СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль проектно-исследовательской деятельности при обучении в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.»

Проектно – исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

"В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". В.А. Сухомлинский.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.

Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучаемыми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 

Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке и наиболее целесообразной формой использования считаю метод проектов.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:- существование некой значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

- структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми": если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной и справедливой оценкой труда учащегося. Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетенций, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально. Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач. Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

1)_Подготовительный этап

- темы;

- постановка цели и задач, определение источников информации;

- выбор критериев оценки.

2) Основной этап - разработка проекта- (сбор и уточнение информации)

3) Заключительный этап - защита проекта

В подготовительный период только выбирается тема для исследования, определяются задачи, и собирается информация о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.

Для того чтобы помочь детям в выборе темы можно предложить детям мини анкету с вопросами:

- Что тебе интересно больше всего?

- Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

- Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

- О чём хотелось бы узнать, больше?

- Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если эти вопросы не помогли, можно провести индивидуальную беседу с ребёнком. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” детей к правильному выбору.

Попробую сформулировать некоторые принципы работы по формированию учебно-познавательных компетенций на которые я ориентируюсь в своей работе:

  • не стоит "стелить соломку" на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления;

  • не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания;

  • не забывать о работе над собой, о совершенствовании собственных знаний и умений, потому, что только такой учитель, всегда сумеет "разбудить" познавательную активность и самостоятельность детей.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью можно проводить специальные собрания-лекции, на которых разъяснить родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней. Можно выпустить "Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект". В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

  • творческие проекты , которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

  • ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. У школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), далее участие в проектной деятельности дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением ,а отстоять свою позицию, у них появляется опыт "дипломатических переговоров", который так необходим в жизни.

Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости этого метода.
Многие темы уроков позволяют использовать метод проектов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, но при этом учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

У каждого ученика есть портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

От класса к классу темы усложняются. Учу детей работать с книгами в школьной библиотеке, искать нужную информацию в интернете, оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

На школьном конкурсе проектов ученики моего класса представляли работы: «Весна в окно стучится», « Снег кружится…». «Моя улица. Улица имени Героя Советского Союза А.П. Юнева»

Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Таким образом, использование метода проектов способствует формированию новых знаний и умений с использованием разнообразных форм работы, которые направлены на развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, сравнивать, выбирать нужную информацию. Умело организованная проектная деятельность приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах.

 



Плюсы проектной деятельности

1.Развивает чувство ответственности, обязательности, серьезное отношение к учебе.

2.Ученик получает знания самостоятельно.

3.Есть возможность углубиться в изучение понравившейся темы.

4.Проектная деятельность учит самоконтролю, самооценке и самоанализу.

5.Создание условий для успешного интимно-личностного общения, основанного на внутренней мотивации возраста.

Возможные выходы из ситуации:

1. Планирование деятельности (самостоятельно или совместно с учителем).

2. Представление результатов своей деятельности в интересной форме (тесты, викторины, конкурсы, игры и т.д.)


 




Список литературы


1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. М.,- 2008.

4.Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)

5.Статья  «Исследовательская и проектная деятельность в начальных