СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность. Как мы это делаем. Рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель рекомендаций: помочь молодым учителям в работе по направлению «Проектно - исследовательская деятельность в начальных классах.

Система работы по направлению «Проектно - исследовательская деятельность» в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность. Как мы это делаем. Рекомендации»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №2»

г.Осташкова Тверской области















ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ

Методические рекомендации

для молодых специалистов - учителей начальных классов





Автор: учитель начальных классов

высшей категории

М.Е.Дмитриева





















2019 год

Цель рекомендаций: помочь молодым учителям в работе по направлению «Проектно - исследовательская деятельность в начальных классах



Система работы по направлению

«Проектно - исследовательская деятельность» в начальных классах

Я представляю вашему вниманию общие методические рекомендации по системе работы, которая успешно действует на протяжении 15 лет в начальной школе нашей гимназии.

У меня нет цели доказать, как важна работа в вышеуказанном направлении, т. к. всё прописано в ФГОС НОО.

Система работы универсальна, поэтому я не представляю какой - либо конкретный проект.

В нашей гимназии мы используем следующую схему построения работы проектно – исследовательской деятельности с обучающимися (см. Схема 1).

Ученик выбирает определённую тему исследования и совместно с учителем/наставником поэтапно готовит проект, включающий это (эти) исследования.

Схема 1

Работа с учеником

По мере необходимости, если проект долгосрочный и/или объёмный по содержанию, подключается рабочая группа, созданная на базе класса. У неё свои мини – задачи, которые при реализации срабатывают на результат проекта.

Привлекаются родители, которые при необходимости помогают осуществить помощь и контроль разработки проекта в домашних условиях.

При необходимости привлекаются профессионалы в той области исследования, которые выбрал ученик для своего проекта.

В наших проектах мы сотрудничали со специалистами следующих областей:

  • медицинские работники,

  • строители,

  • эпидемиологические службы и службы МЧС,

  • краеведы и экскурсоводы,

  • тренеры спортивной школы,

  • местные художники и архитектор,

  • садоводы и огородники,

  • работники лесной промышленности,

  • фармацевты и провизоры,

  • продавцы промышленных и продовольственных товаров.

Как показала практика, большую помощь оказывают педагоги дополнительного образования в областях культуры и спорта.

Проект готов. В данной работе я не ставила цель - описать виды проектов и этапы работы над ними, поэтому рекомендации универсальны.

Дальше деятельность ученика строится по следующей схеме (см. Схема 2). Куратором всех этапов нижеприведённой деятельности является руководитель проекта. В нашем случае – учитель/наставник.

На первом этапе (см. Схема 2) презентация проекта на НПК - детской научно – практической конференции (муниципальной, межмуниципальной, региональной).

Важен момент градации выступлений (см. Рис. 1), т. к. именно она мотивирует обучающихся на дальнейшее развитие своего потенциала и научную работу.







Рисунок 1

Градация выступлений

Результаты исследовательской работы и/или презентация проекта используются в выступлениях:

  • на классных часах,

  • на собраниях научного общества «Гимназист»,

  • в работе кабинета Здоровья,

  • на научно – практических конференциях других школ образовательного округа,

  • в ДОУ города.



На втором этапе проекты публикуются в прессе:

  • муниципальная газета «Селигер»,

  • школьная газета «Успех»,

  • сборник материалов НПК «Высота»,

  • в сети Интернет: на сайте гимназииi, сайте учителяii, школьных порталахiii и в социальных сетях работников образованияiv, порталах различных сообществ по интересамv.

На третьем этапе ученики, используя свои знания в той или иной предметной области, участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах следующих уровней: гимназического, муниципального, регионального, всероссийского.

На этом же этапе ученики выступают как создатели отдельных заданий, блоков заданий для предметной области, целостных проектов предметных олимпиад, конкурсов и викторин для ДОУ и школ города.





Схема 2

Выход на результат

Хочу отметить, что исследовательская деятельность начинается уже в 1 классе (тематические мини - исследования), а публичная защита и презентация мини - проектов, включающих в себя мини - исследования, начинается со 2 класса.

Примечание. В работе использованы фотографии из личного архива автора.

i www.ost-rds.ru

ii http://multiurok.ru/dme/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-52/

iii http://www.proshkolu.ru/

iv http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

v http://multiurok.ru/dme/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-52