Проектные технологии на уроках географии, как средство социализации учащихся с УО.
Цель воспитания - это научить наших детей обходиться без нас. Эрнест Легуве
Выпускники с УО являются полноправными гражданами РФ. Анализируя итоги их жизнедеятельности, можно сделать вывод, что трудятся они в сфере обслуживания, в строительстве, на швейном производстве, работают санитарками. Выпускники создают семьи, имеют приусадебные участки.
Однако многие часто попадают в тяжелые бытовые, общественно – политические и в другие жизненные ситуации, так как ведомы, не всегда востребованы в социуме, и этим могут воспользоваться криминальные структуры.
Традиционная система обучения в школе, не в полной мере отвечает современным требованиям, главное из которых обеспечить не предметную подготовку, а становление социального опыта и коррекцию личности ученика на основе его индивидуальных и возрастных особенностей.
В современном мире, где нарастающими темпами идут изменения общества и отношений в нём, очевиден поиск новых путей в образовании и воспитании учащихся с УО. В данной сфере ребёнок не может выступать средством для реализации педагогических программ. Обучение должно стать его личностной целью, потребностью, мотивом.
Причём не надо путать понятия «социализация» и «адаптация». Адаптация – это приспособление к окружающим условиям.
Социальная адаптация предполагает активное участие самого школьника в формировании умении и навыков, необходимых для реализации.
Успех социальной адаптации и интеграции учащихся напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.
Самостоятельное добывание знаний учащимися возможно при правильной их организации. Эффективность работы учащихся возрастает, если есть интерес к предмету. Знания, добытые самостоятельно, формируют личность способную социализироваться.
Роль географии как учебного предмета имеет большое значение в социализации учащихся с УО.
Где, как не на уроках географии учащиеся узнают о географическом положении государств, о несметных богатствах нашей Родины, о сельском хозяйстве страны. География изучает экологические проблемы. А наши выпускники – это первые борцы за чистоту города, так как многие из них трудятся на предприятиях в ЖКХ.
Географический материал в силу своего содержания обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности учащихся с УО: внимания, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, понимать причинно – следственные зависимости.
Учащиеся с УО на уроках географии охотно включаются в различные виды деятельности: наблюдения, творческую и проектную деятельность, практические работы, работу в группах, деятельность по оцениванию собственных достижений, работу с различными источниками информации.
Достоинство проектной технологии в том, что она учит школьников находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, умений, а знания, добытые самостоятельно, формируют личность способную социализироваться.
Хочу представить вам некоторые наиболее значимые реализованные проекты.
6 класс– «Вода – восьмое чудо света».
В ходе данного проекта совместно с ребятами рассмотрели значение воды в жизни человека, причины загрязнения водоёмов, провели исследование по теме «Сколько воды тратит моя семья за день» (с помощью родителей), ребята предложили простые советы от каждой семьи по экономии воды, приняли участие в конкурсе рисунков «Синяя вода», совершили несколько экскурсий на водоёмы нашего города и очистили берега от мусора.
С 2016 года мы присоединились к всероссийскому движению «Вода России». Ежегодно проводим серию уроков по предлагаемым темам, апробировали игру «Хранители воды» и «Приключение Эконешки и её друзей». Младшие ребята с удовольствием ежегодно участвуют в конкурсе «Разноцветные капли», а старшие являются участниками экоквеста с практическими заданиями, цель которых — обучить не только сбережению воды, но и новым полезным навыкам.
Итог работы: презентация для младших школьников фильма «Советы от Хранителей воды», экологического мультфильма, и подарки - книжки-покетмоды «Путешествие капельки».
7 класс – «Охрана леса. Правила поведения в лесу» во время серии экскурсий ребята рассмотрели деревья и кустарники, вспомнили их названия, пользу, подготовили рефераты о лекарственных растениях леса и растениях и животных Красной книги нашего края, учащиеся поработали с лепбуком, составили свод правил поведения в лесу; подготовили выступление агитбригады для учащихся младших классов, рассказали, что может сделать каждый, чтобы спасти лес от пожаров и подарили ребятам книжечки-покетмоды.
В последнее время все большее значение приобретает воспитание толерантности по отношению к представителям разных национальностей. На уроках географии в 7 классах в рамках изучения темы «Население России» организовали мини проект дискуссию «Штрихи к многонациональному составу школы. Мы провели исследование национального состава учащихся 5-9 классов нашей школы и составили диаграмму. В ходе выполнения работы ребята рассмотрели происхождение различных фамилий, представили презентации «Родословная моей семьи», защитили герб своей семьи, провели конкурс рефератов «Любимое блюдо моей семьи». В результате работы ребята выяснили, что школа является многонациональной организацией, здесь проводятся классные часы для сплочения и дружбы разных народов и оказывается помощь детям из многодетных и социально незащищенных семей.
Активное включение учащихся в создание тех или иных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Таким примером является реализация проекта «Школа – наш дом».
Ребята с удовольствием участвовали в разработке и осуществлении обустройства школьной территории. Они не только изучили состояние пришкольного участка, но и принимали активное участие в её благоустройстве: предлагали свои дизайнерские проекты, мастерили макеты совместно с педагогами, помогали семенами цветов и посадочным материалом, высаживали саженцы. Пятиклассники изучили многообразие комнатных растений, выращиваемых в классах, и разработали рекомендации по уходу за ними, которые были оформлены в красочном буклете.
Благодаря этому наша школа, школьный двор стали ещё более благоустроенные и чистые и ребята стали более внимательно и бережно относиться к окружающим растениям.
Включение регионального компонента является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Волгоградской области, нашего района. Изучение особенностей природы, населения, хозяйства своей местности является одним из условий конкретизации географического материала, способствует закреплению знаний по географии, расширяет кругозор учащихся, способствует успешной социализации.
Работая в данном направлении мы реализовали проект: «Моя малая родина». Усвоение сложного краеведческого материала происходило через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
В ходе реализации проекта учащиеся приобрели знания об истории города, символике, достопримечательностях, узнали имена тех, кто основал и прославил город, проявили интерес к событиям городской жизни.
Одним из продуктов данного проекта стал исследовательский мини-проект «Топ 7 достопримечательностей города Котово», цель которого: привлечь внимание учащихся школы к уникальным памятникам природы, культурным объектам города.
Собранный в ходе всего проекта материал систематизировали и оформили в виде брошюры «С чего начинается Родина?». Он с успехом используется не только на уроках, но и в воспитательной работе, при проведении классных часов.
Вывод: у меня не вызывает ни малейшего сомнения, что именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т.к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.
Можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни ученик, имеющий навыки самостоятельной работы, окажется более приспособленным и адаптированным в реальном деле.
В заключении хочу представить вам небольшой ролик работы по проекту «Моя малая Родина».
Желание оценивать результат своей деятельности очевиден в период перехода от подросткового возраста к юношескому, так как учащиеся в этом возрасте оценивают своё положение в обществе. Биологическая адаптация предполагает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температура, атмосферное давление, влажность и т.д.). Эти свойства являются общими для человека и животных. Но у человека есть способность к регуляции биологических процессов, что расширяет его возможности. А география как предмет несёт в себе большие возможности для развивающейся личности с УО.
Социализация – это сложный и многогранный процесс, включающий в себя процесс усвоения социального опыта, системы социальных связей и отношений.
Я полагаю, что география как учебный предмет может способствовать более успешному развитию личности с УО, способной интегрироваться в социум. Но для этого надо работать над развитием мотивов учения, положительного отношения к учёбе, над формированием социальных мотивов и самооценки.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат освоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром.
.
Роль географии как учебного предмета имеет большое значение в воспитании и обучении учащихся с УО, так как содержание при правильном его отборе и последовательности изучения, целенаправленном формировании навыков учебной работы может стать эффективным средством для социализации учащихся.
География как учебный предмет способствует успешному развитию личности, её социальной адаптации.