Просмотр содержимого документа
«Проектное задание для 4 класса»
На уроке окружающего мира мы изучали тему «Древнерусская летопись «Повесть временных лет». Познакомились с многообразием славянских и неславянских племен. Возник вопрос, что означает слово «славяне».
Прочитайте сведения ученых и ответьте на вопрос.
Древние авторы, как и древние народы, на рубеже тысячелетий предков славян называли „венеды“. Многие исследователи считают, что этот термин в античности определял не только славян, а все племена славяно-балтской языковой группы.
Собственно наименование „славяне“ появляется в источниках в VI в. у Иордана и Прокопия, когда оба автора могли реально познакомиться с представителями этого народа. Прокопий Кесарийский, будучи секретарём полководца Велисария, не раз сам наблюдал и описывал действия воинов-славян.
Есть также мнение, что если слово „венеды — венеты“ было разговорным, то „склавины“ или „славяне“ имело книжное происхождение.
Точного ответа о том, откуда пошло это наименование, нет. До ХIХ в. считалось, что оно происходит от слова «слава» (gloriosi). Другая версия, имеющая хождения также до ХIХ в., предполагала связь слово „славянин“ с „рабом“, термином тождественным во многих европейских языках.
Современные теории предполагают два решения этого вопроса. Первая увязывает его с местами первоначального пребывания славян, людей, живущих по рекам. Производя его от слова „течь, вода течёт“, отсюда: реки Слуя, Славница.
Подавляющее большинство исследователей являются последователями другой теории, считают, что этноним происходит от „слово“ — verbosi: говорить, „говорить ясно“, „люди, которые говорят ясно“, в отличие от „немцы“ — не могут говорить, немые.
Его мы встречаем в названии племён и современных народов: словени новгородские (Древняя Русь), словаки (Словакия), словенцы (Словения и другие балканские страны), словинцы-кашубы (Польша).
Найди противоречия и заполни таблицу:
Мнения древних авторов: | Современные теории: |
| |
| |
| |
| |
| |
Методический паспорт к заданию
Название задания | |
Место задания в образовательном процессе | Урок окружающего мира. 4 класс «Древнерусская летопись «Повесть временных лет» этап обобщения |
Вид (виды) функциональной грамотности, на формирование которого (которых) направлено задание | Читательская грамотность |
Характеристика задания | Характеристика задания, направленного на формирование читательской грамотности, содержит: Контекст личный Тип текста сплошной Формируемые читательские компетенции: Формируемые читательские умения Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах Формат ответа развернутый |
Решение к заданию | Мнения древних авторов: | Современные теории: | Есть также мнение, что если слово „венеды — венеты“ было разговорным, то „склавины“ или „славяне“ имело книжное происхождение. | Первая версия увязывает его с местами первоначального пребывания славян, людей, живущих по рекам. Производя его от слова „течь, вода течёт“, отсюда: реки Слуя, Славница. | До ХIХ в. считалось, что оно происходит от слова «слава» (gloriosi). | Другие считают, что этноним происходит от „слово“ — verbosi: говорить, „говорить ясно“, „люди, которые говорят ясно“, в отличие от „немцы“ — не могут говорить, немые | Другая версия, имеющая хождения также до ХIХ в., предполагала связь слово „славянин“ с „рабом“, термином тождественным во многих европейских языках. | | | | | | |