Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность как одна из инновационных педагогических технологий в обучении»
МУДО «ЦДО «Надежда»
(1888-1939)
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект :
- умением поставить цель
- определить дальнюю и ближайшую перспективу
- найти и привлечь необходимые ресурсы
- найти необходимую информацию, выделив из потока только то, что нужно для решения конкретной проблемы
- наметить план действий
- разработать этапы воплощения
- осуществив проект, достичь поставленной цели
Энтузиаст
- повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели
Специалист
- компетентен в нескольких областях (не во всех!)
Консультант
- может организовать доступ к ресурсам, в том числе к
другим специалистам
Руководитель
- может четко спланировать и реализовать проект
«Человек, который задает вопросы»
- организует обсуждение способов преодоления
возникающих трудностей путем косвенных, наводящих
вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь
Координатор
- поддерживает групповой процесс решения проблем
Эксперт
- дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов
Субъект познавательной деятельности
- вовлекается в активный познавательный творческий процесс;
- погружается в процесс выполнения творческого задания, получения новых и закрепленных старых знаний по предмету;
- выполняет вместе с учителем собственный проект, решая какую-либо практическую исследовательскую задачу;
- включается в реальную деятельность, овладевая новыми знаниями;
- принимает ответственные решения;
- выстраивает систему взаимодействия с людьми (учителем-консультантом, библиотекарь, учитель информатики и т.д.), что позволяет осваивать ролевые позиции, позиции сотрудничества;
- оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта и продукт своей деятельности, а также себя в процессе этой деятельности.
Помощник
- мотивирует
- консультирует
- помогает, поддерживает
Основные этапы работы
- Найти проблему – что надо изучать.
- Тема – как это назвать.
- Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
- Цель исследования – какой результат предполагается получить.
- Гипотеза – что не очевидно в объекте.
- Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
- Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
- Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
- Методика исследования – как и что исследовали.
- Результаты исследования – собственные данные.
- Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
- Значимость – как влияют результаты на практику.
Структура работы
- Введение (обосновывается актуальность исследования, степень разработанности данной темы в литературе, формулируется объект и предмет исследования, цели и задачи работы). При наличии практической части формулируется гипотеза.
- Основная часть представлена в виде глав, разделенных на параграфы. Каждая часть должна раскрывать какой-либо аспект темы, каждый параграф – один из аспектов главы. В конце параграфа и главы целесообразно делать краткие выводы.
- Заключение представляет собой общие выводы по теме, подводятся краткие итоги исследования, указываются возможности практического использования результатов работы.
Работа должна продемонстрировать
- достаточный объем теоретических знаний по определенной теме
- умение работать с научной, учебной и справочной литературой
- владение учеником навыками исследовательской работы
- умение обобщать и систематизировать материал по избранной теме
- способности формулировать научный аппарат работы
- умение логично и грамотно излагать материал
Языковые клише
- Работа (исследование) посвящена теме, проблеме, актуальному вопросу…
- Работа (…) посвящена характеристике проблемы…
- Темой работы (…) является…
- В работе (…)… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д.
- А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п.
Проблема
- В центре внимания автора находятся…
- На первый план автором выдвигаются…
- Главные усилия автора направлены на…
- В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д.
Актуальность темы
- Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…
- Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…
- Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)
- В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…
Характеристика первоисточников
- Автор привлекает к анализу следующие материалы…
- Материалом исследования послужили…
- В основе работы (…) лежат материалы исследований…
Заключение
- Автор приходит к выводу, заключению о том…
- В заключение можно сказать…
- Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
- Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)
- Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)
- На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.
Вперед, в мир научных открытий и неожиданных задач!