ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «Приезжайте к нам на Плещеево озеро»
Авторы составители:
Ермоленко Ж.А Липатова Н.Е., Журавлева Л.Н.Гордеева Т.Н.,
учителя начальных классов МОУ СШ №9
г.Переславля-Залесского
Паспорт проектной задачи
Тип проектной задачи | | Межпредметная (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир,технология), одновозрастная |
Место проектной задачи в образовательном процессе | | 4 класс |
Дидактические цели | | 1.Создание условий для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая, таким образом, у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы. 2. Обобщение знаний обучающихся о природном объекте, опираясь на жизненный опыт. 3.Совершенствование умений анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации. 4. Развитие рефлексивных и творческих способностей обучающихся. |
Умения, которые применяются при решении задачи (предметные, метапредметные или умения функциональной грамотности) | | Предметные Умение находить площадь прямоугольника. Умение вычислять и сравнивать именованные числа Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня» Умение работать с деформированным текстом, содержащим отвлекающую информацию и создавать собственный текст в соответствии с заданным жанром. Знакомство с внешними признаками рыб, умение находить рыбу по описанию. Метапредметные Умение анализировать, классифицировать, синтезировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания). Умение работать с моделью. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать….. Читательская грамотность Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, таблица, схема, диаграмма)…. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом Оценивать полноту, достоверность информации Математическая грамотность Выполнять действия с числовыми выражениями, составлять числовое выражение Применять формулы нахождения площади квадрата и прямоугольника для решения практической задачи Представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам Составлять целое из заданных частей, обобщать информацию; Устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении; Естественнонаучная грамотность Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления. |
Описание проблемной ситуации
РЕБЯТА!
Скоро наступит лето. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей. Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми.
Мы с вами живем в прекрасном городе Переславле – Залесском, который входит в Золотое кольцо России. Особо охраняемой природной территорией является национальный парк «Плещеево озеро». Главным природным объектом Национального парка является озеро Плещеево, жемчужина России. Ледникового происхождения, его возраст, около 30тысяч лет.
В связи с этим, вам предлагается сделать информационно – рекламный плакат, который будет являться приглашением для отдыхающих посетить именно озеро Плещеево, а не другие интересные места страны и планеты.
Вы решите несколько задач и узнаете интересные сведения об этом озере, которые вам пригодятся для оформления плаката. Вам нужно выполнить 6 заданий, а в текст 6-го задания вставить необходимую информацию и использовать текст для своего рекламного плаката.
Задание1
Перед вами конверт с пазлами , вам нужно из данных фигур сложить картинку, которая пригодится для оформления плаката.
Приклейте детали карты на плакат в правильной последовательности, придумайте заголовок и запишите его.
Задание 2.
Возьмите лист (Приложение 1)
Вычислите площадь модели, а затем пользуясь указанным масштабом, узнайте приблизительную площадь водной поверхности озера. Запишите данные в таблицу.
По таблице соотнесите площадь озера Плещеева, с площадью других указанных озер Ярославской области и сделайте вывод о размере площади озера Плещеева. Достоверность площади можно проверить на сайте национального парка «Плещеево озеро»
Таблица 1. Крупные озера Ярославской области
№ | Название озера | Площадь, км² | Округ |
1. | Неро | 52 | Ростовский |
2. | Плещеево | … | Переславский |
3. | Вашутинское | 3 | Переславский |
4. | Яхробольское | 2,6 | Некрасовский |
5. | Согожское | 2 | Некрасовский |
6. | Великое | 1,8 | Некрасовский |
7. | Рюмниковское | 1,6 | Ростовский |
8. | Ловецкое | 1,2 | Ростовский |
Задание 3
Особого внимания заслуживают обитатели озера Плещеева. Ихтиофауна озера насчитывает 16 видов рыб, отнесенных к шести семействам.
Разгадайте кроссворд и узнайте названия некоторых видов рыб. Ключевым словом будет название редкой уникальной древней рыбы Плещеева озера.
1.Любит в тине он копаться 4. У нее во рту пила.
И личинками питаться, Под водой она жила,
Чмокать в ряске по ночам Всех пугала, всех глотала,
И клевать по вечерам. А теперь в котел попала…
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его…
5.Колюч, да не еж. 6. Он широкий, горбоватый.
Кто это? ... Зелёно-желтый, полосатый.
Кличку дали ему кокунь...
Правильно зовут как? ...
7.Любит раков и лягушек, 3. Совсем не крупный, но усатый,
Даже маленьких пичужек. Зеленовато-буроватый.
Ночной лентяй неисправим... Он в речке мудрый секретарь...
Как все зовут его? ... Как все зовут его? …
2.Брюхаст и важен словно князь,
Гуляет в водорослях …
Задание 4
Пользуясь (Приложением 2) занесите данные длины тела рыбы в таблицу.
Таблица №2
Название рыбы | Длина тела |
Ёрщ | |
Пескарь | |
Окунь | |
Ряпушка | |
Карась | |
Язь | |
Налим | |
Щука | |
Вырежьте картинки с рыбами и наклейте в порядке возрастания их длины на свой плакат. Красным цветом обведите древнюю рыбу, её еще называют царской. Она изображена на гербе города Переславля- Залесского. Выберете герб нашего города и поместите в верхнюю часть плаката.
Задание 5
В этом задании речь пойдет о главной достопримечательности Плещеева озера. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и выражения, которые помогут привлечь внимание гостей к данному объекту.
Cиний кaмeнь нa Плeщeeвoм oзepe в Пepecлaвлe-3aлeccкoм – oгpoмный вaлyн cepo-cинeгo цвeтa, зa кoтopым пpoчнo зaкpeпилacь cлaвa чyдoдeйcтвeннoгo. C yтpa и дo вeчepa к кaмню нe зapacтaeт нapoднaя тpoпa – мнoгиe пpиeзжaют cюдa cпeциaльнo, чтoбы пpocить иcпoлнeния жeлaния и иcцeлeния oт нeдyгoв.
Mecтo, гдe лeжит Cинь-кaмeнь ocoбeннoe – нeпoдaлeкy нa этoм бepeгy Плeщeeвa oзepa 11-12 вeкax pacпoлaгaлcя дpeвнepyccкий гopoд Kлeщин, oт кoтopoгo ocтaлocь тoлькo кoльцo зeмляныx вaлoв.
Название Синь-камня связано с изменением цвета его поверхности. Во время дождя, или когда выпадает роса, цвет поверхности может меняться от серого к темно- или светло-синему. Такое изменение имеет простое объяснение. Камень имеет плоскую поверхность с бугорками и вмятинами, а сложен из кварцевого биотитового сланца мелкой зернистости.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Текст рассыпался, составьте текст приглашения и приклейте на плакат. (Приложение 3) Чтобы текст был ярким и интересным, вставьте в приглашение недостающие слова. Пропущенные слова и выражения вы найдете в ответах на задания.
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Приезжайте к нам на Плещеево озеро»
Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).
Поставь галочку на оценочной шкале:
1.Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Приезжайте к нам на Плещеево озеро»
2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.
3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. | |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________
Лист оценки
Номер группы | Критерии оценки содержания информации ( + или -) | Критерии оценки выступления ( + или -) | Итог |
кратко | понятно | интересно | чётко | наглядно |
1. | | | | | | |
2. | | | | | | |
3. | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
Приложение 1
Приложение 2
Некрупная хищная рыба, обычно экземпляры длиной 15-20 см и весом до 300 г, отдельные старые особи могут вырастать крупнее. | ёрш |
Рыба с удлиненным телом, сжатым с боков в хвостовой части и уплощенной головой. Средняя длина до 50 см, вес до 3 кг, отдельные экземпляры достигают 80 см длины и более. | карась |
Небольшая рыба, длиной 8-15 см, спинной и анальный плавник имеют колючие жесткие шипы. Обитает в реках, озерах, водохранилищах. Предпочитает держаться около дна, на глубине от двух метров. | сом |
Рыба с коротким, высоким телом, сильно сжатым с боков, покрытым крупной серебристой чешуей. Обычные размеры до 20 см и масса до 350 г, но иногда встречаются особи более 1 кг весом. | окунь |
Хищная рыба, с удлиненным торпедообразным телом, может достигать длины 2 м, но обычно особи до 50 см и массой до 1,5 кг. Обитают в реках и озерах. | пескарь |
Рыба с умеренно удлиненным телом, значительно сжатым с боков, несколько напоминает плотву. Длина тела около 30 см. Населяет озера и реки с медленным течением, заводями и омутами. | щука |
Семейство лососевых рыба, со стройным тонким телом. Длина 22-23 см. Обитает в озерах и реках Северной Европы. Держится стаями. | язь |
Небольшая рыбка с удлиненным вальковатым телом. Длина тела, как правило, 12-15 см. Обитает в озерах и мелких реках. | ряпушка |
Небольшая рыба, длиной 8-15 см, спинной и анальный плавник имеют колючие жесткие шипы. Обитает в реках, озерах, водохранилищах. Предпочитает держаться около дна, на глубине от двух метров. | ёрш |
Караси имеют плоское, но высокое тело, покрытое крупной чешуей. Вес и размер рыбы зависит от места ее обитания и вида. Длина некоторых особей может достигать 50-60 см, а вес — 2 кг | карась |
Рыба с удлиненным телом, сжатым с боков в хвостовой части и уплощенной головой. Средняя длина до 50 см, вес до 3 кг, отдельные экземпляры достигают 80 см длины и более. | сом |
Высокая, сжатая с боков и относительно короткая форма туловища. Средние размеры окуня составляют 15-20 см при весе 200-300 г | окунь |
В длину взрослый пескарь достигает 10-15 см, но может дорастать и до более крупных размеров – 20-22 см. Тело его у брюшка немного уплощено. Очень характерная примета – усики, по одному с каждой стороны. | пескарь |
Хищная рыба, с удлиненным торпедообразным телом, может достигать длины 2 м, но обычно особи до 50 см и массой до 1,5 кг. Обитают в реках и озерах. | щука |
Язя можно узнать по его внешнему виду: длина взрослой особи достигает 35-57 см, а вес одной рыбы составляет 2-2,7 кг. В редких случаях один язь может вытягиваться до 90 см в длину и весить целых 6 кг. | язь |
Рыболовы-любители ласково именуют ее сельдюшкой. Из всех существующих форм эта самая маленькая. Средний размер – 15-17 см, максимальная длина взрослой речной особи – 25 см. Вес варьируется от 50 до 100 г, | ряпушка |
Приложение 3
Всем! Всем! Всем! |
Приезжай, пока ты молод! |
Посети чудесный город, |
Что Переславль- Залесским все зовут. |
Сам увидишь: чудно тут! |
Есть там озеро одно |
Называется____________, главный природный объект ___________________парка Одно из самых крупных ____________озер ______________происхождения, площадью –______кв. км Главная достопримечательность - _____________________________ Для любителей рыбки, царская селедка –__________, которая является атрибутом ______ Переславля- Залесского. |
Если ты там не бывал, |
Много, братец, потерял! |
Поспеши скорей, вместе будет веселей! |
Рекламный плакат
Замысел проектной задачи
Дети работают в группах по 4 человека, выполняя 6 заданий. Для удобства работы в группе учитель может распечатать задания в нужном количестве для каждой группы .Для детей с ОВЗ задания могут выбираться « по силам»,
а остальные задания даваться в готовом виде.
Итогом совместной работы группы является свой «продукт»: рекламный плакат. Каждая группа, опираясь на полученные сведения, должна составить рекламный плакат , приглашающий гостей посетить озеро Плещеево. Создавая свой «продукт», дети осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают его, дополняя информацией из жизненного опыта.
Продолжительность проектной задачи - 2 часа.
Желательно предоставить учащимся возможность пользоваться дополнительной литературой , которую необходимо предоставить и интернетом.
Комментарий к заданию 1: Дети собирают пазлы. Получается карта Плещеева озера. Приклеивают детали карты на плакат в правильной последовательности, придумывают заголовок и записывают его.
Комментарий к заданию 2:
Затем вычисляют площадь модели, пользуясь указанным масштабом и узнают приблизительную площадь водной поверхности озера. Данные заносят в таблицу. По таблице соотносят площадь озера Плещеева, с площадью других указанных озер Ярославской области и делают вывод о размере площади озера Плещеева. В плакат таблица не заносится.
Комментарий к заданию 3: Разгадывают кроссворд и узнают названия некоторых видов рыб. Ключевым словом будет название редкой уникальной древней рыбы Плещеева озера. (ряпушка)
Комментарий к заданию 4:
Пользуясь (Приложением 3) заносят данные длины тела рыбы в таблицу.
Вырезают картинки с рыбами и наклеивают в порядке возрастания их длины на свой плакат. Красным цветом обводят древнюю рыбу, её еще называют царской. Она изображена на гербе города Переславля- Залесского.) Выбирают герб нашего города и помещают в верхнюю часть плаката.
Комментарий к заданию 5: Прочитывают текст и выписывают ключевые слова и выражения, которые помогут привлечь внимание гостей к данному объекту.
Комментарий к заданию 6: Составляют текст приглашения и приклеивают на плакат. (Приложение 5) Чтобы текст был ярким и интересным, вставляют в приглашение недостающие слова. Пропущенные слова и выражения находят в ответах на задания.
Всем! Всем! Всем!
Приезжай, пока ты молод!
Посети чудесный город,
Что Переславль- Залесским все зовут.
Сам увидишь: чудно тут!
Есть там озеро одно
Называется Плещеево, главный природный объект Национального парка
Одно из самых крупных пресных озер ледникового происхождения, площадью – 51 кв. км
Главная достопримечательность - Синий камень
Для любителей рыбки, царская селедка –ряпушка, которая является атрибутом герба Переславля- Залесского.
Если ты там не бывал,
Много, братец, потерял!
Поспеши скорей, вместе будет веселей!
Комментарии к рефлексии членов группы:
Заполнение листа самооценки каждым участником группы. Распечатать на каждого.
Комментарии к Оценочному листу публичного представления работы группы. Приложение № .
Работа проходит фронтально, совместно с учителем дают оценку «продукта» группы. В таблицу заносят «+» или «—».Таблица висит на доске для каждой группы.
22