СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно исследовательская работа на тему: "Покормите птиц зимой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Птицы зимующие в наших краях. Как помочь зимующим птицам. Что я могу сделать для защиты птиц в зимнее время.

Просмотр содержимого документа
«Проектно исследовательская работа на тему: "Покормите птиц зимой".»

МБОУ « Зубово-Полянская средняя общеобразовательная школа №1









Исследовательская работа

на тему:

«Покормите птиц зимой!»









Выполнила : Васина Анастасия

ученица 3 «Б»класса

МБОУ « Зубово–Полянская средняя

общеобразовательная школа №1»



Руководитель: Василькина Л.Д.

Учитель начальных классов

МБОУ « Зубово–Полянская средняя

общеобразовательная школа №1»



Содержание



Глава 1 Введение......................................................................... 2

Обоснование актуальности темы исследования......................... 2

Цели и задачи. Методы исследования..........................................2-3

Глава 2.Основная часть...............................................................3

Теоретическая часть.........................................................................3

Для чего нужны птицы в природе? ……………………………. 4

Характеристика синицы………………………………………… 4

Характеристика воробья…………………………………………. 4-5

Как питаются птицы в зимнее время……………………………..5

Какая кормушка лучше? ………………………………………… 6

Какой корм лучше для птиц?....................................................... 6-7

Основные правила подкормки птиц…………………………… 7-8

III. Заключение…………………………………………………… 8

IV Литература……………………………………………………9

V Приложение………………………………………………… 10- 14



















Глава 1. Введение.

1.1. Обоснование актуальности темы исследования.

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

 Но больше всего беспокойно за птиц:

За наших воробышков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода.



На уроках по Окружающему миру мы изучаем такие темы: «Экологическое равновесие», «Цепи питания» и знаем, что все в природе взаимосвязано. Поэтому выпадение одного звена может привести к нарушению природного баланса, таким образом, помогая птицам в холодный период, мы сохраняем их численность, а следовательно и поддерживаем экологическое равновесие.

Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем посёлке из-за отсутствия корма. Да кому придет в голову считать их. В условиях нашего посёлка мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И синицы, и воробьи, и вороны, и голуби - тоже жители окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Гипотеза:  Мы предположили, что если человеку зимой подкармливать птиц, то гибнущих птиц станет меньше.
Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что мы насыплем в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей.



1.2. Цели и задачи. Методы исследования

Проблема: Как помочь зимующим птицам?
Что я могу сделать для защиты птиц в зимнее время?
Объект моего исследования: птицы, зимующие в наших краях.
Предмет исследования: подкормка птиц.

Цель: организация помощи птицам в зимний период.

Задачи:

1. Изучить разнообразие зимующих птиц.

2. Познакомиться с основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

3. Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке и около дома.

4. Вести наблюдение и учёт птиц, посещающих кормушки.

5. До конца зимы ухаживать за кормушками и пополнять в них корм.

Методы исследования:

1. Работа с различными источниками информации.

2. Практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.

3. Наблюдение.

4. Анализ полученных результатов.

Глава 2. Основная часть. Теоретическая часть.

2.1 Виды зимующих птиц.

Я хочу напомнить русскую пословицу: лучше синица в руках, чем журавль в небе. А чем же синица лучше? Синица - это маленькая, неприметная, шустрая и живущая рядом с человеком птица. Зимой птица часто встречается у человеческого жилья. С раннего утра она тут как тут.

Меня заинтересовали особенности жизни птиц в зимнее время года, и я решила узнать об этом.



2. 2. Для чего нужны птицы в природе?

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

Птицы дороги нам и тем, что они - часть родной природы. Они красивы, подвижны, а их звонкие и мелодичные песни оживляют наши леса, поля и сады. Птицы опыляют растения. Расселяют такие ценные породы деревьев как дуб и кедр.

Поедая семена сорняков, вредных насекомых и грызунов, птицы уменьшают их численность и таким образом приносят пользу.

Основными зимующими птицами в нашем посёлке являются синицы и воробьи.

2.3.Характеристика синицы

Синица получила свое название не по окраске, а по характерному звуку, который она издает. Ее звук похож на удары по наковальне. Что же касается цвета, то синичка в основном оливково-зеленая, брюшко у нее желтоватое. По телу сверху от головы проходят черные полоски.

Живет синица практически везде. С появлением первых признаков весны наступает пора знакомств и постройки гнезд. Гнезда они могут построить в отверстии стены, почтовом ящике, с удовольствием занимают скворечники. Вскоре в гнездах появляются 8-10 птенцов, которые спустя 15-20 дней после рождения сразу пробуют летать. На зиму эти птицы не улетают в теплые края. Они относятся к оседлым птицам. В поисках корма перелетают с места на место. Там, где корма много синицы задерживаются. Синицы приносят пользу лесам, паркам и садам.

Приложение 1.

2.4.Характеристика воробья

Воробьи - маленькие, дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в многолюдных городах, не говоря уже о селах и деревнях. Окраска самца воробья серенькая, с темными пятнами на спине, на шейке - черное пятно. Гнездится воробей в дуплах, пустотах стен, в скворечниках. Самец и самка приносят в будущее гнездо множество соломы, сена, растительности, бумаги. Самка откладывает 5-6 яиц, которые одинаково насиживают оба родителя.

Воробей - птица оседлая. Они не улетают в теплые края, а сбиваются в стаи и появляются вблизи человеческого жилья. Нет такого малого или большого селенья, где бы не видели воробьев. Они смело скачут по улицам, пролетают под ногами прохожих, но поймать воробья нелегко. Они ведут себя осторожно и быстро примечают опасность.

Приложение 1

2.5.Как питаются синицы и воробьи в зимнее время.

Чем же отличаются и какие особенности имеют синицы и воробьи?

На первый взгляд мне казалось, что они абсолютно одинаковые. Я стала приглядывать за ними по дороге в школу, из окна своего дома. Первое, что я заметила: воробьи и синицы нигде не бывают вместе.

Понаблюдав за птицами внимательнее, я узнала, что воробьи все время держатся группами. Из учебника окружающего мира я узнала, что такие группы называются стаями. Синицы же сидят по несколько штук, держатся от всех отдельно. Если на дереве располагаются воробьи, то синиц на нем не увидишь. Они будут стараться расположиться на соседнем дереве. На земле в поисках семян и крошек синиц увидишь редко. А вот стайка воробьев смело прыгает в поисках съестного. Приложение 2.

В результате наблюдений у меня получилась сравнительная таблица, которая отражает особенности поведения птиц:

Позиция наблюдения

Синица

Воробей

1. Встречаются зимой и летом?

Обитают около жилья человека зимой. Летом можно увидеть крайне редко

Обитают около жилья человека круглый год

2. Где можно встретить?

В любом месте села.

В любом месте села.

3. Как можно увидеть птиц в селе?

Отдельные птицы или небольшие группы до 5.

Стайками до 30 птиц.

4. Где чаще встречаются птицы?

На деревьях по 1-2 птицы.

На деревьях и земле стайками по 20-30 птиц.

5. Какие места питания?

Деревья с ягодами и кустарники семенами.

Мусорные контейнеры, деревья с ягодами.



2.6.Какая кормушка лучше?

Из чего можно сделать кормушку?
В нашей школе прошлой зимой прошла акция «Покормите птиц зимой». В этой акции приняли участие учащиеся начальной школы. Ребятами нашего класса были сделаны кормушки из разных материалов: из дерева, из пластиковой 5 –литровой бутылки, из картонных коробок.
Наблюдая за повадками этих птиц, я задумалась, а как и где они находят себе пищу?

Наблюдая за птицами по дороге в школу и обратно, заметила, что птиц можно увидеть не только на деревьях и местах скапливания отходов, но и у жилья человека в специально оборудованных кормушках. Дома я решила изготовить кормушку. Мне на помощь пришла вся семья. Кормушки мы изготовили разные: домик под крышей из фанеры, из пластиковых бутылок, стеклянные. С папой мы развесили кормушки на ближайших деревьях около дома. Больше всего птиц собиралось в кормушке из фанеры. В нее слетались птицы с разных концов двора. Они рассаживались по всей кормушке и чувствовали себя очень уютно. При кажущейся опасности, они легко и быстро разлетались во все стороны. Но снег быстро забивал кормушку, и ее приходилось несколько раз чистить.

Меньше птиц прилетало к пластиковой бутылке. На вырез пластиковой бутылки умещается только 2 птицы. Одна усаживается на вырез бутылки и озирается кругом, а другая в это время хватает корм со дна бутылки.

А в стеклянную банку прилетали исключительно по одной птице. Залететь через отверстие в крышке банки осмеливались только отважные птицы.

Таким образом, я выяснила, что больше всего птиц накормится в открытой кормушке из фанеры. Но и она имеет свои неудобства: ветер сдувает корм и требуется постоянная очистка от снега.

Приложение 3

2.7.Какой корм лучше?

Больше всего меня интересовал вопрос, а чем же любят лакомиться воробьи и синицы зимой?

Когда папа помог мне развесить кормушки, я разложила в них корм. Учитывая знания из окружающего мира о том, что данные птицы имеют характерный маленький и очень крепкий клюв, которым удобно разгрызать зерна и семена, я подобрала для них семечки, пшено и гречневую крупу. В течение 4 дней я наблюдала за количеством птиц у кормушек. В итоге выяснилось, что большей популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке на протяжении всех экспериментальных дней. Мне так же удалось выяснить, что в первый день на разведку прилетело несколько синиц, а к 4 дню у кормушки собралась целая стая. За 1 раз я могла насчитать до 10 птиц на кормушке.

Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в моей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева. Таких подлетов в кормушку за 1 час, по моим наблюдениям она делала около 5. Так я подсчитала, что примерно 8-10 минут она тратит на очистку и поедание одной семечки. Получается, что за короткий зимний день синица совершает 40 подлетов. А значит, что за день она съедает до 40 семечек, так необходимых ей, чтобы не замерзнуть.

Позже я решила разнообразить обед моих гостей. Стала насыпать им крошек хлеба и развесила кусочки свежего сала и мяса . Тогда вкусовые пристрастия моих гостей совсем разделились. Синицы активно клевали сало и мясо, а целая стая воробьев собралась у крошек. Таким образом, я выяснила, почему синиц чаще видишь на деревьях, а воробьев на дороге и у мусорных бачков. Это привычные места поиска пищи. Здесь они чувствуют себя уютнее и активнее поедают корм.

Приложение 4

2.8. Основные правила подкормки птиц.

Птиц нельзя кормить, можно лишь подкармливать! Корм не должен находиться в кормушке постоянно. При кормлении, птицы весь дневной рацион получают только из кормушки, а при подкормке они лишь часть необходимой пищи получают от человека, и вынуждены остальную часть своего рациона находить в природе. В природе рацион птиц очень разнообразен. Перемещаясь по лесу, стайки синиц проверяют трещины коры в поисках зимующих насекомых, их личинок и куколок, подбирают семена различных растений, а на кормушке поедают исключительно семечки и сало. И при постоянном наличии семечек в кормушке синицы попросту перестают искать другую пищу.

Рацион птиц должен быть разнообразным. Однообразный рацион вреден для пернатых. Сами птицы не понимают опасности одностороннего питания и даже при наличии выбора разных кормов в кормушке предпочитают поедать только семечки, как наиболее питательный вид корма. Переизбыток жиров приводит к заболеванию печени и скорой смерти птицы. Получается, что вместо пользы мы можем нанести птицам непоправимый вред.

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и тоже время.

Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Лучше приучить себя и птиц к определённому режиму, наполняя кормушки один-два раза в сутки, утром или утром и вечером в одно и то же время. Если строго придерживаться, то птицы быстро привыкают, что в определённое время могут рассчитывать найти корм в кормушке, а в остальное время отправятся искать пропитание в других местах.

Во время подкормки нельзя сорить, оставлять полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки и т.д. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.



Заключение.

Мои наблюдения помогли мне больше узнать о жизни маленькой частички живой природы.

Птицы - важная часть живой природы. Синицы и воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.

Большое количество птиц у организованных кормушек доказывает необходимость их дополнительного подкорма зимой. Для этого можно использовать самостоятельно изготовленные кормушки, лучше открытые. Для корма можно использовать любые крупы и крошки сухого хлеба. Доступное питание, организованное человеком, поможет птицам легче перенести зимние холода.









Литература

Дмитриев Ю., Пожарицкая Н., Владимиров А., Порудоминский В., Книга природы: Рассказы, М., Дет. лит., 1990-399с.

Онегов А.С. Школа юннатов. «Наши пернатые друзья и соседи: Научно– художественная литература. Рис. М. и Н. Федоровых- М.: Дет. Лит.,1980-400с.

Грошев М. «Записки лесного генерала», морд. книж. изд-во Саранск,1978г.

Л.Б.Фесюкова , О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.

Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К. Мишиной, А Зыковой. - М.: Эксмо, 2003. - 512с.

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: «Академия развития», 1998 - 256с.

Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 397с.























Приложение 1



Синица

Воробей































































17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!