СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно - исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья разработана в рамках обобщения опыта работы по теме.

Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.»

Проектно – исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Поэтому одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Современный урок ценен не только получаемой в нём информацией, но и, прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне.

Учитывая реалии современной действительности, считаю одним из эффективных средств индивидуализации обучения организацию в урочное и внеурочное время проектно-исследовательской деятельности, которая нацелена на развитие интереса каждого ребенка к самостоятельному изучению различных разделов предмета путем чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками, интернет – ресурсами, участия в работе факультативов, кружков и т.д. и учит детей анализировать, систематизировать, открывать новое знание, приносит чувство удовлетворения своим результатом.

Исследовательская работа значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы.

Главное в моей педагогической деятельности является развитие интеллектуального потенциала обучающихся. Исследовательская деятельность ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы обучающихся и учителя, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности. Общеизвестно, что по своей природе ребёнок отличается любознательностью, неутомимо открывая с помощью взрослых мир.

Главное для учителя – не убить заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Тем более слабый ученик никогда не запомнит тот материал, который он не осознал. Мой опыт работы убедил меня в том, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка. По моему мнению, учебное исследование вносит в процесс преподавания русского языка следующее: помощь в формировании самосознания школьника, в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

Наблюдая за деятельностью обучающихся, я пришла к выводу, что особенно привлекательно для них все то, что они увидели, услышали, узнали в самостоятельных поисках, в самостоятельных работах - в заранее подготовленных комментариях к тексту, сообщениях, докладах, в беседе, в коллективном размышлении, индивидуальной деятельности и т. д.

Учебное исследование способно "освежить" атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания.

Ценность исследовательской деятельности, на мой взгляд, состоит в том, что в ходе исследования обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности.

Моя исследовательская работа ведется с 5 класса. Вначале я выявляю способности обучающихся к предмету, а затем развиваю их дальше. Для успешного развития способностей я активно применяю различные педагогические технологии: игровую, проблемную, групповую, разноуровневую, личностно - ориентированную, новые информационные.

Какова тема данного стихотворения? Угадайте, как оно называется? О каких событиях рассказывается в стихотворении, которые происходили в прошлом или которые происходят в момент речи? Глаголы какого времени и какого лица преобладают в стихотворении? Почему?

Данные уроки– пример дифференцированного обучения. Все задания на всех этапах урока должны были помочь проявить себя каждому учащемуся, помочь поверить в собственные силы, учить самостоятельности мышления, умению принимать решения самостоятельно.

Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предметам «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. В процессе такой работы у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Исследовательская деятельность активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.

Задача педагога на данном этапе такова: он должен вовремя заметить прилагаемые усилия ребенка, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед. Вот некоторые приёмы , которые я применяю на своих уроках .Они обязательно связаны с темой урока, их цель - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.

Прием «Эпиграф».Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать, как он может быть связан с новой, учеником пока неизвестной, темой урока.

На уроке по теме «Правописание ться и-тся в глаголах» можно записать еще одну известную фразу Митрофанушки «Не хочу учиться, хочу жениться». Я думаю, что очень интересным будет для ребят эпиграф к изучению темы «Антонимы»:

Ты богат, я очень беден,

ты прозаик, я поэт;

ты румян, как маков цвет,

я, как смерть, и тощ и бледен.( Пушкин)

Прием «Учебная цепочка»Применять данный прием можно двумя способами.I-й способ предлагает учащимся одному за другим составлять характеристику какого-то языкового явления, например, что они знают об имени прилагательном.

II-й способ предполагает, что учитель сам начинает цепочку, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответивший на вопрос учителя, сам задает вопрос следующему ученику и т.д.

Прием «Лови ошибку».

Наиболее уместно использовать данный прем на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе. Здесь можно широко использовать материал текстовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки.

При выполнении данной работы нужно, чтобы ученики рассуждали вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждений, побуждая ребят к поиску правильного решения, ответа.

Прием «Согласен - не согласен». Данная работа происходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять. Проводя такой учебный диалог, учителю нужно заранее ограничить тематику, дать ребятам задание подобрать не менее пяти вопросов (тогда ученики не будут долго придумывать вопросы по ходу диалога и сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах).

Прием «Цель и цели».Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности.Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.

Прием «Знаю/не знаю».После знакомства с темой урока каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать. Сведения по этой информации от учащихся дают учителю представления о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы интересы школьников в данной области.

Прием «Кластер».Этот прием активно использует возможность группирования всего изученного в определенные блоки и расположение их вокруг ключевого слова. Этот вид работы можно использовать после изучения какого-то раздела или темы.

Эффективным средством, формирующим исследовательские умения обучающихся и позволяющим раскрыться каждому ученику, является работа в группах. На уроке по повести Д. Дефо «Робинзон Крузо» обучающимся 5 класса можно предложить следующую работу в группах:

Группа 1 – историки - исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя)

Группа 2 – географы – исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д. Дефо остров)

Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника)

Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению)

Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся)

В старших классах исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы опирается уже на проблемный анализ. Учитель должен идти на урок в старшие классы не с темой, а проблемой, которую необходимо решить. Литературное произведение становится средством для решения нравственных, религиозных, экологических вопросов. Пример: на заключительном уроке литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» перед обучающимися ставится проблема: «Кто же Евгений Онегин: богатый эгоист или сильная натура? ».

И неотъемлемой частью исследовательской работы считаю использование на своих уроках краеведческой работы. В 9 классе ставлю проблему : отличается ли говор нашего населённого пункта от литературного языка? И предлагаю обучающимся ряд вопросов для работы над данным материалом.

Исследование единиц языка , связанных с малой родиной, вызывает у ребят особенный интерес.



Метод проектов является важнейшим фактором формирования исследовательских компетенций обучающихся. Подготовка и защита проектов с использованием справочных материалов, Интернет-ресурсов переводят изучение произведения в плоскость исследования. Создавая проекты, обучающиеся учатся “добывать ” знания, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Главное, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением или языковым материалом.

Итак, исследование является одной из привлекательных форм работы на уроках русского языка и литературы, она ведёт обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную позицию в процессе обучения, раскрывает личный творческий потенциал детей. Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину знаний, будет способствовать развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества.

Одним из необходимых условий организации исследовательской работы учащихся на уроке является наличие между учителем и учеником постоянной обратной связи. Учащиеся смогут самостоятельно сформулировать цели урока, поставить задачи, которые они будут решать в процессе урока, выявить проблему и найти методы ее исследования, обобщить результаты и сделать выводы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!