«Главная задача преподавателя - вовлечь обучающегося в учебный процесс. То, что делает обучающийся, чтобы обучаться, значительно важнее того, что делает педагог, чтобы учить» Дэвид Милтон
Актуальность
Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Именно такого выпускника должен подготовить современный учитель.
- Одним из условий успеха в достижении поставленной задачи является выбор методик, технологий, приемов, учитывающих особенности первого уровня общего образования.
Практико-ориентированное обучение как основа естественно-научного образования
- Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач.
- В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки.
- Практико-ориентированное обучение, должно способствовать повышению мотивированности обучаемых на приобретение практических навыков.
В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности.
В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков.
При практико-ориентированном подходе традиционная модель дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, что позволяет сформировать компетентность.
- Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и навыков для выработки у обучаемых определенных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться выпускник учебного заведения, способный эффективно применять в учебно-познавательной и практической деятельности имеющиеся у него компетенции .
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении задач и проблем в социальной, учебной или профессиональной сферах.
- Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе.
- Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный процесс.
Принципы практико-ориентированного обучения
Принцип самостоятель
ности
Принцип свободы
Принцип сотрудничества
Принципы практико-ориентированного обучения
Принцип самостоятельности – подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности.
- Принцип свободы – направлен на то, что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть, педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной информации.
- Принцип сотрудничества – предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе. Во время учебного занятия, обучающиеся не просто механических воспринимают учебный материал, а принимают равное активное участие обучении.
Содержание практико-ориентированного метода обучения
Практико-ориентированный метод обучения имеет следующее содержание и наполнение:
- Теоретическая часть, представлена семинарами, лекциями, занятиями по закреплению полученных знаний и т.д.
- Практическая (прикладная часть), включает в себя разнообразные игры (ролевые, игровые), лабораторные и практические работы и т.д.
- Самостоятельная работа, предусматривает самостоятельное выполнение учащимися письменных работ (рефераты, эссе, и т.п.), исследовательских работ, самостоятельная работа в компьютерных классах и т.п.
- Участие в проектной деятельности, предполагает как самостоятельную проектную деятельность, так и совместную с педагогом.
Практико-ориентированный метод обучения предусматривает:
- усвоение учебной программы не только в стенах образовательной организации, но и за ее пределами в реальных условиях, путем выполнения практических заданий (во время походов, экскурсий и т.п.);
- необходимое наличие в образовательной организации мест и площадок для осуществления практической работы (экологическая тропа в ДОО, теплица в школе и т.п.);
- Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения.
Сегодня существует множество технологий, позволяющих осуществлять данную задачу.
Во-первых, исследовательская деятельность .
Во-вторых, проектная деятельность обучающихся.
В-третьих, технология развития критического мышления (ТРКМ).
- Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности учащихся, способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.
Практико-ориентированные задания можно разделить на три группы:
- - теоретические;
- - экспериментально-теоретические;
- - расчетные;
Теоретические задачи, используемые при изучении темы «Алюминий»
- 1. Почему провода линий электропередач изготавливают из алюминия?
- 2. В ряду активности металлов алюминий следует за металлами 2А группы, т. е. очень активен, но с водой, как показывает бытовой опыт, не взаимодействует при обычных условиях (алюминиевые провода и посуда не разрушаются под действием воды). Почему?
- 3. Какую химическую реакцию положил в основу рассказа «Бенгальские огни» его автор Н. Носов? Запишите уравнение реакции и рассмотрите с позиций окисления-восстановления.
- 4. Можно ли хранить в алюминиевой кастрюле компот из свежих ягод? Ответ подтвердите уравнениями соответствующих реакций.
Экспериментально-теоретические задачи в курсе органической химии
При взаимодействии соды и уксусной кислоты образуется углекислый газ, что делает тесто пышным.
- Какую формулу имеют сода, уксусная кислота, углекислый газ?
- Определите тип химической реакции, протекающей при этом.
- Проведите опыт и составьте уравнения химических реакций, протекающих при выпечке хлеба с использованием соды.
- Найдите информацию о том, какие другие вещества можно использовать аналогичным образом.
- Составьте схему «Применение соды в народном хозяйстве».
Расчетные задачи
- При изучении свойств и применения углерода и его соединений обращается внимание учащихся на одну из современных экологических проблем – возникновение "парникового эффекта", приводящего к потеплению климата. Предлагаю такие задачи:
- Белгородский мел содержит карбонат кальция и карбонат магния в пересчете на CaO и MgO соответственно 54 и 0,5 %.
- Сколько примеси содержит белгородский мел?
- Какой объем CO 2 выделится в атмосферу при обжиге образца такого мела массой 1 кг?
Таким образом:
- каждое учебное занятие должно быть интересно и познавательно, увлекать учащихся, мотивируя на обучение
- учебные задания должны быть не только интересны, но и выполнимы в процесс осуществляемой практической деятельности
- учебные занятия необходимо организовывать не по шаблону и стандарту, каждое должно быть оригинальным и запоминающимся, иметь элемент неожиданности
- доступность учебного материала, его соответствие возрасту и развитию учащихся.
Процесс учения в рамках практико-ориентированного подхода является познавательным творческим процессом, в котором учебная деятельность для учащихся является успешной, а знания - востребованными.
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда»
Источники: