СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектное задание для урока технологии 4 класса "Древний Китай".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выполнении проектного задания, ученики класса разбились на группы, выбрали тему и создали при помощи учителя слайды для презентации "Древний Китай".

Просмотр содержимого документа
«Проектное задание для урока технологии 4 класса "Древний Китай".»

2. Проект: «Древний Китай» Выполнила: Глотова Евгения Анатольевна, учитель начальных классов МОУ Власовской СОШ №13 По технологии 4 класса, уч. Технология Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П. стр.69 13 марта 2019 г .

2. Проект: «Древний Китай»

Выполнила: Глотова Евгения Анатольевна, учитель начальных классов МОУ Власовской СОШ №13

По технологии 4 класса, уч. Технология Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П. стр.69

13 марта 2019 г .

1.Особенности цивилизации Древнего Китая

Кита́йская Наро́дная Респу́блика (КНР) в Восточной Азии. Сегодня это крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,38 млрд чел., большинство населения — этнические китайцы); Китайская Народная Республика, согласно конституции, — социалистическое государство. Является великой державой — кандидатом-сверхдержавой, экономической сверхдержавой, постоянным членом Совета безопасности ООН. Одна из ведущих космических держав мира, обладает ядерным оружием и крупнейшей в мире армией по численности военнослужащих.

В 2010 году китайская экономика обогнала японскую и стала второй экономикой мира по номинальному ВВП. С декабря 2014 года является первой экономикой мира по ВВП. КНР является мировым лидером по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них. Крупнейший мировой экспортёр («фабрика мира»). Располагает наибольшими в мире золотовалютными резервами.

Китай состоит в международных организациях. Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК). Председателем КНР является Си Цзиньпин (с 2013 года).

Особенности цивилизации Древнего Китая Чжунго «Срединное государство» — самоназвание Китая, около 1000 года до н. э., сначала им обозначались округа вокруг столицы или императорских владений. — одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индийцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров.

Особенности цивилизации Древнего Китая

Чжунго «Срединное государство» — самоназвание Китая,

около 1000 года до н. э., сначала им обозначались округа вокруг столицы или императорских владений.

одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата, индийцев Инда и египтян Нила. Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров.

Древние государства на территории Китая   Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), которая контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между XVIII и XII столетиями до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу, которая правила с XII до V века до н. э. Центральная власть новой династии ослабла в связи с возрастанием политической и экономической мощи удельных правителей, которые создали в середине VIII века до н. э. ряд формально независимых государств. С V по II века до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, однако в 221 до н. э. были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Древние государства на территории Китая

Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), которая контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между XVIII и XII столетиями до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу, которая правила с XII до V века до н. э. Центральная власть новой династии ослабла в связи с возрастанием политической и экономической мощи удельных правителей, которые создали в середине VIII века до н. э. ряд формально независимых государств. С V по II века до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, однако в 221 до н. э. были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Средневековые государства на территории Китая   Китай в III—VI веках в связи с нападениями кочевников с севера, империя была объединена династией Суй в 580 году. VII—XIV века, время господства династий Тан и Сун, считаются «золотым веком» Китая. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 году монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. В 1368 году, в результате антимонгольского восстания, началась новая этнически китайская династия Мин, которая правила Китаем до 1644 года.

Средневековые государства на территории Китая

Китай в III—VI веках в связи с нападениями кочевников с севера, империя была объединена династией Суй в 580 году. VII—XIV века, время господства династий Тан и Сун, считаются «золотым веком» Китая. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 году монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань. В 1368 году, в результате антимонгольского восстания, началась новая этнически китайская династия Мин, которая правила Китаем до 1644 года.

2.Культура  Древнего  Китая Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до нашей эры донесли до нас имена первых трёх властителей и пяти императоров Китая. Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных учёных отрицает существование этой династии .

2.Культура Древнего Китая

Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до нашей эры донесли до нас имена первых трёх властителей и пяти императоров Китая.

Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся. Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань. Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных учёных отрицает существование этой династии .

Обожествление царской власти Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тыс. лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнцу, луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбой о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле.

Обожествление царской власти

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тыс. лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнцу, луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбой о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей. Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле.

Культ предков Особенности  цивилизации  Древнего  Китая выражались в том, что очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжит жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари. В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических  направления,  впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были: даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Культ предков

Особенности цивилизации Древнего Китая выражались в том, что очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжит жить и более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари. В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направления, впоследствии трансформировавшиеся в философско-религиозные системы. Это были: даосизм, учение Конфуция и буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Китае. Эти учения сыграли огромную роль в истории страны и продолжают оказывать важное влияние на жизнь китайцев и до сих пор.

Даосизм Даосизм утверждал, что человек не силах изменить естественный порядок вещей. Сторонники Даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип Даосизма. Слово недеяние вызывает у европейцев вполне определенные, но обманчивые ассоциации, ибо даосское недеяние отнюдь не тождественно пассивной созерцательности. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной активности. Мудрец не противопоставляет себе ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных: «Совершенно-мудрый, совершая дела, предпочитает недеяние: …вызывая изменения вещей, он не осуществляет их сам; приводя в движение, не прилагает к этому усилий».

Даосизм

Даосизм утверждал, что человек не силах изменить естественный порядок вещей. Сторонники Даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория – основной принцип Даосизма. Слово недеяние вызывает у европейцев вполне определенные, но обманчивые ассоциации, ибо даосское недеяние отнюдь не тождественно пассивной созерцательности. Недеяние – это столь полное слияние с естественным ходом вещей, что отпадает необходимость в специальной активности. Мудрец не противопоставляет себе ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных: «Совершенно-мудрый, совершая дела, предпочитает недеяние: …вызывая изменения вещей, он не осуществляет их сам; приводя в движение, не прилагает к этому усилий».

Китайская культура Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это очень капризная река: она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. Что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.

Китайская культура

Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это очень капризная река: она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. Что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.

Великая Китайская стена

В результате в III в. государство Цинь побеждает всех своих соперников, и ему удается низложить династию Чжоу. Китай окончательно объединяется в эпоху царствования Ин Чжена (246 -210 гг. до н.э.), который распространил свою власть на все царства, существовавшие не территории Китая, в 221 г. До н.э. он принял титул императора (по-китайски – хуанди) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди (т.е. первый император Цинь). Именно в период его правления для защиты от напора кочевых племен была построена Великая Китайская стена, ставшая, как пирамида для Египта, символом китайской культуры. Длина Великой Китайской стены – около 5 тыс. км. С ответвлениями 10 тыс. км. Она построена из утрамбованной земли и каменных глыб и проходит и по горам, и по степям, и по пустыням. В определенных местах в ней имелись хорошо охранявшиеся ворота, использовавшиеся для торговли с кочевниками. Однако смысл сооружения стены заключался не только в том, чтобы защититься от натиска кочевых племен. Она также изолировала Китай от всех чуждых влияний, позволяла сделать древнекитайскую культуру замкнутой, закрытой.

Великая китайская стена

Великая китайская стена

Строительство

Строительство

Великая китайская стена

Великая китайская стена

Развитие науки

Цинь Шихуанди заботился о создании и поддержании своего культа. Для этого по всей территории в его честь сооружались храмы и дворцы. Как и во всех «речных» цивилизациях, значительные успехи в Древнем Китае были достигнуты в астрономии и математике. Уже в II тыс. до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, а месяц – на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В VII в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В период Чжаньго календарная система была усовершенствована. Была очень точно для того времени вычислена продолжительность года – 365,25 суток. В период Хань была составлена карта звездного неба. Древние китайцы придавали очень большое значение наблюдениям за Солнцем, луной, юпитером и Сатурном. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человечества описали пятна на Солнце. Такое внимание восходит еще к кочевым племенам, объединившимся затем на территории Древнего Китая. Дело в том, что каждая семья кочевников жила в своей юрте, купол которой в теплое время года оставляли открытым, а жерди купола использовались в качестве ориентиров при наблюдении за звездами и планетами. Сама юрта при этом была и прообразом астрономической обсерватории, и своеобразными солнечными часами.

Цинь Шихуанди

Цинь Шихуанди

Терракотовая армия первого императора Цинь

Терракотовая армия первого императора Цинь

Армия Цинь

Терракотовые статуи были захоронены вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди (объединил Китай и соединил все звенья Великой стены) в 210—209 годах до н. э.Фигуры, извлечённые из раскопа и собранные по частям

Сыма Цянь сообщает, что через год после восхождения на престол в 246 году до н. э. 13-летний Ин Чжэн (будущий Цинь Шихуанди) стал строить свою гробницу. По его замыслу, статуи должны были сопровождать его после смерти, и, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные амбиции в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни.Строительство мавзолея потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников и длилось 38 лет. Периметр внешней стены захоронения равен 6 км.

Хотя вместо живых воинов — вопреки традиции — вместе с императором были похоронены их глиняные копии, также были закопаны, по различным оценкам, до 70 тысяч рабочих вместе с их семьями.

Статуи были обнаружены в марте 1974 года местными крестьянами во время бурения артезианской скважины к востоку от горы Лишань. Первый этап раскопок прошёл с 1978 по 1984 год. Второй — с 1985 по 1986. 13 июня 2009 начался третий этап раскопок. Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 км на восток от гробницы императора.

Пирамиды Древнего Китая

Пирамиды Древнего Китая

Архитектура

Архитектура

Архитектура

Архитектура

Небесный глобус Именно кочевники впервые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца приблизительно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет. Путь Юпитера был разделен на 12 равных частей, и каждая часть получила имя определенного животного. Астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Считалось, что мир состоит из пяти элементов, или стихий, – дерева, земли, воды, огня, металла, которым, в свою очередь, соответствуют определенные цвета – синий (зеленый), черный, белый, красный, желтый. Стихии находятся в тесной взаимосвязи и циклическом соподчинении: дерево растет в земле, земля родит воду, вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево (цикл может быть начат с любой стихии). Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае астрономические представления были неотделимы от астрологических. Так, считалось, что каждая стихия двойственна, совмещая в себе Инь и Ян, т.е. отрицательное и положительное начало. Например, вода питает все живое, но может все уничтожить и т.д.

Небесный глобус

Именно кочевники впервые установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца приблизительно за 12 лет, а Сатурн – за 30 лет. Путь Юпитера был разделен на 12 равных частей, и каждая часть получила имя определенного животного. Астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Считалось, что мир состоит из пяти элементов, или стихий, – дерева, земли, воды, огня, металла, которым, в свою очередь, соответствуют определенные цвета – синий (зеленый), черный, белый, красный, желтый. Стихии находятся в тесной взаимосвязи и циклическом соподчинении: дерево растет в земле, земля родит воду, вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево (цикл может быть начат с любой стихии). Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае астрономические представления были неотделимы от астрологических. Так, считалось, что каждая стихия двойственна, совмещая в себе Инь и Ян, т.е. отрицательное и положительное начало.

Например, вода питает все живое, но может все уничтожить и т.д.

Дракон

Дракон

Драконы

Драконы

Математические знания Наблюдения звездного неба требовали основательных математических знаний, и древние китайцы достигли в этой области больших успехов. В частности, уже в V в. до н.э. они узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел и производили операции над ними. Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был создан каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии. В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек. Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного.

Математические знания

Наблюдения звездного неба требовали основательных математических знаний, и древние китайцы достигли в этой области больших успехов. В частности, уже в V в. до н.э. они узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел и производили операции над ними.

Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был создан каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Монастыри украшали скульптурные изображения Будды и буддийских божеств. Огромные статуи Будды воплощали идею сверхчеловеческого и божественного.

Буддизм

Буддизм

500 Будд в шанхайском храме Лунхуасы

500 Будд в шанхайском храме Лунхуасы

Прикладные искусства Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых изделий, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в н.э фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая. В VII – VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными. Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины и др.

Прикладные искусства

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых изделий, украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в н.э фарфора. Великолепны также разнообразные лаковые изделия, известные далеко за пределами Китая.

В VII – VIII вв. основное место среди других видов искусства заняла живопись. Она отразила и преклонение людей перед красотой Вселенной, природы, и городской быт того времени. Важную роль в становлении живописи сыграл трактат «Шесть законов живописи», созданный знаменитым художником Се Хэ в V в. В китайской живописи получили самостоятельное значение жанры «люди», «цветы-птицы», «горы-воды», ставшие на многие века традиционными.

Уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые – из бамбука, глины и др.

Шёлковый путь

Шёлковый путь

Трактаты о музыке

В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею, таким образом, даже эти сферы культуры, менее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.

в наше время существует около 10 тыс. знаков иероглифического письма. Квадратная форма иероглифов принята с давних пор, причем все четырехугольники должны быть равны между собой. Направление письма – колонки, идущие сверху вниз, а сами колонки располагаются справа налево. Горизонтальное направление строки с расположением иероглифов справа налево встречается значительно реже. Древними материалами для письма служили камень, металл, кость, и бамбук, а сами знаки выцарапывались металлической палочкой. Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу.

Особенностью китайского книгопечатания было то, что текст в зеркальном отражении вырезался на деревянной доске целиком, т.е. он не составлялся из отдельных знаков. Это замедляло процесс изготовления печатных текстов. Только в 1040-1048 гг. кузнец Би Шен объединил наборный и печатный принципы. Но иероглифическая письменность препятствовала развитию наборного принципа. Тем не менее, у китайцев постепенно появляются множество бумажных книг, и начинается формирование библиотек.

Музыка

Музыка

3.Китайская мифология

Монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство во многом тоже было патриархальным.Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо (далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной). Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи различных мифов превращались в императоров, а второстепенные – в сановников и вельмож. Это в сущности, – первопредки, ставшие культурными героями. Согласно представлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре. Мифология давала и определение объяснение происхождению мира. Первоначально, как считалось, существовал Хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян – темное и светлое начала соответственно. Предположительно, первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей видимости, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба .

Специфика

Специфика

Общественный идеал

Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» - коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок. Богами древние китайцы называли все, что изменялось на глазах и могло вызвать удивление – горы, реки, птиц, зверей, деревья и даже людей. Такие боги располагали человека к доверию ко всему, что его окружает, поскольку вещи, как природные, так и рукотворные, становились вместилищем богов. Древние китайцы считали, что боги не могут существовать сами по себе, они буквально слиты с вещами. Сын при жизни родителей должен был им беспрекословно подчиняться, а после смерти – пребывать в трауре в течение трех лет и не заниматься все это время никакой общественной деятельностью. Специфика древнекитайской культуры и состоит в том, что эти культы, которые в других культурах последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, в данном случае мирно сосуществуют почти в неизменной виде с ценностями и структурами принципиально иного типа. Резкие контрасты в Древнем Китае отсутствуют.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!