СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная задача "Прабабушка мультиварки" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится методический паспорт проектной задачи, описание, этапы выполнения и критерии оценивания. 

Просмотр содержимого документа
«Проектная задача "Прабабушка мультиварки" для 4 класса»





Межпредметные проектные задачи



Тема: «Прабабушка мультиварки»

(одновозрастная для обучающихся 4 класса)



Автор: Балуева Татьяна Ивановна,

учитель начальных классов







Оглавление



Методический паспорт  проектной задачи - стр. 3

Описание проектной задачи – стр. 4

Содержание проектной задачи – стр. 5 - 12

Заключение - стр. 13

Этапы проектной мастерской - стр. 14

Критерии оценки выполнения проектной задачи - стр. 15 - 16

































Паспорт проектной задачи

Тема

«Прабабушка мультиварки»

Автор проектной задачи

Балуева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов,

Адресация

проектной задачи

Проектная задача предназначена для учителей, работающих с детьми 4 класса.

Тип задачи

Межпредметная одновозрастная проектная задача.

Предмет

Математика, литературное чтение, технология

Цель проектной задачи

Создание из пластилина макета русской печи на основе анализа её внешнего и внутреннего строения.

Задачи

1.Проанализировать положительные и отрицательные стороны использования в быту русской печи.

2. Познакомиться с печной утварью.

3. Изучить по рисункам внешнее и внутреннее строение печки.

4. Сообща придумать макет печи и создать его из пластилина

5. Представить макет печи, аргументировав его преимущества

Ресурсы проектной задачи

Набор текстовых заданий, ручка, простой карандаш, 5 коробок пластилина, 5 дощечек для лепки, салфетки

Планируемые результаты

Метапредметные

Познавательные: понимать предлагаемый план действий; выполнять работу по инструкции.

Коммуникативные: вступать в групповое общение, соблюдая правила; обоснованно аргументировать преимущества своего макета.

Регулятивные: осуществлять поэтапный и итоговый контроль и вносить коррективы в работу; оценивать итоговый продукт проектной задачи;

Предметные:

применять предметные навыки оперирования с единицами длины, используя масштаб, изготавливать макет печи по образцам или собственному замыслу, используя приёмы лепки из пластилина.

Способ и формат оценивания результатов работы

1.Оценивание взаимодействия учащихся проводится путём педагогического экспертного наблюдения и оформляется в экспертных листах.

2. Публичное выступление групп с целью демонстрации макета печи и аргументации её преимуществ.



Описание проектной задачи


Формулировка проблемы


Учащиеся начальной школы на уроках нередко сталкиваются с образом русской печки:

  • в русских народных сказках ("Гуси-лебеди", "По щучьему веленью", “Волк и семеро козлят”) в 1 классе;

  • во 2 классе рабочая программа по технологии УМК «Перспектива» (Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н. В.) предполагает создание проекта «Убранство русской избы», где дети учатся не только конструировать русскую избу, но и лепить из глины и пластилина русскую печь и печную утварь;

  • в 3 классе на уроке литературного чтения, знакомясь с произведением

В. Одоевского «Мороз Иванович», дети вновь встречаются с образом русской печи.

И этот образ из далёкого прошлого настолько для детей интерес и увлекателен, им действительно хочется побольше узнать нового о русской печи! Предложенная проектная задача в полной мере содействует удовлетворению интереса детей к устройству и использованию русской печи.

Временные сроки

Проектная задача проводится в конце I полугодия в 4 классе; рекомендуемое время проведения – до 2-х уроков. В соответствии с количеством учащихся класс делится на 5 групп по 5 - 6 человек.

Цель

В результате совместной групповой деятельности создаются различные макеты русских печей из пластилина в соответствии с предложенным масштабом.

Замысел проектной задачи

Из статьи дети получают информацию о схожих функциях современной мультиварки и русской печи из далёкого прошлого. Читая отрывок из сказки, выясняют, чем опасна печь в отличие от мультиварки. Изучая по рисунку устройство русской печи, дети знакомятся с названиями основных элементов печи, узнают, что чего они предназначены. Воображая себя в роли печника, придумывают свой макет печи, вычисляют размеры макета печи, используя масштаб, создают свой макет из пластилина.


Содержание проектной задачи

Задание 1. Прочтите статью

Прабабушка мультиварки

Почти в каждой современной квартире на кухне есть мультиварка-помощница. Она не только помогает хозяйке облегчить работу по приготовлению пищи, но и обеспечивает вкусной и полезной едой. Мультиварка может жарить, печь, тушить, готовить на пару и во фритюре, подогревать уже приготовленные блюда, поддерживать блюдо горячим длительное время, при этом не требуя постоянного контроля, так как пища в ней не пригорает.

Далёкими предками мультиварок можно считать русские печи. Около четырех тысяч лет назад печи топились «по-чёрному», дым заполнял всё помещение. Ведь трубы у печки сначала не было, и дым выходил наружу через приоткрытые входные двери. При топке «по-чёрному» потолок избы покрывался слоем сажи. Но зато в избе никогда не было тараканов и клопов. Учёные полагают, что именно «топка по-чёрному» являлась хорошим средством борьбы и с эпидемиями заразных болезней.

С середины 15 века топили печи «по - серому» - в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. Дым выпускали на чердак, откуда угарные газы постепенно уходили через слуховые окна и дырки в кровле. Такие печи нередко становились причиной пожара.

С начала 19 века по приказу царя Петра I стали делать безопасные кирпичные трубы. Русскую печь с кирпичной трубой называли «белой» потому, что её топили «по-белому», т.е., без дыма в избе.

Русские печи не только обогревали жилище. В печах варили и тушили, пекли и жарили, сушили семечки, ягоды и грибы, овощи и фрукты, мелкую рыбёшку, валенки и одежду, дрова. Она была способна излечить больного простудными заболеваниями. Устройство проветривало и просушивало жилище, создавая благоприятную атмосферу. На ней, в конце концов, спали. А ещё в русской печке мылись и не просто мылись, а мылись и парились.

Вполне возможно, что это далеко не все профессии русской печи.

(А.В. Галанин. Русская печь: http://ukhtoma.ru/history3_pech.htm)

Приложение 1

Фото с сайта : http://pechi-kaminy-barbeku.ru/materials/pechi/o-russkoj-pechi-2/

Фото с сайта: http://zavtra.ru/blogs/oda_russkoj_pechi

Фото с сайта: http://ru-sled.ru/russkaya-izba-kovcheg-sredi-lesov/


Приложение 2

Задание 2.

При соблюдении элементарных требований электробезопасности мультиварка считается безопасным прибором. Русские печи иногда становились опасными. Прочти отрывок из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», определи «опасность» русской печи – подчеркни в отрывке важные слова, выдели на рисунке элемент, о котором идёт речь в сказке.





- А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?

- А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить - истопят, а трубу закрыть - не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.



Приложение 3


Задание 3.

В печи, как в мультиварке, варили, парили, жарили, пекли, грели и «томили». Жарили у устья (перед горящим топливом), варили и парили непосредственно в горниле при растопленной или догорающей печи, подогревали на шестке, пекли и томили в горниле после топки. Разогретое горнило на протяжении длительного времени хранит тепло, поэтому в нём можно варить рассыпчатые каши, печь хлеб, томить молоко.

Внимательно рассмотри устройство русской печи, подпиши недостающие названия элементов печи.






Приложение 3

опечье - деревянный сруб, на который устанавливалась печь;

подпечье – здесь хранятся и сушатся дрова;

аапечье - простор между печью и стеной избы;

шесток – в такую нишу можно ставить горячие горшки и сковородки, извлеченные из печи;

варочная камера – в ней готовится еда;

печу́рки  - неглубокие ниши в корпусе печи, служащие для увеличения теплоотдающей поверхности. В них также помещают различные предметы для сушки: одежду, обувь, посуду, грибы, травы;

лежанка – на ней можно спать, греться и отдыхать после тяжелого трудового дня;

вьюшка – дверца (задвижка), полностью перекрывающая дымоход;

под – нижний слой горнила (топливника) печи;

горни́ло  - топочная камера печи;

свод - то, что над подом;

хайло – место, куда идёт тяга (поток воздуха);

заслонка – полукруг из железа, закрывающий топку печи.










Приложение 4

Задание 4. Рассмотрите таблицу.

Средние размеры русской печи

Длина

3 аршина

примерно 224 см

Ширина

2 аршина

примерно 160 см

Высота (расстояние от лежанки до пола)

2,5 аршина

примерно 182 см

Площадь опечья (фундамента)

кв. см

В уменьшенном виде:


кв. см




Кирпичная русская печь с такими габаритами не дымила, могла обогреть помещение площадью в 30 квадратных метров, экономно расходуя топливо (берёзовые дрова). Обычно печь ставили в правом углу рядом с дверью или в центре избы.

Вычислите по данным таблицы площадь опечья (фундамента), необходимую для закладки (строительства) печи, уменьшите её в 16 раз. Результат вычислений запишите в таблице.























Приложение 5

Задание5.

Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой. Русская печь не потеряла популярности до сегодняшних дней. В деревенских домах, коттеджах в русском стиле, на дачах такое отопительное сооружение используется для обогрева помещений, для сна и отдыха, а также для приготовления пищи. Как же возводится русская печь своими руками?

Хорошие печники (мастера в области строительства, специализирующиеся на кладке каминов и печей) нарасхват, к ним записываются в очередь за два-три месяца. Хотите попробовать себя в роли печника?

  • Придумайте свой макет русской печи с лежанкой или с варочной поверхностью. (См. фотографии, рисунки)

  • Создайте макет печи из пластилина по уменьшенным в 16 раз размерам. Новые (уменьшенные) данные занесите в таблицу:

Размеры макета печи

Длина


Ширина


Высота (расстояние от лежанки до пола)




Важно!

Работа печника требует хорошего глазомера, ответственности, склонности к работе руками, физической выносливости, аналитического ума и пространственного мышления.

Приложение 5








Заключение


В процессе выполнения предложенной проектной задачи участники

  • получили новые сведения об истории русской печи,

  • узнали об устройстве и функциях русской печи, схожих с функциями знакомой всем мультиварки,

  • применяли навыки работы с текстом,

  • использовали предметные навыки оперирования с единицами длины;

  • изготавливали макет печи по образцам или собственному замыслу, используя масштаб и известные приёмы лепки из пластилина;

  • учились работать по предложенному плану;

  • продемонстрировали умения публичного выступления.




















Этапы проектной мастерской (проектные задачи)

  1. Изучить статью по теме «Прабабушка мультиварки».

(См. приложение № 1)

  1. Прочитать отрывок из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», выяснить, какую опасность иногда представляют русские печи.

(См. приложение № 2)

  1. Рассмотреть рисунок «Устройство русской печи», записать названия элементов печи.

(См. приложение № 3)

  1. Вычислить по данным таблицы площадь опечья (фундамента),

(См. приложение № 4)

  1. Рассчитать размеры будущего макета печи, применяя масштаб:

в 1 см – 16 см

  1. Придумать макет печи с лежанкой или с варочной поверхностью на основе иллюстраций (См. приложение № 5)

  2. Создать макет русской печи, используя различные цвета пластилина.


Продукт проектной мастерской.

После выполнения всех проектных задач группа представляет готовый макет русской печи (из пластилина) с лежанкой или с варочной поверхностью, аргументировав его преимущества.















ПРОТОКОЛ



Критерии оценки выполнения проектной задачи «Прабабушка мультиварки»

Этапы решения проектной задачи


0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Целеполагание (наличие, совместное, единоличное)

отсутствовало

единоличное

совместное


Распределение функций (наличие, частичное, полное)

отсутствовало

определился только лидер

частичное распределение

полное распределение

Планирование деятельности (наличие, частичное, полное)

отсутствовало

единоличное

частичное

полное

Порядок и контроль выполнения действий в ходе решения проектной задачи (следование плану, внесение изменений)

хаотичное, не следовали плану

все придерживались плана решения проектной задачи

вносили изменения в план, корректировали свою деятельность

совместный контроль за ходом выполнения плана

Взаимодействие в группе (конфликты, их решение)


часто

иногда, частичное решение конфликта


полное решение конфликта

согласованность действий, конфликты

отсутствовали

Соответствие результата поставленной цели (частичное, полное)

нет соответствия

частичное

полное




Публичное представление продукта (макета русской печи)

Качество представления результата (полное, образное, лаконичное, стиль изложения, аргументированность)

отсутствовало

частичное

полное

полное, образное, лаконичное, проявление творческой инициативы


Критерии оценивания заданий проектной мастерской «Прабабушка мультиварки»



0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Задание 2

Определить «опасность» русской печи – подчеркнуть в отрывке важные слова, выделить на рисунке элемент, о котором идёт речь в сказке



Не выполнено


3 и более ошибок



1-2 ошибки

Всё верно:

_что печку истопить - истопят, а трубу закрыть - не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.


На рис. № 1

Задание 3

Подписать на рисунке недостающие названия элементов печи.


Не выполнено

Указаны 1-2 элемента

Указаны 3

элемента

Указаны 4

элемента


лежанка

горнило


печурка

подпечек

Задание 4

Вычислите по данным таблицы площадь опечья (фундамента), необходимую для закладки (строительства) печи, уменьшить её в 16 раз.

Не выполнено

2 ошибки

в цифрах

или числе

1 ошибка

в цифрах

или числе

Всё верно


35.840 кв. см

2.240 кв. см

Задание 5

Придумать свой макет русской печи с лежанкой или с варочной поверхностью.

Создать макет печи из пластилина по уменьшенным в 16 раз размерам

Не выполнено

3 и более ошибок


1-2 ошибки

Всё верно


Высота - 12 см

Ширина - 10 см

Длина – 14 см


Дополнительные баллы за

сложность конструкции, аккуратность

от 1 до 3 баллов





Жюри: ________________________________ __________________________

_________________________________ ___________________________