СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская работа «Краски на натуральной основе: назад к природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: приготовление экологически чистых красок.

  Объект: краски

  Предмет: возможность изготовления красок в домашних условиях

  Гипотеза: предположим, что в домашних условиях можно приготовить краски и нарисовать ими рисунок

  Задачи  исследования:

  1. Изучить историю красок и их состав.
  2. Провести эксперименты и сравнить полученные краски
  3. Выявить преимущества и недостатки экологически чистых красок.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа «Краски на натуральной основе: назад к природе»»





Районная научно-практическая конференция учащихся начальных классов



«Первые шаги»





Проектно-исследовательская работа



«Краски на натуральной основе: назад к природе»



Номинация: экология









Автор проекта: Дулмаева Санжима, ученица 2 класса

МАОУ « Бургуйская СОШ»,                   

Руководитель проекта: Данзанова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов



 

2020 г.

Оглавление:

  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Приложение



Введение

Рисование - это хобби, которым я увлекаюсь с каждым днем все больше. Люблю рисовать пейзажи, разных зверей, осваивать новые техники рисования. Недавно мы с братиком увлеклись пальчиковым рисованием. Оно очень интересное и полезное занятие. Пальчиковое рисование — это увлекательный творческий процесс, который развивает мелкую моторику, способствуют развитию речи.

Мне стало интересно, все ли краски подойдут для пальчикового рисования. Возможно ли их сделать в домашних условиях.

Изучив состав красок, пришла к выводу, что в настоящее время краски делают из химических элементов. А химические элементы очень вредны. В древние времена не было химических элементов и материалы для красок брали из природы. Эти краски были экологически чистыми. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?

Цель: приготовление экологически чистых красок.

Объект: краски

Предмет: возможность изготовления красок в домашних условиях

Гипотеза: предположим, что в домашних условиях можно приготовить краски и нарисовать ими рисунок

Задачи исследования:

  1. Изучить историю красок и их состав.

  2. Провести эксперименты и сравнить полученные краски

  3. Выявить преимущества и недостатки экологически чистых красок.

Методы исследования:

- наблюдение и сравнение;

- анализ полученных данных.



Основная часть

1.1. История возникновения красок

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние художники рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! Пещерные жители обычно рисовали то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

Самой первой краской была глина: красная, белая, жёлтая и голубая. Краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко её растерев, можно получить красный и жёлтый краситель. Чёрный цвет даёт уголь, белый - мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод.

В Бурятии красная краска делалась из красной охры, куски которой в изобилии встречаются среди речной гальки. Черную краску буряты доставали из желваков, которые образуются у лошадей”, при этом старались достать жел­вак белой лошади. Распространенным материалом для окрашивания служила кора лиственницы, шелуха лука. И в настоящее время используют природные материалы для окрашивания стен, шерсти, деревянных изделии. Например, в нашем районе дом красят глиной, которой добывает в с. Санаге.


Виды красок

Гуашь — клеевая краска на водной основе. Изготавливается из клея и красящего пигмента со смесью белил для придания матовости. В отличие от другой распространённой краски акварели, имеет более плотную текстуру, благодаря чему отлично подходит при перекрытии более темных оттенков светлыми. Рисование гуашью — отличные старт для погружения в чарующий мир живописи. Этот материал привлекателен, прежде всего, своей доступностью и безопасностью для детского творчества. Она активно используется в детском саду и на школьных занятиях.

Акварель - краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличительная особенность акварели – прозрачность красок, наносимых, как правило, на светлую основу(бумага, реже картон, шёлк, слоновая кость), плавность цветовых и тональных переходов. Живопись акварелью бывает многослойная и в один приём; она может выполнятся по - сухому и по - мокрому, когда бумага увлажняется. Для получения специальных эффектов в акварель вводят воск, эфирные разбавители и др. вещества.

Темпера – краски на натуральной основе, которые были известны уже в Древнем Египте. Темперные краски легко смешиваются, быстро высыхают. Прекрасно подходят для рисования на бумаге, картоне, дереве и даже холсте. Рисование такими красками даёт ребёнку почувствовать себя настоящим художником. Темперой называют краски, связующим которых служат эмульсии разных составов. В XV-XVI веках в Италии под словом «темпера» подразумевалось связующее вещество красок вообще и также клей животного и растительного происхождения.

Масляные краски - это густые пасты, сделанные путем растирания пигмента и связывающего вещества, в состав которого входит масло. От качества используемого вещества значительно зависит прочность и сохранность произведений изобразительного искусства.

Рассмотрев все краски, пришли к выводу, что они состоят из пигмента и связующего вещества.

Пигменты — это тонкоизмельченные цветные порошкообразные материалы минерального или органического происхождения. Они не растворяются в воде, олифе, клеях и т. п., а находятся в них во взвешенном состоянии.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Мы предположили, изучив разные связующие, какие краски могут получится на их основе .

Рисунок 1

Именно поэтому мы решили приготовить краски в домашних условиях с использованием природных пигментов.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Приготовление красок и описание эксперимента

Рисунок 6

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама. Выбрала два рецепта изготовления красок.

Для первого рецепта мне надо было раздобыть природное сырьё и связующие вещества. В моем распоряжении оказались такие связующие, как мёд и яйцо. Для сырья мы использовали морковь, свёклу, какао, мел. Я составила общий план для всех экспериментов.

План эксперимента

  1. Очистить сырьё от посторонних примесей, либо измельчить его.

  2. Измельчить сырьё в порошок, если это необходимо.

  3. Просеять порошок, или выжать сок.

  4. Смешать сырьё со связующим веществом.

По второму рецепту краски получаются очень яркими. Для их приготовления нужно смешать муку (1 стакан), соль (1 столовую ложку) и растительное масло (1 чайную ложечку). Аккуратно влить полстакана холодной воды, размешать. В результате должна получиться масса по консистенции напоминающая сметану. Делим всю массу на равные части и раскладываем по небольшим емкостям. В каждую добавляем свой пищевой краситель, размешиваем.

Выводы:

Полученные краски отличались по тягучести и качествам:

Краска с медом получилась густой, тягучей. А краска из яйца - вязкой, и плохо соединялась с сырьём. Яркость зависит от выбранного сырья. Морковь не дала насыщенного цвета. Мне понравилось краски, полученные по второму рецепту. Они получились яркими, насыщенными цветами. Ведь в них мы использовали готовые пищевые красители.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие.



Заключение

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.

1. История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние

художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах и даже на собственной коже! В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами.

2. В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунки на основе каждого связующего. Больше всего мне понравилось краски с пищевыми красителями, они легко наносились и давали насыщенные цвета. Кроме того, я опросила детей, и практически все хотели бы попробовать нарисовать рисунок красок на основе мёда. Наша гипотеза подтвердилась, мы получили краски в домашних условиях.

3. Полученные краски имеют как преимущества, так и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные, приятные цвета, но их приготовление занимает много времени, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Моя работа может пригодится на уроках окружающего мира и изобразительного искусства.

Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

- обучающее занятие по изготовлению экологически чистых красок с учащимися других классов;

- более подробное изучение одного вида красок и использование разных техник рисования ею.

Список литературы

1.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник,1973.- 56 с.

2. Большая детская иллюстрированная энциклопедия. М.: Эгмонт Россия Лтд. 2005. – 135 с.

3.БРЭ: в 30 т/ отв. ред. С.Л. Кравец. Т.8. Григорьев – Динамика – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2007.- 767 с

4. Интернет-ресурсы:

https://artkvartal.ru/tutorials/hodojestvennaya_i_detskaya_guash/

http://r-kopilka.ru/kak-sdelat-palchikovye-kraski-svoimi-rukami-dlya-malyshej-recept.html

https://my-buryatia.ru/buryaty/buryaty-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/












































Приложение 1

Натуральные красители


Цвет


Красители

Белый



Сахарная пудра, молоко,

сливки, сметана, мел

Желтый

высушенная молотая лимонная цедра, морковная масса, куркума

Зеленый

Сок шпината, листья крапивы, черемша, зелень


Коричневый

Крепкий кофейный настой, крепкий чайный настой,

жженка (пережженый сахар), луковая шелуха, какао порошок

Красный и розовый

Сок: малины, клубники, клюквы,смородины, вишни, красных сиропов, варенья, свеклы, чай каркаде


Оранжевый

Сок апельсиновой цедры, сок мандариновой цедры,

сок облепихи


Синий

Черника, голубика
















Приложение 5

Таблица результатов смешивания


мёд

яйцо

Морковь

Оранжевый


Жёлтый


густая

вязкая

Свёкла



Светло- фиолетовый

густая

вязкая

Мел

Светло- бежевый

Белый


густая

вязкая, не соединился с яйцом

Какао

Бежевый


Бежевый


сильно густая

вязкая

густая

вязкая





Приложение 2

Соотнесение связующего с видом красок.

Название красок

Мёд

Яйцо

Вода

Клей

Акварель



+

+

Гуашь

+


+

+

Темпера


+



























1