Проектно-исследовательская деятельность в работе учителя начальных классов
И.В. Лобанова,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
МАОУ «СОШ №1», г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, РФ
Каким должен быть современный урок? Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Но в чём я совершенно уверена, так это в том, что уже совсем недостаточно простого изложения материала. Необходимо организовывать самостоятельную деятельность учащихся, вовлекать их в проектную и групповую деятельность. Современный урок должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, но в то же время соответствовать уровню восприятия каждого ученика. Бернард Шоу говорил: “Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”. Лучшим способом организации этой деятельности я считаю проектно - исследовательскую деятельность.
Согласно требованиям ФГОС НОО учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Первая моя задача, как учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.
Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование – это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, “проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи”. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).[5]
С проектами мои ученики встречаются уже в 1 классе на уроках технологии и окружающего мира. Создание проектов по этим предметам заложено программами УМК «Перспектива». Так на уроках технологии создаются групповые проекты «Осенний урожай», «Дикие животные», «Чайный сервиз» и др. На таких уроках под руководством учителя дети учатся ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, слушать собеседника и высказывать своё мнение, осуществлять совместную деятельность и представлять результат своей работы. Сначала это бывает очень шумно, не всегда гладко, но постепенно шума становится меньше, а заинтересованности в результате коллективного творчества всё больше. Так происходит формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Большую помощь мне оказывают памятки «Правила работы в группе», «Этапы работы над проектом».
Рисунок 1. Проекты на тему: "Природа родного города"
Рисунок 2. Проект "Дикие животные" представляют ответственные в группах
Во втором классе проекты, начатые на уроке, могут свободно переходить и во внеурочную деятельность. Так, изучив по литературному чтению раздел «Краски осени», познакомившись с произведениями русских поэтов об осени, узнав, что такое «рифма», детям было предложено задание создать своё четверостишие на тему «Осень». Конечно, получилось не у всех. Но каждый попробовал себя в роли поэта, понял, что нелегко создать даже четыре строчки. В произведениях ребят, у кого это всё же получилось, по моему мнению, есть настоящие находки. Например,
Птицы улетели в тёплые края.
Можно с вами, птицы, улечу и я?
Туда, где светит солнце и плещется прибой.
Заберите, птицы, вы меня с собой! (Колесникова Анастасия)
Наступила осень, листья опадают.
Птицы улетают в тёплые края.
Грустно во дворе скрипит качель.
Листья клёна в лужах угасают.
Осени святая колыбель
Этот вечер ласково качает. (Самойлова Анастасия)
Вот и осень к нам идёт,
Красоту с собой несёт.
Красно-жёлтая листва
Покрывает все поля.
Все деревья, словно в сказке
Приоделись, будто в маски,
Собирают хоровод.
Скоро, скоро Новый год! (Пестряев Максим)
У ребят возникла идея собрать все стихи в сборник. Кто-то предложил сделать иллюстрации к стихам. Так возник сборник стихов учащихся 2В класса «Осенние стихи». В перспективе есть задумка создать сборник «Круглый год», куда войдут стихи ребят о каждом времени года.
В третьем классе младшие школьники уже начинают осуществлять самостоятельное долговременное исследование. Считаю, что учить этому виду деятельности надо специально. Мне помогает в этом курс внеурочной деятельности «Я-исследователь», составленный по методике А.И.Савенкова. В рамках этого курса учащиеся знакомятся с теорией исследования, структурой, методами исследований. Учащиеся проводят опросы, анкетирования, простые опыты (под руководством учителя). Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, мною оказывается консультативная помощь. К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом. Среди тем, вызвавших особый интерес, можно отметить исследование «Формула роста». Ученица Терехова Анастасия задалась вопросом, отчего зависит рост человека, какие факторы влияют на рост и каким будет в будущем её рост и рост всех одноклассников. Изучив литературу, Настя нашла формулу, по которой можно приблизительно рассчитать рост человека. Всем ребятам было интересно узнать, каким будет их рост.
В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова, можно выделить следующие основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащимися:
мотивация;
выбор направлений исследований;
постановка задачи;
фиксация и предварительная обработка данных;
обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
оформление результатов работы;
грамотное представление исследовательской работы.
Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Тема должна быть оригинальной, содержать элемент неожиданности. Оригинальность, в этом случае, понимается, как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Например, в 4 классе одна моя ученица заметила в столовой, что ребята плохо едят котлеты, причем эта нелюбовь к блюду связана с рецептом приготовления различных котлет. Так возникла тема исследования «Отчего же детки не кушают котлетки?». В течение трёх месяцев девочка вела наблюдение в столовой, беседовала с поварами, провела анкетирование среди одноклассников, изучила литературу, беседовала с мастером технологом торгово-кулинарного лицея. Гипотезы, выдвинутые перед исследованием, подтвердились. Работа получилась оригинальной и удостоилась 2 места на городском и 3 места на республиканском конкурсе проектно-исследовательских работ. Важно отметить, что тема должна быть близка и учителю. Только тогда он будет вести ученика в правильном направлении и к нужному результату.
Рисунок 3. 2 место на городском конкурсе исследовательских работ
Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование?
Вместе со мной ученик составляет план работы по выбранной теме Следующий этап - ознакомительный. Ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении. На этом этапе выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самым трудным и важным этапом работы является сбор материала. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы.
Для исследования используются различные методы и способы: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. Проводится опрос и анкетирование людей разного возраста и социальных групп. Собранный материал тщательно анализируется, классифицируется, делаются сначала промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученик анализирует выполнение поставленных целей и задач.
Когда исследование завершено, начинается этап оформления. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся.
У учеников есть замечательная возможность представить свою собственную работу на разных уровнях научно-исследовательских конференций: школьном, городском, республиканском, федеральном, международном.
Каковы же результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся? В данном случае имеется, по крайней мере, два результата. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, обеспечение положительной динамики формирования универсальных учебных действий младших школьников, развитие познавательных способностей.
Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание "засветиться" на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой "Выставку достижений учителей". В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Я считаю, что главное в нашей работе – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. И сам опыт этого поиска значительно ценнее полученных в итоге знаний. Поэтому не надо делать за ребёнка эту работу. Пусть итоги его первых исследований будут примитивны, важны не они, а опыт самостоятельного поиска истины.
Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.
Литература и интернет-ресурсы.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
Феоктистова В.Ф Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
[http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php?SECTION_ID=1761] Образовательная система “Школа 2100”
[http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/82-preschool-projects/267-l-r] “Исследовательская деятельность в начальной школе” Кроликова Ю. В.
3