СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная задача "Приезжайте к нам на Плещеево озеро!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторы составители:

Ермоленко Ж.А.; Липатова Н.Е.; Журавлева Л.Н.Гордеева Т.Н.,

учителя начальных классов МОУ "Средняя школа №9"

Просмотр содержимого документа
«Проектная задача "Приезжайте к нам на Плещеево озеро!"»

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА «Приезжайте к нам на Плещеево озеро»

Авторы составители:

Ермоленко Ж.А Липатова Н.Е., Журавлева Л.Н.Гордеева Т.Н.,

учителя начальных классов МОУ СШ №9

г.Переславля-Залесского

  1. Паспорт проектной задачи

Тип проектной задачи


Межпредметная (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир,технология), одновозрастная

Место проектной задачи в образовательном процессе


4 класс

Дидактические цели



1.Создание условий для группового

взаимодействия при решении проектной задачи, развивая, таким образом, у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

2. Обобщение знаний обучающихся о природном объекте, опираясь на жизненный опыт.

3.Совершенствование умений анализировать материал,

обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации.

4. Развитие рефлексивных и творческих способностей обучающихся.

Умения, которые применяются при решении задачи (предметные, метапредметные или умения функциональной грамотности)


Предметные

  1. Умение находить площадь прямоугольника.

  2. Умение вычислять и сравнивать именованные числа

  3. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня»

  4. Умение работать с деформированным текстом, содержащим отвлекающую информацию и создавать собственный текст в соответствии с заданным жанром.

  5. Знакомство с внешними признаками рыб, умение находить рыбу по описанию.

Метапредметные

  1. Умение анализировать, классифицировать, синтезировать данную информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания

  2. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

  3. Умение работать с моделью.

  4. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать…..

Читательская грамотность

  1. Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, таблица, схема, диаграмма)….

  2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

  3. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

  4. Оценивать полноту, достоверность информации

Математическая грамотность

  1. Выполнять действия с числовыми выражениями, составлять числовое выражение

  2. Применять формулы нахождения площади квадрата и прямоугольника для решения практической задачи

  3. Представлять объект по описанию, рисунку, заданным характеристикам

  4. Составлять целое из заданных частей, обобщать информацию;

  5. Устанавливать соответствие между реальным размером объекта и представленным на изображении;

Естественнонаучная грамотность

  1. Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления.





Описание проблемной ситуации


РЕБЯТА!

Скоро наступит лето. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей. Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми.

Мы с вами живем в прекрасном городе Переславле – Залесском, который входит в Золотое кольцо России. Особо охраняемой природной территорией является национальный парк «Плещеево озеро». Главным природным объектом Национального парка является озеро Плещеево, жемчужина России. Ледникового происхождения, его возраст, около 30тысяч лет.

В связи с этим, вам предлагается сделать информационно – рекламный плакат, который будет являться приглашением для отдыхающих посетить именно озеро Плещеево, а не другие интересные места страны и планеты.

Вы решите несколько задач и узнаете интересные сведения об этом озере, которые вам пригодятся для оформления плаката. Вам нужно выполнить 6 заданий, а в текст 6-го задания вставить необходимую информацию и использовать текст для своего рекламного плаката.









Задание1


Перед вами конверт с пазлами , вам нужно из данных фигур сложить картинку, которая пригодится для оформления плаката.

Приклейте детали карты на плакат в правильной последовательности, придумайте заголовок и запишите его.


Задание 2.

Возьмите лист (Приложение 1)

Вычислите площадь модели, а затем пользуясь указанным масштабом, узнайте приблизительную площадь водной поверхности озера. Запишите данные в таблицу.

По таблице соотнесите площадь озера Плещеева, с площадью других указанных озер Ярославской области и сделайте вывод о размере площади озера Плещеева. Достоверность площади можно проверить на сайте национального парка «Плещеево озеро»


Таблица 1. Крупные озера Ярославской области

Название озера

Площадь, км²

Округ

1.

Неро

52

Ростовский

2.

Плещеево

Переславский

3.

Вашутинское

3

Переславский

4.

Яхробольское

2,6

Некрасовский

5.

Согожское

2

Некрасовский

6.

Великое

1,8

Некрасовский

7.

Рюмниковское

1,6

Ростовский

8.

Ловецкое

1,2

Ростовский



Задание 3


Особого внимания заслуживают обитатели озера Плещеева. Ихтиофауна озера насчитывает 16 видов рыб, отнесенных к шести семействам.

Разгадайте кроссворд и узнайте названия некоторых видов рыб. Ключевым словом будет название редкой уникальной древней рыбы Плещеева озера.


1.Любит в тине он копаться 4. У нее во рту пила.

И личинками питаться, Под водой она жила,

Чмокать в ряске по ночам Всех пугала, всех глотала,

И клевать по вечерам. А теперь в котел попала…

Нипочём рыбешке грязь,

А зовут его…


5.Колюч, да не еж. 6. Он широкий, горбоватый.

Кто это? ... Зелёно-желтый, полосатый.

Кличку дали ему кокунь...

Правильно зовут как? ...



7.Любит раков и лягушек, 3. Совсем не крупный, но усатый,

Даже маленьких пичужек. Зеленовато-буроватый.

Ночной лентяй неисправим... Он в речке мудрый секретарь...

Как все зовут его? ... Как все зовут его? …



2.Брюхаст и важен словно князь,

Гуляет в водорослях …



1.











2.









3.








4.








5.










6.









7.










Задание 4



Пользуясь (Приложением 2) занесите данные длины тела рыбы в таблицу.

Таблица №2

Название рыбы

Длина тела

Ёрщ


Пескарь


Окунь


Ряпушка


Карась


Язь


Налим


Щука



Вырежьте картинки с рыбами и наклейте в порядке возрастания их длины на свой плакат. Красным цветом обведите древнюю рыбу, её еще называют царской. Она изображена на гербе города Переславля- Залесского. Выберете герб нашего города и поместите в верхнюю часть плаката.







Задание 5

В этом задании речь пойдет о главной достопримечательности Плещеева озера. Прочитайте текст и выпишите ключевые слова и выражения, которые помогут привлечь внимание гостей к данному объекту.


Cиний кaмeнь нa Плeщeeвoм oзepe в Пepecлaвлe-3aлeccкoм – oгpoмный вaлyн cepo-cинeгo цвeтa, зa кoтopым пpoчнo зaкpeпилacь cлaвa чyдoдeйcтвeннoгo. C yтpa и дo вeчepa к кaмню нe зapacтaeт нapoднaя тpoпa – мнoгиe пpиeзжaют cюдa cпeциaльнo, чтoбы пpocить иcпoлнeния жeлaния и иcцeлeния oт нeдyгoв.

Mecтo, гдe лeжит Cинь-кaмeнь ocoбeннoe – нeпoдaлeкy нa этoм бepeгy Плeщeeвa oзepa 11-12 вeкax pacпoлaгaлcя дpeвнepyccкий гopoд Kлeщин, oт кoтopoгo ocтaлocь тoлькo кoльцo зeмляныx вaлoв.

Название Синь-камня связано с изменением цвета его поверхности. Во время дождя, или когда выпадает роса, цвет поверхности может меняться от серого к темно- или светло-синему. Такое изменение имеет простое объяснение. Камень имеет плоскую поверхность с бугорками и вмятинами, а сложен из кварцевого биотитового сланца мелкой зернистости.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 6

Текст рассыпался, составьте текст приглашения и приклейте на плакат. (Приложение 3) Чтобы текст был ярким и интересным, вставьте в приглашение недостающие слова. Пропущенные слова и выражения вы найдете в ответах на задания.


















Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Приезжайте к нам на Плещеево озеро»

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

  2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________




Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1.Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Приезжайте к нам на Плещеево озеро»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2.Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)
Да Нет
Почему? ______________________________________________________










Лист оценки



Номер группы

Критерии оценки содержания информации ( + или -)

Критерии оценки выступления

( + или -)

Итог

кратко

понятно

интересно

чётко

наглядно

1.







2.







3.







4.







5.















































Приложение 1














Приложение 2


Некрупная хищная рыба, обычно экземпляры длиной 15-20 см и весом до 300 г, отдельные старые особи могут вырастать крупнее.

ёрш

Рыба с удлиненным телом, сжатым с боков в хвостовой части и уплощенной головой. Средняя длина до 50 см, вес до 3 кг, отдельные экземпляры достигают 80 см длины и более.

карась

Небольшая рыба, длиной 8-15 см, спинной и анальный плавник имеют колючие жесткие шипы. Обитает в реках, озерах, водохранилищах. Предпочитает держаться около дна, на глубине от двух метров.

сом

Рыба с коротким, высоким телом, сильно сжатым с боков, покрытым крупной серебристой чешуей. Обычные размеры до 20 см и масса до 350 г, но иногда встречаются особи более 1 кг весом.

окунь

Хищная рыба, с удлиненным торпедообразным телом, может достигать длины 2 м, но обычно особи до 50 см и массой до 1,5 кг. Обитают в реках и озерах.

пескарь

Рыба с умеренно удлиненным телом, значительно сжатым с боков, несколько напоминает плотву. Длина тела около 30 см. Населяет озера и реки с медленным течением, заводями и омутами.

щука

Семейство лососевых рыба, со стройным тонким телом. Длина 22-23 см. Обитает в озерах и реках Северной Европы. Держится стаями.

язь

Небольшая рыбка с удлиненным вальковатым телом. Длина тела, как правило, 12-15 см. Обитает в озерах и мелких реках.

ряпушка




Небольшая рыба, длиной 8-15 см, спинной и анальный плавник имеют колючие жесткие шипы. Обитает в реках, озерах, водохранилищах. Предпочитает держаться около дна, на глубине от двух метров.

ёрш

Караси имеют плоское, но высокое тело, покрытое крупной чешуей. Вес и размер рыбы зависит от места ее обитания и вида. Длина некоторых особей может достигать 50-60 см, а вес — 2 кг

карась

Рыба с удлиненным телом, сжатым с боков в хвостовой части и уплощенной головой. Средняя длина до 50 см, вес до 3 кг, отдельные экземпляры достигают 80 см длины и более.

сом

Высокая, сжатая с боков и относительно короткая форма туловища. Средние размеры окуня составляют 15-20 см при весе 200-300 г

окунь

В длину взрослый пескарь достигает 10-15 см, но может дорастать и до более крупных размеров – 20-22 см. Тело его у брюшка немного уплощено. Очень характерная примета – усики, по одному с каждой стороны.

пескарь

Хищная рыба, с удлиненным торпедообразным телом, может достигать длины 2 м, но обычно особи до 50 см и массой до 1,5 кг. Обитают в реках и озерах.

щука

Язя можно узнать по его внешнему виду: длина взрослой особи достигает 35-57 см, а вес одной рыбы составляет 2-2,7 кг. В редких случаях один язь может вытягиваться до 90 см в длину и весить целых 6 кг.

язь

Рыболовы-любители ласково именуют ее сельдюшкой. Из всех существующих форм эта самая маленькая. Средний размер – 15-17 см, максимальная длина взрослой речной особи – 25 см. Вес варьируется от 50 до 100 г,

ряпушка


















































Приложение 3

Всем! Всем! Всем!


Приезжай, пока ты молод!


Посети чудесный город,


Что Переславль- Залесским все зовут.

Сам увидишь: чудно тут!


Есть там озеро одно


Называется____________, главный природный объект ___________________парка

Одно из самых крупных ____________озер ______________происхождения, площадью –______кв. км

Главная достопримечательность - _____________________________

Для любителей рыбки, царская селедка –__________, которая является атрибутом ______ Переславля- Залесского.


Если ты там не бывал,


Много, братец, потерял!



Поспеши скорей, вместе будет веселей!












































































Рекламный плакат

































Замысел проектной задачи


Дети работают в группах по 4 человека, выполняя 6 заданий. Для удобства работы в группе учитель может распечатать задания в нужном количестве для каждой группы .Для детей с ОВЗ задания могут выбираться « по силам»,

а остальные задания даваться в готовом виде.

Итогом совместной работы группы является свой «продукт»: рекламный плакат. Каждая группа, опираясь на полученные сведения, должна составить рекламный плакат , приглашающий гостей посетить озеро Плещеево. Создавая свой «продукт», дети осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают его, дополняя информацией из жизненного опыта.

Продолжительность проектной задачи - 2 часа.

Желательно предоставить учащимся возможность пользоваться дополнительной литературой , которую необходимо предоставить и интернетом.

Комментарий к заданию 1: Дети собирают пазлы. Получается карта Плещеева озера. Приклеивают детали карты на плакат в правильной последовательности, придумывают заголовок и записывают его.


Комментарий к заданию 2:

Затем вычисляют площадь модели, пользуясь указанным масштабом и узнают приблизительную площадь водной поверхности озера. Данные заносят в таблицу. По таблице соотносят площадь озера Плещеева, с площадью других указанных озер Ярославской области и делают вывод о размере площади озера Плещеева. В плакат таблица не заносится.



Комментарий к заданию 3: Разгадывают кроссворд и узнают названия некоторых видов рыб. Ключевым словом будет название редкой уникальной древней рыбы Плещеева озера. (ряпушка)


Комментарий к заданию 4:


Пользуясь (Приложением 3) заносят данные длины тела рыбы в таблицу.

Вырезают картинки с рыбами и наклеивают в порядке возрастания их длины на свой плакат. Красным цветом обводят древнюю рыбу, её еще называют царской. Она изображена на гербе города Переславля- Залесского.) Выбирают герб нашего города и помещают в верхнюю часть плаката.


Комментарий к заданию 5: Прочитывают текст и выписывают ключевые слова и выражения, которые помогут привлечь внимание гостей к данному объекту.

Комментарий к заданию 6: Составляют текст приглашения и приклеивают на плакат. (Приложение 5) Чтобы текст был ярким и интересным, вставляют в приглашение недостающие слова. Пропущенные слова и выражения находят в ответах на задания.


Всем! Всем! Всем!


Приезжай,  пока  ты  молод!


Посети  чудесный  город,


Что Переславль- Залесским  все  зовут.


Сам  увидишь:  чудно  тут!


Есть там озеро одно


Называется Плещеево, главный природный объект Национального парка

Одно из самых крупных пресных озер ледникового происхождения, площадью – 51 кв. км

Главная достопримечательность - Синий камень

Для любителей рыбки, царская селедка –ряпушка, которая является атрибутом герба Переславля- Залесского.


Если ты там не бывал,


Много, братец, потерял!


Поспеши скорей, вместе будет веселей!


Комментарии к рефлексии членов группы:

Заполнение листа самооценки каждым участником группы. Распечатать на каждого.

Комментарии к Оценочному листу публичного представления работы группы. Приложение № .

Работа проходит фронтально, совместно с учителем дают оценку «продукта» группы. В таблицу заносят «+» или «—».Таблица висит на доске для каждой группы.







22