Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2»
г.Осташкова Тверской области
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ
Методические рекомендации
для молодых специалистов - учителей начальных классов
Автор: учитель начальных классов
высшей категории
М.Е.Дмитриева
2019 год
Цель рекомендаций: помочь молодым учителям в работе по направлению «Проектно - исследовательская деятельность в начальных классах
Система работы по направлению
«Проектно - исследовательская деятельность» в начальных классах
Я представляю вашему вниманию общие методические рекомендации по системе работы, которая успешно действует на протяжении 15 лет в начальной школе нашей гимназии.
У меня нет цели доказать, как важна работа в вышеуказанном направлении, т. к. всё прописано в ФГОС НОО.
Система работы универсальна, поэтому я не представляю какой - либо конкретный проект.
В нашей гимназии мы используем следующую схему построения работы проектно – исследовательской деятельности с обучающимися (см. Схема 1).
Ученик выбирает определённую тему исследования и совместно с учителем/наставником поэтапно готовит проект, включающий это (эти) исследования.
Схема 1
Работа с учеником
По мере необходимости, если проект долгосрочный и/или объёмный по содержанию, подключается рабочая группа, созданная на базе класса. У неё свои мини – задачи, которые при реализации срабатывают на результат проекта.
Привлекаются родители, которые при необходимости помогают осуществить помощь и контроль разработки проекта в домашних условиях.
При необходимости привлекаются профессионалы в той области исследования, которые выбрал ученик для своего проекта.
В наших проектах мы сотрудничали со специалистами следующих областей:
медицинские работники,
строители,
эпидемиологические службы и службы МЧС,
краеведы и экскурсоводы,
тренеры спортивной школы,
местные художники и архитектор,
садоводы и огородники,
работники лесной промышленности,
фармацевты и провизоры,
продавцы промышленных и продовольственных товаров.
Как показала практика, большую помощь оказывают педагоги дополнительного образования в областях культуры и спорта.
Проект готов. В данной работе я не ставила цель - описать виды проектов и этапы работы над ними, поэтому рекомендации универсальны.
Дальше деятельность ученика строится по следующей схеме (см. Схема 2). Куратором всех этапов нижеприведённой деятельности является руководитель проекта. В нашем случае – учитель/наставник.
На первом этапе (см. Схема 2) презентация проекта на НПК - детской научно – практической конференции (муниципальной, межмуниципальной, региональной).
Важен момент градации выступлений (см. Рис. 1), т. к. именно она мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие своего потенциала и научную работу.
Рисунок 1
Градация выступлений
Результаты исследовательской работы и/или презентация проекта используются в выступлениях:
на классных часах,
на собраниях научного общества «Гимназист»,
в работе кабинета Здоровья,
на научно – практических конференциях других школ образовательного округа,
в ДОУ города.
На втором этапе проекты публикуются в прессе:
муниципальная газета «Селигер»,
школьная газета «Успех»,
сборник материалов НПК «Высота»,
в сети Интернет: на сайте гимназииi, сайте учителяii, школьных порталахiii и в социальных сетях работников образованияiv, порталах различных сообществ по интересамv.
На третьем этапе ученики, используя свои знания в той или иной предметной области, участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах следующих уровней: гимназического, муниципального, регионального, всероссийского.
На этом же этапе ученики выступают как создатели отдельных заданий, блоков заданий для предметной области, целостных проектов предметных олимпиад, конкурсов и викторин для ДОУ и школ города.
Схема 2
Выход на результат
Хочу отметить, что исследовательская деятельность начинается уже в 1 классе (тематические мини - исследования), а публичная защита и презентация мини - проектов, включающих в себя мини - исследования, начинается со 2 класса.
Примечание. В работе использованы фотографии из личного архива автора.
i www.ost-rds.ru
ii http://multiurok.ru/dme/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-52/
iii http://www.proshkolu.ru/
iv http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
v http://multiurok.ru/dme/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-52