СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность как одна из инновационных педагогических технологий в обучении

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. В связи с этим, современные программы абсолютно всех предметов должны быть ориентированы на данный вид деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность как одна из инновационных педагогических технологий в обучении»

МУДО «ЦДО «Надежда»

МУДО «ЦДО «Надежда»

(1888-1939)

(1888-1939)

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект :  умением поставить цель определить дальнюю и ближайшую перспективу  найти и привлечь необходимые ресурсы найти необходимую информацию, выделив из потока только то, что нужно для решения конкретной проблемы наметить план действий разработать этапы воплощения осуществив проект, достичь поставленной цели

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект :

  • умением поставить цель
  • определить дальнюю и ближайшую перспективу
  • найти и привлечь необходимые ресурсы
  • найти необходимую информацию, выделив из потока только то, что нужно для решения конкретной проблемы
  • наметить план действий
  • разработать этапы воплощения
  • осуществив проект, достичь поставленной цели

Энтузиаст  - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели Специалист  - компетентен в нескольких областях (не во всех!) Консультант  - может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам Руководитель  - может четко спланировать и реализовать проект «Человек, который задает вопросы»  - организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь Координатор  - поддерживает групповой процесс решения проблем Эксперт  - дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов

Энтузиаст

- повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели

Специалист

- компетентен в нескольких областях (не во всех!)

Консультант

- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к

другим специалистам

Руководитель

- может четко спланировать и реализовать проект

«Человек, который задает вопросы»

- организует обсуждение способов преодоления

возникающих трудностей путем косвенных, наводящих

вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь

Координатор

- поддерживает групповой процесс решения проблем

Эксперт

- дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов

 Субъект познавательной деятельности  -  вовлекается в активный познавательный творческий процесс;  погружается в процесс выполнения творческого задания, получения новых и закрепленных старых знаний по предмету;  выполняет вместе с учителем собственный проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу;  включается в реальную деятельность, овладевая новыми знаниями;  принимает ответственные решения; -  выстраивает систему взаимодействия с людьми (учителем-консультантом, библиотекарь, учитель информатики и т.д.), что позволяет осваивать ролевые позиции, позиции сотрудничества; - оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта и продукт своей деятельности, а также себя в процессе этой деятельности.  Помощник  - мотивирует  - консультирует  - помогает, поддерживает

Субъект познавательной деятельности

вовлекается в активный познавательный творческий процесс;

  • погружается в процесс выполнения творческого задания, получения новых и закрепленных старых знаний по предмету;
  • выполняет вместе с учителем собственный проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу;
  • включается в реальную деятельность, овладевая новыми знаниями;
  • принимает ответственные решения;

выстраивает систему взаимодействия с людьми (учителем-консультантом, библиотекарь, учитель информатики и т.д.), что позволяет осваивать ролевые позиции, позиции сотрудничества;

- оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта и продукт своей деятельности, а также себя в процессе этой деятельности.

Помощник

- мотивирует

- консультирует

- помогает, поддерживает

Основные этапы работы  Найти проблему – что надо изучать. Тема – как это назвать. Актуальность – почему эту проблему нужно изучать. Цель исследования – какой результат предполагается получить. Гипотеза – что не очевидно в объекте. Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования. Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Методика исследования – как и что исследовали. Результаты исследования – собственные данные. Выводы – краткие ответы на поставленные задачи. Значимость – как влияют результаты на практику.

Основные этапы работы

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.
Структура работы  Введение (обосновывается актуальность исследования, степень разработанности данной темы в литературе, формулируется объект и предмет исследования, цели и задачи работы). При наличии практической части формулируется гипотеза.  Основная часть представлена в виде глав, разделенных на параграфы. Каждая часть должна раскрывать какой-либо аспект темы, каждый параграф – один из аспектов главы. В конце параграфа и главы целесообразно делать краткие выводы.  Заключение представляет собой общие выводы по теме, подводятся краткие итоги исследования, указываются возможности практического использования результатов работы.

Структура работы

  • Введение (обосновывается актуальность исследования, степень разработанности данной темы в литературе, формулируется объект и предмет исследования, цели и задачи работы). При наличии практической части формулируется гипотеза.
  • Основная часть представлена в виде глав, разделенных на параграфы. Каждая часть должна раскрывать какой-либо аспект темы, каждый параграф – один из аспектов главы. В конце параграфа и главы целесообразно делать краткие выводы.
  • Заключение представляет собой общие выводы по теме, подводятся краткие итоги исследования, указываются возможности практического использования результатов работы.
Работа должна продемонстрировать  достаточный объем теоретических знаний по определенной теме  умение работать с научной, учебной и справочной литературой  владение учеником навыками исследовательской работы  умение обобщать и систематизировать материал по избранной теме  способности формулировать научный аппарат работы  умение логично и грамотно излагать материал

Работа должна продемонстрировать

  • достаточный объем теоретических знаний по определенной теме
  • умение работать с научной, учебной и справочной литературой
  • владение учеником навыками исследовательской работы
  • умение обобщать и систематизировать материал по избранной теме
  • способности формулировать научный аппарат работы
  • умение логично и грамотно излагать материал
Языковые клише  Работа (исследование) посвящена теме, проблеме, актуальному вопросу… Работа (…) посвящена характеристике проблемы… Темой работы (…) является… В работе (…)… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д. А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.

Языковые клише

  • Работа (исследование) посвящена теме, проблеме, актуальному вопросу…
  • Работа (…) посвящена характеристике проблемы…
  • Темой работы (…) является…
  • В работе (…)… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.
  • А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.

Проблема  В центре внимания автора находятся… На первый план автором выдвигаются… Главные усилия автора направлены на… В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.

Проблема

  • В центре внимания автора находятся…
  • На первый план автором выдвигаются…
  • Главные усилия автора направлены на…
  • В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.

Актуальность темы  Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как… Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)… Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.) В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…

Актуальность темы

  • Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…
  • Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…
  • Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)
  • В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…
Характеристика первоисточников  Автор привлекает к анализу следующие материалы… Материалом исследования послужили… В основе работы (…) лежат материалы исследований…

Характеристика первоисточников

  • Автор привлекает к анализу следующие материалы…
  • Материалом исследования послужили…
  • В основе работы (…) лежат материалы исследований…

Заключение  Автор приходит к выводу, заключению о том… В заключение можно сказать… Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что… Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?) Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?) На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.

Заключение

  • Автор приходит к выводу, заключению о том…
  • В заключение можно сказать…
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
  • Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)
  • Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)
  • На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.
 Вперед, в мир научных открытий и неожиданных задач!

Вперед, в мир научных открытий и неожиданных задач!