Министерство образования и науки Российской Федерации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ШКОЛА № 54
Проектно-исследовательская работа по литературе
на тему:
«Актуальность фантастического жанра в литературе для современного подростка»
Работу выполнил :
ученик 10 «А » класса
Нуриев Ринат
Научный руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Зотьев Роман Алиевич
Люберцы
2021
Содержание
-
Введение……………………………………..…………………………..3
-
Актуальность темы………………………………………………….3
-
Цель и задачи проекта………………………………………………4
-
Этапы и методы исследования……………………………………..4
-
Планируемые результаты ..........................................……………..4
-
Исследовательская работа………………………………………………5
-
Теоретическая часть…………………………………………………5
-
Анкетирование учащихся 9-11 классов……………………………9
-
Интервью с психологом……………………………………………11
-
Интервью с библиотекарем…………………………………….…..12
-
Обзорный классный час………………………………………….…12
-
Выводы по результатам исследования…………………………….13
-
Заключение………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………..18
Приложение.
Список рекомендуемой для изучения в школе литературы фантастического жанра……………………………………………..…..19
-
Введение
1.1 Актуальность.
В последние годы фантастика заняла одно из ведущих позиций в современной литературе. Этот жанр с каждым днем набирает все большие обороты. Современные подростки отдают предпочтение фантастике, нежели классике и другим жанрам литературы. Заметив это явление, я задался вопросами: Почему подростки выбирают фантастику? Что их привлекает в произведениях этого жанра? Как фантастика влияет на мировоззрение и формирование подростка? Стоит ли читать фантастику современному подростку?
На фоне реалистичной литературы мир волшебников, драконов, магических колец, оборотней и ведьм, коридоры во времени и пространстве, т. е. весь арсенал волшебных сказок и древних легенд, кажется “детской литературой”. Однако при всем полете воображения в этом трансформированном мифе неизменным всегда было одно - человек должен оставаться самим собой. А это уже точно серьезная проблема, над которой стоит задуматься не только детям, но и взрослым.
Классическая литература пришла к некоторому застою и уже не в состоянии была в полной мере удовлетворить запросы как читательской аудитории, так и части писателей, ищущих возможности реализовать собственный потенциал.
Актуальность данного проекта состоит в том, что одной из составляющей процесса воспитания современного школьника должна являться литература. Он как человек, живущий в культурном социуме, должен интересоваться тем, что читают его современники. В работе отмечаются особенности возникновения и становления фантастики и фэнтези как жанров литературы. Ценность работы состоит в том, что выделены ведущие аспекты, на основе которых происходит развитие этого жанра.
1.2 Цель проекта - провести аналогии в литературе зарубежных и русских писателей фантастов на протяжении нескольких веков и выделить наиболее актуальные направления для современных подростков.
Задачи проекта:
- изучить историю появления жанра фантастики, особенности и направления жанра, отличия от других жанров;
- изучить влияние фантастической литературы на подростков;
- повысить интерес подростков к литературе;
- создать каталог книг фантастического содержания, предлагаемый для изучения в школе на уроках литературы.
1.3 Этапы и методы исследования:
- информационный поиск по истории возникновения фантастики, изучению ее направлений и тенденций в российской и зарубежной литературе, обзору современных писателей и популярных романов.
- анкетирование учеников 9-11 классов на предмет чтения литературы вообще и фантастики в частности.
- интервью с психологом на тему: «Влияние фантастики на формирование мировоззрения и психического состояния подростков»
- интервью с библиотекарем на тему: «Наиболее популярные фантастические романы за последние 10 лет»;
- обзорный классный час для учеников на тему: «Наиболее интересные фантастические романы прошлого и настоящего».
1.4 Планируемые результаты:
- доказать важность развития данного жанра в литературе для полноценного формирования мировоззрения подростка;
- составить список произведений данного жанра, который необходимо включить для изучения на уроках литературы в старших классах.
-
Исследовательская работа
2.1 Теоретическая часть.
антастика - жанр и творческий метод в художественной литературе, характеризуемый использованием фантастического допущения, элемента необычайного, нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие направления, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие. Истоки фантастики - прежде всегонаходятся в в волшебной сказке.
Применение этого метода классификации началось с проведения границы между «собственно фантастикой» и «формальной фантастикой искусства». В первом случае, речь идет о фантастике как жанре литературы, где фантастическое допущение является структурообразующим принципом. Во втором, речь идет о других жанрах литературы, где фантастическое допущение является вспомогательным элементом раскрытия авторского замысла. В настоящее время фантастика вышла за свои жанровые границы. Она переступает границы не только жанров (например, фантастический детектив и юмористическая фантастика) и родов литературы (например, фантастическая поэзия и фантастическая драматургия), но и родов искусства (например фантастическая музыка, кинофантастика, фантастическая живопись). В некоторых источниках фантастику рассматривают в качестве мегажанра, в котором существуют все жанры и все направления с дополнительным элементом постоянности.
Стилевые и жанровые формы фантастики - гротеск, фантасмагория и феерия - стали традиционным вспомогательным средством сатиры: от Франсуа Рабле до М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города») и В. В. Маяковского («Клоп» и «Баня»). Нежанровые разновидности фантастической литературы 20-го века - фантастический реализм, магический реализм.
В настоящий момент существуют следующие основные жанры фантастики - научная фантастика, фэнтези, ужасы. Часто также говорят о их разновидностях или «поджанрах». Фантастические жанры, популярные в прошлом, но редко используемые современными авторами, - это фантастическое путешествие и утопия.
Научная фантастика основывается на фантастических допущениях в области науки, включая как точные, так и естественные и гуманитарные науки. Она описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее, альтернативны ход истории. Действие научно фантастики часто происходят в будущем. Научная фантастика делится на два вида: твердая научная фантастика и социальная фантастика. Твердая научная фантастика уделяет внимание детальному описанию открытий и изобретений. В твердой научной фантастике упор сделан на фантастическое допущение, которое обосновано очень убедительно и правдоподобно. Частые сюжеты: полеты на другие планеты, робототехника, научные открытия. Яркими представителями этого вида фантастики являются: Жюль Верн - отец твердой научной фантастики, Александр Беляев, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Герберт Уэллс, Михаил Булгаков. В социальной фантастике главную роль играет отношение людей в обществе. Использование фантастических мотивов позволяет показать развитие отношений в обществе в необычных условиях. Социальная фантастика делится на два вида: утопия и антиутопия. Утопия описывает модель идеального мира. Характеризуется верой автора в безупречность модели. («Люди как боги» Г. Уэллса, «О, дивный новы мир» О. Хаксли, «Туманность Андромеды» И. Ефремова.) Антиутопия - противоположность утопии. Действия в антиутопии происходят в будущем. Для этой разновидности социальной фантастики характерны экологические проблемы, дегуманизация, тоталитарная система правления. Антиутопия как жанр используется, чтобы обратить внимание на реальные проблемы в окружающей среде, политике, религии и т.д. («Град обреченный» Братьев Стругацких, «451 градус по Фаренгейту» Рэя'Брэдбери, «1984» Джорджа Оруэлла) Яркими представителями социальной фантастики являются: Герберт Уэллс, Рэй Брэдбери, Братья Стругацкие, Джордж Оруэлл. Фэнтези - разновидность фантастики, основанная на использовании сказочных и мифологических мотивов в современном виде. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить свой мир с точки зрения науки. Сам мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно реальности никак не оговаривается: это может быть как и параллельный мир, так и другая планета. В таком мире допустимо существование богов, колдовства, мифических существ и т.д. Яркие представители: Джон Рональд Толкин - оказал значительное влияние на формирование современного облика фэнтези. Джоан Роулинг, Кир Булычев, Дмитри Емец. Ужасы (Хоррор) - разновидность фантастики, которая нацелена вызывать у читателя чувство страха. Представители жанра имеют как абсолютно необъяснимые сюжетные описания, так и фикцию, основанную на реальных событиях («психологические триллеры», например, вообще не допускают ни единого фантастического элемента). Чаще всего ’в ужасах имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, оборотни, зомби, призраки, демоны. Часто, но не всегда в литературе ужасов повествуется о сверхъестественном в прямом смысле слова. Главная особенность хоррора и его отличие от фэнтези — беспомощность человека перед сверхъестественными силами. Сверхъестественные силы или катастрофические явления не подвластны воле человека. Яркие представители: Стивен Кинг, Говард Лавкрафт, Эдгар По.
Все мы не редко сталкивались с таким жанром, как фэнтези. Явление это настолько массовое, что оно завоевало популярность не только в литературе но и в киноиндустрии. Часто люди путают его с другим не менее известным жанром – фантастикой. Это довольно распространенная ошибка, так как эти жанры имеют целый ряд весьма характерных отличий.
В чем же отличие между фантастикой и фэнтези? Многие ошибочно мнят, что разница между жанрами заключается в том, что фантастика более серьёзный жанр, тогда как фэнтези ироничное чтиво. Это ошибка. И тот и другой жанр могут быть как ироничными, так и трагичными и даже реалистичными.
Для начала разберемся, что же такое фентези. Фэнтези - жанр фантастической литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. Фэнтези не имеет даже устоявшегося названия, в самиздатовской кpитике можно встретить такие названия как: «фэнтези», «фентези», «фентази", «фэнтази» и, наконец, «fantasy». Последний ваpиант недвусмысленно указывает, откуда явилось новое течение. Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Фантастика, в отличие от фэнтези, описывает современные технологии либо технологии предполагаемого будущего. Подавляющее большинство творений в жанре фэнтези имеет мистическую под опеку. Разнообразные колдуны и маги, драконы и мантриконы, архангелы и демоны буквально заполоняют страницы в фэнтезийных произведений. Есть еще такая ветвь, как «городская сказка», где как раз, наоборот, в современных условиях обычного мегаполиса, например, - это Москва, происходит нечто мистическое и нетривиальное.
Фантастика своими корнями уходит в науку и старается все объяснить наукой. Именно поэтому авторы с радостью готовы предоставить чертежы оружий и летательных аппаратов.
Фентези же зачастую создается по принципу исторического романа. Здесь происходит, так называемая история в декорациях, причем материал для них может быть взят не только из прошлого, но и быть настоящим. Для фентези важно создать «реальный» мир. Реальный не в том, что он похож на действительность, а в том, что он настолько настоящий, что может развиваться по собственным законам. Именно родство с историей делает фентези масштабной и зрелищной.
Во всех мифологиях мира Имя - это одно из главных понятий, оно отражает сущность героя, зная имя персонажа, мы иногда с легкостью можем определить его характер. Здесь так же нужно рассмотреть различия значения имени в этих двух жанрах.
Фантастика, руководимая научным мышлением, а не магическим или мифологическим, отрицает священность Имени. Поэтому имена героев из фантастических произведений зачастую очень тяжело вспомнить по прошествию времени.
Фентези относится к Имени более бережно, и в своем стремлении создавать миры фентези также конструирует имена. Герои фэнтези и сказки - в первую очередь личности, поэтому Имена героев также священны, как и сама магия, которая в сути своей есть жизни.
Таким образом, важно заметить, что как в фантастике иногда присутствует мистический элемент, так и фэнтези зачастую есть место альтернативным технологическим новинкам и достижением науки. Разница в основной тематике. Поэтому чаще всего читатели путают эти два жанра.
Можно добавить, что нередко авторы пишут и в том, и в другом жанре, так как при всех своих различиях они являются смежными.
-
Анкетирование учащихся
Анкетирование учащихся 9-11 классов. Для того чтобы понять, как влияет фантастика на мировоззрение и психику подростков, я решил провести анкетирование, среди учащихся 9-11 классов. Всего в анкетировании участвовало 64 человека. По результатам анкетирования выяснилось, что фантастику читает 28 человек, что составляет 44 %. Не читают вообще 25 человек - это 39%, романы читает - один ученик, сказки -3 человека, классику - 11% опрашиваемых. В следующих ответах на вопросы я учитывал ответы читающих фантастику, т.е. 28 человек. Чаще Всего подростки читают Стивена Кинга, Джоан Роулинг. Стивена Кинга читают 7 человек, что составляет 25%, Джоан Роулинг читает 3 человека. Также читаемыми авторами являются: Кир Булычев, Братья Стругацкие, Дмитрий Емец, Дмитрий Глуховский. Не помнят имя автора - 5 человек. На вопрос: «Какие книги вы читаете чаще всего?». Было много разных ответов, поэтому я разделил все произведения на жанры фантастики. В итоге фэнтези читает 60% учащихся, т.е 17 человек. Твердую научную фантастику читают 5 человек, что составляет 18 %, ужасы и антиутопию читают 2 человека, утопию - 1 человек, все жанры — 1 человек. Фантастика вызывает восторг у 43 % учащихся, переживание и страх - у 10% опрашиваемых, и страх, и восторг, интерес — у 2 человек, переживание — вызывает у 3 человек, ужас - у одного человек, ничего - у 2 человек. В фантастике большинство подростков привлекает интригующий сюжет - 18%, и интересность этих произведений- 29%. Также фантастика привлекает детей своей загадочностью, нереальностью. Кто-то, читая фантастику, создает свой вымышленный мир, мечтает, черпает идеи и т.д. Читать подросткам фантастику советует 21 человек, что составляет 86% , не советует 3 человека, т.е 10%, не знает ответа 1 человек. Проведя общее анкетирование учащихся 9-11 классов, я решил провести опрос-беседу среди читающих фантастику ребят, чтобы получше понять, какое влияние оказывает фантастика на мировоззрение подростка. Я опросил 28 человек, увлечённых этим жанром литературы. Мною были заданы следующие вопросы: Какие книги в жанре фантастика вы читали в последнее время? Какие чувства вызвали у вас прочитанные произведения? Заставили ли тебя о чем-нибудь эти произведения? Повлияла ли фантастика на твое мировоззрение? Можешь ли ты посоветовать книги, которые можно прочитать подросткам? Проведя этот опрос, я пришел к выводу, что фантастика хорошо влияет на подростка. Фантастика вызывает у подростка положительные эмоции, такие как любовь, восторг, радость, восхищение. Прочитав произведения в жанре фантастики, подростки задумываются о важных вещах. Например: Ученица 9 класса после прочтения антиутопии "Бегущий в лабиринте", задумалась о смысле жизни, она вынесла из этого произведения, что жизнь скоротечна и надо прожить её с пользой, совершая великие дела. Ученик 10 класса после прочтения произведений Жюля Верна задумался о будущем, о своей будущей профессии. Фантастика положительно влияет на мировоззрение подростка. Она заставляет детей посмотреть на мир под другим углом, заставляет переосмыслить некоторые взгляды на жизнь. Например: Ученица 9 класса начала по-другому смотреть на мир после прочтения "Человекамфибия", она поняла, что не все в мир случается так, как мы хотим, не всегда всё заканчивается счастливо. Ученица 10 класса, прочитав произведение "Стеклянный трон" поняла, что жизнь непроста и нам нужно бороться за свое счастье. Ещё одна ученица 9 класса после прочтения произведений Кира Булычева начала ещё больше любить мир, в котором мы живем, научилась ценить каждый момент жизни. Учащиеся 10-11 классов посоветовали читать подросткам произведения Джоан Роулинг, Александра Беляева, Дмитрия Емца, Жюля Верна, Кира Булычева и других.
-
Интервью с психологом.
С целью подтверждения моих предположений о необходимости чтения фантастики, я решил, что мне стоит опросить не только подростков, но и школьного психолога. Я попросил Ольгу Александровну дать мне интервью на тему «Влияние фантастики на мировоззрение подростка». Ольге Александровне я задал следующие вопросы: «Как вы думаете, нужно ли читать фантастику подросткам?» и «Как влияет фантастика на мировоззрение подростка?» - Ольга Александровна сказала, что современным подросткам надо читать фантастику, так как она развивает воображение, учит бороться со страхами. Также фантастика помогает детям в общении. Дети читают эти произведения, узнают что-то новое и потом беседуют об этом со сверстниками. Школьный психолог отметила, что фантастика положительно влияет на подростка, но предупредила, что нужно правильно выбирать произведения, так как психика у подростков неокрепшая, и они могут переволноваться или сильно испугаться, читая эти произведения. Ольга Александровна не только ответила на мои вопросы, но и предложила перечень книг, которые должен читать подросток, увлекающийся чтением фантастики. В этот перечень входят произведения А. Беляева, "Ночной дозор" Сергея Лукьяненко, "Приключения Алисы" Кира Булычева.
-
Интервью с библиотекарем.
Аналогичные вопросы я задал Федоровой Ольге Юрьевне - заведующей библиотекой им. Некрасова. Ольга Юрьевна сказала, что среди детей популярны такие фантастические произведения, как «Гарри Поттер», «Таня Гроттер», «Планета Черного Императора», произведения Сержа Брюсало и Андрея Жвалевского. Библиотекарь отметила, что не понимает таких произведений, как «Гарри Поттер» и «Таня Гроттер», поэтому о влиянии этих произведений говорить не может. Но она считает, что произведения Жвалевского оказывают положительное влияние на мировоззрение подростка, развивает воображение. Ольга Юрьевна посоветовала читать произведения Вадима Панова, Братьев Стругацких, Сержа Брюсало, «Правдивые истории деда мороза», «Москвест», «Время всегда хорошее» Жвалевского, «Безумная звезда» Терри Пратчетта, «Приключение электроника» Евгения Велистова, «Гостья из будущего» Кира Булычева, «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса, «Чепуха или семиклассницы в космосе» Ирины Потаниной, «Ржавый меч Царя Гороха» Андрея Белянина. Таким образом, специалисты считают, что фантастика не вредит психике подростка, а даже имеет положительное влияние на чувства, мировоззрение, на качества характера читателя.
-
Обзорный классный час
По результатам своей работы я провел классный час и коротко рассказал ребятам о фантастике и ее современных направлениях, а также представил новые интересные романы современных писателей фантастов. Многие из моих одноклассников заинтересовались и начали читать эти книги.
-
Выводы по результатам исследования
Фантастика во всех своих разновидностях оказывает положительное влияние на мировоззрение и психику современного подростка. Фэнтези, вопреки нашим предположениям, развивает воображение, позволяет подросткам отвлечься от повседневности, научная фантастика заставляет посмотреть на мир под другим углом, задуматься о будущем, об отношениях е обществе. Ужасы не только пугают, но и заставляют задуматься о добре и зле, приводят к мысли с том, что нужно дружить и любить, бороться со злом вместе, сообща.
В качестве примера, для того, чтобы глубже понять, как же все-таки фантастическая литература влияет, интересует современных подростков, было решено взять за основу несколько книг, максимально приближенных к интересам и мышлению молодежи.
Кассандра Клэр «Орудия смерти». Серия книг, написанных Кассандрой Клэр в стиле фантастики и городского фэнтези. На данный момент опубликовано семь книг. Кассандра Клэр во всем мире известна как автор трилогии, где она создала захватывающий Сумеречный мир, в котором происходит борьба добра и зла, а главное - решается судьба всего человечества.
События цикла «Орудия смерти» построены на существовании так называемого Сумеречного мира с множеством измерений и городов, одним из которых является сказочный город стекла Акликанте1 - части реальности, обычно скрытой от людских глаз при помощи священных рун, заклятий и различных защитных барьеров, ментально воздействующих на восприятие простых людей. Исходя из событий первой книги, можно сказать, что простой человек может увидеть Сумеречный мир, если он уже знает о его существовании и смотрит на него «осознанно».
Невозможно не согласиться, что современному человеку, который живет обычной рутинной жизнью, подвластна природа, или он может спасти весь мир. А ведь дети мечтают именно об этом. Данная серия книг способна увлечь читателя в мир, в котором он может все.
Вся трилогия Кассандры Клэр написана по правилам фантастики:
1. Постепенно узнавая героев книги, мы можем проследить характер каждого и ни в одном из них не встретим противоречивость.
2. На протяжении всей книги герои ведут борьбу со злом, и в битвах мы никогда не встретим крови. Герой может рассыпаться на осколки, сгореть или ичезнуть, но крови мы не встретим.
3. Главные герои книги могут погибать, но каждый раз автор воскрешает их. Здесь работает одно из самых главных правил запрет на смерть.
«Орудия смерти» стал культовым среди молодежи, и 22 августа 2013 был экранизирован режиссёром Харольдом Цвартом.
1. Акликанте – «город стекла» придуманный Кассандрой Клэр.
Стивен Кинг «Под куполом». Роман Стивена Кинга «Под куполом», опубликованный в США 10 ноября 2009 года. Фантастический роман является переработанной идеей, с которой Кинг работал уже дважды, в конце 1970-х годов и в начале 1980-х -изначально под названием «Под куполом», а потом «Каннибалы». Оба раза автор забрасывал работу, возвратившись к этому материалу лишь во второй половине 2000-х годов. Как писал Кинг на своём официальном сайте, эти первые две неоконченные работы были двумя разными попытками использовать одну и ту же идею, смысл которой - как себя ведут люди, отрезанные от общества, в котором привыкли жить.
В 1982-м году, во время съёмок фильма «Калейдоскоп ужасов», Стивен Кинг рассказал в интервью, что – «написал примерно 450 страниц новой книги, и всё это про людей, которые как в ловушке находятся в жилом здании. Самое худшее, что я когда-либо мог придумать. Кто знает, будет ли это опубликовано или нет». 15 сентября 2009 года на официальном сайте Стивена Кинга был опубликован длинный отрывок из этой неоконченной рукописи. Согласно сайту, именно эта версия романа и вдохновила новую работу под старым названием.
Интересен сюжет самой книги, где некий феномен резко меняет жизнь обитателей провинциального городка Честерс Милл в штате Мэн. Странная преграда, напоминающая купол, накрывает городок и окрестности, полностью изолируя их от окружающего мира. Купол почти непроницаем (некоторая часть воздуха и воды проходит сквозь купол), об него бьются автомашины, самолёты и птицы. Прибывшие военные тщетно пытаются пробить купол, но мощные ракеты класса «воздух-земля» бесполезны, не помогает даже сверхсильная кислота. Более того нахождение вблизи купола воздействует на электронику. Так погибает шериф Перкинс, близко подошедший к куполу - в его груди взрывается кардиостимулятор.
В ноябре 2009 года журнал «Variety» объявил, что Стивен Спилберг и Стивен Кинг объединят усилия для создания мини-сериала на основе романа. Съемками мини-сериала тогда заинтересовалась студия «DreamWorks» и кабельный телевизионный канал «Showtime», но проект так и не был осуществлен.
В ноябре 2012 года мировой бесцеллер «Под куполом» был экранизирован в сериал из 13 эпизодов. На данный момент снято 3 сезона и экранизация имеет не меньший успех.
Лиза Джейн Смит «Дневники вампира»
Серия книг, написанная Лизой Джейн Смит в стиле мистики, фэнтези и фантастики. Эта история о девушке Елене Гилберт, за любовь которой сражаются два брата-вампира. Изначально была опубликована трилогия «Пробуждение», «Голод» и «Ярость» (1991), но давление читателей заставило Смит написать четвёртый том, «Тёмный альянс» (1992). В 1998 году писательница заявила о новой трилогии, названной «Дневники вампира: Возвращение».
Если открыть первую книгу под названием «Пробуждение», то читатель сразу узнает самые сокровенные мысли главной героини - Елены Гилберт, книга начинается с ее дневника, и на протяжении всего произведения читатель будет встречать вставки из дневников персонажей. Таким образом, серия книг идет под названием – «Дневники вампира».
Все книги этой серии написаны по строгим правилам фантазийного жанра:
1. В этой книге мы никогда не встретим смерти положительного персонажа, он всегда перерождается, нет крови и смертей.
2. В этой книге встречается и самое сложное правило фантастики – запрет на смешивание в одном герое добра и зла. Расмотрим это правило на примере главного персонажа книги - Деймоне Сальваторе. На первый взгляд герой льстив и добр, но на самом деле его душа полна злости и ненависти ко всему миру. На протяжении всей книги автор пытается перевоспитать героя, делая его терпимым к некоторым персонажам этой запутанной истории. Но перерождения героя не происходит, персонаж все так же остаеся злым и беспощадным.
У юных читателей всего мира эти произведения находят отклик, благодаря красоте и чистоте героев, ведущих борьбу со злом и во внешнем мире, и внутри себя. Данная серия книг определенно заслуживает внимания подростковой аудитории, потому что каждая строчка романа несет в себе определенную мораль. Читатель полностю погружается в реальность мистического города Мистик Фоллз.
На пике своей популярности серия книг «Дневники Вампира» была экранизирована в телесериал.
Так как я давно интересуюсь этим жанром литературы и прочитал много книг, а также на основании моего опроса учеников и учителей, позволю себе порекомендовать следующие произведения для изучения на уроках литературы (см. Приложение).
-
Заключение
Среди тех книг, которые дети выбирают сами, для своего чтения преимущественно оказывается фантастика. Чем же она так притягательна для подростков? По мнению самих ребят, фантастическая литература нравится им:
- интригой сюжета;
- динамическим развитием событий;
- потусторонней реальностью;
- новыми героями, обладающими сверхспособностями;
- возможностью совершить путешествие в неизведанное вместе с героями;
- верой в чудо;
- созданием своих миров;
- возможностью поразмышлять.
Как видим, фантастическая литература оказывает на детей огромное влияние. Почему же ей уделяют так мало места в школьной программе преподавания литературы? Литература, в том числе фантастика, очень важна для подростков. Например, в западной культуре принято считать, что реальность - это одно, а вымысел, воображение - что-то другое. Далеко не во всех культурах это так. Наука и техника разделили одно и другое. Тем самым они принизили значение таких важных систем знания, как мифы и метафоры. Но барьеры невелики, и два мира время от времени сталкиваются. Иногда нам нужны они оба, чтобы увидеть всю картину.
К тому же фантастика легко и ненавязчиво воспитывает. Она не похожа на классическую литературу, потому что как будто существует больше для развлечения. Но ведь в фантастических произведениях тоже затрагиваются разные проблемы. И, вроде бы развлекаясь, читатель невольно задумывается над разными серьезными вопросами. Именно поэтому нельзя однозначно приравнивать фантастику к легкому «чтиву». Следовательно, фантастическая литература должна читаться подростками не только как внеклассное чтение, но и входить в список изучаемой литературы в школе.
Список использованной литературы
Дубин : Цветан Тодоров - «Введение в фантастическую литературу»
MirF. ru - Журнал «Мир Фантастики»
В. Чумаков «Фантастика и её виды»
Сергей Канунников, Александр Гагинский - «Фантастические истории в музыке»
Wikipedia. org - свободная энциклопедия
Rusf. ru - сайт о российской фантастике
- «Художественный вымысел в литературе 20 века»
https://ru.w ikipedia.org/w iki/)K aH Pbi ф антастики
https://mir-fantastiki.ru/stati/fantastika-zhanrv-podzhanrv-kratkava-kharakteristika-k-nim .htm l
https://ru.wikipedia.org/w iki/JlHTepaTVpa ужасов
https://ru.w ikipedia.org/w iki/O aiiTacTH K a
htt р s: // г u. w i k i р е d i а. о г g/ w i k i / Н ay ч пая фантастика
https://ru.w ikipedia■org/w iki/Tвepдaя научная фантастика
https://ru.\¥ikipedia.org/w iki/A nTH V Tom ^
https://ru.w ikipedia.org/w iki/y тония
https://ru.wikipedia.org/w iki/Q3HTe3H
Приложение.
Список рекомендуемой литературы для изучения в школе:
5 класс – Д. Свифт Путешествия Гулливера», «Щелкунчик и мышиный король», М. Твен «Янки при дворе короля Артура», А. Азимов «Стальные пещеры», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
6 класс – Г. Уэллс «Война миров», А. Азимов «Я робот», У. Гибсон «Нейромант», Кретьен де Труа «Персеваль или Повесть о Граале», Т. Мэлори «Смерть Артура», Э. Спенсера «Королева фей».
7 класс – Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране», Е. Замятин «Мы», А. Пушкин «Руслан и Людмила», К. Льюис «Хроники Нарнии», Л. Ариосто «Неистовый Роланд».
8 класс – В. Васильев «Лик Чёрной Пальмиры», С. Коллинз «Голодные игры», Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», А. Беляев «Человек-амфибия», Р. Говард «Конан».
9 класс – Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту», С. Майер «Новолуние», «Затмение», Д. Толкин «Хоббит», «Властелин Колец»,
10 класс – Кассандра Клэр «Орудия смерти», Стефани Майер «Гостья». Данте «Божественная комедия» А. Н. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» Владимир Обручев («Земля Санникова
11 класс –Стефани Майер «Недолгая вторая жизнь Бри Таннер», Джеймс Дэшнер «Бегущий по Лабиринту». «Невероятные приключения по ту сторону Туле» Антония Диогена. Михаила Булгакова («Мастер и Маргарита»)
10