Просмотр содержимого документа
«Проектные технологии на уроках русского языка и литературы»
Юлия Григорьевна Полякова,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска»,
кандидат филологических наук
Проектные технологии на уроках русского языка и литературы
Образовательный проект представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.
.
Основными условиями применения метода проектов являются :
- существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
- структурирование этапов выполнения проекта;
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проектные технологии включают следующие виды деятельности:
- 1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
- 2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
- 3. Выбор темы исследования (попытаться, как можно более строго обозначить границы исследования).
- 4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).
- 5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
- 6. Разработка методики проведения исследования.
- 7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
- 8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
- 9. Подготовка отчёта (дать определения основным понятия, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).
- 10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Типы проектов
- Исследовательские (анализ лингвистических и литературоведческих источников, открытие чего-то нового на ученическом уровне) – «История моей ФАМИЛИИ», «Роль детали в поэме Н.В. Гоголя «мертвые души», «современный молодежный жаргон: опыт создания словаря», «Фразеологизмы в рекламе» и другие Информационно-познавательные (сбор и представление информации о чем-либо) - фотоальбом «литературные места Магнитогорска», брошюра «Нормы ударения в русском языке», буклет «как это по-русски», стенгазета «Знаменитые русские лингвисты» и другие
- Исследовательские (анализ лингвистических и литературоведческих источников, открытие чего-то нового на ученическом уровне) – «История моей ФАМИЛИИ», «Роль детали в поэме Н.В. Гоголя «мертвые души», «современный молодежный жаргон: опыт создания словаря», «Фразеологизмы в рекламе» и другие
- Информационно-познавательные (сбор и представление информации о чем-либо) - фотоальбом «литературные места Магнитогорска», брошюра «Нормы ударения в русском языке», буклет «как это по-русски», стенгазета «Знаменитые русские лингвисты» и другие
Типы проектов
- Социальные (решение социально-значимой проблемы) – Буккроссинг, социальная реклама «читать полезно», «говори грамотно»
- Творческие (проявление своих талантов) – «памятник русскому языку», создание Буктрейлера, «Сказка о существительных», сценарий литературной гостиной «Серебряный век русской поэзии»
Проектный метод —
один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
метод проектов реализует деятельностный подход к обучению.
Юлия Григорьевна Полякова,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №53 г. Магнитогорска»,
кандидат филологических наук
Проектные технологии на уроках русского языка и литературы