Министерство образования Красноярского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа» №36
Методическая разработка
«Проектный урок по литературному чтению в 1 классе»
Красноярск, 2024
М
етодическая разработка выполнена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составитель: Лантушко Кристина Геннадьевна, учитель начальных классов.
Аннотация
Методическая разработка представляет собой рекомендации по организациипроектного урока на предмете «Литературное чтение»в первом классе.
Проектный урок представлен и разработанна примере изучения творчества Н.Носова по теме «Приключение Незнайки и его друзей». В рекомендациях предложены – биография писателя, иллюстрации из произведения, список мультфильмов.
Данную разработку могут использовать студенты педагогических учебных заведений, учителя начальной школы для организации проектного урока.
Содержание методической разработки
Введение 4
1. Что такое проектный урок? 7
2.Проектный урок «Правила поведения Незнайки на Луне» 9
2.1 Этапы работы под проектным уроком 11
2.2 Внедрение проектного урока в практическую деятельность 12
2.3 Алгоритм создания книжки-раскладушки 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Приложение 27
Введение
Современная педагогика обращает внимание на включение проектной деятельности в образовательную систему начальной школы. Проектная деятельность способствует разнообразию учебной деятельности учащегося, помогает реализовать идеи самого ученика, а так же, проектный метод- один из тех, что относится к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.
Педагогический словарь определяет проектную деятельность как педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет следующие требования к современному уроку: урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер, в приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя, осуществляется практический, деятельностный подход, каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. В этой связи задача учителя — помогать не только в освоении новых знаний и направлять учебный процесс, но и формировать коммуникативную культуру обучающихся на примере изучения классической детской литературы, на базе внедрения новых учебных форм. Поэтому, учителя в свою работу стараются внедрять проектную деятельность, а точнее её элемент - проектный урок. В разработке рассматривается проектный урок по теме «Приключение Незнайки и его друзей». Данная тема полностью подчинена календарно-тематическому плану учителя. Так же, представлены материалы по данной теме, а именно: биография Н.Носова, иллюстрации к данному произведению, список мультфильмов, снятых по рассказу писателя. Конспект проведения проектного урока по теме «Приключение Незнайки и его друзей», где описан ход урока, цель, планируемые результаты, деятельность учителя и учащихся.
Для реализации проектного урока для учащихся 1 класса по теме «Приключение Незнайки и его друзей» мы решили совместно с учениками 1 класса создать книжку-раскладушку. Функции данной книжки-раскладушки заключаются в возможности использования её не только учащимися, как отработка навыка штриховки и постановки руки, но которая бы могла являться подсказкой по выполнению домашних работ учащихся для родителей. Мы определили этапы создания книжки-раскладушки: постановка задачи, выбор формы, выполнение упражнений, рефлексия. Далее, каждый ученик имеет возможность предложить своё содержание книжки-раскладушки, обсудить предлагаемую штриховку, фигуры, при этом, обосновывая свое предложение. Мы считаем, что данный этап будет способствовать раскрытию коммуникативного аспекта проектного урока литературного чтения. Длительность выполнения проекта в режиме урочных занятий мы ограничили одним уроком.
Кадры из мультфильма «Незнайка на Луне» режиссеры Юрий Бутырин, Александр Юшкевич 1997 год.
«Незнайка»
1.Что такое проектный урок?
Формирование проектной деятельности в рамках классно-урочной системы допустимо только в том случае, когда происходит переход образовательных целей учебно-воспитательского процесса на цели двух систем.суть проектирования заключается в поочередном осуществлении четко зафиксированной последовательности этапов, на каждом из которых реализуется конкретное умение, из чего можно сделать вывод о поэлементном создании проектного умения, а в дальнейшем объединения их в одно целое. Для такого рода деятельность потребуются 3 вида уроков.
Первый вид – проектный урок, включающий в себя как составную часть - учебный проект или в целом состоит из работы над проектом.
На проектную деятельность могут и не отводить весь урок целиком. Все зависит от учителя: он структурирует каждый урок в соответствии с логикой познавательной деятельности и темой, предусмотренной учебной программой. Вследствие этого определенные этапы работы над проектом могут быть рассчитаны на часть урока.
Второй вид – проектный урок, включающий в себя организацию проектной деятельности в рамках урочно-внеурочной формы работы. Это специально отведенные в учебной сетке часы, большого количества которых не может быть, так как затратность при работе над проектом высока.
К примеру, большие проекты могут реализоваться в ходе урочно-внеурочной работы. К таким относятся:
— проекты, реализующиеся в ходе проектной недели (в ходе проектной недели уроки, как правило, не ведутся, вследствие этого, общая длительность времени для выполнения проекта составляет 40-48 часов;
— проекты, допускающие выездной (полевой) этап;
— годичные (общешкольные, межпредметные, телекоммуникационные) проекты, носящие исследовательский характер.
При этом часть проекта, тематически и по содержанию связанная с программным материалом, имеет возможность проводиться на уроках
Третий вид – учебный проект в серии уроков.
Полноценное осуществление каждого из этапов учебного проекта требует наибольшего времени, нежели один урок. Необходим хотя бы спаренный урок (мини-проект).
Преимущества проектного урока
-позволяют быстрее и эффективнее формировать УУД учащихся;
-на основе УУД формируются проектные умения и проектная деятельность. Пока он не будет сформирован, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании;
-значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;
-создаются необходимые условия для применения знаний на практике.
Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне» режиссеры Юрий Бутырин и Александр Люткевич 1997 год.
«Незнайка и Звездочка»
2. Проектный урок «Правила поведения Незнайки на Луне»
Что должен знать учитель при организации проектного урока?
При организации проектного урока важно выбрать тему, которая будет интересна учащимся. Поэтому мы определили тему, которая полностью соответствует рабочей программе УМК система «Школа 2100». Тема: «Приключение Незнайки и его друзей» Н.Носова.
Важно составить план, по которому будет организован проектный урок, так как он строится поэтапно.
В ходе анализа психологических особенностей учащихся 1 класса, лингвистической и методической литературы по программе «Литературное чтение» в 1 классе, мы определи вид проектного урока -проектный урок, включающий в себя организацию проектной деятельности в рамках урочной формы работы.
Опираясь на выбранный вид проектного урока, было отведено время на работу - 45 минут, что соответствует уроку.
Выбран вид проекта – книжка-раскладушка.
Материалы:
Для создания книжки-раскладушки потребуется:
- цветной картон, клей, ножницы, цветная бумага, листы А4, фломастеры, цветные карандаши, трафареты, элементы декорирования.
На этапе подготовки к первичному восприятию произведения учащимся было предложено освежить в памяти биографию Н.Носова, а так же само произведение «Приключение Незнайки и его друзей», просмотрев презентацию и фрагмент мультфильма.
Учащиеся под руководством учителя определили особенности спутника Земля – Луны с научной точки зрения. Провели сравнение нарисованнойхудожниками Луны и сфотографированной Луны из космоса.
На этапе первичного восприятия произведения была проведена беседа, в ходе которой обсуждались такие вопросы, как: кто такой Незнайка? Почему его так называют? Как Незнайка вел себя в Цветочном городе, а так же на Луне? И т.д.
Страницы повести были проиллюстрированы мультипликационным отрывком из мультфильма «Приключение Незнайки на Луне».
Перед учащимися была поставлена задача создания книжки-раскладушки, которая является конечным продуктом проектного урока.
После получения результата своей деятельности, учащиеся представляли свою книжку-раскладушку перед всем классом.
Далее происходило оценивание продукта деятельности учеников.
Кадр из мультфильма «Незнайка на Луне» режиссеры Юрий Бутырин и Александр Люткевич 1997 год.
«Незнайка и Знайка»
2.1 Этапы работы над проектным уроком
1.Выбор вида проектного урока;
Первый вид – проектный урок, включающий в себя как составную часть -учебный проект или в целом состоит из работы над проектом.
Второй вид – проектный урок, включающий в себя организацию проектной деятельности в рамках урочно-внеурочной формы работы.
Третий вид – учебный проект в серии уроков.
2. Выбор темы проектного урока;
Тема – предмет рассмотрения; это то, что исследуется, обсуждается.
3. Формулировка темы проектного урока.
4. Определение цели проектного урока.
Цель – это то, чего хотят достичь в конечном итоге. Для того, чтобы достичь поставленной цели, нужно определить для себя ряд задач, которые помогут на пути к цели.
5. Постановка задач проекта.
Задача – это то, что необходимо выполнить. В задачах определяется, как достичь поставленной цели.
6. Определить временной промежуток, отведенный для реализации проектного урока;
7. Расписать оборудование, дополнительный материал;
8. Выбрать форму работы учащихся;
Фронтальная форма организации деятельности.
Групповая форма организации деятельности.
Парная форма организации деятельности.
Индивидуальная форма организации деятельности.
9.Выбрать способ оценивания конечного продукта учащихся.
10. Определиться с рефлексией.
2.2 Внедрение проектного урока в практическую деятельность
Нашу работу мы начали с организации выбора вида проектного урока. В ходе чего, мы остановились на втором виде проектного урока- проектный урок, включающий в себя организацию проектной деятельности в рамках урочной формы работы.
В ходе беседы с учителем, а так же, анализа рабочей программы УМК система «Школа 2100», нами была определена тема проектного урока: Н.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей». Данная тема полностью встраивается в календарно-тематический план учителя.
Далее, мы сформулировали тему конкретного проектного урока: «Правила поведения Незнайки на Луне».
Целью нашего проектного урока являлась создание книжки-раскладушки учащимися 1 класса.
Для достижения нашей цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Знакомство с биографией Н.Н. Носова;
Презентация биографии состоит из семи слайдов, которые описывают жизнь и творчество писателя.
1 слайд:
2 слайд:
3 слайд:
4 слайд:
5 слайд:
6 слайд:
7 слайд:
Чтение произведения «Приключение Незнайки и его друзей»;
Учащимся было дано домашнее задание: прочитать повесть-сказку «Приключение Незнайки и его друзей».
Просмотр фрагмента мультфильма «Незнайка на Луне».
Для дальнейшей работы, ученикам было предложено посмотреть фрагмент мультфильма «Незнайка на Луне» режиссёры Юрий Бутырин, Александр Люткевич.
Проведение фронтальной беседы по данной теме;
В ходе фронтальной беседы обсуждались вопросы: Кто такой Незнайка? Почему его так назвали? Расскажите про поведение Незнайки в Цветочном городе, на Луне?
Создание, оформление книжки-раскладушки;
Создание и оформление в паре конечного продукта деятельности учащихся книжки-раскладушки «Правила поведения Незнайки на Луне».
Организация выставки.
После того, как учащиеся закончили работу над книжкой-раскладушкой, им было предложено поучаствовать в выставке перед классом со своей работой.
Так как у нас второй вид проектного урока, который организовывается в рамках урочной формы работы, мы ограничились одним уроком, равный 45 минутам.
Для создания книжки-раскладушки, нам понадобиться:
- цветной картон, клей, ножницы, цветная бумага, листы А4, фломастеры, цветные карандаши, трафареты, элементы декорирования.
Элементы декорирования могут использоваться разные, по желанию учащихся.
Работа в парах вводится в 1 классе с первых дней обучения. Для учащихся бывает нелегко адаптироваться в классе. Поэтому важную роль имеют формы взаимодействия первоклассников друг с другом, парные работы. Поэтому работа в парах является наиболее комфортной формой организации деятельности учащихся, которую мы и выбрали.
Конечным продуктом деятельности учащихся на проектном уроке является книжка-раскладушка, мы учли нужным организовать оценивание в виде выставки, а так же небольшой демонстрации работы одноклассникам.
Для заключения проектного урока, мы выбрали такой вид рефлексии как рефлексия деятельности «Лесенка успеха». Где каждый учащийся сможет провести самооценку своей деятельности.
Алгоритм создания книжки-раскладушки
Определиться с содержанием книжки-раскладушки;
На листе А4 изображаем задуманные рисунки и вырезаем их (из выданных трафаретов Луны и Незнайки);
Вырезанные рисунки приклеиваем к листам цветного картона нужного цвета попарно;
Подписываем на цветном картоне с рисунками нужные фразы;
Вырезаем узкие полоски (2-3см) из цветной бумаги, исходя из количества страниц, и увеличиваем количество полосок в 4 раза;
Обклеиваем узкими цветными полосками все края с двух сторон каждой получившейся заготовки;
Вносим дополнительный декор на страницы книжки (по усмотрению ученика);
Обводим 10 кругов по трафарету и вырезаем;
Для того, чтобы скрепить книжку-раскладушку и оформить уголки страниц раскладушки, вырезанными кругами поочередно соединяем страницы книжки с помощью клея. Не забываем оставлять расстояние между страницами, чтобы в дальнейшем сложить их, отмеряем линейкой 1 см;
Складываем книжку- раскладушку. Готово!
Заключение
В начальной школе на современном этапе возникла необходимость введения проектного урока, так как у учащихся начальных классов слабо сформирована коммуникативная культура.
Применение проектного урока в первом классе имеет достаточно серьезное значение в развитии коммуникативной культуры. Учащиеся, работая над проектным уроком, учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, взаимодействовать с одноклассником, а также учится признавать точку зрения другого.
Именно для формирования коммуникативной культуры был выбран один из элементов проектной деятельности - проектный урок, который был проведен в рамках темы: Н.Носов «Приключение Незнайки и го друзей».
Для достижения нашей цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
Знакомство с биографией Н.Н. Носова;
Презентация биографии состоит из семи слайдов, которые описывают жизнь и творчество писателя.
Чтение произведения «Приключение Незнайки на Луне»;
Учащимся было дано домашнее задание: прочитать повесть-сказку «Незнайка на Луне».
Просмотр фрагмента мультфильма «Незнайка на Луне».
Для дальнейшей работы, ученикам было предложено посмотреть фрагмент мультфильма «Незнайка на Луне» режиссёры Юрий Бутырин, Александр Люткевич.
Проведение фронтальной беседы по данной теме;
В ходе беседы обсуждались вопросы: Кто такой Незнайка? Почему его так назвали? Расскажите про поведение Незнайки в Цветочном городе, на Луне?
Создание, оформление книжки-раскладушки;
Создание и оформление в паре конечного продукта деятельности учащихся книжки-раскладушки «Правила поведения Незнайки на Луне».
Организация выставки.
В процессе этого вида работы мы могли пронаблюдать, как обучающиеся в паре проявляют заявленные коммуникативные умения.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- 2009.
Ахметов М. А. Проектный метод обучения. // Химия в школе. – 2012. – №.3.
Картинки из мультфильма Незнайка на Луне https://www.yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%B5&lr=62&clid=2255761-320&win=283.
Комоско И.И., Горелова Г.А., Дроздова И.А., Залезная Т.А. Проектная деятельность как один из факторов повышения качества образования// Современные наукоемкие технологии. – 2009. - №12. – С. 38-39.
Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. –М.: Издательский центр ИЭТ, 2013.- С.242, 182.
16