Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания Устименко Наталья Алексеевна
Мой методический семинар нацелен на решение следующих задач:
- Объяснить, почему на данный момент я считаю метод проектно-исследовательской деятельности одним из наиболее актуальных и эффективных средств повышения мотивации школьников.
- Поделиться опытом, как я работаю с исследовательскими проектами на уроках истории и обществознания.
Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается исследовательская и проектная деятельность.
«проект – это пять «П»:
- 1. Проблема
- 2. Проектирование (Планирование)
- 3. Поиск Информации
- 4. Продукт (Создание Проектного Продукта)
- 5. Презентация Проектного Продукта.
Метод проектов, применяемый мной на уроках и внеурочной деятельности, помогает школьникам в достижении личностных и предметных результатов, таких как:
- Способность определения своей позиции, приводящей к ответственному поведению в современном обществе.
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализ для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
Для развития творческих способностей обучающихся необходимо реализовать следующие задачи:
- Формировать учебную мотивацию.
- Раскрывать интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого обучающегося.
- Развивать самостоятельность.
- Вырабатывать умение критически мыслить и высказывать свою точку зрения.
Формы работы при использовании метода проекта могут быть самыми разнообразными:
- исследования,
- презентации,
- статьи,
- диспуты,
- исторические сочинения,
- эссе,
- доклады и т.д.
- Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют тематические домашние сочинения. Например: «Путешествие в Древний Египет», «Путешествие в средневековый город», «Путешествие в Древнюю Грецию», «Путешествие в Древний Рим».
На своих уроках наряду с репродуктивными методами, когда я предоставляю детям материал, а они усваивают готовые знания, использую продуктивные методы, когда учащиеся сами добывают знания.
Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.
Проектная деятельность учащихся.
Реклама глазами детей
Исследовательская деятельность «Эхо войны». Материал о ветеранах-земляках .
Исследовательская деятельность «Эхо войны». Материал о героях-комсомольцах.
Проект «Государственная поддержка молодой семьи»
Учащиеся работают над проектом: «Россия на современном этапе».
Темы исследовательских краеведческих работ обучающихся:
- Проблемы местного самоуправления.
- История заброшенных сёл.
- Образование и деятельность Дроздовской школы.
- Хутор Постоялый.
- История Православного храма в хуторе Постоялый и др.
Рекомендации по проектной деятельности:
- 1. Каждый проект начинается с идеи. Важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
- 2. Проектные работы являются главным образом открытиями, поэтому не может быть четкого плана их выполнения.
- 3. Большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
- 4. Ситуация успеха, складывающаяся по окончании проекта способствует поднятию самооценки ученика, мотивации к изучению предмета.
- 5. Возможность защиты своей работы помогает формированию навыков публичных выступлений.
В ходе проектно- исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны, вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся и даёт возможность
лучше подготовиться к ЕГЭ.
Спасибо за внимание!