«Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания».
Выполнила воспитатель
МБДОУ «ЦРР-детский сад «Марьино» Панфилова Елена Викторовна
«…дети любят искать, сами находить. В этом их сила…» А.Энштейн.
Дошкольный период –самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.
Важной функцией воспитателя является умение развивать познавательно-исследовательские интересы детей посредством экспериментирования.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыт помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Проектно-исследовательская деятельность - это
технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательско - творческого характера под руководством педагога.
Задачи проектной деятельности:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты)
Экологическое воспитание – это
ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Цель экологического воспитания -
формирование у ребенка начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи:
- Развитие у детей элементарных естественно - научных представлений, экологической культуры и на этой основе формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
- Формирование собственного познавательного опыта у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей);
- Освоение детьми методов, необходимых для проектно-исследовательской работы: изучение литературы, наблюдение за объектами живой и неживой природы, беседы, опыты, эксперименты;
- Развитие творческих и коммуникативных способностей у дошкольников.
Структуру детского исследования включает в себя:
- • Выделение и постановка проблемы (выбор темы
исследования).
- • Выдвижение гипотезы.
- • Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- • Сбор материала.
- • Обобщение полученных данных.
Формы работы с детьми в проектно – исследовательской деятельности .
Опытно – экспериментальная деятельность
Работа с информационными источниками
Занятия
Игровая
деятельность
Работа
с родителями
Праздники,
развлечения
Прогулки
Викторины,
кроссворды
«Вода и её свойства»
«Свойства песка»
« Мы - эколята »
«Покормим птиц зимой»
«Как растёт зелёный лук»
«От семечки до цветка»
«Проращивание семян ячменя»
« Комнатные растения - наши друзья »
«Осень золотая»
Проектно-исследовательская деятельность – одно из современных направлений в дошкольной педагогике. Она развивает мышление, логику, познавательные и творческие способности, способствует формированию у будущего школьника основ научного мировоззрения. Педагогическая значимость метода проектов состоит в том, что он является методом целенаправленного, практического действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1.Николаева С. Экологическое воспитание в рамках Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования
С. Николаева// Дошкольное воспитание.
2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с детьми.
Сфера М, 2012.
3.Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.
Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008.
4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008.
5.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006.
6.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Управление дошкольным образовательным учреждением. Научно-практический
журнал. - 2004, № 4.
7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/
8. http://kyzyl8.tuvasadik.ru/2014/06/06/proektnaya-deyatelnost-v-dou/
Спасибо за внимание!