СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно – исследовательская работа «Получение малахита из яичной скорлупы и изучение влияния температуры и концентрации насыщенных растворов медного купороса на скорость на скорость химической реакции и интенсивность окраски малахита»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом   исследования стала химическая реакция получения основного карбоната меди (малахита), проходящая в насыщенных растворах медного купороса при различных температурах.Предметом нашего  исследования стала химическая реакция получения основного карбоната меди (малахита), проходящая в насыщенных растворах медного купороса при различных температурах.

Просмотр содержимого документа
«Проектно – исследовательская работа «Получение малахита из яичной скорлупы и изучение влияния температуры и концентрации насыщенных растворов медного купороса на скорость на скорость химической реакции и интенсивность окраски малахита»»

 Проектно- исследовательская работа    Получение искусственного малахита из яичной скорлупы  и  изучение влияния температуры  насыщенных растворов медного купороса на скорость химической реакции и интенсивность окраски малахита Выполнили обучающиеся 8 класса МКОУ Бутурлиновская ООШ №4 Цупикова И.А, Шабанова В.А. Научный руководитель учитель химии Гайворонская Т.М.

Проектно- исследовательская работа

Получение искусственного малахита из яичной скорлупы и изучение влияния температуры насыщенных растворов медного купороса на скорость химической реакции и интенсивность окраски малахита

Выполнили обучающиеся 8 класса

МКОУ Бутурлиновская ООШ №4

Цупикова И.А, Шабанова В.А.

Научный руководитель

учитель химии Гайворонская Т.М.

Что такое малахит? Малахит — один из главных минералов меди, содержит 57,4% чистого металла. Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода.  По составу малахит представляет собой водную углекислую соль меди — Cu(OH) 2 ·CuCO 3  . Окиси меди в малахите содержится до 72%, поэтому он использовался как медная руда. Окраска малахита объясняется присутствием иона меди. Характерный узор малахита на полированном срезе

Что такое малахит?

Малахит — один из главных минералов меди, содержит 57,4% чистого металла. Кроме меди, в его состав входят кислород, углерод и вода. По составу малахит представляет собой водную углекислую соль меди — Cu(OH) 2 ·CuCO 3  . Окиси меди в малахите содержится до 72%, поэтому он использовался как медная руда. Окраска малахита объясняется присутствием иона меди.

Характерный узор малахита на полированном срезе

Малахит в настоящее время хорошо известен  как ювелирный и  поделочный камень изумрудный и темно-зеленый, названный из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы (по-гречески «малахэ»)

Малахит в настоящее

время хорошо известен

как ювелирный и

поделочный

камень изумрудный

и темно-зеленый,

названный из-за

сходства своего цвета с

цветом листьев мальвы

(по-гречески «малахэ»)

Это интересно  Месторождения малахита есть на Урале, в Африке, в Южной Австралии и США. Однако, по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. В историю минералогии вошло уральское месторождение Гумешки, где в 1835 году была найдена глыба в 250 тонн.   Минерал подвешивали над колыбелью младенца, чтобы защитить его от злых духов и болезней. Малахитовый камень – первый подарок, который преподносили младенцу   В Древнем Египте считалось, что этот камень - наилучший помощник фараонов в принятии решений

Это интересно

Месторождения малахита есть на Урале, в Африке, в Южной Австралии и США. Однако, по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. В историю минералогии вошло уральское месторождение Гумешки, где в 1835 году была найдена глыба в 250 тонн.



Минерал подвешивали над колыбелью младенца, чтобы защитить его от злых духов и болезней. Малахитовый камень – первый подарок, который преподносили младенцу



В Древнем Египте считалось, что этот камень - наилучший помощник фараонов в принятии решений

Образование малахита в природе  В природных условиях некоторые руды образовались за счет взаимодействия карбонатных пород с растворами солей металлов, главным образом в виде сульфатов. Сульфаты меди получаются в природных условиях при окислении сульфидов кислородом воздуха в присутствии воды. Для имитации этих процессов, которые в природе протекают миллионы лет, можно в малахит превратить яичную скорлупу.

Образование малахита в природе

В природных условиях некоторые руды образовались за счет взаимодействия карбонатных пород с растворами солей металлов, главным образом в виде сульфатов. Сульфаты меди получаются в природных условиях при окислении сульфидов кислородом воздуха в присутствии воды. Для имитации этих процессов, которые в природе протекают миллионы лет, можно в малахит превратить яичную скорлупу.

Цель работы доказать влияние температуры и концентрации насыщенных растворов соли на скорость химической реакции на примере получения малахита из яичной скорлупы Задачи работы: - изучить состав малахита и области его применения из литературных источников; - изучить методику приготовления насыщенных растворов медного купороса по кривым растворимости; изучить методику и химизм получения малахита из яичной скорлупы;  воспроизвести в лабораторных условиях природный процесс образования малахита; провести исследование на предмет влияния температуры и концентрации растворов медного купороса на скорость образования малахита и интенсивность его окраски.

Цель работы

доказать влияние температуры и концентрации насыщенных растворов соли на скорость химической реакции на примере получения малахита из яичной скорлупы

Задачи работы:

- изучить состав малахита и области его применения из литературных источников;

- изучить методику приготовления насыщенных растворов медного купороса по кривым растворимости;

  • изучить методику и химизм получения малахита из яичной скорлупы;
  • воспроизвести в лабораторных условиях природный процесс образования малахита;
  • провести исследование на предмет влияния температуры и концентрации растворов медного купороса на скорость образования малахита и интенсивность его окраски.
Объект исследования : Физические факторы (температура, концентрация растворов), влияющие на скорость химической реакции Предмет исследования : - насыщенные растворы медного купороса , приготовленные при различных температурах, интенсивность окраски малахита Гипотеза:  В лабораторных условиях можно получить малахит из яичной скорлупы. На скорость образования малахита в природе и интенсивность его окраски влияют температура и концентрация насыщенных растворов солей меди ( II)

Объект исследования :

Физические факторы (температура, концентрация растворов), влияющие на скорость химической реакции

Предмет исследования :

- насыщенные растворы медного купороса , приготовленные при различных температурах, интенсивность окраски малахита

Гипотеза:

В лабораторных условиях можно получить малахит из яичной скорлупы.

На скорость образования малахита в природе и интенсивность его окраски влияют температура и концентрация насыщенных растворов солей меди ( II)

Химизм процесса   При некотором избытке солей в растворе образуются гидроксиды металлов, а в некоторых случаях - основные соли : 2СаCO 3 + 2CuSO 4 + H 2 O  CuCO 3  Cu(OH) 2  + 2CaSO 4  + CO 2  Малахит в природе

Химизм процесса

При некотором избытке солей в растворе образуются гидроксиды металлов, а в некоторых случаях - основные соли :

2СаCO 3 + 2CuSO 4 + H 2 O CuCO 3 Cu(OH) 2 +

2CaSO 4 + CO 2

Малахит в природе

Экспериментальная часть  1.Реактивы и оборудование Оборудование: Лабораторные весы Лабораторные разновесы  Мензурка 4. Термометр 5. Ложечка для сыпучих реактивов Склянки для растворов емкостью 500мл. 7. Нагревательный прибор Реактивы: Яичная скорлупа Медный купорос Дистиллированная вода

Экспериментальная часть 1.Реактивы и оборудование

Оборудование:

  • Лабораторные весы
  • Лабораторные разновесы
  • Мензурка

4. Термометр

5. Ложечка для сыпучих реактивов

  • Склянки для растворов емкостью 500мл.

7. Нагревательный прибор

Реактивы:

  • Яичная скорлупа
  • Медный купорос
  • Дистиллированная вода
Экспериментальная часть  2. Изучение теории приготовления насыщенных растворов медного купороса  1. Выяснили , что растворимость медного купороса зависит заметно от температуры (при повышении температуры от 0 0 С  до 100 0 С растворимость возросла более, чем в 3 раза) .

Экспериментальная часть 2. Изучение теории приготовления насыщенных растворов медного купороса

1. Выяснили , что растворимость медного купороса зависит заметно от температуры (при повышении температуры от 0 0 С до 100 0 С растворимость возросла более, чем в 3 раза) .

Экспериментальная часть  2. Изучение теории приготовления насыщенных растворов медного купороса  2. Для приготовления насыщенных растворов использовали кривые растворимости медного купороса и вычислили коэффициенты растворимости соли при температуре

Экспериментальная часть 2. Изучение теории приготовления насыщенных растворов медного купороса

2. Для приготовления насыщенных растворов использовали кривые растворимости медного купороса и вычислили коэффициенты растворимости соли при температуре

Экспериментальная часть  3. Определение коэффициентов растворимости медного купороса  3.Коэффициент растворимости –максимально возможное число граммов вещества, которое может раствориться в 100 г растворителя при данной температуре  Результаты расчетов внесли в таблицу Температура раствора 20 0 С Коэффициент растворимости 40 0 С 0,20 (20 /100) (число г соли/100г растворителя) 0.30 (30 /100) 60 0 С 0,45 (45 /100) (число г соли/100г растворителя)

Экспериментальная часть 3. Определение коэффициентов растворимости медного купороса

3.Коэффициент растворимости –максимально возможное число граммов вещества, которое может раствориться в 100 г растворителя при данной температуре

Результаты расчетов внесли в таблицу

Температура раствора

20 0 С

Коэффициент растворимости

40 0 С

0,20 (20 /100)

(число г соли/100г растворителя)

0.30 (30 /100)

60 0 С

0,45 (45 /100)

(число г соли/100г растворителя)

Экспериментальная часть  4. Практическая часть  4. В куриных яйцах сделали два отверстия с противоположных его сторон, «выдули» содержимое и поместили в насыщенные растворы медного купороса при температурах 20 0 С, 40 0 С, 60 0 С.

Экспериментальная часть 4. Практическая часть

4. В куриных яйцах сделали два отверстия с противоположных его сторон, «выдули» содержимое и поместили в насыщенные растворы медного купороса при температурах 20 0 С, 40 0 С, 60 0 С.

Результат – через 3 недели

Результат – через 3 недели

Результаты эксперимента Температура насыщенного раствора т Скорость образования малахита 20 0 С Цвет 3 недели (21 день) 40 0 С Светло-зеленый с темными вкраплениями бесцветными кристалликами гипса 60 0 С 2,5 недели (18 дней) Темно-зеленый с темными вкраплениям и бесцветными кристалликами гипса 2 недели (14 дней)  Темно-зеленый и с бесцветными кристалликами гипса

Результаты эксперимента

Температура насыщенного раствора

т

Скорость образования малахита

20 0 С

Цвет

3 недели (21 день)

40 0 С

Светло-зеленый с темными вкраплениями бесцветными кристалликами гипса

60 0 С

2,5 недели (18 дней)

Темно-зеленый с темными вкраплениям и бесцветными кристалликами гипса

2 недели (14 дней)

Темно-зеленый и с бесцветными кристалликами гипса

20 0 С 40 0 С 60 0 С

20 0 С

40 0 С

60 0 С

Заключение 1. В лабораторных условиях получили искусственный малахит из яичной скорлупы в течение 2-3 недель.  В растворе сульфата меди на поверхности  образовавшегося малахита выпали мельчайшие кристаллики гипса, а в насыщенных растворах , приготовленных при температуре 40 0 С, 60 0 С,  еще образовались кристаллы медного купороса.   2. В ходе эксперимента мы подтвердили свою гипотезу о том, что в природных условиях температура растворов солей и концентрация повлияли на окрасу малахита.

Заключение

1. В лабораторных условиях получили искусственный малахит из яичной скорлупы в течение 2-3 недель.

В растворе сульфата меди на поверхности

образовавшегося малахита выпали мельчайшие кристаллики гипса, а в насыщенных растворах , приготовленных при температуре 40 0 С, 60 0 С,

еще образовались кристаллы медного купороса.

2. В ходе эксперимента мы подтвердили свою гипотезу о том, что в природных условиях температура растворов солей и концентрация повлияли на окрасу малахита.

Список литературы 1. Большая Советская энциклопедия ∕ издание четвертое, исправленное и дополненное, гл. ред. А.М. Прохоров, М.: «советская энциклопедия» 1990 – 1631 с. 2. Химия 8: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ∕ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.- 3 - е издание. , перераб. – М: Издательский центр «Вентана – Графф» 2010 - 223 с . 3.Химия. Неорганическая химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ∕ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман- 13 издание. – М: Просвещение 2009 - 176 с . 4. Научно-методический журнал «Химия в школе» ,№3, 1990г.с. 40-41 5.Энциклопедическийсловарь юного химика ∕Составители В.А.Крицман, В.В.Станцо. М.: Просвещение 1982 -362 с. 6. Я познаю Мир. Детская энциклопедия: Химия ∕ Авт.-сост. Л.А.Савина; - М. : АСТ 1996. -446с.  . https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малахит  https://tvoi-uvelirr.ru/malaxit-istoriya-proisxozhdenie-i-svojstva-minerala/  https://yandex.ru/images/search?text= малахит& stype = image&lr =193&source=wiz https://yandex.ru/images/search?text= кривые%20растворимости%20солей%20в%2 0воде%20таблица

Список литературы

1. Большая Советская энциклопедия ∕ издание четвертое, исправленное

и дополненное, гл. ред. А.М. Прохоров, М.: «советская энциклопедия» 1990 – 1631 с.

2. Химия 8: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ∕ Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара и др.- 3 - е издание. , перераб. – М: Издательский центр «Вентана – Графф» 2010 - 223 с .

3.Химия. Неорганическая химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ∕ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман- 13 издание. – М: Просвещение 2009 - 176 с .

4. Научно-методический журнал «Химия в школе» ,№3, 1990г.с. 40-41

5.Энциклопедическийсловарь юного химика ∕Составители В.А.Крицман, В.В.Станцо. М.: Просвещение 1982 -362 с.

6. Я познаю Мир. Детская энциклопедия: Химия ∕ Авт.-сост. Л.А.Савина; - М. :

АСТ 1996. -446с.

. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Малахит

https://tvoi-uvelirr.ru/malaxit-istoriya-proisxozhdenie-i-svojstva-minerala/

https://yandex.ru/images/search?text= малахит& stype = image&lr =193&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text= кривые%20растворимости%20солей%20в%2

0воде%20таблица

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание