Межпредметные проектные задачи
Тема: «Прабабушка мультиварки»
(одновозрастная для обучающихся 4 класса)
Автор: Балуева Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
Оглавление
Методический паспорт проектной задачи - стр. 3
Описание проектной задачи – стр. 4
Содержание проектной задачи – стр. 5 - 12
Заключение - стр. 13
Этапы проектной мастерской - стр. 14
Критерии оценки выполнения проектной задачи - стр. 15 - 16
Паспорт проектной задачи
Тема | «Прабабушка мультиварки» |
Автор проектной задачи | Балуева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов, |
Адресация проектной задачи | Проектная задача предназначена для учителей, работающих с детьми 4 класса. |
Тип задачи | Межпредметная одновозрастная проектная задача. |
Предмет | Математика, литературное чтение, технология |
Цель проектной задачи | Создание из пластилина макета русской печи на основе анализа её внешнего и внутреннего строения. |
Задачи | 1.Проанализировать положительные и отрицательные стороны использования в быту русской печи. 2. Познакомиться с печной утварью. 3. Изучить по рисункам внешнее и внутреннее строение печки. 4. Сообща придумать макет печи и создать его из пластилина 5. Представить макет печи, аргументировав его преимущества |
Ресурсы проектной задачи | Набор текстовых заданий, ручка, простой карандаш, 5 коробок пластилина, 5 дощечек для лепки, салфетки |
Планируемые результаты | Метапредметные Познавательные: понимать предлагаемый план действий; выполнять работу по инструкции. Коммуникативные: вступать в групповое общение, соблюдая правила; обоснованно аргументировать преимущества своего макета. Регулятивные: осуществлять поэтапный и итоговый контроль и вносить коррективы в работу; оценивать итоговый продукт проектной задачи; Предметные: применять предметные навыки оперирования с единицами длины, используя масштаб, изготавливать макет печи по образцам или собственному замыслу, используя приёмы лепки из пластилина. |
Способ и формат оценивания результатов работы | 1.Оценивание взаимодействия учащихся проводится путём педагогического экспертного наблюдения и оформляется в экспертных листах. 2. Публичное выступление групп с целью демонстрации макета печи и аргументации её преимуществ. |
Описание проектной задачи
Формулировка проблемы
Учащиеся начальной школы на уроках нередко сталкиваются с образом русской печки:
в русских народных сказках ("Гуси-лебеди", "По щучьему веленью", “Волк и семеро козлят”) в 1 классе;
во 2 классе рабочая программа по технологии УМК «Перспектива» (Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н. В.) предполагает создание проекта «Убранство русской избы», где дети учатся не только конструировать русскую избу, но и лепить из глины и пластилина русскую печь и печную утварь;
в 3 классе на уроке литературного чтения, знакомясь с произведением
В. Одоевского «Мороз Иванович», дети вновь встречаются с образом русской печи.
И этот образ из далёкого прошлого настолько для детей интерес и увлекателен, им действительно хочется побольше узнать нового о русской печи! Предложенная проектная задача в полной мере содействует удовлетворению интереса детей к устройству и использованию русской печи.
Временные сроки
Проектная задача проводится в конце I полугодия в 4 классе; рекомендуемое время проведения – до 2-х уроков. В соответствии с количеством учащихся класс делится на 5 групп по 5 - 6 человек.
Цель
В результате совместной групповой деятельности создаются различные макеты русских печей из пластилина в соответствии с предложенным масштабом.
Замысел проектной задачи
Из статьи дети получают информацию о схожих функциях современной мультиварки и русской печи из далёкого прошлого. Читая отрывок из сказки, выясняют, чем опасна печь в отличие от мультиварки. Изучая по рисунку устройство русской печи, дети знакомятся с названиями основных элементов печи, узнают, что чего они предназначены. Воображая себя в роли печника, придумывают свой макет печи, вычисляют размеры макета печи, используя масштаб, создают свой макет из пластилина.
Содержание проектной задачи
Задание 1. Прочтите статью
Прабабушка мультиварки
Почти в каждой современной квартире на кухне есть мультиварка-помощница. Она не только помогает хозяйке облегчить работу по приготовлению пищи, но и обеспечивает вкусной и полезной едой. Мультиварка может жарить, печь, тушить, готовить на пару и во фритюре, подогревать уже приготовленные блюда, поддерживать блюдо горячим длительное время, при этом не требуя постоянного контроля, так как пища в ней не пригорает.
Далёкими предками мультиварок можно считать русские печи. Около четырех тысяч лет назад печи топились «по-чёрному», дым заполнял всё помещение. Ведь трубы у печки сначала не было, и дым выходил наружу через приоткрытые входные двери. При топке «по-чёрному» потолок избы покрывался слоем сажи. Но зато в избе никогда не было тараканов и клопов. Учёные полагают, что именно «топка по-чёрному» являлась хорошим средством борьбы и с эпидемиями заразных болезней.
С середины 15 века топили печи «по - серому» - в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. Дым выпускали на чердак, откуда угарные газы постепенно уходили через слуховые окна и дырки в кровле. Такие печи нередко становились причиной пожара.
С начала 19 века по приказу царя Петра I стали делать безопасные кирпичные трубы. Русскую печь с кирпичной трубой называли «белой» потому, что её топили «по-белому», т.е., без дыма в избе.
Русские печи не только обогревали жилище. В печах варили и тушили, пекли и жарили, сушили семечки, ягоды и грибы, овощи и фрукты, мелкую рыбёшку, валенки и одежду, дрова. Она была способна излечить больного простудными заболеваниями. Устройство проветривало и просушивало жилище, создавая благоприятную атмосферу. На ней, в конце концов, спали. А ещё в русской печке мылись и не просто мылись, а мылись и парились.
Вполне возможно, что это далеко не все профессии русской печи.
(А.В. Галанин. Русская печь: http://ukhtoma.ru/history3_pech.htm)
Приложение 1
Фото с сайта : http://pechi-kaminy-barbeku.ru/materials/pechi/o-russkoj-pechi-2/
Фото с сайта: http://zavtra.ru/blogs/oda_russkoj_pechi
Фото с сайта: http://ru-sled.ru/russkaya-izba-kovcheg-sredi-lesov/
Приложение 2
Задание 2.
При соблюдении элементарных требований электробезопасности мультиварка считается безопасным прибором. Русские печи иногда становились опасными. Прочти отрывок из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», определи «опасность» русской печи – подчеркни в отрывке важные слова, выдели на рисунке элемент, о котором идёт речь в сказке.
- А зачем ты, Мороз Иванович,- спросила Рукодельница,- зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?
- А я затем в окошки стучусь,- отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить - истопят, а трубу закрыть - не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем ещё я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.
Приложение 3
Задание 3.
В печи, как в мультиварке, варили, парили, жарили, пекли, грели и «томили». Жарили у устья (перед горящим топливом), варили и парили непосредственно в горниле при растопленной или догорающей печи, подогревали на шестке, пекли и томили в горниле после топки. Разогретое горнило на протяжении длительного времени хранит тепло, поэтому в нём можно варить рассыпчатые каши, печь хлеб, томить молоко.
Внимательно рассмотри устройство русской печи, подпиши недостающие названия элементов печи.
Приложение 3
опечье - деревянный сруб, на который устанавливалась печь;
подпечье – здесь хранятся и сушатся дрова;
аапечье - простор между печью и стеной избы;
шесток – в такую нишу можно ставить горячие горшки и сковородки, извлеченные из печи;
варочная камера – в ней готовится еда;
печу́рки - неглубокие ниши в корпусе печи, служащие для увеличения теплоотдающей поверхности. В них также помещают различные предметы для сушки: одежду, обувь, посуду, грибы, травы;
лежанка – на ней можно спать, греться и отдыхать после тяжелого трудового дня;
вьюшка – дверца (задвижка), полностью перекрывающая дымоход;
под – нижний слой горнила (топливника) печи;
горни́ло - топочная камера печи;
свод - то, что над подом;
хайло – место, куда идёт тяга (поток воздуха);
заслонка – полукруг из железа, закрывающий топку печи.
Приложение 4
Задание 4. Рассмотрите таблицу.
Средние размеры русской печи
Длина | 3 аршина | примерно 224 см |
Ширина | 2 аршина | примерно 160 см |
Высота (расстояние от лежанки до пола) | 2,5 аршина | примерно 182 см |
Площадь опечья (фундамента) | кв. см | В уменьшенном виде: кв. см |
Кирпичная русская печь с такими габаритами не дымила, могла обогреть помещение площадью в 30 квадратных метров, экономно расходуя топливо (берёзовые дрова). Обычно печь ставили в правом углу рядом с дверью или в центре избы.
Вычислите по данным таблицы площадь опечья (фундамента), необходимую для закладки (строительства) печи, уменьшите её в 16 раз. Результат вычислений запишите в таблице.
Приложение 5
Задание5.
Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой. Русская печь не потеряла популярности до сегодняшних дней. В деревенских домах, коттеджах в русском стиле, на дачах такое отопительное сооружение используется для обогрева помещений, для сна и отдыха, а также для приготовления пищи. Как же возводится русская печь своими руками?
Хорошие печники (мастера в области строительства, специализирующиеся на кладке каминов и печей) нарасхват, к ним записываются в очередь за два-три месяца. Хотите попробовать себя в роли печника?
Придумайте свой макет русской печи с лежанкой или с варочной поверхностью. (См. фотографии, рисунки)
Создайте макет печи из пластилина по уменьшенным в 16 раз размерам. Новые (уменьшенные) данные занесите в таблицу:
Размеры макета печи
Длина | |
Ширина | |
Высота (расстояние от лежанки до пола) | |
Важно!
Работа печника требует хорошего глазомера, ответственности, склонности к работе руками, физической выносливости, аналитического ума и пространственного мышления.
Приложение 5
Заключение
В процессе выполнения предложенной проектной задачи участники
получили новые сведения об истории русской печи,
узнали об устройстве и функциях русской печи, схожих с функциями знакомой всем мультиварки,
применяли навыки работы с текстом,
использовали предметные навыки оперирования с единицами длины;
изготавливали макет печи по образцам или собственному замыслу, используя масштаб и известные приёмы лепки из пластилина;
учились работать по предложенному плану;
продемонстрировали умения публичного выступления.
Этапы проектной мастерской (проектные задачи)
Изучить статью по теме «Прабабушка мультиварки».
(См. приложение № 1)
Прочитать отрывок из сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», выяснить, какую опасность иногда представляют русские печи.
(См. приложение № 2)
Рассмотреть рисунок «Устройство русской печи», записать названия элементов печи.
(См. приложение № 3)
Вычислить по данным таблицы площадь опечья (фундамента),
(См. приложение № 4)
Рассчитать размеры будущего макета печи, применяя масштаб:
в 1 см – 16 см
Придумать макет печи с лежанкой или с варочной поверхностью на основе иллюстраций (См. приложение № 5)
Создать макет русской печи, используя различные цвета пластилина.
Продукт проектной мастерской.
После выполнения всех проектных задач группа представляет готовый макет русской печи (из пластилина) с лежанкой или с варочной поверхностью, аргументировав его преимущества.
ПРОТОКОЛ
Критерии оценки выполнения проектной задачи «Прабабушка мультиварки»
Этапы решения проектной задачи |
| 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Целеполагание (наличие, совместное, единоличное) | отсутствовало | единоличное | совместное | |
Распределение функций (наличие, частичное, полное) | отсутствовало | определился только лидер | частичное распределение | полное распределение |
Планирование деятельности (наличие, частичное, полное) | отсутствовало | единоличное | частичное | полное |
Порядок и контроль выполнения действий в ходе решения проектной задачи (следование плану, внесение изменений) | хаотичное, не следовали плану | все придерживались плана решения проектной задачи | вносили изменения в план, корректировали свою деятельность | совместный контроль за ходом выполнения плана |
Взаимодействие в группе (конфликты, их решение) | часто | иногда, частичное решение конфликта | полное решение конфликта | согласованность действий, конфликты отсутствовали |
Соответствие результата поставленной цели (частичное, полное) | нет соответствия | частичное | полное | |
Публичное представление продукта (макета русской печи) |
Качество представления результата (полное, образное, лаконичное, стиль изложения, аргументированность) | отсутствовало | частичное | полное | полное, образное, лаконичное, проявление творческой инициативы |
Критерии оценивания заданий проектной мастерской «Прабабушка мультиварки» |
| 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Задание 2 Определить «опасность» русской печи – подчеркнуть в отрывке важные слова, выделить на рисунке элемент, о котором идёт речь в сказке | Не выполнено | 3 и более ошибок | 1-2 ошибки | Всё верно: _что печку истопить - истопят, а трубу закрыть - не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. На рис. № 1 |
Задание 3 Подписать на рисунке недостающие названия элементов печи. | Не выполнено | Указаны 1-2 элемента | Указаны 3 элемента | Указаны 4 элемента лежанка горнило печурка подпечек |
Задание 4 Вычислите по данным таблицы площадь опечья (фундамента), необходимую для закладки (строительства) печи, уменьшить её в 16 раз. | Не выполнено | 2 ошибки в цифрах или числе | 1 ошибка в цифрах или числе | Всё верно 35.840 кв. см 2.240 кв. см |
Задание 5 Придумать свой макет русской печи с лежанкой или с варочной поверхностью. Создать макет печи из пластилина по уменьшенным в 16 раз размерам | Не выполнено | 3 и более ошибок | 1-2 ошибки | Всё верно Высота - 12 см Ширина - 10 см Длина – 14 см |
Дополнительные баллы за сложность конструкции, аккуратность | от 1 до 3 баллов |
Жюри: ________________________________ __________________________
_________________________________ ___________________________