Просмотр содержимого документа
«Проектные работы на химическом кружке»
Проектные работы на химическом кружке
Ни для кого не секрет, что химия – наука экспериментальная. Детям очень нравится не только наблюдать за опытами, которые демонстрирует учитель, но и самим проводить эксперименты. Конечно, хочется слить всё подряд и увидеть чудо, но приходится следовать правилам техники безопасности и выполнять только то, что предписано практической или лабораторной работой. А вот приобщиться к интересным опытам наши ученики могут уже с 5 класса. Вы подумали, что теперь школьный курс химии начинается с того момента, как ребенок шагнул на порог средней школы? Нет, такой предмет появляется только в 8 классе, а я говорю о химическом кружке «Химия вокруг нас».
На занятиях учащиеся знакомятся с правилами техники безопасности при проведении опытов, с лабораторным оборудованием и химической посудой, изучают вещества, которые им хорошо знакомы в быту, узнают о том, что химия проникла во все области нашей жизни, выращивают кристаллы и проводят исследования по влиянию удобрений на рост растений.
В результате этой работы школьники расширяют свой кругозор; приобретают навыки экспериментальной деятельности, первоначальные химические знания; учатся применять анализ и синтез при познавании окружающих веществ, делать выводы, планировать эксперимент и оформлять его результаты в виде презентации; готовить исследовательский проект. Всё перечисленное способствует повышению познавательной активности и делает процесс обучения интересным!
Какие же проекты или мини-проекты можно провести с учащимися 5-7 классов?
В 5-6 классе детям очень нравится изготавливать свечи и мыло. Такая, на первый взгляд, творческая работа вполне способна превратиться в исследовательский проект, стоит лишь поставить перед детьми цель. Они сразу придумают, что хотят изучить и сравнить в этих технологических процессах. В нашем проекте ученики решили узнать, какие свечи горят дольше (восковые, парафиновые, глицериновые, из вощины или свечного порошка), а также возможность утилизации старых свечных огарков (для сокращения бытовых отходов и экономии финансов). По мере выполнения работы появились и новые вопросы, на которые захотелось получить ответы. Например, какие фитили горят дольше (деревянные или хлопковые)? В результате получились очень красивые и разнообразные свечи, а работа очень понравилась не только участникам кружка, но и ребятам из старших классов.
Изготовление мыла – процесс аналогичный. Но как много вопросов для изучения! Можно ли использовать в качестве отдушек эфирные масла, изготовленные на химическом кружке? А подойдёт ли для придания окраски растворимый напиток «Юпи»? Можно ли добавить масло или мёд? Что будет, если смешать несколько отдушек? Можно ли утилизировать старые обмылки? Отличается ли технология изготовления мыла из базовой основы и из обмылков? Какие добавки сделают мыло приятным для кожи и увлажнят её? Какая кислотность у разных типов мыла?... Исследование способно затянуться на целый учебный год. И каждый выполняет свою часть работы. Хотя обязательно найдутся дети, которые захотят ответить на все вопросы и объять необъятное. И у них это получается. После защиты проекта ребята подарили мыло учителям. А через некоторое время получили благодарность за то, что мыло не сушит кожу. Все остались довольны!
В 6-7 классе можно самостоятельно приготовить природные индикаторы или выделить эфирные масла. Подбор источников информации и сравнение действия полученных веществ приобщает учеников к выполнению исследовательских проектов. Казалось бы, зачем изготавливать природные индикаторы, они же есть в природе? Речь идёт об изготовлении индикаторных бумажек, пропитанных природными веществами. Выбор учеников пал на черноплодную рябину, шелуху красного лука и свёклу, хотя в эксперименте изначально были и другие объекты исследования (из информационных источников). Но всё-таки лучшие результаты даёт черноплодная рябина, даже спустя 3 года после изготовления.
Получение эфирных масел – более сложная тема, но и с ней могут справиться учащиеся 7 класса, у которых ещё нет понятия об органических веществах. Надо лишь предложить ту часть работы, которую они могут осмыслить и выполнить. У нас были способы отстаивания, отжима и вытяжки. В результате получены масла лимона, апельсина, лайма, мандарина, помело, эвкалипта, лаванды. И детям, и взрослым очень понравилось то, что полученные масла можно использовать в диффузорах. Но, как выяснилось позже, не все.
И это только часть возможных проектов, которые помогают ребятам открывать и познавать мир!