мамина-Сибиряка – напротив, мрачный и грязный, напоминающий нечистоты: так, по внешнему виду увиденных писателем улиц можно было подумать, что с неба несколько дней подряд «лился не дождь, а помои». В рассказе И. Тургенева «Фауст» мелкий, частый дождь «сеется» по земле, не давая никому возможности выйти из дому (в старину такие осадки называли «мжичка», а мельчайший дождь с туманом – «бусенец»). В другой части этого же произведения дождь, веселый и легкий, налетает внезапно и быстро, и скачет пузырями по лужам, часто и шаловливо перестукивая. В известнейшем стихотворении А. Плещеева «Скучная картина» он спокойно и свободно льется небольшими струями – не зря он здесь не «дождь», а «дождик»; и осенняя картина вокруг – просто тусклая и однообразная, не вызывающая особых эмоций. А вот уже совершенно другой – яростный и неудержимый дождь, разразившийся в роще над его женой и сыном, повергает в ужас и заставляет трепетать перед силой стихии любимейшего героя Л.Толстого, Константина Левина).

Слово в других языках.

   азербайджанский: yağış

  армянский: անձրեվ

  башкирский: ямғыр

  белорусский: дождж

  болгарский: дъжд

  венгерский: eső

  древнепрусский: aglō

  жемайтский: lītos

  иврит: גשםמטר

  итальянский: acquazzone

  казахский: жауынжаңбыр

  латгальский: leits

  латинский: pluviaimberpluit

  латышский: lietus


Таким образом, мы сделали вывод, что слово дождь всегда входило в активный запас лексики русского языка, до сих пор само явление привлекает к себе внимание, поэтому интересно и слово, которое все чаще приобретает переносное значение. Думаю, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь.

Результаты нашей работы со словом:

  • Узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей.

  • Составили энциклопедии 17 слов из раздела Весна и Культура.

  • Познакомились с историей слов, поняв, что они всегда будут востребованы, потому что в языке появились не случайно.

  • Поняли, что создать такую энциклопедию полностью невозможно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения.

Если вновь вспомнить слова Заболоцкого: «Под поверхностью каждого слова шевелится бездонная мгла», то продолжить его мысль сейчас можно словами Анны Ахматовой:

А бездна та манит и тянет,

И ввек не доищешься дна,

И ввек говорить не устанет

Пустая ее тишина.

Наш язык - это язык слов. С помощью слова человеческое мышление связывается с действительностью, так как именно слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Нет такого явления, которое нельзя было бы обозначить словом или сочетанием слов. Роман Будагов в книге «Человек и его язык » говорит: « Выражают мысли и чувства с помощью слов, прислушиваются к словам окружающих людей, усваивают новые или незнакомые слова, изучают слова других языков, вспоминают забытые слова родного языка».

И каким бы древним ни было слово, оно способно и согреть, и позабавить, и научить… Не стоит только применять его как оружие…

Закончили работу над проектом стихотворением Солоухина:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.


Проект ориентирован на достижение следующих компетенций, знаний и умений из государственных образовательных стандартов:

Личностных:

  • понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;

  • осознание уважительного отношения к родному языку, гордости за него, потребности сохранять историю русского слова как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметных:

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета и т.д.;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;

  • способность понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;


Предметные:

  • осознание эстетической функции родного языка;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке;

  • умение анализировать словарные статьи.





Заключение.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен как эффективная форма деятельностного подхода.

Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения следующие:


  • актуальность.

В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

  • создание комфортной образовательной среды.

Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

  • дифференцированный подход.

Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;

  • использование информационных технологий;

  • формирование исследовательских умений;

  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу.



















1 Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.//Учитель-№4. 2000 г. - с.52-55.

2 Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С., Социологический словарь. Экономика, 2004

3 Большой энциклопедический словарь.


4 Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.


5 Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности].

6 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

7 Н.Ю.Пахомова. Проектный метод в арсенале массового учителя. /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ http://schools.keldysh.ru


8 Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. [Электронный ресурс] Практическое пособие/ http://uchebauchenyh.narod.ru

26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!