Проектно- исследовательская работа
Получение искусственного малахита из яичной скорлупы и изучение влияния температуры насыщенных растворов медного купороса на скорость химической реакции и интенсивность окраски малахита
Выполнили обучающиеся 8 класса
МКОУ Бутурлиновская ООШ №4
Цупикова И.А, Шабанова В.А.
Научный руководитель
учитель химии Гайворонская Т.М.
Что такое малахит?
Малахит — один из главных минералов меди, содержит 57,4% чистого металла. Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода. По составу малахит представляет собой водную углекислую соль меди — Cu(OH) 2 ·CuCO 3 . Окиси меди в малахите содержится до 72%, поэтому он использовался как медная руда. Окраска малахита объясняется присутствием иона меди.
Характерный узор малахита на полированном срезе
Малахит в настоящее
время хорошо известен
как ювелирный и
поделочный
камень изумрудный
и темно-зеленый,
названный из-за
сходства своего цвета с
цветом листьев мальвы
(по-гречески «малахэ»)
Это интересно
Месторождения малахита есть на Урале, в Африке, в Южной Австралии и США. Однако, по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. В историю минералогии вошло уральское месторождение Гумешки, где в 1835 году была найдена глыба в 250 тонн.
Минерал подвешивали над колыбелью младенца, чтобы защитить его от злых духов и болезней. Малахитовый камень – первый подарок, который преподносили младенцу
В Древнем Египте считалось, что этот камень - наилучший помощник фараонов в принятии решений
Образование малахита в природе
В природных условиях некоторые руды образовались за счет взаимодействия карбонатных пород с растворами солей металлов, главным образом в виде сульфатов. Сульфаты меди получаются в природных условиях при окислении сульфидов кислородом воздуха в присутствии воды. Для имитации этих процессов, которые в природе протекают миллионы лет, можно в малахит превратить яичную скорлупу.
Цель работы
доказать влияние температуры и концентрации насыщенных растворов соли на скорость химической реакции на примере получения малахита из яичной скорлупы
Задачи работы:
- изучить состав малахита и области его применения из литературных источников;
- изучить методику приготовления насыщенных растворов медного купороса по кривым растворимости;
- изучить методику и химизм получения малахита из яичной скорлупы;
- воспроизвести в лабораторных условиях природный процесс образования малахита;
- провести исследование на предмет влияния температуры и концентрации растворов медного купороса на скорость образования малахита и интенсивность его окраски.
Объект исследования :
Физические факторы (температура, концентрация растворов), влияющие на скорость химической реакции
Предмет исследования :
- насыщенные растворы медного купороса , приготовленные при различных температурах, интенсивность окраски малахита
Гипотеза:
В лабораторных условиях можно получить малахит из яичной скорлупы.
На скорость образования малахита в природе и интенсивность его окраски влияют температура и концентрация насыщенных растворов солей меди ( II)
Химизм процесса
При некотором избытке солей в растворе образуются гидроксиды металлов, а в некоторых случаях - основные соли :
2СаCO 3 + 2CuSO 4 + H 2 O CuCO 3 Cu(OH) 2 +
2CaSO 4 + CO 2
Малахит в природе
Экспериментальная часть 1.Реактивы и оборудование
Оборудование:
- Лабораторные весы
- Лабораторные разновесы
- Мензурка
4. Термометр
5. Ложечка для сыпучих реактивов
- Склянки для растворов емкостью 500мл.
7. Нагревательный прибор
Реактивы:
- Яичная скорлупа
- Медный купорос
- Дистиллированная вода
Экспериментальная часть 2. Изучение теории приготовления насыщенных растворов медного купороса
1. Выяснили , что растворимость медного купороса зависит заметно от температуры (при повышении температуры от 0 0 С до 100 0 С растворимость возросла более, чем в 3 раза) .
Экспериментальная часть 2. Изучение теории приготовления насыщенных растворов медного купороса
2. Для приготовления насыщенных растворов использовали кривые растворимости медного купороса и вычислили коэффициенты растворимости соли при температуре
Экспериментальная часть 3. Определение коэффициентов растворимости медного купороса
3.Коэффициент растворимости –максимально возможное число граммов вещества, которое может раствориться в 100 г растворителя при данной температуре
Результаты расчетов внесли в таблицу
Температура раствора
20 0 С
Коэффициент растворимости
40 0 С
0,20 (20 /100)
(число г соли/100г растворителя)
0.30 (30 /100)
60 0 С
0,45 (45 /100)
(число г соли/100г растворителя)
Экспериментальная часть 4. Практическая часть
4. В куриных яйцах сделали два отверстия с противоположных его сторон, «выдули» содержимое и поместили в насыщенные растворы медного купороса при температурах 20 0 С, 40 0 С, 60 0 С.
Результат – через 3 недели
Результаты эксперимента
Температура насыщенного раствора
т
Скорость образования малахита
20 0 С
Цвет
3 недели (21 день)
40 0 С
Светло-зеленый с темными вкраплениями бесцветными кристалликами гипса
60 0 С
2,5 недели (18 дней)
Темно-зеленый с темными вкраплениям и бесцветными кристалликами гипса
2 недели (14 дней)
Темно-зеленый и с бесцветными кристалликами гипса
20 0 С
40 0 С
60 0 С
Заключение
1. В лабораторных условиях получили искусственный малахит из яичной скорлупы в течение 2-3 недель.
В растворе сульфата меди на поверхности
образовавшегося малахита выпали мельчайшие кристаллики гипса, а в насыщенных растворах , приготовленных при температуре 40 0 С, 60 0 С,
еще образовались кристаллы медного купороса.
2. В ходе эксперимента мы подтвердили свою гипотезу о том, что в природных условиях температура растворов солей и концентрация повлияли на окрасу малахита.
Список литературы
1. Большая Советская энциклопедия ∕ издание четвертое, исправленное
и дополненное, гл. ред. А.М. Прохоров, М.: «советская энциклопедия» 1990 – 1631 с.
2. Химия 8: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ∕ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.- 3 - е издание. , перераб. – М: Издательский центр «Вентана – Графф» 2010 - 223 с .
3.Химия. Неорганическая химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ∕ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман- 13 издание. – М: Просвещение 2009 - 176 с .
4. Научно-методический журнал «Химия в школе» ,№3, 1990г.с. 40-41
5.Энциклопедическийсловарь юного химика ∕Составители В.А.Крицман, В.В.Станцо. М.: Просвещение 1982 -362 с.
6. Я познаю Мир. Детская энциклопедия: Химия ∕ Авт.-сост. Л.А.Савина; - М. :
АСТ 1996. -446с.
. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малахит
https://tvoi-uvelirr.ru/malaxit-istoriya-proisxozhdenie-i-svojstva-minerala/
https://yandex.ru/images/search?text= малахит& stype = image&lr =193&source=wiz
https://yandex.ru/images/search?text= кривые%20растворимости%20солей%20в%2
0воде%20таблица
Спасибо за внимание