ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ БИОЛОГИИ И ГЕОГРАФИИ С ДИСЦИПЛИНАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Трусова Ольга Геннадьевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Училище (техникум) олимпийского резерва»
Основные вопросы, которые интересуют студента с первого дня обучения в техникуме, сводятся к актуальности выбранной профессии или специальности, к актуальности изучения дисциплин общеобразовательного цикла, например, таких как биология и география.
В то же время общеобразовательная подготовка для будущих специалистов имеет важное фундаментальное значение, так как формирует у них необходимые в профессиональной деятельности компетенции.
Поэтому интеграция биологии и географии с дисциплинами профессионального цикла является реальной необходимостью.
Применение в преподавании биологии и географии межпредметных связей с дисциплинами профессионального цикла способствует более полному пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней устойчивого интереса.
В условиях интеграции успешно осуществляется проектно-исследовательская деятельность, которая является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении.
Проектные технологии профессиональной направленности позволяют формировать естественнонаучные компетенции на уровне функциональной и креативной грамотности, дают возможность искать пути расширения применения теоретических знаний в будущей специальности непосредственно в процессе обучения на уроках биологии и географии.
На занятиях биологии и географии студенты получают задания для разработки проектов профессиональной направленности. Интегрированные проекты могут быть различными по объему и продолжительности выполнения. Практически по каждой теме можно рассмотреть прикладные задачи в качестве примеров мотивации учебной деятельности на основе исследовательского интереса студентов и деятельностного подхода к изучаемым темам. Такие задачи дают возможность соединить теоретические знания с их практическими потребностями.
Так изучив тему «Рекреационные ресурсы мира» по географии, студентам специальности «Туризм» было предложено попробовать себя в роли сотрудников туристической фирмы, работающей по следующим направлениям: историческое, спортивное, оздоровительное, спелеологическое. В ходе групповой работы обучающиеся изготовили туристические буклеты по объектам рекреации Республики Хакасия. На данном уроке прослеживается интеграция географии с дисциплинами «География туризма», «История и культура Хакасии», «Маркетинговые технологии в туризме», «Региональные особенности ведения туристического бизнеса».
Изучая тему по географии «Глобальные проблемы человечества», студенты специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» были поделены на группы – отдельные «государства», в которых есть некая проблема. Задача каждого «государства» проследить динамику развития выбранной проблемы, выявить причины ее возникновения, выступить на конференции ООН с проектом, в котором предложить пути решения этой проблемы. На данном уроке прослеживается интеграция географии с дисциплинами «Безопасность жизнедеятельности», «Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций», «Организация защиты населения и территорий.
Студенты профессии «Повар, кондитер» при изучении темы «Страны Зарубежной Азии», подготовили и презентовали проекты про национальные блюда народов Азии. В результате у обучающихся сформировалось представление о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности. На данном уроке прослеживается интеграция географии с дисциплинами «Приготовление блюд из овощей и грибов», «Приготовление блюд из рыбы», «Приготовление и оформление холодных блюд и закусок».
Изучая тему по биологии «Генетика и здоровье человека» студенты специальности «Адаптивная физическая культура» создали памятки об особенностях наследственных заболеваний, их профилактики и лечения. На данном уроке прослеживается интеграция биологии с дисциплинами «Анатомия», «Гигиенические основы физического воспитания», «Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта» «Лечебная физическая культура и массаж».
Одним из путей реализации интегративного подхода к формированию профессиональных компетенций является внеурочная деятельность по биологии и географии. Студенты систематически принимают активное участие в подготовке проектов различного уровня. Так, во Всероссийском конкурсе презентаций «Голубые просторы» Велько Степан в легендах, былинах и преданиях рассказал о реках и озерах Республики Хакасия, за что получил диплом победителя 2 степени.
С презентацией «Моя профессия – моё будущее», в которой Орлова Татьяна рассказывает о своей будущей профессии "Туризм", мы участвовали во Всероссийском конкурсе учащихся НПО И СПО.
Горбунов Андрей во Всероссийском конкурсе презентаций «Панорама моего города, села» представил достопримечательности города Абакан, за что был награжден дипломом победителя 2 степени.
В кроссвордах «Парад цветов» и «Птичий базар» Савченко Наталья, студент специальности «Туризм», рассказала о растениях и птицах Республики Хакасия.
Дипломом победителя 2 степени во Всероссийском конкурсе кроссвордов «Вечная слава городов-героев», посвященным 70-летию победы в Великой Отечественной Войне был награжден Сморгов Евгений.
В презентации «Я здесь учусь, и мне это нравится» студенты отделения «Физическая культура» рассказали не только о ГБПОУ РХ «У(Т)ОР», а также о том, что в разное время учебное заведение окончили известнейшие спортсмены Хакасии и России, мастера спорта международного класса, участники Олимпийских игр в Сиднее, Солт-Лейк-Сити, Афинах.
Также студенты погружаются в свою будущую профессию через выполнение исследовательских работ и индивидуальных проектов, которые являются обязательной деятельностью для первокурсников.
Тематика индивидуальных проектов уже подобрана с учетом интеграции общеобразовательных дисциплин с профессиональными. Например, студенты профессии ««Повар, кондитер» по биологии презентовали проекты на темы «Влияние состава колбасных изделий на состояние и здоровье человека», «Майонез, его состав и значение для здоровья человека», «Шоколад: вред или польза?». Студент специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» защитил на отлично индивидуальный проект по биологии на тему «Влияние постоянного стресса на организм человека».
По дисциплине география обучающимся специальности «Туризм» предлагаются на выбор следующие темы индивидуальных проектов: «Легенды как способ изучения истории и географии родного края», «Народные приметы в условиях современного климата», «Праздники, традиции, обычаи народов России», «Развитие туризма в моем крае».
В научно-исследовательских работах «Влияние современных наушников на слух подростков», «Влияние энергетических напитков на организм подростка», «Влияние кофе на организм подростка», которые писали студенты отделения «Физическая культура» прослеживается интеграция биологии с дисциплинами «Анатомия», «Гигиенические основы физического воспитания», «Физиология с основами биохимии».
В процессе написания индивидуальных проектов и научно-исследовательских работ, студенты придерживаются определенных требований в оформлении, что влияет в дальнейшем на успешность выполнения курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Защищая свои исследовательские работы и презентуя проекты, студенты приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают своих сверстников – всё это активизирует познавательный интерес обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
Применение интегрированного подхода дает преподавателю возможность добиться от студентов не только понимания предмета, но и, умения применять и закреплять полученные знания, а студентам возможность понять, что полученные общеобразовательные знания могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности и в будущей профессиональной жизни.