СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

проектно-исследовательская работа на научно-практической конференции

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

город Шарыпово Красноярского края


КРАЕВОЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРУМ

«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СИБИРИ»


НОМИНАЦИЯ «НАУЧНЫЙ КОНВЕНТ»


Направление конференции:


культурология


«Взаимосвязь гения поэзии и гения музыки»

Проектно-исследовательская работа



Красношапка Матвей Александрович


МБОУ СОШ №7 8а класс







Елина Юлия Михайловна


МБОУ СОШ №7 учитель русского языка и литературы




Пинчук Татьяна Евгеньевна


МБОУ СОШ №7 учитель музыки













С условиями Конкурса ознакомлен(-а) и согласен(-а). Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях и без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских кампаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ.







Шарыпово,2020

Тема моей работы актуальна, так как, к сожалению, очень мало современные подростки знают о нашем литературном и музыкальном наследии. Мне показалось интересным и важным доказать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между классической музыкой и классической литературой; доказать, что эта связь действительно существует, потому что произведения искусства не возникают на пустом месте, только из воображения авторов: они рождены жизнью, питающей и композиторов, и поэтов.

Цель работы: выявление роли поэзии А.С. Пушкина в развитии русской классической музыки и создание либретто к опере на понятном подросткам языке.

Основные этапы выполнения работы:

1. Выбор темы исследования, обоснование её актуальности.2. формулировка проблемы, гипотезы, цели исследования.3. работа с различными источниками информации.4. обработка информации 5. проведение анкетирования среди старшеклассников, обработка результатов.6.подготовка отчёта по теоретической части работы – предзащита.7. составление аннотации, электронной презентации, создание либретто к опере.8. подготовка выступления на школьной конференции.

Полученные результаты: проведённое среди старшеклассников анкетирование показало, что молодёжь практически не читает произведения Пушкина, очень плохо знает произведения поэта, положенные на музыку. Также анкетирование показало, что современное поколение знает музыку Чайковского, но респонденты не смогли назвать произведения Пушкина, положенные на музыку композитора. Мною было создано либретто на современном подросткам языке. Также я предложил старшеклассникам сравнить либретто классическое и современное, созданное мною. Современные подростки отдали предпочтение классическому либретто, а также классической опере Чайковского.

Практическая значимость: результаты исследования могут применяться преподавателями литературы, музыки.

Список литературы.

1. Васина-Гроссман В. «Первая книга о музыке», «Музыка», Москва, 1988

2. Вересаев В.В. «Спутники Пушкина». Том 1, 2, Москва, 1993

3. Даттел Е.Л. «Музыкальное путешествие», «Просвещение», Москва, 1977

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1.ВВЕДЕНИЕ

Пушкинская поэзия на все времена. Каждое поколение видит себя в ней как в зеркале. Пушкин бесконечно разнообразен и в жанрах, и в стиле, но в любом произведении он глубоко проницателен. Кристалл Пушкина многогранен, и все грани таланта сверкают ослепительно ярко. Его муза четко откликается на все порывы человеческого сердца. Как вечны понятия чести и совести, добра и любви, стыда и милосердия, так вечна поэзия Пушкина, правдиво раскрывающая эти понятия. Именно поэтому, композиторам всех времен легко было, есть и будет черпать из огромной золотой чаши Александра Сергеевича Пушкина.

Данная тема актуальна, так как не секрет, что в наше время люди стали меньше читать хорошей литературы, слушать хорошей музыки, их заменило «краткое изложение» классического текста и «клубная музыка». К сожалению, очень мало современные подростки знают о нашем литературном и музыкальном наследии. Мне показалось интересным и важным доказать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между классической музыкой и классической литературой; доказать, что эта связь действительно существует, потому что произведения искусства не возникают на пустом месте, только из воображения авторов: они рождены жизнью, питающей и композиторов, и поэтов. Поэтому я нахожу так много общего между музыкой и литературой, хотя выражается оно разными средствами, в разных формах, по - разному воздействуя на нас.

В связи с этим мною была сформулирована проблема: современное поколение мало читает классику, а также практически не знает классическую музыку, мало интересуется взаимосвязью разных видов искусств.

Исходя из проблемы, была выдвинута гипотеза: возможно, рассматривая музыкальные иллюстрации из оперы Чайковского и изучая факты из его биографии, я смогу установить, почему произведение великого поэта было положено на музыку.

Разработанность исследуемой проблемы:

«Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер. В этом произведении стихи великого поэта естественно гармонируют с музыкой, несущей душевность и драматизм. Посредством мелодий талантливый композитор в лучшем свете показал национальные черты русского человека, передал возвышенность чувств, нравственность и моральную устойчивость главной героини. Как отметил русский композитор и музыкальный критик Асафьев, целостность музыкальной композиции оперы «Евгений Онегин» представляет собой череду арок и звукоарок, своеобразных перекрытий от одной точки событий к другой. Музыкальная ткань состоит из оформленных тем, небольших мотивов и ладовых оборотов.

Спектакль состоит из разнообразных сольных номеров, дуэтов, а вот массовые сцены здесь показаны не так широко. Большой ансамбль встречается в опере всего один раз – в финале четвертой картины, во время скандала на праздничном балу у Лариных. Только однажды звучит небольшой квартет в той части оперы, когда на фоне общения Ленского и Онегина, слышен взволнованный, полный страсти и любопытства голос Татьяны.

Успех оперы Чайковского «Евгений Онегин» заключался в том, что каждый зритель находил в музыкальном произведении отзвук своих собственных переживаний и чувств, а герои драмы воспринимались публикой, как живые и близкие по духу люди. Великий русский композитор по-своему описал пушкинских героев, сохранив их первозданное обаяние и поэтичность. [1]

С самого начала работы над оперой композитор осознавал ряд трудностей, связанных с приспособлением пушкинского сюжета к оперному жанру. Прежде всего это касалось «несценичности» сюжета, отсутствия типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов, а также необычным для оперы «современным» сюжетом. Кроме того, смерть одного из главных героев происходит в середине оперы, а не в конце; опера же в целом заканчивается не эффектными событиями и массовой сценой, а диалогом-объяснением двух действующих лиц. Однако это не останавливало композитора, поскольку искренность, живость и поэтичность пушкинских образов ему казалась важнее всех оперных условностей. В ответ на предполагаемую критику он писал: «Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки».

Первые постановки оперы «Евгений Онегин» заканчивались нежными объятиями Татьяны и Онегина, а также внезапным появлением супруга Татьяны – Гремина. Такая развязка вызывала недовольство публики, поэтому композитору пришлось максимально приблизить музыкальное произведение к оригиналу. [2]

В основание работы положены следующие знания:

1. Васина-Гроссман В. «Первая книга о музыке», «Музыка», Москва,1988

2. Вересаев В.В. «Спутники Пушкина». Том 1, 2 , Москва, 1993

3. Даттел Е.Л. «Музыкальное путешествие», «Просвещение», Москва,1977








2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования: выявление роли поэзии А.С.Пушкина в развитии русской классической музыки и создание либретто к опере на понятном подросткам языке.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить возможные точки соприкосновения поэта и композитора;

2. Доказать единство произведения А. С. Пушкина и музыки русского композитора;

3. Изучить средства воплощения пушкинских героев из романа «Евгений Онегин» в музыке Чайковского;

4. Провести анкетирование среди старшеклассников с целью выявления знаний музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина;

5. Провести анкетирование среди старшеклассников с целью выявления их предпочтений: классика или современное переложение оперы.

Методы исследования:

- теоретический (изучение литературы по теме);

- метод социологического опроса;

- графический метод;

- метод анализа (анализ собранных материалов, фактов);

- метод обобщения фактов (формулировка выводов).

Объект исследования: взаимосвязь творчества гения поэзии и музыки.

Предмет исследования: произведения Пушкина и Чайковского.

Новизна работы: проведена оценка музыкальных предпочтений подростков, впервые создано либретто на современном и понятном подросткам языке, а также проведено его сравнение с классическим либретто.

Для осуществления поставленных целей и задач был составлен план исследования:

Сроки

Названия видов деятельности

Сентябрь

От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы

Октябрь

Работа с различными источниками информации: периодические издания, электронные ресурсы

Ноябрь

Обработка информации

Ноябрь-декабрь

Проведение анкетирования среди старшеклассников, обработка результатов

Декабрь

Подготовка отчёта по теоретической части работы – предзащита

Январь

Составление аннотации, электронной презентации, создание своего либретто к опере. Подготовка выступления на школьной конференции

Русская музыка всегда была неразрывно связана с классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина. «Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения, «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица»,- писал Белинский.

Пётр Ильич Чайковский, восхищаясь непринужденностью, с какой Пушкин описывал жизнь своих героев в романе «Евгений Онегин», отметил, что поэту удалось запечатлеть не только черты своего века, но и основные свойства русского характера. Творческой мысли Чайковского оказались близки лирико-философская и лирико-бытовая темы произведений Пушкина. Он создает оперу «Евгений Онегин». [3]

Во всех сценах как будто бы мало событий. Но зато в музыке протекает внутреннее действие. В ней находим мы жизнь человеческой души с её взлетами и падениями. В ней улавливается очарование пушкинского романа, целый мир тонких откровений, вечных чувств и переживаний. Чайковский словно сам жил в мире пушкинских героев. Наверное, оттого и музыка Онегина так действует на слушателей, что появляется ощущение, что ты не в театре, а среди самых близких людей. Опера написана на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Созданию оперы предшествовали длительные поиски оперного сюжета. В письме к композитору С. И. Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». Сюжет был подсказан почти случайно певицей Е. А. Лавровской в мае 1877 года. В письме к брату М. И. Чайковскому композитор подробно описывает этот эпизод: «Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина“»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина» [4]

Живя в Глебово и работая над "Евгением Онегиным", Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: "Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая", - писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Факт обращения к сюжету "Онегина" принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы "Евгений Онегин".[1]

При написании оперы книжный сюжет «Евгения Онегина» претерпел ряд изменений. Так, например, Чайковский иначе описал вызов Ленского Онегину. Согласно пушкинскому оригиналу, назначение дуэли между друзьями было тайным, а в опере ссора произошла в присутствии гостей бала. Народ комментировал ссору и пытался вразумить товарищей, однако напрасно. Также Чайковский несколько иначе изображает влюбленную Татьяну. В отличие от пушкинской героини, «оперная» Татьяна сожалеет о написанном признании еще до беседы с Онегиным. Такое изменение событий способствует некому переосмыслению образов главных персонажей.

Из письма Чайковского брату Модесту Ильичу (27 мая 1878): «Вечером вчера сыграл чуть не всего «Евгения Онегина»! Автор был и единственным слушателем. Совестно признаться, но так быть, тебе по секрету скажу. Слушатель до слез восхищался музыкой и наговорил автору тысячу любезностей. О, если б все остальные будущие слушатели могли так же умиляться от этой музыки, как сам автор». Подобное можно встретить в письме А. С. Пушкина к другу поэту Петру Вяземскому (около 7 ноября 1825 г.): «Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!» Произведение оказалось очень дорого Чайковскому, он вложил в него много душевных сил, и ему жалко было отдавать его на сцену императорских театров.

В период работы над «Евгением Онегиным» Пётр Ильич писал своему любимому ученику С. И. Танееву: «Мне нужно, чтобы не было царей, цариц, народных бунтов, битв, маршей, словом всего того, что составляет атрибут «большой оперы». Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое». А ещё он писал: «Мне нужны люди, а не куклы». [2]

Вот в таком сюжете он мог создавать яркие жизненные образы, причём показывать их в типичной для них обстановке. Особым средством для создания таких образов он считал вокальную партию. «Если в опере певцы не поют ..., то какая же это опера». Но самое главное, он рассматривал оперу как музыкальный спектакль, в котором всё должно быть соразмерным, цельным. И от оперного письма он требовал простоты, широты, рельефности. Все эти черты очень ярко проявились в его опере «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку вошёл новый тип оперы. Автор назвал её «лирическими сценами». Уже сам подзаголовок говорит о том, что в произведении преобладают лирические чувства.

Открывается опера небольшим оркестровым вступлением. В его основе - элегическая тема. Это одна из главных тем Татьяны, тема её поэтических грёз. Она будет не раз появляться в разных вариантах в тех эпизодах оперы, которые связаны с образом Татьяны. Приезд Ленского и Онегина меняет неторопливость действия. В квартете каждый из героев выражает свои чувства, отношение к происходящему. «Скажи, которая Татьяна?» - спрашивает Онегин у Ленского. Татьяна взволнованна, полна неясных предчувствий. Ольга и Ленский - счастливы. Порывистая лирическая мелодия ариозо Ленского «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга» передаёт восторженную влюблённость юного поэта. [5]

Чайковский - вслед за Пушкиным - рисует образ искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. Любовь героини знала и трепет, и надежду, особенно очевидные в тот единственный раз, когда Татьяна в письме Онегину открыла тайну своего сердца. Послушайте, как выразительно передаёт музыка Чайковского смятение и горячность, глубину и нежность очень трогательной любви героини.

Действие оперы развертывается в чередовании сольных эпизодов монологического характера (своего рода «лирических признаний» или размышлений) и встреч-«собеседований», объяснений. Во всей опере только один большой ансамбль — финал четвертой картины (бал у Лариных), где сплетаются в один узел все недоразумения в отношениях между действующими лицами, взаимное непонимание и обиды, приводящие к трагическому исходу.

Скромно оценивая своего «Онегина» лишь как «попытку иллюстрировать содержание пушкинской поэзии музыкой», Чайковский считал, что если его произведение обладает какими-либо достоинствами, то всецело обязано этим гению великого поэта, перед которым он всегда глубоко преклонялся. «Я не заблуждаюсь, — писал он, только приступая к работе над оперой, — я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки». [6]

Мною было проведено анкетирование, в котором приняли учащиеся 10-11 классов нашей школы. Первый вопрос анкеты: «Как часто вы читаете-перечитываете произведения Пушкина?»




Второй вопрос анкеты: «Знаете ли вы, что многие стихотворения А.С.Пушкина легли в основу музыкальных произведений?»


Третий вопрос анкеты: «Назовите конкретные произведения А.С.Пушкина, положенные на музыку:


Участники анкетирования назвали следующие произведения Пушкина:

• «Не пой, красавица, при мне»

• «Буря мглою небо кроет»

• «Золотой петушок»

• «Я помню чудное мгновенье…»

• «Сказка о царе Салтане»

• «Руслан и Людмила»

• «Борис Годунов»

• «Дубровский»

• «Евгений Онегин»

• «Желание»

• «Я вас любил»


Четвёртый вопрос анкеты: «Знаете ли вы произведения П.И.Чайковского?»



Пятый вопрос анкеты: «Назовите произведения Пушкина, положенные на музыку Чайковского, известные вам».


Респонденты назвали следующие произведения Чайковского: «Евгений Онегин», «Пиковая дама».

Мною было создано либретто на современном подросткам языке (смотри приложение). Также я предложил старшеклассникам сравнить либретто классическое и современное, созданное мною, и провёл ещё одно анкетирование.


Первый вопрос: какое либретто Вам понравилось больше: классическое или современное?

Второй вопрос: какую оперу Вы бы хотели посмотреть: классическую или в современном переложении?












3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Изучив теоретический материал по теме моего исследования, я увидел, что личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы "Евгений Онегин". Похожая история, описанная Пушкиным в романе, произошла с Чайковским.

  2. В опере Чайковского стихи великого поэта естественно гармонируют с музыкой, несущей душевность и драматизм. Несмотря на то, что при написании оперы книжный сюжет «Евгения Онегина» претерпел ряд изменений, Чайковский - вслед за Пушкиным - рисует образ Татьяны, искренний и глубоко человечный, страдающий со всей непосредственностью живого чувства. В этом, по моему мнению, заключается единство произведения Пушкина и музыки Чайковского.

  3. Чайковский писал: «Мне нужны люди, а не куклы». Он мог создавать яркие жизненные образы, причём показывать их в типичной для них обстановке. Особым средством для создания таких образов он считал вокальную партию. Также в произведении преобладают лирические чувства. Например, с образом Татьяны будет связана элегическая тема, а порывистая лирическая мелодия ариозо Ленского передаёт его восторженную влюблённость.

  4. Проведённое среди старшеклассников анкетирование показало, что молодёжь практически не читает произведения Пушкина, очень плохо знает произведения поэта, положенные на музыку (только 17 человек из 48 опрошенных смогли назвать эти произведения). Также анкетирование показало, что современное поколение знает музыку Чайковского, но респонденты не смогли назвать произведения Пушкина, положенные на музыку композитора (9 человек из 48 опрошенных назвали всего два произведения).

  5. Мною было создано либретто на современном подросткам языке. Также я предложил старшеклассникам сравнить либретто классическое и современное, созданное мною. Современные подростки отдали предпочтение классическому либретто, а также классической опере Чайковского.

На основании вышеизложенного могу сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась.

Практическая значимость: результаты исследования могут применяться преподавателями литературы, музыки.









БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Васина-Гроссман В. «Первая книга о музыке», «Музыка», Москва,1988

2. Даттел Е.Л. «Музыкальное путешествие», «Просвещение», Москва,1977

3. Вересаев В.В. «Спутники Пушкина». Том 1, 2 , Москва, 1993

4. Википедия, ссылка https: //ru.wikipedia.org./ wiki/

5. Сайт «Музыкальная фантазия», ссылка http://music-fantasy.ru/materials/dva-pushkinskih-obraza-v-muzyke-opera-petra-ilicha-chaykovskogo-evgeniy-onegin

6. Сайт «Саундтаймс», статья «П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»», ссылка https://soundtimes.ru/opera/spektakli/evgenij-onegin



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


Современное либретто к опере.

Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют песню. Их мать — Ларина и няня Филиппьевна вспоминают о временах, когда они были молоды. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — мечтательную Татьяну и шаловливую Ольгу. Приезжает бойфренд3 Ольги — сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодой шишки4. Татьяна шокирована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Татьянина хата5, сумерки. Девушка тупит и не понимает происходящего. У неё бессонница, и она просит няню рассказать о «своих 18-ти». Татьяне начинает надоедать эта пустая болтовня, и она начинает думать об Онегине. Не понимая, что происходит с ней, она в своём сообщении начинает намекать Онегину на свои чувства. Она не замечает, как наступает утро. Татьяна отправляет сообщение Онегину.

Картина третья. В Ларинском саду девки, наевшись ягод, что-то завывают. Вбегает, охваченная шоком, Татьяна: приехал Онегин, щас кому-то будет не до смеха и песен. Онегину плевать на всех и всё. Он рад, что Татьяна с ним честна, но жизнь- сложная штука, и он отвергает чувства Татьяны. Ей кажется, что мир разрушен.

Картина четвёртая. Дискотека на хате Лариных. На др6 Татьяны приехали все шишки. Гости танцуют, играют в карты, и в зале очень душно. Онегину быстро наскучило такое "развлечение". Чтобы отомстить Ленскому, он приударивает7 за Ольгой. Ленский, полный ярости, вызывает Онегина на стрелу8. Гости и хозяева пытаются их разнять, но ничего не получается.

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его помощник Зарецкий ожидают Онегина на месте батла1. Он думает об Ольге. Появляется опоздавший Онегин. Противники не хотят дуэли, но назад пути нет! Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Онегин попадает в Ленского и убивает его.

Картина шестая. В богатом особняке собрались все селебы2. Там оказался и Онегин. Ни путешествия, ни тусовки не могут вывести его из депрессии. Появляются чиновник Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена – смысл его жизни. Онегин влюбляется в Татьяну и зовёт на свидание.

Картина седьмая. У себя на хате Татьяна читает огромное сообщение в чате от Онегина. Она до сих пор любит его. Онегин врывается в комнату. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда они могли быть вместе. Но это невозможно. Она возвращается «с небес на землю» и прогоняет Онегина. Герой остается один.

1) Батл – битва.

2) Селебы – популярные (медийные) личности.

3) Бойфренд – парень, ухажёр.

4) Шишка – важная персона.

5) Хата – в данном случае усадьба, поместье.

6) Др – сокр. день рождения.

7) Приударивать – начинать ухаживать, ублажать.

8) Стрела – драка.


13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!