СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе: возможности и трудности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность важный составляющий образовательный компонент в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе: возможности и трудности.»

министерство образования и молодежной политики Свердловской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пышминского городского округа

«Ощепковская средняя общеобразовательная школа»















Проектно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира

в 1 классе: возможности и трудности












Разработчик:

Обласов А.В.,

учитель начальных классов

1 кв.категории











пгт. Пышма, 2022

В современной общественной структуре можно выявить существенную тенденцию к росту актуальных инноваций в сфере образования, в частности использования современного оборудования, применение актуальных педагогических технологий, методов и приемов обучения и воспитания детей. Рассматривая сущность стремительного роста современных изменений в образовании необходимо отметить, что современный урок должен быть спроектирован таким образом, чтобы достичь существенного образовательного результата в соответствии с актуальными ново изменениями в образовании. Одной из современных педагогических технологий которая влияет на положительную динамику достижения образовательного результата является технология проектов в контексте проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

Рассматривая теоретико-методологические аспекты проектной деятельности, то важно рассмотреть данный аспект в историческом контексте возникновения в системе образования. Исследовательские методы как совокупность педагогической технологии – технология проектов зародились в системе образования еще в древние времена. Первым кто использовал этот метод использовал Сократ (V в. до Рождества Христова) – эвристическая беседа.

В начале ХХ века широко пропагандировал идеи исследовательского обучения американский педагог и философ Джон Дьюи. Он считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы ребенок мог строить, творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир. Исследовательские методы обучения активно использовались и в отечественной образовательной практике: в 20-е годы ХХ века (П.П. Байков, И.Ф. Свадовский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский). В 50-70-х годах XX в. в России вопросам исследовательского метода посвящен ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.). В 90-х годах идеи исследовательского обучения вновь вошли в образовательные системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Именно данные педагоги сделали прочный фундамент в применении новой образовательной технологии – технология проектов. Важно отметить, что данные деятели подчеркивают важность и результативность использования в системе образования данной технологии, но время идет вперед, и в системе образования появляются новые концептуальные задачи, которые определяет наше государство, и направлены на подготовку будущей личности, гражданина страны [3].

Важно рассмотреть актуальность применения проектно-исследовательской деятельности с позиции нормативно-правовых документов. Рассматривая федеральный закон ФЗ №273 «Об образовании» от 02.07.2021г., начальное общее образование в контакте проектно-исследовательской деятельности направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Анализируя федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) важно отметить, что в проектно-исследовательской деятельности в целях реализации ООП НОО в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможности работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности. У выпускника современной школы при помощи использования инновационных педагогических средств и методов должны быть сформированы общеучебные умения и навыки как основа учебной деятельности. Развитие исследовательских умений играет особую роль в общем формировании и развитии личности обучающихся младших классов [1].

Исследовательские умения необходимо рассматривать с позиции психологической теории деятельности, так как формирование умений предусматривает овладение определёнными видами деятельности в учебном процессе. Классификацию умений и навыков для дошкольного и младшего школьного возраста, которой удалось преодолеть недостатки предыдущих, предложил А. И. Савенков [5]. Автор считает, что общие исследовательские умения и навыки для учащихся начальной школы включают в себя:

• умение видеть проблемы;

• умение ставить вопросы;

• умение выдвигать гипотезы;

• умение давать определение понятиям;

• умение классифицировать;

• умение наблюдать;

• умения и навыки проведения экспериментов;

• умение делать выводы и умозаключения;

• умение структурировать материал;

• умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Овладение в определенной степени указанными умениями позволяет индивиду осуществлять исследовательскую деятельность в любой области знаний. В современной психологии исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, определяемый функционированием механизмов поисковой активности и исследовательским поведением. В качестве механизма поисковой активности у человека выступает мышление.

В процессе формирования и развития исследовательских умений младших школьников возможно использование разнообразных методов, средств и приемов. Основным методам выступает организация игровой деятельности, использование проблемного метода обучения и эвристического метода обучения. Также, при развитии исследовательских умений младших школьников огромное значение приобретает использование современных ИКТ-технологий и методов работы. [6].

Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимает ученическая научно-исследовательская работа. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира. Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию предопределено генетически. Если этой активности малыша не противодействовать, то с возрастом эта потребность эволюционирует и спектр объектов детских исследований существенно расширяется. Ребёнок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые дают ему в ходе традиционного обучения. Он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая с новой информацией неоценимый опыт. Исследовательское поведение особо ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постоянного преобразования процессов обучения и развития в процессах более высокого порядка – самообучения и саморазвития. Самостоятельную исследовательскую работу ребёнка, педагог рассматривает как один из эффективных путей развития его творческих способностей. Умения проведения самостоятельных исследований, постижение истины легко прививаются в дальнейшем на все виды деятельности, если учитель создаёт для этого определённые условия.

Рассматривая естественно-научный цикл в начальной школе, а именно учебный предмет окружающий мир, важно отметить, что каждый урок предполагает построение проекта и исследования как в совокупности. Проектно-исследовательскую деятельность необходимо начинать уже с первого класса обучения детей, так как этот период считается сенситивным для формирования мыслительных операций. Так как в силу своего возраста или недостатка знаний младшие школьники в первом классе полностью самостоятельно создать проект не смогут выполнить, однако если учитель будет направлять обучающихся на деятельность, то обучающиеся 1 класса способны создать проект.

В своей педагогической деятельности активно использую технологию проекта на уроках окружающего мира. Важно не забывать, что рассматриваемая технология имеет в своей структуре 3 этапа, которые необходимо выполнить, чтобы проект был реализован: подготовительный этап, основной и заключительный этап. Обязательным условием проекта, на мой взгляд является непосредственно создание продукта, в зависимости от тематического направления проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Важно отметить, что по продолжительности использую кратковременные и среднесрочные проекты, чтобы интерес исследовать у младших школьников не пропал. Немало важный аспект в проектно-исследовательской деятельности играет оборудование, так как окружающий мир входит в блок естественно-научный цикл учебных предметов, то использую оборудование из лабораторий химии, физики, биологии. Считаю, что использование данного оборудования является пропедевтикой в дальнейшем к изучению таких учебных дисциплин как физика, химия, биология, способствует повышению познавательной активности у детей младшего школьного возраста. Если учебный материал обучающимся преподносить в интересной форме, то они его запомнят гораздо прочнее, чем если они будут заучивать «сухую» терминологию. Младший школьный возраст можно назвать возрастом «почемучек», им интересно происхождение природных явлений, как протекают в природе те или иные процессы и именно проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся в ходе практической деятельности увидеть тот или иной процесс.

Многие педагоги боятся использовать в своей деятельности исследовательскую, экспериментальную деятельность, так как считают, что ребенок не готов воспринимать научные эксперименты, которые показывают протекание того или иного процесса, нет желания педагога подготавливать оборудование для проведения опытов или не хватает практических навыков в демонстрации эксперимента, но не нужно этого бояться, так как эта деятельность наоборот способствует повышению усвоения учебного материала.

При изучении темы «Что у нас над головой?» в своей деятельности использовал карту звездного неба и глобус созвездий из кабинета астрономии. На подготовительном этапе обучающиеся просмотрели учебный фильм, в котором познакомили младших школьников с терминологией темы, после чего была активная беседа по содержанию фильма. На основном этапе обучающиеся с помощью карты и глобуса созвездий рассмотрели созвездия, определили из скольких звезд состоят те или иные созвездия. Продуктом проектно-исследовательской деятельности стало создание моделей созвездий с помощью пластилина и зубочисток, каждый из обучающихся представил результаты своей деятельности. Важно отметить, что в проектно-исследовательской деятельности роль учителя возрастает, он помогает, направляет обучающихся, дает советы, координирует деятельность обучающихся. По продолжительности данный проект является кратковременным.

Изучая тему «Что у нас под ногами?» в своей деятельности использовал коллекции полезных ископаемых из кабинета биологии. На подготовительном этапе обучающиеся определяют, что такое полезные ископаемые, что может находиться у нас под ногами, как мы можем классифицировать камни, которые встречаем на дороге. Рассматривая деятельность на основном этапе необходимо отметить, что на данном этапе происходит непосредственно исследование и определение свойств полезных ископаемых, обучающиеся с помощью лупы рассматривают полезные ископаемые и делают определенные выводы о том или ином полезном ископаемом, что гранит более твердый, чем известняк. Конечным продуктом проектно-исследовательской деятельности становится альбом, в котором размещаются зарисовки полезных ископаемых сделанные обучающимися. По продолжительности данный проект является кратковременным.

Рассматривая тему «Что общего у разных растений?» в педагогической деятельности использую оборудование центра «Точка роста», лаборатории биология, гербарии растений. На подготовительном этапе обучающиеся осуществляют поиск информации, а именно работу с учебником и энциклопедиями по природоведению. В ходе практической работы обучающиеся определяют, что у разных растений имеются общие части: корень, стебель, листья, цветок, плод, семя. Важно подчеркнуть, что конечным продуктом становится создание собственного гербария. Данный продукт проектно-исследовательской деятельности обучающиеся представляют своим одноклассникам. По продолжительности данный проект относится к среднесрочному.

При изучении темы «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» в своей педагогической деятельности использую оборудование кабинета химии: воронка, химический стакан, коническая колба, фильтр, штатив. Данная проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся получить практические навыки и знания как можно очистить воду от загрязнений различного типа. Важно подчеркнуть, что данный урок решает не только образовательные задачи, но и воспитательные, так как обучая мы воспитываем, воспитывая мы обучаем, а именно экологическое воспитание. На подготовительном этапе посредством учебных фильмов и информационных справок обучающиеся узнают о том, как вода поступает в дом и куда она уходит из дома, узнают о том, что вода подвергается загрязнениями вредными веществами, и вода становится не пригодной для жизни воды обитателей и использования человеком. На основном этапе обучающиеся с помощью практической работы очищают воду различными способами и определяют эффективность того или иного способа очистки воды. По продолжительности проект кратковременный.

Важно отметить, что младшие школьники в 1 классе могут выполнять среднесрочные проекты по продолжительности. При изучении тем по окружающему миру: «Как живут растения?» и «Как зимой помочь птицам», проектно-исследовательская деятельность организована посредством работы с информацией по теме в форме видео материалов, информационных справок из энциклопедических материалов, беседы с учителем и исследования в ходе, которого обучающиеся учатся ставить цели исследования, строить гипотезу исследования. При рассмотрении темы: «Как живут растения?» обучающиеся выращивают разнообразные растения в горшочках (лук, базилик, укроп, календула, бархатцы). Входе данного исследования обучающиеся ведут дневник наблюдения за ростом и развитием растения, определяют какие факты оказывают влияние на растения. Важно подчеркнуть, что при рассмотрении темы: «Как зимой помочь птицам?» с обучающимися организуется проектно-исследовательская деятельность в формате создания кормушки и осуществление подкорма птиц зимой. В ходе данного проекта обучающиеся наблюдают за кормушками с целью выявления, какие птицы обитают зимой. Необходимо отметить, что все наблюдения фиксируются в дневнике исследователя.

На основании вышеизложенного необходимо отметить, что проектно-исследовательская деятельность важна и значима в учебно-воспитательном процессе младших школьников начиная с 1 класса. При организации проектно-исследовательской деятельности, важно использовать по максимуму материально-техническое оснащение школы, включать оборудование из лабораторий «Точка роста» химии, физики, биологии, что будет более детально подчеркивать протекание того или иного процесса в практической жизни обучающегося. Если обучающийся осознает, как происходят те или иные процессы в практической жизни, то он полученные знания и навыки уже непосредственно сможет переложить на теоретический материал. Многими ученными доказано, что «сухое» заучивание теоретического материала, только ведет к снижению уровня мотивации у обучающихся к учебной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира решает многие образовательные и воспитательные задачи, но и формирует естественно-научную компетентность у обучающегося, что благоприятно сказывается на формировании функциональной грамотности, которая является одним из методов контроля выпускника начальной школы.



Список литературы и источников информации

  1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006 - № 18 – С. 68-74.

  2. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001 - № 6 – С. 54-63.

  3. Курнешова, Л. Е. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы // Учитель года Москвы. – Письмо. – 2004 № 2.- С. 13-14.

  4. Лебедева, С. А., Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии // Практика административной работы в школе. – 2003 - № 7 – С. 41-44.

  5. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. – 2005 - № 1 – С. 30-33.

  6. Туркенов, Т. К. Формирование исследовательских умений школьников / Т. К. Туркенов, Р. Н. Жапанова. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9465/ (дата обращения: 05.01.2022г.).



Приложения

Проект по теме: «Откуда в наш дом приходит электричество»

Фото 1. Сборка электрической цепи

Фото 2. Проверка условий работы электрической цепи

Проект по теме: «Как помочь птицам зимой?»

Фото 3. Определение места для кормушки

Фото 4. Оставляем угощение птичкам!

Проект на тему: «Как живут растения?»

Фото 5. Наблюдаем за ростом и развитием растений



Проект «Природные явления вокруг нас»

Фото 6. Работа с ньютоновской жидкостью

Фото 7. Возникновение грозы. Работа с электрофорной машиной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!