СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская работа по теме: "Экологический фитодизайн кабинета биологии"

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа»


Дистанционный этап краевого форума «Молодёжь и наука»

Полное название темы работы

Экологический фитодизайн кабинета биологии

Название секции форума

Естественнонаучная

Тип работы

Проектно-исследовательская работа

Фамилия имя отчество автора, дата рождения

Герасюто Дарья Дмитриевна, 04.06.2006

Место учёбы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №3»

Класс

11

Место выполнения работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №3»

Руководитель

Лонцих Наталья Вениаминовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №3», педагог организатор

Научный руководитель


Ответственный за корректуру текста работы


Е-mail, контактный телефон автора

gerasyuto.darya@mail.ru, 8(902)965-40-58

Е-mail, контактный телефон руководителя

natalya-1964-05-09@mail.ru, 8(923)285-17- 09









Аннотация

Герасюто Дарья Дмитриевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №3», 11 класс

Экологический фитодизайн кабинета биологии

Лонцих Наталья Вениаминовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа №3», педагог организатор


Цель: разработка проекта озеленения кабинета биологии для создания благоприятного микроклимата, эстетически приятной и психологически комфортной среды.

Методы: измерение, сравнение, анализ, моделирование.

Методика: Цыбуля Н. В., Фершалова Т. Д. «Экологические основы фитодизайна», (8) Крестинина Н. В. «Медико-экологический фитодизайн школьных помещений». (4)

Прототип работы: «Озеленение внутреннего помещения гимназии» Башмакова А., МБОУ «Гимназия №4»., г. Новосибирск. (vz.pedolymp.ru)

Полученные результаты:

1. Определила основные экологические показатели состояния воздуха и комфортности в кабинете биологии (площадь, температура, освещение, влажность, количество углекислого газа). Средние показатели воздушной среды в кабинете биологии соответствуют нормам СанПиН 2.4.3648-20. Данные условия являются благоприятными для выращивания комнатных растений.

2. Изучив методическую литературу, рекомендации по озеленению школьных помещений и учитывая экологические условия кабинета, я выбрала растения для экологического фитодизайна кабинета: хлорофитум хохлатый, сансевиерия трёхполосная, плющ обыкновенный, колеус гибридный, гибискус китайский, фикус Бенджамина Кинки, бегония бовери, нефролепис возвышенный. Эти растения хорошо очищают воздух от бактерий. Гибискус китайский, бегония хорошо увлажняют воздух, хлорофитум хохлатый и фикус Бенджамина нейтрализуют вредные химические вещества. Данные растения не только улучшают микроклимат в помещении, но и являются безопасными для детей.

3. Разработала план размещения растений в кабинете биологии.

4. Составила смету предстоящих работ.

Н овизна моей работы заключается в том, что я самостоятельно сделала выбор растений для озеленения, разработала план их размещения в кабинете, представив в виде рисунков.

Введение

Тема «Экологический фитодизайн кабинета биологии» выбрана мной не случайно.

Согласно современным представлениям, растения способны синтезировать и выделять в окружающую среду органические соединения - спирты, сложные эфиры, терпены, фенолы. Выделяемые растениями вещества убивают микроорганизмы или задерживают их рост и размножение. Благодаря этим уникальным свойствам растений, численность микробов в помещении можно существенно понизить. Правильный подбор растений, выделяющих летучие фитоорганические вещества, для различных типов помещений - предмет исследования «экологического фитодизайна». (4)

Актуальность: в школе дети проводят значительную часть времени, поэтому необходимо создавать комфортную обстановку в учебных кабинетах. Важную роль в этом играют комнатные растения, которые способны влиять на самочувствие, настроение и работоспособность. Кроме улучшения качества воздуха, растения выполняют и эстетическую функцию, делая обстановку более приятной. Озеленение кабинета биологии даст возможность использовать растения в качестве наглядных пособий и объектов для лабораторных работ. Необходимость ухаживать за растениями поможет развить в детях ответственность, интерес и бережное отношение к природе. Комнатные растения могут сыграть существенную роль и в эстетическом воспитании учащихся.

Данная тема является актуальной в мире и в России. Теоретическое обоснование направление «фитодизайн» получило в работах A.M. Гродзинского (1984). Развитием этого направления занимаются во многих ведущих научных центрах РФ. На сегодняшний день фитодизайн развивается в нескольких направлениях: декоративный фитодизайн, медицинский фитодизайн, экологический фитодизайн (Рабинович, 1990; Цыбуля, 1993; Ткаченко, Казаринова, 2000; Дубовицкая, 2003). (8)

В нашей школе открыли новый кабинет биологии. В нём сделан отличный ремонт, размещена новая мебель, но в кабинете нет цветов. Я решила разработать проект озеленения этого кабинета. Проблема заключается в том, что важно не только подобрать красивые растения для эстетического оформления, но и учесть экологические условия кабинета, потребности растений в условиях обитания, возможности растений улучшать качество воздуха и быть безопасными для обучающихся.

Цель: разработка проекта озеленения кабинета биологии для создания благоприятного микроклимата, эстетически приятной и психологически комфортной среды.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2. Определить основные экологические показатели состояния воздуха и комфортности в кабинете биологии (площадь, температура, освещение, влажность, количество углекислого газа).

3. Изучить виды комнатных растений, выбрать наиболее подходящие для озеленения школьного кабинета.

4. Разработать план размещения растений в кабинете биологии.

5. Составить смету предстоящих работ.

Работая над дизайн-проектом, я руководствовалась материалами научной статьи Крестининой Н. В. «Медико-экологический фитодизайн школьных помещений». (4)

Я использовала в своей работе методические рекомендации «Экологические основы фитодизайна», разработанные Цыбуля Н.В., Фершаловой Т.Д. для студентов 5-го курса, обучающихся по направлению подготовки специалистов 020804 «Геоэкология». (8)

Прототип работы: «Озеленение внутреннего помещения гимназии», Башмакова А., МБОУ «Гимназия №4»., г. Новосибирск. (vz.pedolymp.ru)

Отличие моей работы от прототипа заключается в том, что я самостоятельно сделала выбор растений для озеленения кабинета, разработала план их размещения в кабинете, представив в виде рисунков, рассчитала смету для приобретения необходимых материалов.


















  1. Определение экологического состояния воздушной среды в кабинете биологии

Для того чтобы определиться с выбором растений, подходящих для озеленения, необходимо выяснить основные экологические условия кабинета.

1.Определение площади кабинета

Измерила ширину и длину кабинета и определила его площадь:

S = длина × ширина; S = 8,8 × 6,25; S = 55,0 м2.

Площадь кабинета биологии составляет 55,0 м2.

2. Определение объёма кабинета

Измерила ширину, длину, высоту стен кабинета и определила его объём:

V = S × h, где h – высота кабинета. V = 55,0 × 2,9; V = 159,5 м3.

Объём кабинета биологии составляет 159,5 м3.

3. Определение температуры воздуха

Для измерения температуры воздуха использовала бытовой термометр. Температуру фиксировала 2 раза в день: в 8.20 и в 14.20 в течение 5 дней. Средняя температура воздуха в 8.20 составила 22°C, в 14.20 - 26°C. Средняя температура воздуха в течение всего периода обучения с 8.20 до 14.20 составила 24°C.

4. Определение влажности воздуха

Для определения относительной влажности воздуха использовала гигрометр психометрический ВИТ – 2. Влажность измеряла 2 раза в день: в 8.20 и в 14.20 в течение 5 дней. Среднее значение влажности воздуха в 8.20 утра составило 48%, в 14.20 – 62%. Среднее значение относительной влажности воздуха в период с 8.20 до 14.20 составило 55%.

5 . Определение естественной освещённости (3)

Формула расчета естественной освещенности СК = S0 / Sn, где СК – световой коэффициент, S0 – площадь остекления, Sn – площадь пола.

Измерила высоту и ширину оконных проёмов. Высота составила 1.9 м. Ширина составила 7.6 м.

S0 = 1,9 × 7, 6; S0 = 14, 4 м2; Sn – 55, 0 м2; СК = 14, 4 / 55, 0; СК = 0, 26 м2.

С

Рисунок 1- Определение естественной освещённости в кабинете, фото автора

ветовой коэффициент составляет 0,26 м2.

6. Определение искусственной освещённости

В кабинете 12 светильников ДВО – 6001. Световой поток светильника 3000лм.

Формула расчета искусственной освещенности кабинета: Е = (Ф / S) × n, где Ф – световой поток, S – площадь пола, n – число светильников. (9)

Е = (3000 / 55) × 12; Е = 654,5 люкс.

Искусственная освещённость кабинета биологии составляет 654,5 люкс.

7. Определение уровня естественной вентиляции (3)

Подсчитала количество фрамуг – 3. Измерила ширину и длину фрамуги и определила её площадь по формуле: S = длина × ширина, S = 1,35 × 0,87;

S = 1,2 м2. Рассчитала общую площадь фрамуг: 1,2 × 3 = 3,6 м2.

Рассчитала отношение площади пола к площади фрамуг по формуле:

S пола / S фрамуг = 55,0 / 3,6; S пола / S фрамуг = 15,3 м2.

Отношение площади пола к площади фрамуг составило 15,3 м2.

8. Определение количества углекислого газа в воздухе

Для определения СО2 в воздушной среде использовала оборудование мини-экспресс лаборатории «Пчёлка – У»: индикаторные трубки, насос-пробоотборник.

Содержание СО2 в кабинете определяла 2 раза в день: в 8.10 и в 14.15 в течение 5 дней.

Рисунок 2 – Определение углекислого газа в воздухе, фото автора

Вскрыла индикаторную трубку с обоих концов. Подсоединила индикаторную трубку со стороны выхода воздуха к насосу. Прокачала воздух кабинета 120 секунд. Рассмотрела индикаторную трубку. Отметила изменение цвета индикатора с синего до фиолетового. Расположила трубку рядом со шкалой и определила величину концентрации углекислого газа в % по границе столбика, изменившего окраску. (5)

Средние показатели концентрации углекислого газа в 8.10 составили 0,03%, в 14.15 – 0,05%. Средние показатели концентрации углекислого газа с 8.10 до 14.15 составили 0.04%.

Сравнила полученные данные средней температуры воздуха, относительной влажности воздуха, естественной и искусственной освещённости, уровня естественной вентиляции, уровня содержания углекислого газа с санитарно-гигиеническими нормами СанПиН 2.4.3648-20. (7)

Данные соответствия основных экологических показателей воздушной среды в кабинете биологии с допустимыми санитарно-гигиеническими нормами представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Соответствие основных экологических показателей в кабинете биологии санитарно-гигиеническим нормам

Показатели

Нормы СанПиН

2.4.3648-20

Кабинет

биологии

Температура воздуха, °С

18 - 24

24

Влажность воздуха, %

40 - 60

55

Естественная вентиляция

(отношение площади пола к площади

фрамуг), м2

Не менее 1/50

(1,1 м2)

15,3 м2

Естественная освещённость

(Световой коэффициент, м2)

0,2 – 0,25

0,26

Искусственная освещённость, лк

Не менее 300

654,5

Содержание СО2, %

0,03 – 0,04

0,04


Вывод: основные средние экологические показатели воздушной среды в кабинете биологии соответствуют нормам СанПиН 2.4.3648-20. В конце учебного дня наблюдается незначительное превышение относительной влажности воздуха (2%) и концентрации углекислого газа (0,01%).


















2. Выбор растений для фитодизайна кабинета биологии

Слово «фитодизайн» в буквальном смысле означает художественное оформление помещений растениями. В фитодизайне главную роль играет микроклимат помещения: количество солнечного света, влажность и тепло. Исходя из этого, и осуществляется выбор культур. Задача фитодизайна помещений — не просто украсить пространство, но еще и подобрать растения так, чтобы они хорошо развивались, улучшали качество воздуха и оздоравливали окружающую среду. Комнатные растения увлажняют, очищают воздух от патогенных микроорганизмов, поглощают шум. (8)

Выбор растений определяется особенностями помещения, условиями его освещенности и температуры, замыслом оформления. Не следует использовать в школьном озеленении растения, выделяющие вещества, способные вызвать аллергию, содержащие ядовитые вещества, особенно алколоиды (гемантус, олеандр, диффенбахию, синадениум), растения с острыми шипами и колючками (кактусы, молочай блестящий, бугенвиллию).  Размещая растения в помещениях школы, необходимо учитывать, что свободное от уроков время дети проводят активно. Поэтому предпочтение отдаётся вертикальному и ампельному озеленению на освещённых участках стен. (2)

При выборе растений для озеленения кабинета я руководствовалась следующими критериями: отношение растений к экологическим условиям кабинета, положительное влияние на организм человека, безопасность растений, эстетическая привлекательность.

Исследуя экологические условия кабинета биологии, я выяснила, что кабинет хорошо освещён: окна выходят на южную сторону, естественная освещённость высокая (световой коэффициент составляет 0,26 м2), искусственная освещенность высокая (654,5 лк). Влажность воздуха составляет 55%, средняя температура воздуха 24°С. Данные условия являются благоприятными для выращивания выбранных мной растений. Влажность воздуха вокруг растений можно легко увеличить, используя пульверизатор.

Я выбрала растения, рекомендованные для детских учреждений. Они не вызывают аллергических реакций, отравлений, отлично очищают воздух от болезнетворных бактерий. Это хлорофитум хохлатый, сансевиерия трёхполосная, плющ обыкновенный, колеус гибридный, гибискус китайский, фикус Бенджамина Кинки, бегония бовери, нефролепис возвышенный. Эти растения имеют высокую антимикробную активность в отношении стафилококка, кишечной палочки, кандиды белой. (8)

Гибискус китайский, бегония хорошо увлажняют воздух, хлорофитум хохлатый и фикус Бенджамина нейтрализуют вредные химические вещества. (4)

К

Рисунок 3- Колеус,

https://cveti-rasteniya.ru/wp-content/uploads/2015/04/4.jpg, б.д.

олеус (
Coleus hybrida) относят к семейству Яснотковые. Многолетнее растение с прямым травянистым четырёхгранным стеблем. Листья супротивные, с красивой пёстрой окраской. При выращивании на солнце окраска листьев становится ярче и многообразней. Для усиления кустистости у молодых растений прищипывают верхушку.

Температура: 16 - 25°С.

Освещение: растение светолюбивое, но прямые солнечные лучи могут оставлять ожоги.

Поливы: частые, равномерные, растение влаголюбивое.

Влажность воздуха: умеренная, летом можно опрыскивать.

Размножают черенками и семенами. (6)

С ансевиерия (Sanseviera trifasciata) относится к семейству Спаржевые. Этот сорт отличается небольшой высотой и яркими желто-зелеными листьями. Корневая система поверхностная, поэтому сажают её в низкие, но широкие горшки.

Температура: умеренная, зимой не ниже 12 градусов.

О

Рисунок 4- Сансевиерия жёлтая,

(https://avatars.mds.yandex.net/get-marketpic/6077819/pic86cc3fdac04c3, б.д.)

свещение: предпочитает яркий свет с некоторым количеством прямых солнечных лучей.

Полив: умеренный, зимой поливают редко.

Влажность воздуха: не требует опрыскивания.

Размножают делением куста и отрезками листьев. (2)

Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum) – поглощает углекислый газ, отлично подходит для помещений с большим количеством людей.

Температура: умеренная, зимой не ниже 8 градусов.

Освещение: светолюбивое, может переносить тень.

П

Рисунок 5 – Хлорофитум, (https://indasil.club/uploads/posts/2022-11/1669316347_55-indasil-club-p-khlorofitum -65.jpg, б.д.)

олив: обильный с весны до осени, умеренный зимой.

Влажность воздуха: летом время от времени листья полезно опрыскивать.

Размножение семенами, детками и делением куста. (1)

Гибискус (Hibiscus rosa sinensis L.) – декоративный кустарник. Листья крупные, темно-зеленые, с зубчатым краем. Куст гибискуса живет 20 и более лет, хорошо поддается формировке.

Т емпература: умеренная, зимой не ниже 12 градусов.

Освещение: растение светолюбивое, но от жаркого солнца следует притенять.

Полив: обильный, зимой полив уменьшают.

В

Рисунок 6 – Гибискус, (http://vsegda-pomnim.com/uploads/posts/2022-04/165023864766.jpg, б.д.)

лажность воздуха: листья полезно изредка опрыскивать.

Размножение черенками. (2)

А спарагус перистый (Asparagus plumosus Bak.). Изящное растение с тонкими, гибкими, вьющимися стеблями, перистыми листьями.

Температура: умеренная, зимой не ниже 10 градусов.

Освещение: светолюбивое, может приспособиться к полутени; прямых солнечных лучей следует избегать.

Полив: обильный летом, зимой – ограниченный.

В

Рисунок 7 – Аспарагус перистый, (https://i.ogurki.com/products/middle/af0c95be3aa04c0afc32ba8ddf7d5880.jpg, б.д.)

лажность воздуха: полезно опрыскивать.

Размножается проще всего делением куста, возможно размножение черенками и семенами. (2)

Бегония бовери (Begonia boweri)


Рисунок на листьях пестрый, состоящий из зеленого, желтого, бурого оттенков. Цветет бегония тигровая небольшими цветками белого или розового цвета.

О

Рисунок 8. Бегония бовери (https://gruenstadt.ru/wp-content/uploads/1/4/9/149e309caf4a380f93599199f82afcbb.jeg)

свещенность: светолюбивое, но не любит прямой солнечный свет.

Температура: 16- 24 °С.

Полив: летом 2 раза в неделю, зимой – реже.

Влажность воздуха: желательно опрыскивание.

Р азмножение: черенками или делением корней. (6)

Плющ обыкновенный (Hedera helix) - растение семейства Аралиевые с длинными тонкими лазающими стеблями. На стебле развиваются воздушные корни-присоски. Листья тёмно-зелёные, кожистые, блестящие. Встречаются пестролистные формы.

П

Рисунок 9 – Плющ обыкновенный,

(https://room-plant.ru/komnatnye-rasteniya/ampelnye-rasteniya/plyushh-komnatnyj)

лющ желательно формировать, делая обрезку побегов.

Освещённость: мягкое рассеянное освещение.

Температура: 16 – 22 градуса.

Полив: летом обильный, зимой умеренный.

Влажность воздуха: любит опрыскивание.

Размножение черенками, отводками, семенами. (2)

Н ефролепис возвышенный (Nephrolepis exaltata) - многолетнее травянистое растение. Вайи (листья) нефролеписа собраны в пышную розетку. На столонах часто формируются небольшие клубеньки, с помощью которых папоротник делает запасы питательных веществ. На листьях образуются споры.

Освещённость: мягкое рассеянное освещение или полутень.

Температура: 17 – 25 градусов.

Полив: летом обильный, зимой умеренный.

В

Рисунок 10 – Нефролепис возвышенный,

(https://www.botanichka.ru/article/komnatnyiy)

лажность воздуха: любит опрыскивание.

Размножение отделением молодых кустиков, вырастающих рядом с материнским растением. (2)

Ф и́кус Бенджами́на Кинки (Ficus Вenjamina Кinky) является древовидным кустарником, покрытым небольшими листьями вытянутой формы. Их окраска может быть, как светло-салатовая, так и желто-бежевая. Растение имеет небольшие размеры, его максимальная высота 40 см. Необходима формирующая обрезка.

Освещённость: растение светолюбивое, предпочитает мягкое рассеянное освещение. Не любит перестановок.

Т

Рисунок 11 – Фикус Бенджамина Кинки,

(https://cvetynet.com/listvennye/fikus-kinki)

емпература: 20 – 25 градусов, не любит сквозняков.

Полив: умеренный.

Влажность воздуха: любит опрыскивание.

Размножение черенками. (2)

Вывод: выбранные мной растения неприхотливые к условиям выращивания, легко размножаются, оказывают положительное влияние на организм человека, безопасны для людей, эстетически привлекательны.










3. План размещения растений в кабинете

На основе полученных данных и изученной литературы, я разработала проект расположения комнатных растений в кабинете биологии и представила его в виде рисунков.


Рисунок 12 – Размещение растений на стене, фото автора


Рисунок 13 – Размещение растений на шкафах, фото автора

Рисунок 14 – Размещение растений на подоконнике, фото автора










4. Смета работ по озеленению кабинета биологии

Для реализации дизайн – проекта понадобятся кашпо настольные и настенные, грунт для посадки растений, дренаж из керамзита.

Все необходимые материалы я нашла на сайте: https://krasnoyarsk.leroymerlin.ru/catalogue/gorshki-i-kashpo-dlya-cvetov/plastikovye/

Я выбрала белые пластиковые кашпо. Они отлично впишутся в светлый дизайн кабинета. Кашпо из пластика легко чистить - достаточно просто сполоснуть тёплой водой. Пластиковые кашпо не царапают и не загрязняют поверхности, на которых стоят. Пластик дольше хранит влагу, а значит - растение реже нуждается в поливе.

Рисунок 16 – Кашпо настольное Мартика, 3,6 л

Рисунок 17 – Кашпо настенное Мартика, 4 л

Грунт торфяной универсальный Агробалт-С. Объём упаковки 70 литров.

Данный грунт подходит для выращивания комнатных растений. Обеспечивает комплексное питание растений, стимулируя их общий рост и корнеобразование.

Грунт изготовлен из верхового торфа низкой степени разложения. Показатель кислотности pH 5,5 - 6,6. В грунт внесена доломитовая мука для уменьшения кислотности и минеральные удобрения, в состав которых входят необходимые элементы питания растений: азот - 150 мг/л, фосфор - 150 мг/л, калий - 250 мг/л, магний - 30 мг/л, кальций - 120 мг/л.

Рисунок 18 – Грунт торфяной «Агробалт- С», 70 л

Удобрение Florizel «Биогумус» создано на основе навоза крупного рогатого скота. Предназначено для выращивания декоративных и сельскохозяйственных растений. Используется при посадке растений, в качестве прикорневой подкормки и для восстановления плодородной структуры почвы. Выпускается в виде гранул, напоминающих грунтовую смесь без запаха.

Особенности продукта: восстанавливает структуру и полезную микрофлору грунта, повышает приживаемость растений после посадки, ускоряет вегетацию, увеличивает урожай, не содержит вредителей, возбудителей болезней, яиц глистов и семян сорняков.

Рисунок 19 – Удобрение Florizel «Биогумус», 10 кг, 

Дренаж керамзитовый фракция 8-20 мм. Объём упаковки 2 л. Торговая марка «Сад чудес». Дренаж оптимизирует влагообмен и помогает перенести периоды вынужденной засухи. Данный дренаж химически инертен, имеет нейтральный pH, не деградирует и не имеет запаха. Оптимизирует воздухообмен. Также препятствует закислению грунта, исключает появление на поверхности грунта плесени и мхов.

Рисунок 19 – Дренаж керамзитовый, 2л

Смета на приобретение материалов для реализации дизайн – проекта по озеленению кабинета представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Смета на приобретение материалов для озеленения кабинета биологии

Материалы

Количество

единиц

Цена за

единицу, руб.

Сумма, руб.

Кашпо настенные

24

259

6216

Кашпо настольные

13

239

3107

Грунт «Агробалт-С»

2

730

1460

Удобрение Florizel «Биогумус» 

1

681

681

Дренаж

3

86

258

Вывод: всего на приобретение необходимых материалов потребуется 11772 рубля.

Посадочные работы, черенкование школьных растений для получения посадочного материала будут проведены силами учеников под руководством учителя.

Заключение

Выполняя проектно-исследовательскую работу, я решила все поставленные задачи:

1. Изучила и проанализировала литературу по данной теме.

2. Определила основные экологические показатели состояния воздуха и комфортности в кабинете биологии (площадь, температура, освещение, влажность, количество углекислого газа). Основные экологические показатели воздушной среды в кабинете биологии соответствуют нормам СанПиН 2.4.3648-20. В конце учебного дня наблюдается незначительное превышение относительной влажности воздуха (2%) и концентрации углекислого газа (0,01%).

Исследуя экологические условия кабинета биологии, я выяснила, что кабинет хорошо освещён: окна выходят на южную сторону, естественная освещённость высокая (световой коэффициент составляет 0,26 м2), искусственная освещенность высокая (654,5 лк). Влажность воздуха составляет 55%, средняя температура воздуха 24°С. Данные условия являются благоприятными для выращивания выбранных мной растений.

3. Изучила виды комнатных растений и выбрала наиболее подходящие для озеленения школьного кабинета. Все выбранные растения, рекомендованы для детских учреждений. Они не вызывают аллергических реакций, отравлений, отлично очищают воздух от болезнетворных бактерий. Это хлорофитум хохлатый, сансевиерия трёхполосная, плющ обыкновенный, колеус гибридный, гибискус китайский, фикус Бенджамина Кинки, бегония бовери, нефролепис возвышенный, аспарагус перистый.

4. Разработала план размещения растений в кабинете биологии, представила его в виде рисунков.

5. Составила смету предстоящих работ. На приобретение необходимых материалов потребуется 11772 рубля.

Посадочные работы, черенкование растений для получения посадочного материала будут проведены силами учеников под руководством учителя.

Я считаю, что цель, поставленная мной перед началом работы, достигнута, так как разработанный мной дизайн – проект позволит сделать пространство кабинета эстетически привлекательным, улучшит микроклимат кабинета, создаст благоприятную психологическую среду.

Данная работа имеет большое практическое значение, так как на её основе будет проведено озеленение кабинета биологии, учитель сможет использовать растения как демонстрационный материал на уроках биологии. Работая с комнатными растениями, дети научатся ухаживать за растениями. Комнатные растения могут сыграть существенную роль и в эстетическом воспитании учащихся.

Список литературы

1. Ванькова О. С., Суслова Е.Г. Цветы в вашем доме. – М.: об-во «Знание» Российской Федерации, 1992. – 80с.

2. Клиновская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.

3. Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш - М.: Просвещение, -1989. -192c.

4. Крестинина Н. В. Медико-экологический фитодизайн школьных помещений / Н. В. Крестинина, М. А. Некрасова // Актуальные вопросы экологии и природопользования: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., Ставрополь, нояб. 2005 г.: в 2 т. / Ставроп. гос. аграр. ун-т ; редкол.: B. И. Трухачев [и др.]. - Ставрополь, 2005. - Т. 2. - С. 258-263

5. Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. – 4-е изд. – СПб.: Крисмас+, 2014. – 176 с.: ил.

6. Серпухова В.И., Тавлинова Г.К. Комнатные и балконные растения. – М.: Прейскурант-издат, 1991. – 120 с.:ил.

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ (3.12.2023)

8. Цыбуля Н. В., Фершалова Т. Д. Экологические основы фитодизайна: учебно-методическое пособие для студентов 5-го курса, обучающихся по направлению подготовки специалистов 020804 "Геоэкология" / Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Сибирская гос. геодезическая акад." (ФГБОУ ВПО "СГГА"), Центральный Сибирский ботанический сад Сибирского отд. Российской акад. наук (ЦСБС СО РАН). - Новосибирск: СГГА, 2013. - 93 с.

9. https://svetodiodinfo.ru/texnicheskie-momenty/raschet-osveshheniya-svetodiodnymi-svetilnikami-kalkulyator.html?ysclid=lpp51iks1o883330278 (3.12.2023)


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс